Идеология белорусского государства Конспект лекций. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты В чем основное содержание идеологии белорусского государства

Идеология белорусского государства Конспект лекций. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты В чем основное содержание идеологии белорусского государства

    Идеология как социальный как социальный феномен. Ее сущность, структура и функции в обществе.

    Становление и развитие белорусской государственности.

    Основные этапы развития общественной мысли и идеологии белорусской государственности.

Мы приступаем к изучению нового учебного курса, который называется «Основы идеологии белорусского государства». Почему этот курс носит такое название, неужели идеология так важна, что теперь студенты, обучающиеся на всех специальностях, должны вникать в тонкости философских определений, в суть академических споров о столь казалось бы далеком от научных потребностей сегодняшнего дня предмета? Конечно же, нет. Как это ни парадоксально, но дело заключается не только и даже не столько в идеологии, сколько в государстве, гражданами которого мы все являемся.

Буквально на следующий день после обретения независимости Беларусь оказалась перед лицом исключительных по сложности проблем, связанных с выбором своего государственного и общественного бытия. Назову только самые важные проблемы:

    Как назвать свое государство?

    Какой тип государственности определить?

    Какие принципы положить в основу Конституции страны, в основу взаимоотношений между личностью, обществом и государством?

    На какие базисные ценности ориентироваться в организации экономической, социальной и духовной жизни?

    Какие внешнеполитические приоритеты, соответствующие интересам белорусского народа избрать?

    Какие государственные символы, адекватно отражающие исторический путь и современные чаяния белорусов, избрать?

Каждый из этих вопросов относится к той предметной области, которую в политической науке принято обозначать идеологией государства. Поиск ответов на эти вопросы осуществлялись в ходе острейших политических и научных дискуссий последнего десятилетия прошлого века. Их результатом стала принятие на референдуме Конституции Республики Беларусь, государственных символов страны, определение основных направлений внутренней и внешней политики нашего государства. Совокупность заложенных в них идей, принципов и идеалов по праву составляет сердцевину идеологии белорусского государства.

Главная цель нашего курса – формирование жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, которые выражают позитивное отношение к белорусскому государству, как явлению, имеющему свое прошлое, настоящее и будущее в значении базовой ценности политической культуры граждан Беларуси.

    Понятие идеологии и ее генезис.

В нашем языке существует не так уже много понятий, которые бы пришлось на протяжении своего сравнительно недолгого существования пережить столько метаморфоз, как это случилось с термином «идеология».

Термин «идеология» древнегреческого происхождения, составлен из двух слов «идея» и «логос» и буквально означает «учение об идеях», о том, как эти идеи взаимодействуют, переходят от одних к другим, существуют как некая самостоятельная сфера. Именно в таком плане понимал идеологию Антуан Дестют де Траси (1754 – 1836) – один из представителей позднего поколения французских просветителей. В самом начале XIX века в своем труде «Этюд о способности мыслить» он впервые использовал термин «идеология» для обозначения своего учения.

По мнению де Траси идеология призвана была стать наукой о возникновении идей и о законах человеческого мышления, быть такой же точной, как и все естественные науки. Идеология должна была быть положена в основание всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Важно также и то, что, по мнению де Траси, главные принципы идеологии должны были стать основой политики.

Позитивное отношение к идеологии отстаивали и другие представители французской науки – историки, экономисты, философы, общественные деятели, получившие название школы идеологов (К.Ф. Вольней (1757-1820), Пьер Жан-Жорж Кабанис (1757-1808) и др.).

Понятно, что де Траси и его последователи не могли не столкнуться с политикой. Они имели неосторожность критически относится к Наполеону Бонапарту и его правлению. Реакция со стороны диктатора, идущего к зениту своего могущества, последовала незамедлительно. Представителей школы идеологов он считал оторванными от жизни людьми, доктринерами, у которых отсутствует чувство реальности.

Однако именно Наполеон как никто другой, несмотря на свое презрительное отношение, способствовал росту популярности идеологии в обществе того времени. Вместе с тем, тогда была положена традиция негативной оценки идеологии, как ложных, искажающих действительность представлений.

Для всей последующей истории идеологии характерным является альтернативное отношение к ней – позитивное и негативное.

