Как научиться управлять классный час. Классный час "Человек отражается в своих поступках"

Как научиться управлять классный час. Классный час

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

«Комсомольский индустриальный техникум»

Воспитательный час:

"Умей владеть собой"

Классный руководитель гр. ТЭЭО-14

Кулага Т. Ф.

Классный час "Умей владеть собой"

Цель : научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.

Ход кл. часа.

(Звучит спокойная музыка)

Ведущий: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей "деловой встречи", которая так и называется "Умей владеть собой" стоит проблема эмоционального стресса и неврозов.

Почему мы об этом сегодня говорим? Я хочу задать этот вопрос врачу невропатологу.

Итак, почему сегодня необходимо говорить о вопросах по профилактике неврозов и эмоциональных стрессов?

Врач: Дело в том, что любая жизненная ситуация - болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.

Ведущий: Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Врач: Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.

Ведущий: Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да - 3, очень часто - 2, иногда - 0, редко - 0.

2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.

3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.

5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа - 0, 2 часа -0, 1 час - 0, 0,5 часа -2, минуты - 4.

6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да - 4, часто - 3, в зависимости от обстоятельств - 2, редко - 1.

7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да - 5, часто - 4, спешу - 1,никогда - 0.

8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да - 3, часто - 2, иногда - 0, редко - 0.

9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да - 5, часто - 4, иногда - 3, редко - 1.

10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень - 5, часто - 4, случается - 3, иногда - 0.

12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1.

13.Любите ли вы давать советы?

Да - 4, часто - 3. иногда - 1, редко - 0.

14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда - 3. часто - 2, редко - 3, никогда - 0.

15.Как Вы говорите?

Торопливо - 3, быстро - 2, спокойно -0, медленно - 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. - нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. - нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. - вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б - если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Ведущий: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Второй этап - "Физминутка".

Ведущий: Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.

Физзарядка в полчаса

Может сделать чудеса.

Коль устал ты не на шутку,

Проведем физкультминутку.

Ведущий: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.

Третий этап - "Здоровая душа - душа здоровья".

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: "Веселый человек всегда выздоравливает". Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации - это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд - "смелые"

2 ряд - "ловкие"

3 ряд - "находчивые"

Цель: "Смех - дело серьезное" - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию - вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: "Что стоишь, как корова?"

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: "Откуда появился этот неопознанный объект"?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: "Не голова, а дом Советов".

Вопрос на засыпку: "Почему у бублика дырка в виде круглика?"

Вам приз - связка баранок.

Четвертый этап - "Умей владеть собой"

Это поможет усвоить вам 7 заповедей.

Прошу приготовиться командам.

Внимание, кроссворд!

1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)

2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое - нанести душевную боль другому человеку. (гнев)

3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)

4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем - это облегчит ваше положение. (страх)

5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)

6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)

Ведущий: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово "стресс".

На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!

Умейте владеть собой!

Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни .»

Цели: Познакомить учащихся с понятием моральный поступок;

учить быть вежливым, воспитанным, отвечать за свои поступки, объективно оценивать свое поведение, управлять своими действиями;

развивать умение анализировать свои поступки, контролировать свои действия, делать выводы;

воспитывать духовно богатую, высокоморальную личность, гражданина, моральные качества характера и поведения, желание отстаивать справедливость, честность.

Ход мероприятия

1.Организация класса. Приветствие.

2.Определение целей и задач классного часа.

Сегодня на классном часе мы поговорим о том, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в обществе . Вспомним о золотом правиле морали. О том, какое поведение достойно уважения и как жить, руководствуясь правилами общественного общежития.

Тема нашего классного часа зашифрована на доске:

чинаусять акк ойобс авляупрть- как научиться собой управлять.

А теперь давайте поиграем в игру «Микрофон». (Детям предлагается ответить на вопросы)

Чем отличается коллектив от группы людей?

Какими достижениями может гордиться наш коллектив?

От урока я ожидаю…

На уроке я хочу узнать…

3. Работа над содержанием мероприятия.

