Методы диагностики творческого потенциала. Компоненты творческих способностей Методы развития творческого воображения

Методы диагностики творческого потенциала. Компоненты творческих способностей Методы развития творческого воображения
  1. Противоречия
  2. Актуальность проблемы
  3. Цель и задачи
  1. Основная часть
  1. Диагностика развития творческого потенциала учащихся
  1. Ожидаемые результаты
  1. Основные задачи для достижения результатов
  2. Планируемые образовательные результаты
  1. Заключение
  1. Введение

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам.

  1. Противоречия

В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию творческого потенциала учащихся, не выявлены оптимальные механизмы ее реализации. Нет достаточно четких, систематизированных условий оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, который ориентирован на требования новой личностной парадигмы образования, ставящей во главу угла развитие личности ребенка; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности.

Таким образом, в настоящее время сложились противоречия :

Между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;

Между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;

Между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала.

1.2. Актуальность проблемы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Но сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности , и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста. А так же, следует уделить особое внимание развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения.

Решение этой проблемы предполагает увеличение числа классов с углубленным изучением отдельных предметов в области гуманитарных, естественно-математических, технических дисциплин, дифференциацию учебно-воспитательного процесса во всех школах страны, внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

  1. Цель работы - обзор средств и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.).
  1. Основная часть
  1. Творческий потенциал и его развитие .

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно, реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:

  • расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;
  • овладение учащимися умственными и практическими умениями;
  • диагностика творческих способностей личности;
  • контроль знаний и умений со стороны учителя;
  • актуализация знании, умении, творческих способностей личности.

Исходной предпосылкой для развития способностей у учащихся начального и среднего звена служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии соответствующих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах (отсутствие должного внимания со стороны родителей и учителей, небольшая практика, поверхностные теоретические знания и т.д.). Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов - создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно.

  1. Структура творческого потенциала

Творческий потенциал включает компоненты:

Мотивационно-целевой;

Операционно-деятельностный;

Рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

Мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

Мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.

Операционно-деятельностный компонент основан на организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

  1. Использования средств и методик для развития творческого потенциала личности на уроках по культурологическим предметам

Для успешного развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам я применяю ряд основных методик организации учебного познавательного процесса:

Основные методики организации учебного процесса

Виды работы/деятельности

работа с текстом

а) пересказ, поиск ответов на поставленные вопросы, и составление вопросов к тексту;

б) пересказ «от первого лица», при котором ученику предлагается рассказать историю от собственного имени;

в) разыграть текст «по ролям» (театрализованное представление песни - клип);

г) в 7-9 классах работа с дополнительным источником при написании рефератов, выступлений, проектов.

работа с письменными заданиями различного типа

а) различные типы тестов: закрытые, полуоткрытые и открытые, когда ученик сам дописывает правильные варианты ответов

б) задания типа «Допишите по смыслу» и «Вставьте пропущенные слова», «Дайте определение понятию» или «Подберите к определению соответствующий термин»

в) задания на построение логических цепочек: вставить недостающее звено, достроить логический ряд, определение личности, понятия или термина по описанию или примеру

г) задания на определение логических пар и соотношение: «Соедините по смыслу», «Подберите соответствие», «Определите тождество понятий»

д) задания на подбор синонимов, антонимов, паронимов, рифмы к словам

е) составление из одного сложного слова нескольких мелких простых слов, решение шарад из слов

ж) игра в «Поле чудес»

з) заполнение таблиц

и) разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов и т.д.

работа с иллюстративным материалом и художественное творчество

а) создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов;

Б) работа в специальных рабочих тетрадях;

в) создание графиков, диаграмм, статистических развёрток, визуальных моделей по графикам

Большая роль уделяется методике работы с техническими средствами обучения. По своему назначению и особенностям использования в обучении учебно-информационные материалы подразделяются на:

  • демонстрационные (диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др.);
  • контрольно-проверочные (тесты, стандартизированные вопросы и задачи, контролирующие программы и др.);
  • контрольно-обучающие (обучающие программы, программы тренажа);
  • алгоритмизирующие.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Таким образом, необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизульных средств могут воздействовать на различные органы чувств, является несомненной.

Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками.