Важную веху в эволюции содержания понятия идеология составило творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблеме идеологии они посвятили свое совместно написанное в 1845-1846 гг. произведение, которое называется «Немецкая идеология». Под таковой они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой идеолистической философии.

К. Маркс и Ф. Энгельс отвергли понимание идеологии как совокупности производящих мир идей и противопоставили ему понимание идей как представлений людей, порождаемых условиями их жизни. К. Маркс писал: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7.).

Интересно отметить, что, стремясь отмежеваться от идеалистической философии, свою систему воззрений Маркс и Энгельс не квалифицировали как идеологию. Они называли ее научным социализмом, пролетарским мировоззрением, но это не означает, что марксизм не является идеологией в современном смысле этого понятия.

Вывод: Таким образом, в марксизме, как и в социальной науке, строго соблюдалось привычное для XIX века терминологическое противопоставление идеологии и научности, когда первое понятие становилось синонимом ложности, умозрительности, субъективизма, а второе отожествлялось с истинностью, объективностью.

В начале XX века в марксистской теоретической традиции противопоставление идеологии и научности было преодолено. Марксизм был определен В.И. Лениным как научная идеология (пролетарская идеология), соответствующая всем требованиям объективности. Фактически тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой (или наукой об обществе, как называли свое учение марксисты), марксизмом и пролетарской идеологией.

Позже марксистско-ленинская идеология станет официальной государственной идеологией в СССР, в ряде других стран, будет безраздельно господствовать в общественном сознании и определять основу и характер всей внутренней и внешней политики и всей жизни страны. Распад СССР социалистической системы стал завершением периода господства марксизма-ленинизма как государственной идеологии.

К проблемам идеологии в разное время обращались многие выдающиеся ученые: французский социолог Эмиль Дюркгейм, итальянский социолог и политэконом Вильфредо Парето (1848-1923), представители германской науки Макс Шелер (1874-1928) и Карл Манхейм (1893-1947) и многие другие.

При всем разнообразии своих оценок и представлений о значении и содержании идеологии большинство исследователей сходились на том, что она является действенным и незаменимым социальным институтом, посредством которого вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей.

В 50-е годы XX века ряд западных ученых, Реймон Арон, Даниэл Белл, Збигнев Бжезинский, Джон Гэлбрейт) поспешили провозгласить «конец века идеологии» и выдвинули теорию «деидеологизации», т.е. отказа от идеологии. Согласно концепции деидеологизации в современных обществах уменьшается роль идеологий, увеличивается роль позитивного, научного знания.

Теории деидеологизации была суждена недолгая жизнь и уже в 70-е – 80-е гг. ХХ в. она была вытеснена теорией реидеологизации (восстановление идеологии). Стало ясно, что ориентация на приоритеты материального богатства и выгоды не решают все проблемы западного общества. В современном постиндустриальном обществе мощные узы, которые связывали индустриальное общество, - узы закона, общих ценностей, централизованного и стандартизированного образования, культурного производства оказались разорванными. Закономерно возник вопрос о других путях интеграции в общество.

В конце 80-х – начале 90-х гг. началась новая волна критики идеологии. Но на этот раз она была связана с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма. Противники идеологии видели в этом доказательство «конца идеологии», избавление от всякой идеологии. Однако и исследования западных аналитиков и отечественный опыт последнего десятилетия показали, что идеология является неотъемлемой, неустранимой частью социальной действительности, политической и духовной жизни общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием.

Подтвердилась закономерность, подмеченная немецким философом Фридрихом Ницше: «все, что часто отрицается, вновь, как правило, утверждается и каждый раз с новой, еще большей силой».

    Сущность идеологии.

Идеология является одним из самых противоречивых понятий в современных общественных науках. В самом общем виде ее можно определить как совокупность убеждений, установок, ценностей и взглядов.

Существуют десятки определений идеологии, в каждом из которых раскрывается, описываются все новые и новые стороны этого многогранного феномена.

Развернутое определение идеологии дает автор пособия Я.С. Яскевич. На ее взгляд «идеология представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты. Интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства». В этом определении 48 слов.

Гораздо более компактным и конструктивным определением можно считать то, которое дал А.Г. Лукашенко на семинаре руководящих и местных государственных органов в марте 2003 г.:

«Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а так же о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремится к целям, которые мы перед собой поставили».