Учитель:


-Мы все хотим жить среди воспитанных людей, и сами хотим быть воспитанными. Давайте вместе попробуем перечистить качества, которые присущи воспитанному человеку:

(работа в группах)

воспитанный

вежливый


тактичный

деликатный

корректный

внимательный

приветливый

любезный


милосердный

обходительный

сочувствующий

уважительный

Учитель:


-Перечислив все качества, которые отличают воспитанного человека, давайте вспомним и золотое правило морали. А прежде скажите, что такое мораль? (Ответы детей. Словарная работа над словом мораль.)

Мораль- это самая ценная моральная истина, которую создало человечество за время своего существования. Правило морали называют нормой норм: мы должны требовать от себя того, чего требуем от других. Эта норма- образец отношений между людьми, и этот образец имеет обязательный характер. (Дети объясняют смысл этого правила)

Совершая определенный поступок, сравнивайте себя с другими людьми. Задумайтесь, чего вы в той или иной ситуации ожидали бы от других. И поступайте так! Я предлагаю нам вместе составить «Моральный кодекс класса». (Дети объясняют значение этого слова)

На карточках написаны правила.

(Дети дополняют их недостающими словами, работая в парах.)

Работа по таблице на доске.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность-признак слабости.

Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.

Каждый имеет право на имя, должен обращаться к другим только по имени.

Никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Никому нельзя придумывать оскорбительные клички и прозвища.

Все должны уважать право на собственность и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выкидывать их. Также уважения требует и школьная собственность.

Никто не должен бояться выражать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным.Инакомыслие не является преступлением.

Будь личностью, которая отвечает за свои поступки и слова. Не обманывай, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.

Не говори за глаза о человеке . Скажи однокласснику все прямо, а не на ухо подруге или другу.

Дорожи честью класса, гимназии, старайся ее отстоять и приумножить.

Уважай мнение старших, умей их выслушать и понять.

(Эти правила вывешиваются в классном уголке)

4.Физкультминутка.

5.Продолжение работы над темой классного часа.

Учитель:


Я хочу перечислить качества двух людей. Вы попробуйте дать им характеристику.

1.Нервный,несдержанный,агрессивный,эгоистичный,мелочный,бездушный,ворчливый,хмурый,безжалостный,злой.(Конфликтный человек)

2.Спокойный,выдержанный,умный,внимательный,великодушный,сердечный,искренний, милосердный, вежливый, человечный.(Бесконфликтный человек)

Каким человеком хотите вырасти вы?

Как не стать конфликтным? (Дети пантомимой показывают: не горячиться, не заводиться, держать себя в руках.)

Помните, что сдержанность- самый лучший стиль поведения.Угадайте, что помогает развязать любые сложные узелки проблем в отношениях? (Загадка о доброте)

6.Итог мероприятия.

Учитель:


-Давайте попробуем развязать узелки человеческих отношений. (На веревочках узелки с советами)

1.Спорьте, но не ссорьтесь.

2.Обговаривайте, но не оговаривайте.

3.Искорените фразы «Ты всегда…»

4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.

5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом

6.Умей поставить себя на место другого.

7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.

8.В несчастье ищи не истину, а согласие.

9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.

10.Будьте всегда взаимовежливы.

Мы развязали все узелки. Я надеюсь, что отношения в нашем классе станут еще более крепкими, дружескими, уважительными. И никакие сложные ситуации и проблемы не завяжут новые узелки в наших отношениях.

Помните, что человек начинается с добра. А настоящий человек- это человек добрый, мудрый, искренний, щедрый, светлый, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приголубить, уважить и посоветовать. Это человек с добрым сердцем и светлой душой.

В каждом из нас много хорошего , доброго. Старайтесь и дальше беречь и приумножать эти добрые поступки. Чтобы ваше лицо было всегда радостным от того, что вы сделали добро. Пусть на вашем лице никогда не исчезает улыбка!

В году 365 дней.

В каждом дне-24 часа.

В часе-60 минут.