Исследовательские работы часто требуют родительского участия, но при этом важным условием является разъяснение сути методов проектов и его значимости для развития личности детей. Родителям необходимо раскрыть основные этапы проектной деятельности и формы их возможного в ней участия, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров. Ребята делятся на группы, распределяют обязанности, самостоятельно подбирают музыкальное оформление, готовят театральные постановки (сказки народов Поволжья), с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют. Такая работа способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.

  1. Диагностика развития творческого потенциала учащихся.

Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.

В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

(приложение №1)

  1. Ожидаемые результаты

3.1. Основные задачи для достижения результатов

Развивать у учащихся:

1) стремление к получению новых знаний на уроках по культурологическим предметам;

2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов;

3) умение использовать полученные знания на практике;

4) творческие способности и инициативу.

3.2 . Планируемые образовательные результаты

1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей.

4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

5. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:

Будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления;

За счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;

Учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал, отражающий интеллектуальное и научное наследие человечества и имеющий открытый характер;

Учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;

Результат интеллектуального труда будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития.

  1. Заключение.

При выборе средств и методов работы по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках по культурологическим дисциплинам педагог должен опираться на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др.

Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

  1. Список используемой литературы

1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.

2.Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 301 с.

3.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

4.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

5. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

6. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.

Электронные ресурсы:

1. Материалы сайта http://www.allbest.ru/ ;

2.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/

3.Материалы сайта lib.direktor.ru

4.Материалы сайта www.vestniknews.ru

Приложение №1

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

· рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

· Субтест 1 - оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

· Субтест 2. - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1. - цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. - буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. - цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. - буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. - цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. - ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. - цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. - цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. - цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. - цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

· Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект - «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность » - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков - все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе - одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет - по одному новому баллу за каждый цвет.

· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Подписи к слайдам:

Средства развития творческого потенциала учащихся средней ступени на уроках по культурологическим предметам Выполнила: Даньшина Алёна Ивановна, у читель музыки и ИЗО ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г. о. Новокуйбышевск

содержание 1 . Введение 1.1. Противоречия 1.2. Актуальность темы 1.3. Цель и задачи 2. Основная часть 2.1. Творческий потенциал и его развитие 2.2. Структура творческого потенциала 2.3. Использования средств и методик для развития творческого потенциала личности на уроках по культурологическим предметам 2.4. Диагностика развития творческого потенциала учащихся 3. Ожидаемые результаты 3.1. Основные задачи для достижения результатов 3.2. Планируемые образовательные результаты 4. Заключение 5. Список используемой литературы

Противоречия между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств И И И

Актуальность проблемы система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности, и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста Решение этой проблемы предполагает внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

Цель работы – обзор средств и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.).

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. компоненты:  расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;  овладение учащимися умственными и практическими умениями;  диагностика творческих способностей личности;  контроль приобретениями навыков стороны учителя;  актуализация знании, умении, творческих способностей личности

Структура творческого потенциала мотивационно-целевой; содержательный; операционно- деятельностный; рефлексивно-оценочный Методики организации учебного познавательного процесса работа с текстом работа с письменными заданиями различного типа работа с иллюстративным материалом и художественное творчество работы с техническими средствами обучения и сследовательский метод в неклассная работа

Диагностика развития творческого потенциала учащихся (тест П. Торренса) Ожидаемые результаты Основные задачи для достижения результатов Развивать у учащихся: 1) стремление к получению новых знаний на уроках по культурологическим предметам; 2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов; 3) умение использовать полученные знания на практике; 4) творческие способности и инициативу. Планируемые образовательные результаты 1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности. 2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. 3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей. 4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. 5. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Заключение При выборе средств и методов работы по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках по культурологическим дисциплинам педагог должен опираться на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др. Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

  • К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов.
  • Социальной технологией является технология, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств.

Технология не сводится к совокупности методов. Методы подбираются не случайно, а подчинены единой цели - получению конкретной продукции.

Технология представляет собой преобразование исходных материалов с помощью определенных методов и процессов для получения продукции с заданными параметрами.

Технология - форма существования и сосуществования деятельностей. Технологичная организация деятельности анонимна, т.к. она задает норму, организует производство, обеспечивая получение продукта и гарантируя результат.

Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения.