Хочу обратить внимание на два элемента этого определения – верования и волю. Без твердой воли и убежденности идеология не сможет овладеть сознанием людей. С другой стороны, убежденность людей в верности идеологии должна подкрепляться реальностью провозглашаемых лозунгов и подтверждаться их реализацией на практике.

В структуру социологии входят следующие компоненты:

    знания, идеи, взгляды, ценности, нормы.

Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменяются с развитием общества и государства.

    Важную роль в идеологии играет система теоретических концепций и идей. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Но если бы эти идеи выражались в таком логически строгом, рациональном виде они были бы малодоступны широкому кругу людей. Именно поэтому огромное значение имеет эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы. Именно к идеологии относятся слова К. Маркса о том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).

    Сами по себе знания и идеи вне системы ценностей не обеспечивают целостного характера идеологии. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В ходе развития общества формируются ценностные системы, представляющие собой иерархии ценностей.

IV. В структуру идеологии входят убеждения, являющиеся формой углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, представляющие звено перехода от знаний к практическим действиям.

V. Огромное значение играет волевой компонент, т.е. способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности.

VI. Центральное место и значение занимает в идеологии понятие интерес. Специфика идеологии и ее места в общественной жизни заключается в том. Что она ориентирована на выражение конкретных материальных интересов значимого социального объекта. Прежде всего, речь идет о политических и экономических интересах власти, ее права занимать доминирующее положение. Это также неразрывно связанные с властными интересами интересы финансово-экономические (т.е. достижение богатства, материального благополучия).

Направленность на достижение политической и экономической власти, так часто прикрытая лозунгами общенародного блага, являются существенной характеристикой любой идеологии, а также любого значимого ее носителя, т.е. политика – идеолога.

VII. Кроме перечисленных выше элементов идеология включает в себя также идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, и, наконец, идеологические процессы.

Выделяют три уровня идеологии:

1. Теоретико-концептуальный, который предполагает изложение основных норм и принципов, ценностных ориентаций определенных социальных групп общества.

2. Программно-политический, который включает программные положения лозунги и требования по реализации целей и задач развития общества.

3. Актуализированный, который предполагает определенный уровень освоения гражданами целей и принципов идеологии государства.

Структура идеологии неразрывно связана с выполняемыми ею функциями.

    Прежде всего, идеология выполняет интегративную функцию.

    Чтобы осуществить интегративную функцию система идеологии должна содержать в себе теоретически обоснованные концепции т.е. осуществлять теоретическую функцию.

    С теоретической тесно связана образовательно-воспитательная функция идеологии.

    Важную роль играет мобилизирующая функция идеологии.

    С ней органично связана мотивационная функция.

    Важное значение имеет прогнозирующая функция идеологии.

    Совокупность этих функций, взятая в их органическом взаимодействии позволяет идеологии выполнять еще одну важную функцию – организующую.

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества.

Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния, это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Динамика общественных изменений предопределяла быструю смену оценок прошедших этапов развития страны, включая и советскую перестройку, и перспектив дальнейшей эволюции развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов проблема соотношения традиции и иновации рассматривалась сквозь призму развития социализма, то после 1991 года чаще в содержании оценок доминировала политическая составляющая – белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и будущее.

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

Идеи своего Отечества и своего народа сходные, хотя не следует наполнять их только этническим содержанием. Безусловно, у государства Республика Беларусь есть национальные интересы. Категория “национальный” должна рассматриваться как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусской культурой, историей, языком. Но национальный интерес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим народа, граждан Беларуси.

В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость.

Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Государственный интерес – это субъективная форма выражения объективных потребностей общества. Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают деятельность через институциональные механизмы государства. Цель – это интерес в действии.

Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компонентов может сам рассматриваться как система (рисунок).

Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.

Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.

Следующей составной частью Белорусской идеологии белоруссского государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.

Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики . Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в виде программ информационно-аналитического обеспечениягосударственной идеологической политики . Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

  • 1) теоретико-методологический (базис системы). Цель –определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;
  • 2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;
  • 3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;
  • 4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель –определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

Вопросы для самопроверки

    Как возник термин «Идеология»?