Значит в году 525600 минут. Как много времени у нас для добрых дел! (Дети поют песню «Дорогой добра»)


Данный классный час был проведен в 3 классе. Сейчас эти дети учатся в уже 4 классе.

Одной из главных задач, стоящей перед классным руководителем, является формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников и воспитание в детях моральных качеств характера и поведения. Поэтому данный классный час являлся тематическим и входил в систему классных часов , проведенных в начальной школе.

Форма проведения данного классного часа выбиралась классным коллективом под руководством учителя. Дети принимали активное участие в его подготовке и проведении. Результатом стала выработка всеми учащимися «Морального кодекса класса». Дети приняли правила поведения в

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 7 классе.

Можно ли научиться управлять собой?

Побирей Лариса Александровна

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы : Занятие с элементами тренинга

Ход занятия

  1. Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему и цель занятия.

У читель: Послушайте несколько примеров и определите тему и цель занятия.

Слайд №1

  1. Марафонец
  2. Посланец наполеона
  3. Врач Леонид Рогозов

(См. модульный курс стр.35)

  1. Блок анализа и оценки

Как выражение «Учитесь властвовать собой» связано с темой занятия?

Слайд №2

Очень многие люди умели и умеют владеть собой, но есть и другие…

Слайд №3,4,5

А теперь определите, когда, в каких ситуациях необходимо владеть собой, своим поведением, своими поступками?

Приложении 1

Какими последствиями для одной и другой группы оборачиваются эти умения

Приложении 2 (5 мин)

Какие внутренние рычаги помогают управлять поведением человека?

Приложении 3

Расшифруйте понятия:

Самоубеждение

Самовнушение

Приложении 4

  1. Блок самоанализа и самооценки

Какой из методов управления поведением вами более принимаем? Почему?

Отработка приёмов самоубеждения

Ясчитаю, что в моём характере эта черта мне…

Аргументы за Аргументы против

  1. А ещё когда нам нужно владеть собой?

(В стрессовых ситуациях)

Какую ситуацию можно назвать стрессовой?

Давайте проведем тест и выясним, насколько вы стрессоустойчивы

  1. Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

  1. Трудно ли Вам обратиться к кому-либ о с просьбой о помощи?

Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
  1. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.

  1. Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.

  1. О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.

  1. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.

  1. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
  1. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.

  1. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.

  1. Любите ли вы давать советы?

Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.

  1. Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.

  1. Как Вы говорите?

Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд – «смелые»

2 ряд – «ловкие»

3 ряд – «находчивые»

Цель: «Смех – дело серьезное» - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».

Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»

А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .

Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

Медленно сделай глубокий вдох.

Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

Подумайте, что скажете и что сделаете.

Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия.

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

А теперь ребята я прошу вас дать мне несколько советов

У меня произошла следующая ситуация: я была очень расстроена вашим поведением во время митинга 9 Мая. Как я должна была успокоиться? Помогите!

А теперь мои советы вам (Памятки раздать)

Рефлексия.

Слайд №6

Приложение

ПАМЯТКА

Учись владеть собой!

  • Любое дело согласовывай с жизнью.
  • Тщательно выбирай линию поведения.
  • Прислушивайся к мнению взрослых.
  • Анализируй своё мнение и мнение других людей.
  • Критически относись к собственному выбору линии поведения

Если ты оказался в ситуации тревожного состояния

А) Успокойся

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Постарайся восстановить дыхание

Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.

Проделай следующее упражнение:

  • Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.

Повтори процедуру 4-5 раз.

В) Постарайся расслабиться

  • Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Обучайся навыкам саморегуляции

Упражнение №1. «Успокойся».

  • Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
  • Подумай, что скажешь и что сделаешь.
  • Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать

Упражнение №2. «Расслабление под музыку».

  • Сядь спокойно в комфортной позе.
  • Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
  • Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

    Повелевать собой – величайшая власть. Сенека

    Можно ли научиться управлять собой?