Понятие «технология» является одним из новых для педагогики. В настоящий момент в психолого-педагогической литературе существуют три основных направления, определяющих понятие «технология», как:

  1. частную методику по достижению поставленной цели;
  2. педагогическую систему в целом;
  3. определенный алгоритм, последовательность.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты :

  1. Предварительная диагностика ;
  2. (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
  3. Организация . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
  5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов).

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: , оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого и . Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, . Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.

При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой.

Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.

Выделяют два основных типа активности:

  • адаптивный (активность индивида как биологического субъекта),
  • продуктивный (активность индивида как социального субъекта).

Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам . Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:

  • эмоциональное переживание творческого объекта;
  • эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

До сих пор в литературе вопрос о структуре творческого потенциала не решен. Эмпирический путь – принцип составления «списков качеств», «пакетов качеств» – представляется нам устаревшим. Практически все авторы, причастные к такому решению проблемы структуры творческого потенциала личности, специально оговаривались: в «списках» наиболее существенных, по их мнению, качеств порядок перечисления совершенно случайный. То есть речь идет о составе, а не об иерархии элементов системы творческого потенциала личности. Г. Л. Пихтовников, например, предлагает 257 основных качеств .

Вместе с тем, на уровне установления иерархии связей между элементами, качествами творческого потенциала мнения исследователей расходятся. Различны принципы структурирования. Нет единства мнений о механизмах взаимодействия компонентов, качеств, блоков, составляющих эту структуру.

Мы считаем, что сегодня нет необходимости в исследовании признаков творческой личности идти путем выявления ее отдельных свойств, то есть эмпирическим путем. Важнее и полезнее, основываясь на уже известном материале, полученном эмпирически, синтезировать важнейшие свойства творческой личности в единую динамическую систему, выяснить основные закономерности ее функционирования, использовать результаты для углубления представлений о природе и структуре творческого потенциала личности.

Интересна концепция М. С. Кагана, согласно которой личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами:

Гносеологическим,

Коммуникативным,

Аксиологическим,

Художественным и

Творческим.

«Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сфере труда, социально-организаторской и революционно-критической деятельности»,– пишет М. С. Каган . Нам кажется спорным обособление в системе потенциалов личности творческого потенциала и рассмотрение его как одного из структурных элементов: творчество, являясь специфически качественной характеристикой деятельности, имеет общий характер, следовательно, и творческий потенциал в той или иной мере содержится в каждом потенциале личности. Целесообразно, по нашему мнению, вести речь о творческом потенциале личности как едином образовании и внутри этого единого феномена выделять структурные элементы. Личность человека, зависит как от общественных отношений и культурных воздействий, так и от личных данных индивида, его индивидуальности.


Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры общества, нации, этноса, в результате чего и происходит превращение всеобщих (объективированных в продуктах труда) способностей в индивидуальные способности и творчество. Индивидуализация есть обретение и развитие человеком «я», проявление всеобщего в единичном, перевод сущностных сил общества в сущностные силы личности.

Индивидуальность проявляется в природных задатках, предрасположенности к определенным видам деятельности при различиях в психическом складе. Люди могут быть склонны к различным видам занятий внутри одного и того же вида деятельности. Это является одной из причин разделения труда и сохранения различных профессий. Социализация означает включение человека в систему общественных отношений.

На развитие личности влияет совокупность общественных отношений в целом, но это влияние обычно опосредуется микросферой – конкретным ближайшим окружением. Микросфера в значительной мере обусловливает участие человека в тех или иных видах деятельности, ориентирует на выбор занятий, формирует потребности, интересы и установки. Человек одновременно включен в целый ряд «микросфер» (семья, труд, коллектив, товарищи по учебе и т.п.), влияние которых «разновекторно».

Вместе с тем, этот процесс индивидуален, т. к. каждый человек присваивает общественные отношения избирательно, не так, как другие люди. Чем более развита индивидуальность личности, тем критичнее оценка и выбор предлагаемых ориентаций.

Социализация индивида одновременно выступает и индивидуализацией, процессом формирования его специфических черт, индивидуальности. Социализация не существует без индивидуальности и наоборот.

Можно говорить о том, что индивидуализация – конкретная форма социализации, а социализация – это глубинная форма, содержание процесса индивидуализации. Таким образом, единство социализации и индивидуализации можно представить не только как единство и противоположность сущности и явления, но и содержания и формы. Это единство формируется в процессе участия личности в многообразных видах социальной деятельности, и чем шире круг социальной деятельности, чем полнее развита личность, тем ярче проявляется ее индивидуальность.