    Какова трактовка идеологии с точки зрения марксизма?

    В чем отличие идеологии от религии и философии?

    Каково основное содержание политической идеологии?

    Каковы функции политической идеологии?

    Каково отличие идеологии государства от идеологии, либерализма, консерватизма, социализма?

    Какова структура и компоненты идеологии белорусского государства?

Литература

    О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.

    Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

    Зиновьев А. Запад. Кризис западнизма. – М., 1995.

    Сирота Н. Современные политические идеологии. – СПб., 1995.

    Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С.5–23.

    Май А.В. Модели господствующей идеологии. – Иерусалим, 1997.

    Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1–2.

1. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи.

2. Государственность на белорусских землях.

3. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.

4. Свободолюбие, патриотизм, трудолюбие, гуманистические идеалы, демократизм, солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие психологические составляющие самосознания белорусов.

1. Осмысление исторического опыта народа предполагает глубокое изучение, во-первых, основных этапов формирования белорусского этноса, во-вторых, интеллектуальных и культурных достижений полиэтничного населения белорусской земли, что обусловило формирование белорусской национальной идеи. Эти процессы, в свою очередь, связаны с формированием восточнославянской (древнерусской) народности, наличием такого государственного образования как Киевская Русь. Несмотря на присутствие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, в целом явно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря, несмотря на особенности и уникальность каждого региона. Следовательно, восточнославянская (древнерусская) народность – важный этап в формировании трех братских народов – русского, белорусского и украинского. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в XIV–XVI вв., сначала в условиях Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, к XVII в. сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Естественно, у населения Беларуси в то время выявились не только специфические особенности, но и наиболее существенные черты, характерные для всего историко-этнографического региона, где проживали восточноевропейские народы (русские, украинцы), а в более широком смысле – черты европейской и общечеловеческой культуры.

Как известно, возникновение любой самостоятельной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – порождение нового и новейшего времени. Они формировались вместе с развитием рыночных отношений, становлением индустриальной цивилизации. Процесс консолидации белорусов в самостоятельную нацию также был объективным и закономерным явлением. Однако противоречивые социально-экономические и политические факторы, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков в условиях Российской империи сдерживали ее формирование и развитие национального самосознания. Но это не смогло остановить объективный процесс консолидации белорусов в нацию. Белорусская интеллигенция, находившаяся в стадии своего становления, во 2-й пол. XIX – начале ХХ в. возглавила борьбу за национальное Возрождение. Возрожденческая идеология получила свое отражение в творчестве Ф. Богушевича, А. Гуриновича, позднее Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Весомый вклад в ее формирование внесли газета «Наша нива», авторы многих статей, публиковавшихся в этом издании. Таким образом, процесс консолидации белорусского этноса растянулся на столетия. Но начавшийся ХХ в. заметно ускорил процесс пробуждения национального самосознания, что в свою очередь способствовало формированию белорусской нации.

2. Начать рассмотрение вопроса о государственности на белорусских землях следует с того, что ее элементы присутствовали в Полоцком и других княжествах, существовавших на белорусской территории в ІХ – начале ХІІІ в. Однако только элементы. Называть Полоцкое или Туровское княжества государствами, по всей видимости, все же нельзя. Можно говорить о государстве «Древняя (или Киевская) Русь». Хотя и оно не было государством в современном смысле этого слова. Русь была тем, что тогда именовалось «землей», т. е. территорией, принадлежавшей русскому народу. Следовательно, идея белорусской государственности имеет общерусские исторические корни, восходит к древнерусским содержании и форме государственности. Это полностью относится и к эпохе так называемой феодальной раздробленности, когда все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и стали жить самостоятельной жизнью. Существование отдельных русских княжеств со своими столицами и князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее они составляли одну страну – Русь с единым русским народом.

Возникшее в XIII в. Великое княжество Литовское, Русское, Жамойское следует рассматривать как полиэтничное государство, федерацию народов, в первую очередь литовского и славянских (русских) народов. Вполне закономерно, что ВКЛ воспринималось его населением, в т. ч. православным, как своя держава. Но считать ВКЛ белорусским государством так же нельзя. Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой надолго отложило вопрос о белорусской государственности. Непосредственные предпосылки для возникновения белорусской государственности формировались на протяжении XIX – начала ХХ в. Не случайно будущий декабрист Н. Муравьев, проходивший службу в Беларуси, в своем проекте (минский вариант) Конституции (1821 г.) высказал идею создания Западной державы (с центром в Вильно) в качестве составной части России. Однако непосредственно вопросы белорусской государственности стали подниматься белорусскими национальными деятелями на рубеже ХІХ–ХХ вв.