    Цель: 1. учиться владеть собой в различных ситуациях; 2. Составление практических советов, правил, которые помогут понимать себя и не конфликтовать по мелочам с другими людьми

    Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

    Человек может управлять своим поведением Человек не может управлять своим поведением Последствия со знаком + Последствия со знаком -

    Самоубеждение _ Самовнушение Спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно Это способность принимать решения без сопротивления, без анализа

    Я считаю, что в моём характере эта черта мне… Аргументы за аргументы против

    Правильные мысли Даже если… В любом случае…

    Учитесь властвовать собой

    На занятии было легко… На занятии было трудно… Я понял… Я открыл для себя… Мне было интересно узнать… Я буду применять…


    Цель:

    • развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
    • научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
    • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
    • выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
    • активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

    Форма проведения: практикум.

    Подготовительная работа.

    • Подготовить аудиторию.
    • Разделить группу студентов на 3 микрогруппы.
    • Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
    • Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
    • Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др.
    • Провести анкетирование студентов на коммуникативную толерантность.

    Оформление, оборудование и инвентарь.

    • Компьютер, проектор, презентация классного часа.
    • На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске).
    • Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.
    • На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.

    Ход мероприятия

    1. Вступительное слово преподавателя .

    Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

    Вопросы для обсуждения:

    – А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

    – А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? Вот что говорят результаты анкетирования, проведенного в нашей группе.

    Результаты анкетирования студентов. (Проанализировать диаграммы ответов учащихся).

    «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

    – Как вы считаете, девочки, знаете ли Вы себя?

    – Давайте сейчас это и проверим.

    Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

    Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

    По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

    Задание № 2. Тест-опрос

    Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

    1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
    2. Когда от меня требуют послушания, я …
    3. Когда меня просят не грубить, я …
    4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
    5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
    6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
    7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
    8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
    9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
    10. Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
    11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

    – А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

    Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

    Задание № 3. «Улови настроение группы».

    Трем студентам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, студенты должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе).

    Вопросы студентам:

    • Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов?
    • По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить?

    Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

    Трем студентам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Студентам предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

    Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому студенту необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1 . После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

    Вопросы студентам:

    • Согласны ли вы соблюдать их?
    • Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил
    • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

    (Заслушиваются ответы студентов).

    – Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

    Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

    Формы раздаточного материалы и варианты оформления класса в

    Классный час "Человек отражается в своих поступках" Цель:      развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения; активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера; Форма проведения: практикум. Подготовительная работа.      Подготовить аудиторию. Разделить класс на 3 микрогруппы. Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества». Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса. Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др. Оформление, оборудование и инвентарь.     Компьютер, проектор, презентация классного часа. На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске). Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах. На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся. Ход мероприятия 1. Вступительное слово преподавателя. Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – 1 дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно. Вопросы для обсуждения: – А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или учителя? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие? – А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе. – Как вы считаете, ребята, знаете ли Вы себя? – Давайте сейчас это и проверим. Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно игр. Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке. Мои положительные Мои отрицательные Что мне нужно изменить качества качества в своем поведении … 2 По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы. Задание № 2. Тест-опрос Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я … Когда от меня требуют послушания, я … Когда меня просят не грубить, я … Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я … Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты … 6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы … 7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?… 8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать? 9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь? 10.Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае? 11.Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае? 1. 2. 3. 4. 5. – А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя? Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние. Задание № 3. «Улови настроение группы». Трем ученикам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, дети должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе). Вопросы ученикам: 3   Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов? По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить? Задание № 4. «Прогнозируем поступок». Трем детям предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация.Детям предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации. Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому ученику необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана. Вопросы детям:    Согласны ли вы соблюдать их? Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека? (Заслушиваются ответы учеников). – Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно. Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский) 4


Самое обсуждаемое
День святых покровителей в шотландии День святых покровителей в шотландии
Титан рыночной экономики каха бендукидзе Титан рыночной экономики каха бендукидзе
Когда и от чего умер экс-министр экономики Грузии Каха Бендукидзе? Когда и от чего умер экс-министр экономики Грузии Каха Бендукидзе?


top