Действительно, сегодня нет ни одной концепции творчества и одаренности, где бы не признавалась роль мотивов. Однако, это как правило суммарный подход или, в лучшем случае как у Рензулли, искомое определяется "на пересечении" равнозначных факторов.

В противоположность этому наш подход базируется на едином критерии творческого потенциала личности, в качестве которого выступает выделенная единица анализа творчеств, раскрываемая нами как способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта. Как синоним этого понятия в наших работах используются термины: ситуативно-нестимулированная продуктивная деятельность, познавательная самодеятельность и интеллектуальная активность (ИА).

Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.

Характерной чертой творческого потенциала личности является его избыточность по отношению к реализации, наличие "запаса" возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.

Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Составляющие творческого потенциала

Базовой составляющей творческого потенциала являются:

1) специальные знания

2) широта кругозора

3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.

Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто "подтянуть" базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся "пусковым механизмом" творческого процесса.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

1. Коммуникативным.

2. Аксиологическим.

3. Гносеологическим.

4. Творческим.

5. Художественным потенциалом.

Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Развитие творческого потенциала, воображения и креативности личности и коллектива является отдельным направлением, которое исследуется в рамках Теории решения изобретательских задач. В целом эта проблема рассматривается нашим сайтом в отдельном тренинге «Творческое мышление». В данном же уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Педагогика ТРИЗ

Г. С. Альтшуллер призывал «учить творчеству». Задание ТРИЗ педагогики он видел не только в обучении узкого круга специалистов, которым это нужно в первую очередь, но и в создании новой педагогической концепции. Согласно ей, начиная с детского сада, нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные изобретательские задачи. Современные цели ТРИЗ педагогики более конкретны:

  • Развитие потребности в познании окружающего мира;
  • Формирование системного диалектического мышления;
  • Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ);
  • Способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Как научное направление ТРИЗ педагогика сформировалась в конце 80-х гг. прошлого века, но методические поиски и разработка продолжаются и по сей день. Если же говорить о старте направления, то он был дан фантастическим рассказом Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором представлено, как будет проводиться обучение в недалеком будущем. Тезисное изложение принципов, вмещенных в этом произведении, мы приводили, когда говорили о сферах использования ТРИЗ.

Изначально ТРИЗ педагогика всецело зависела от нужд преподавания самой теории. Но со временем она выделилась в самостоятельную область, которая сегодня является одной из наиболее развивающихся. С 1998 г. в Челябинске ежегодно проходят конференции посвященные ТРИЗ-педагогике, где представляются последние разработки в отрасли, а учителя и все интересующиеся делятся опытом. Издавался печатный сборник «Педагогика+ТРИЗ», позже материалы стали публиковаться на профильных сайтах в Интернете. Сегодня в помощь педагогам и всем желающим научиться ТРИЗ собраны специальные материалы, организованные как картотеки и сборники задач. Применить их в своей практике может каждый, поскольку диапазон тем варьируется от физики до искусства.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить 2 направления:

  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ) была разработана Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Включает в себя анализ основных концепций развития творческой личности, выработки жизненной стратегии (ЖСТЛ-3) и идеальной творческой стратегии («максимального движения вверх»), а также комплекс практических материалов (деловые игры, задачники, картотеки) для воспитания качеств, необходимых креативному человеку.
  • Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусман и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их функционирования, механизмы торможения и развития коллективов, и на основе этого выделили принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

«По второй своей специальности я - писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ». В 1966 г. в Институте математики СО АН СССР Г. С. Альтшуллер, знакомя слушателей с ТРИЗ, впервые включил в семинар краткий курс по развитию творческого воображения. Спустя 20 лет, на семинаре в Новосибирске, этой теме была отведена уже треть времени.

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Дальнейшая работа, открытие других методов и приемов значительно разнообразили РТВ и она заняла важное место в системе ТРИЗ. Генрих Саулович писал: «Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническому творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

  • Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Прогностические функции научно-фантастической литературы;
  • Оператор РВС (параметрический оператор);
  • Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ);
  • Фантограммы;
  • Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • Ступенчатое конструирование;
  • Метод ассоциаций;
  • Метод тенденций;
  • Метод скрытых свойств объекта;
  • Взгляд со стороны;
  • Изменение системы ценностей;
  • Ситуационные задания;
  • Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей);
  • Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»;
  • Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Другое определение МФО - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце, а модернизирован американцем Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов).
  3. Выбирается фокальный объект - на нем фокусируется мысль.
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Является одним из методов решения простейших противоречий. Известен еще по применению в своей практике британским физиком Дж. Максвеллом.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  • Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Детальнее о методе читайте здесь.