Идея национального освобождения и провозглашения национальной государственности белорусского народа выдвигались К. Калиновским еще в период восстания 1863–1864 гг. Эта идея была подхвачена и развита белорусскими народниками в 80-е гг. XIX в. в журнале «Гомон». При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции в этот период за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, способствовала пробуждению его политического самосознания. Именно это обстоятельство и обусловило появление первой национальной партии – Белорусской социалистической громады, которая, влившись в революционный поток борьбы против самодержавия, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах Российского государства.

Обострившиеся противоречия в России в начале ХХ в., вызванные во многом социальными издержками индустриального реформирования при сохранении традиционных укладов в сельском хозяйстве, невысокая степень уровня достигнутого страной прогресса по сравнению с ведущими державами мира настоятельно диктовали необходимость ее модернизации. Ожесточенные споры, вылившиеся в серьезные конфликты, болезненное восприятие массами их невысокого уровня благосостояния в итоге вызвали три революции, в ходе которых выявилось несколько моделей возможного развития – монархической, либеральной, социал-демократической и неонароднической. Но ни одна из них, к сожалению, не могла охватить всю полноту сложнейших проблем, предложить эффективные пути их решения. Подобные тенденции сказались и в общественно-политическом движении в Беларуси. Особое значение стал приобретать вопрос о белорусской государственности. Однако поначалу речь шла об автономии Беларуси в границах Российской федеративной демократической республики.

В дальнейшем национально-государственное строительство в Беларуси тесно связано с революционными событиями 1917 г., гражданской войной. Тогда проявились две тенденции. Первая отражала потребность скорейшего преодоления социальной и национальной отсталости. Подобную модернизацию «догоняющего» типа мыслилось осуществить на советской основе. Другая тенденция выражала стремление части интеллигенции к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе парламентской демократии.

Провозглашенная умеренными белорусскими социалистами в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика (БНР) не была государственным образованием даже в «марионеточной форме». Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что созданные политические структуры (Рада БНР и Народный секретариат) пытались выступать соответственно в виде законодательной и исполнительной ветвей власти, реальными властными полномочиями они не обладали. Акт самоопределения БНР не поддержало в своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала судебная и финансовая системы, так и не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли. Провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекало внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. Перипетии национально-государственного строительства были обусловлены многими объективными и субъективными обстоятельствами, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, логика политической борьбы. Это в какой-то мере и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею БНР, ориентируясь на желанный «патронаж» Запада.

Реальная белорусская государственность началась с 1 января 1919 г., когда была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Создавалась политико-территориальная единица с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя в то время, когда коммунистические лидеры всерьез еще рассчитывали на мировую социалистическую революцию, проблески которой, казалось, давали о себе знать в Германии, Венгрии, других европейских странах. Однако надежды построить Всемирную Советскую Федерацию с каждым днем становились все более призрачными. В то же время опыт гражданской войны, борьбы с иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что выжить по одиночке советские республики не смогут, как не смогут построить новое общество. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в единое государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что БССР в условиях ограниченного суверенитета выполнила государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Был создан мощный экономический потенциал, произошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался кадровый состав профессионалов-управленцев. Впервые возник реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Страна в очередной раз поразила мир, превратившись в одну из сверхдержав, на полвека обеспечившая мировое равновесие именно тогда, когда технический прогресс привел человечество на грань самоуничтожения. Но цена советских свершений оказалась чрезвычайно высокой. Материальные лишения, зачастую голодные годы, тяжелый труд, социальные издержки – все это с избытком выпало на долю советского народа.

В то же время деформации общественно-политической жизни не могли подорвать высокое чувство патриотизма белорусов, их решимость отстоять свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на мужество и стойкость нашего народа. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. И это был подвиг трудовой – равный подвигу военному. За послевоенные годы наш народ не только поднял страну из руин, но и превратил ее в индустриально развитую республику. Это стало возможным при помощи советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов. Однако обострившиеся противоречия внутри административно-командной системы привели к возникновению кризисных явлений в обществе. Набиравшие силу центробежные процессы привели к развалу СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был противоречивым. Он принес как положительные, так и негативные результаты. И этот совокупный исторический опыт необходимо учитывать при формировании современной идеологии белорусского государства.

3. С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений и многоукладной экономики. При этом следует иметь в виду, что в начале 90-х гг. ХХ в. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти. В 1991–1994 гг. шли поиски направлений и форм, направленных на укрепление белорусской государственности. Важную роль в этом сыграло введение института президентства и реальное разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Решение конкретных задач укрепления белорусской государственности выявило ряд особенностей, которые следует учитывать, рассматривая политические процессы в республике, происходившие в то непростое время.

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительской «вертикали». Президентские выборы 1994 г., последующие годы это убедительно доказали, хотя поначалу была сделана попытка сделать крен на развитие парламентских форм демократии.

Второй особенностью системы управления государством в условиях переходного периода стало повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере.

Третья особенность управления государством в условиях переходного периода заключалась в том, что власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. Монолитны – не значит одинаковы и однообразны. Власть и общественное мнение должны сосуществовать как «сообщающиеся сосуды».

Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и четкие приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического развития. Внешняя политика Республики Беларусь – многовекторна, основана на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие страны. В стране много проблем. И надо приложить немало усилий во всех сферах, чтобы добиться существенного прогресса. Государственная идеология как важнейший ресурс призвана помочь в этом движении вперед.

4 . Прежде всего, следует уяснить содержание понятия «свобода» , его отличие от понятия «эгоизм», показать, что свободолюбие являлось характерной чертой восточных славян. Необходимо привести исторические факты, свидетельствующие о стремлении белорусов к свободе. Понятие «свобода» тесно связано с другим понятием – «справедливость», представляющим собой важнейший принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они реально заслуживают.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих веков истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осозновать его пространство как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства – свободолюбие, справедливость, патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств – отважность, упорство мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы. Эти чувства являются неотъемлемыми для белорусского народа, о чем свидетельствуют годы Великой Отечественной войны.

Важнейшей чертой белорусского народа является трудолюбие . Производительный труд был и остается, пожалуй, единственным способом добывания белорусами жизненных благ. Эта трудовая созидательная ориентация обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, генетической предрасположенностью славян к мирным, добрососедским отношениям с другими народами. Ни предки белорусов, ни сами белорусы как самобытный этнос никогда не покушались на чужое добро и не вели завоевательных войн. Во-вторых, сложилось так, что белорусы по большей части своей истории являлись объектом эксплуатации в той или иной мере со стороны представителей других этнических общностей, а значит, они (белорусы) не могли пользоваться трудом других. В-третьих, свои небольшие природные богатства белорусы использовали для собственного потребления и лишь незначительную их часть превращали в предметы обмена. Сегодня же белорусы не располагают такими природными ресурсами, благодаря которым они могли бы, подобно другим народам, обеспечить безбедное существование себе и своим будущим поколениям. Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности – один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государственного идеала и цели общественного развития Беларуси – становления сильного и эффективного государства.

Гуманистические и демократические идеалы нашего народа берут свое начало также с глубокой древности. Эти традиции закладывались предками белорусов во времена земель-княжеств XI–XIII вв. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – нравственно-этический принцип, заключавшийся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманистические идеалы пронизывают произведения многих выдающихся деятелей белорусской культуры эпохи Возрождения – Ф. Скорины, Н. Гусовского, Л. Сапеги и др. В произведениях указанных авторов изложена вера в человека деятельного, гармонически развитого, обладающего высокой духовностью и нравственным совершенством.