Оператор РВС - инструмент управления психологическими факторами. Разрабатывался Альтшуллером с 50-х гг. Суть данного метода в уходе от привычного, шаблонного мышления. Данная техника не предназначена для окончательного решения задачи. Цель применения РВС, если говорить современным языком, заключается в избавлении от стереотипов, выходе за привычные рамки.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

  1. Выбирается исходный объект.
  2. Выделяются три его количественных характеристики (параметра): размер, время и стоимость.
  3. Определяются исходные значения этих параметров.
  4. Анализируются изменения значений выбранных параметров по каждому Р, В, С:
  • 1) Р - (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • 2) Р - 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • 3) В - (∞): увеличение времени действия объекта или на объект до бесконечности;
  • 4) В - 0: уменьшение времени действия до нуля;
  • 5) С - (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • 6) С - 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

Рассмотрение остальных методик и теорий выходит за рамки данного урока. Развитию творческих способностей посвящен самостоятельный раздел нашего сайта: «Творческое мышление». А в рамках данного курса рекомендуем вам пройти специальное упражнение на тренировку воображения:

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел - теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой - подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. - ЖСТЛ-3 - уже можно считать самостоятельной теорией.

ЖСТЛ-3 раскрывается через Игру - человек, стремящийся к развитию, вынужден играть, вступать в борьбу с противниками - внешними и внутренними факторами. Стратегия дает направление и описывает типичные шаги в этой Игре, позволяющие выиграть. Описание этих шагов, а их 88, достаточно объемно, чтобы приводить его в этом уроке, поэтому всем, кто заинтересовался стратегией развития творческой личности, рекомендуем прочитать книгу «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности» на внешнем ресурсе.

А вот на 6 качествах необходимых творческому человеку остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

  1. Достойная цель. Не достигнутая другими, значительная, полезная. Лишь осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении.
  2. Планы. Нужно сформулировать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута. Об одном из вариантов составления подобного плана мы писали раньше.
  3. Работоспособность. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать. Вспомните Т. Эдисона, который спал по 4 часа, а остальное время уделял работе. Еще один отличный пример - Ж. Верн, который в качестве эпистолярного наследия оставил, помимо своих произведений, 30 тыс. тетрадок с записями энциклопедического характера. Сбор научной информации был и его хобби, и подспорьем в писательстве. Неудивительно, что многие из его фантастических идей позже были воплощены в жизнь.
  4. Техника решения задач. У каждого изобретателя она своя. Альтшуллер систематизировал опыт и предложил ТРИЗ, но ведь и до него многие ученые успешно справлялись с противоречиями.
  5. Умение «держать удар». Ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели. Т. Форд до глубокой ночи работал над своим первым автомобилем после того, как возвращался с работы на заводе. Тот же Т. Эдисон провел около 10 тыс. экспериментов пока получил рабочий прототип электрической лампочки.
  6. Результативность. Если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах человек должен видеть результат. Если же его нет, концепцию нужно пересмотреть - может быть, что цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

Теория развития творческих коллективов

Последователи Альтшуллера заинтересовались развитием не только творческой личности, но и объединений людей - групп и коллективов. Применительно к ним была разработана теория развития творческих коллективов. В трудах, которые легли в ее основу, чаще всего встречается понятие «научный коллектив», хотя авторы - Б. Л. Злотин и А. В. Зусман утверждают, что проанализировали разные коллективы - от семьи до социума.

Детально принципы теории развития творческих коллективов изложены в книгах «Основы теории развития коллективов» и «Решение исследовательских задач». Используя материалы последней, мы лишь коротко разберем некоторые важные моменты.

Научные коллективы проходят определенные этапы развития:

Этап 1. Возникновение идеи. Развитие любого коллектива идет от создания идеи, открытия. Постепенно вокруг автора собирается небольшой коллектив единомышленников, подстегиваемых энтузиазмом. На данном этапе задача, стоящая перед коллективом, заключается в донесении своих взглядов до научного общества и принятия их. Этот процесс не всегда происходит легко, ведь новые идеи могут идти вразрез с уже принятыми идеями, и, как следствие, задевать интересы других, более сильных коллективов. В такой период коллектив держится на неофициальных, личных связях и авторитете лидера.