Демократические идеалы и традиции занимают особое место в наследии белорусского народа. Для Полоцкого, Туровского и других княжеств, существовавших на белорусских землях, был характерен демократизм их внутренней жизнедеятельности. В Полоцком княжестве в XII–XIII вв. действовали две ветви власти: княжеская и вечевая. Вече – собрание свободных людей, призванное решать наиболее значимые общественные дела. Оно ограничивало княжескую власть, но не подменяло ее полностью. Однако в исключительных случаях по решению вече князь мог быть отстраненным от власти. Конечно, речь идет о демократии не в современном смысле данного понятия, а о конкретно-исторических, ограниченных ее формах. Широкое распространение в XVI – начале ХХ в. в Беларуси получила так называемая «громада» – основное социально-территориальное и социокульурное общинное объединение сельских жителей. Таким образом, гуманизм и демократизм – неотъемлемые идеалы, ценности и ориентиры белорусского народа. Они не привнесены извне, а выработаны историей. За них наши предки боролись, стремились воплощать в реальную жизнь.

Преобладающей чертой характера белорусов является толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Толерантность есть отношение к другому человеку, к представителям другого этноса или религиозной конфессии, к другим социальным общностям как к равным себе партнерам. Толерантность как жизненная установка предполагает настроенность на взаимопонимание с другими людьми, доброжелательные с ними взаимоотношения, на признание и уважения их права на собственную самобытность. Это важное качество белорусов предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве.

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность . Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т. п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки других людей. Белорусы высоко оценивают доброжелательность как важнейший принцип взаимоотношений в семье, с друзьями, на работе.

  • 3. Особенности современного этапа общественного развития как причина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения идеологии белорусского государства
  • Тема 2.1. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства.
  • 1. Либерализм как идейно-политическое течение
  • 2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма
  • 3. Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма
  • 4. Национализм и подходы к его пониманию
  • Тема 2. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства
  • 2.1. Белорусская общность и государственность. Концепция государственности
  • 2.2. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.
  • 2.3. Национально-государственная идея, основные компоненты и функции
  • 2.4. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.
  • Тема 3. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства
  • 3.1. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства. Конституция Республики Беларусь.
  • 3.3. Республика Беларусь – социальное, правовое государство. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений
  • 3.4. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.
  • 2 Часть интегрированного модуля «Политология» - «Политология»
  • Тема 1. Теория и методология политической науки
  • 1.1. Политика как сфера общественного и государственного управления. Функции политики
  • 1.2. Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки
  • 1.4. Понятие и структура политической системы общества. Политический режим как функциональный аспект политической системы
  • 1.5. Политическая система и политический режим Республики Беларусь
  • 2.4. Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне
  • 2.5. Судебная власть
  • Тема 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
  • 3.1. Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса
  • 3.4. Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права
  • 3.5. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение
  • Тема 4. Международные отношения и внешняя политика государств
  • 4.1. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений
  • 4.2. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений
  • 4.3. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений
  • 4.4. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Беларуси
  • Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси государственная символика
  • Государственный герб республики беларусь
  • Государственный флаг республики беларусь
  • Глоссарий
  • Политические мыслители
  • Список литературы по интегрированному модулю «политология» Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 4. Идеология государства как специфический тип идеологии. Источники, структура и цели идеологии белорусского государства.

    Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея. Через пропаганду этой идеи, воздействуя на сознание людей, государство преследует цель, чтобы проживающее на его территории население осознавало себя как единое общественное целое в культурно-историческом, государственно-политическом, экономическом, нравственно-духовном и территориальном планах. Она позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.

    Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает.

    Государственная идеология по степени организации является более высокой системой, чем любая другая идеология в обществе, так как у государства имеются самые сильные ресурсы для литературного оформления и юридического закрепления (в правовых нормах) идей и ценностей, лежащих в основе государственной политики. Это, прежде всего, Конституция страны, совокупность законодательных актов, государственных программ, которые обязательны для соблюдения и исполнения всеми членами общества.

    В демократических режимах каждая общественная сила (класс, социальная группа, политическое движение) вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, приходит к власти, а ее идеология на определенный период времени становится официальной и ориентирует государственную деятельность в конкретном направлении. В обществе всегда имеются особые лица (философы, социологи, историки, политологи, политики, высшие должностные государственные лица) и учреждения, которые заняты постоянным обновлением государственной идеологии.

    Истоки идеологии белорусского государства следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

    В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

    Идеология белорусского государства – юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

    Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь , которая является правовой основой государственной идеологии.

    Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

    Политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;

    Экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;

    Мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

    Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государства можно выделить:

    Государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

    Признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

    Принцип верховенства права;

    Народовластие;

    Многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

    Справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

    Веротерпимость и свобода совести;

    Патриотизм и гражданственность.

    Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь.

    Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

    Формой существования политической доктрины идеологии белорусского государства, является национальная идея. Белорусская национальная идея – «Сильная и процветающая Беларусь».

    Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности.

    По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

    Создание единой идеологии не означает, что в государстве не допускается или серьезно ограничивается существование других идеологий.

    Согласно ст. 4 Конституции Республики Беларусь: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». На практике этот принцип в нашей стране реализуется в полной мере. В Беларуси на сегодняшний день зарегистрировано множество политических партий, придерживающихся различной идеологической направленности, которые свободно и открыто пропагандируют свои принципы и идеи.

    Политические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.

    Народовластие

    Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии: референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.

    Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов в 1995 и 1996 гг. позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусского государства и возможности использования не только на общенациональном, но и на местном уровнях.

    Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001 гг.), истоки которых берут свое начало в истории Полоцкого княжества. Обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.

    Еще одной формой участия белорусов в осуществлении государственной власти выступают выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов.

    Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и честных выборов с целью обеспечения прихода к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. В Республике Беларусь - в одной из немногих стран мира - действует Избирательный кодекс , который содержит правовую базу для проведения свободных и демократических выборов. Соблюдение норм Избирательного кодекса позволяет белорусским гражданам создавать действенные органы государственной власти и, в первую очередь, Национальное собрание Республики Беларусь.

    Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике сформирована законодательная база для успешного развития нашей страны. Белорусский парламент является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнений по наиболее сложным и судьбоносным вопросам политических и социально-экономических преобразований Республики Беларусь. Политическая ситуация в Беларуси характеризуется публичностью и открытостью процесса принятия политических решений.

    Сегодня очевидно, что только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, могут быть выразителями воли народа и проводить политику, направленную на повышение уровня благосостояния населения.

    Политический плюрализм

    Демократия в Беларуси осуществляется на принципахплюрализма,многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.

    Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной опоры. Зачастую партии создаются под конкретные личности - лидеров, оторванных от рядовых членов и заинтересованных лишь в реализации своих личных амбиций, что определяет политическую бесперспективность и неконкурентоспособность многих партий.

    Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.

    После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, позволяющую гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных причин в Беларуси не оформилась самостоятельность и независимость Советов. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполнительных комитетах.

    Назрела потребность в реформировании системы местного управления и самоуправления, в результате которой должны быть созданы реальные условия для выполнения местными Советами всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства - народовластия.

    Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером рождающегося гражданского общества выступает государство.

    В результате реформированиямолодежного движения в республике создана мощная молодежная организация - Белорусский республиканский союз молодежи, представляющая интересы подавляющего большинства белорусских юношей и девушек. Ее основные задачи : выявление и раскрытие творческого потенциала молодежи, формирование мировоззрения молодых граждан Республики Беларуси на основе принципов патриотизма, гуманизма и нравственности.

    Также благодаря усилиям государства удалось вернуть профсоюзы к выполнению их основной функции - защите и отстаиванию интересов трудящихся. В дальнейшем следует добиваться обеспечения высокого уровня защищенности белорусских трудящихся посредством укрепления дисциплины профсоюзных кадров, повышения их ответственности перед членами профсоюза.

    Разделение властей

    Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Однако власти, будучи разделенными, должны дополнять друг друга, образуя единый "политический механизм". Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов . Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной - президентской , которая заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и народа. Наделение Главы государства таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией - осуществление преемственности и взаимодействия государственных органов, поддержание политической и экономической стабильности. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти. Белорусское общество осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны на новый качественный уровень развития, построения демократического государства и гражданского общества, создания необходимых условий для раскрытия внутреннего потенциала личности. Правовые основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.

    Суверенитет

    Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.

    Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики.


    Самое обсуждаемое
    Конспект урока чтения по программе Конспект урока чтения по программе "гармония"
    Имя Александра в православном календаре (Святцах) Имя Александра в православном календаре (Святцах)
    Самые длинные произведения в мире Самый длинный роман в мире Самые длинные произведения в мире Самый длинный роман в мире


    top