Этап 2. Признание. Когда идея получает официальное признание и поддержку общества начинается второй этап развития коллектива. Создается формальная структура - лаборатория, кафедра, научное объединение. Есть официальный руководитель и штатное расписание. Работа получает финансирование, и с этого момента включается мощный фактор развития - положительная обратная связь; увеличение финансирования - увеличение количества людей - рост отдачи - увеличение финансирования и т.п. Появляется конкуренция, возникают первые факторы торможения, связанные с трудностями быстрой мобилизации ресурсов, подготовки людей.

Этап 3. Замедление развития. Коллектив продолжает расти, идут публикации, пишутся отчеты, выпускается научная продукция, защищаются диссертации, но все это требует все больше и больше средств при все более скромных результатах. Фактор развития остался прежний - растущая потребность общества, а фактор торможения - исчерпание ресурсов развития данной теории, концепции, парадигмы. Это - объективное явление. Главное противоречие третьего этапа: интересы коллектива и общества расходятся, но, в противоположность первому этапу, теперь цели общества прогрессивны - ему нужно развитие, пусть даже ценой полной реорганизации или расформирования данного коллектива, а цели коллектива реакционны - он стремится затормозить опасное для себя развитие.

Механизмы торможения

Анализ третьего этапа развития коллективов позволяет выявить конкретные механизмы торможения, что очень важно так, как может помочь в борьбе с ними. Вот некоторые из них:

  • Культ иерархических пирамид. Ученый, специалист из свободного мыслителя превращается в нижнее звено многоступенчатой иерархической пирамиды.
  • Стабилизация иерархии. Введение «стажных» почестей. Большой стаж работы на одном месте превращается в наилучшую характеристику члена коллектива. Введение ограничений на приток молодежи, на занятие определенных постов в иерархии молодыми.
  • Делегирование полномочий «вверх». Право принятия решений переводится с естественного уровня (той ступени, где возникла проблема) на одну-две ступени иерархии вверх. Это обеспечивает усиление аппарата, но приводит к его перегрузке мелкими проблемами, решить которые один руководитель не может физически.
  • Создание иллюзии всемогущества аппарата. Многолетняя ложь, искусственные оценочные критерии создают иллюзию успешности всех начинаний аппарата. Вырабатывается волюнтаристский стиль управления, пренебрежение экономикой, серьезным изучением вопросов, поиском альтернативных путей.
  • Наказуемость инициативы. Наказание за ошибку становится велико, а за бездействие не наказывают. Любое действие становится намного опаснее бездействия, поэтому тормозится. Методы «непринятия решений» известны: перепасовка в разные службы, волокита и т.д.

Механизмы антиторможения

Несмотря на нежелание структуры меняться, история показывает, что рано или поздно дальнейшая эволюция приходит на смену застою. Чтобы преодолеть негативные факторы (торможение), принимаются следующие меры:

  1. Принятие решений на естественном уровне - там, где проблема возникла.
  2. Разукрупнение подразделений до уровня, когда каждый член коллектива может увидеть свой вклад в конечный результат.
  3. Соблюдение принципа оплаты по результатам труда.
  4. Постановка перед коллективом единой большой общественно-полезной цели, с которой увязаны личные интересы каждого члена коллектива.
  5. Воспитание у каждого члена коллектива чувства значимости, создание атмосферы дружбы и творчества.

В данном занятии представлены теоретические аспекты методов развития творческой личности, разработанные и органично вписанные в структуру ТРИЗ. Для получения ощутимого результата нужно практиковаться в их применении, в частности, решая открытые, творческие задачи. Ссылки на соответствующие материалы вы сможете найти в следующем уроке. Также полезным для выработки навыков креативности будет прохождение специального тренинга на нашем сайте.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.


Самое обсуждаемое
Конспект урока чтения по программе Конспект урока чтения по программе "гармония"
Имя Александра в православном календаре (Святцах) Имя Александра в православном календаре (Святцах)
Самые длинные произведения в мире Самый длинный роман в мире Самые длинные произведения в мире Самый длинный роман в мире


top