Все о калии индийской богини смерти. Темные боги: легенды, мифы, имена богов и покровительство

Все о калии индийской богини смерти. Темные боги: легенды, мифы, имена богов и покровительство

Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

Соломенное чучело, которое и сейчас все еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Танатос (др.-греч. «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде».

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аид у греков или у римлян Плутон (греч.- «богатый») - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.

БИБЛЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Всадник Смерть (Мор) – четвертый и последний всадник, вооруженный косой, время его появления – Апокалипсис.

Более подробна о библейских Ангелах Смерти можно прочитать !

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Анубис , в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Эрешкигаль - в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эрешкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эрешкигаль направляет «взгляд смерти». Упоминается в «Некрономиконе» в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни.

ИРЛАНДИЯ (КЕЛЬТЫ)

Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши - дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин («ужасная», «злобная»), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья.

Морриган («Королева призраков») - богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней.

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Хель (др.-исл. Hel) - повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ

Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.

Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском (Día de Muertos).

Кими (Cimi) – бог смерти

Апух - в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

ИНДИЯ

Кали . Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.

На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии.

ВОСТОЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю , в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета - это ее истинный образ.

Эмма - в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом - дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами - в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги - Идзанами-но ками («богиня», «дух»).

Богини мировой мифологии далеко не всегда милосердны и добры. Многие из них требовали от своих адептов особого рода поклонения.

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то, что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты. Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали - самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) - секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Геката - древнегреческая богиня лунного света, пресподней и всего таинственного. Исследователи склонны считать, что культ Гекаты был заимствован греками у фракийцев.

Сакральное число Гекаты - три, поскольку Геката - трехликая богиня. Считается, что Геката управляла циклом человеческого существования - рождением, жизнью и смертью, а также тремя стихиями - землей, огнем и воздухом.

Власть её распространялась на прошлое, настоящее и будущее. Свою силу Геката черпала от Луны, которая также обладает тремя фазами: новой, старой и полной.

Изображалась Геката обычно либо как женщина с двумя факелами в руках, либо в виде трех фигур, связанных спина к спине. На голове Гекаты часто изображали языки пламени или рога-лучи.

Жертвенник, посвященный Гекате, назывался гетакомбой. Описание жертвоприношения Гекате встречается в «Илиаде» Гомера: «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим».

Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков в глубоких ямах, или в пещерах, недоступных для солнечного света. В честь Гекаты справлялись мистерии. Греческая трагическая поэзия изображала Гекату властвующей над злыми демонами и душами умерших.

Культ Кибелы пришел к древним греками от фригийцев. Кибела была олицетворение матери-природы и почиталась в большей части областей Малой Азии.

Культ Кибелы был по своему наполнению весьма жестоким. От его служителей требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран.

Неофиты, предававшие себя во власть Кибеле, проходили инициацию путем оскопления.

Знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер писал об этом обряде: «Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Новообращенному в культ Кибелы выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

В аккадской мифологии Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне Иштар имела роль астрального божества и была олицетворением планеты Венеры.

Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, поэтому часто её культ включал сакральную проституцию. Святой город Иштар - Урук - называли также «городом священных куртизанок», а сама богиня часто упоминалась, как «куртизанка богов».

В мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами.

В записях Гуиранда сказано: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Чиннамаста

Чиннамаста - одна из богинь индуистского пантеона. Её культ содержит интересную иконографику. Чиннамаста традиционно изображается так: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Богиня стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини

Исследовательница Э. А. Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов

То, что сама Чиннамаста пьет собственную кровь, символизирует то, что тем самым она достигает разрушения иллюзий и получает освобождение-мокшу.

В Древней и средневековой Индии хорошо была известна практика ритуального самоубийства. Самое известное - самосожжение вдов - satī, sahamaraņa. В среде наиболее ревностных поклонников божеств существовал и обычай принесения в жертву собственной головы. Сохранились уникальные памятники - рельефные изображения со сценами подобного жертвоприношения, благодаря которым мы можем представить себе, как оно происходило.

Подобный обряд есть и в записках Марко Поло . Он упоминает существовавший на территории Малабарского побережья обычай, согласно которому осужденный на смерть преступник мог избрать вместо казни такую форму жертвоприношения, при которой он сам себя убивает „из любви к таким-то идолам“. Эта форма жертвоприношения осмыслялась в народе как более всего угодная Чиннамасте и, следовательно, могла служить процветанию и благу всей общины.

Индуистский пантеон настолько обширен и многолик, что классифицировать его трудно: верования видоизменяются со временем, отличаются в разных географических областях, противоречат друг другу «на ровном месте». Тем не менее очень ярко среди всего божественного многообразия выделяется Кали - разрушительница невежества и великая освободительница, ответственная за мировой порядок. Один из ее символов - полумесяц. Она - темное воплощение Парвати, любящей жены Шивы. Именно в своей яростной форме богиня удовлетворяет чувственные интересы супруга.

Она носит несколько имен, среди которых:

  • Кали - «черная»;
  • Каларати - «черная ночь»;
  • Каликамата - «черная земная мать».

Богиня несет смерть, уничтожая отжившее и открывая путь новому. В человеческом восприятии Кали неизменно ассоциируется с черным цветом. Ее изображают в виде худой женщины с иссиня-черной кожей, темными растрепанными волосами и ярко-алым высунутым языком. Она обнажена и залита кровью, лишь изредка ее тело прикрыто шкурой пантеры.

Время богини - ночь. Тогда Кали выходит в мир, демонстрируя своими четырьмя руками символы, определяющие ее «род занятий»:

  1. Верхняя левая ладонь удерживает меч с окровавленным лезвием, при помощи которого Великая Мать уничтожает сомнения, двойственность, ложные знания.
  2. В нижней левой руке покоится голова демона, побежденного богиней, что обозначает отсечение эго.
  3. Верхняя правая ладонь складывается в жест защиты, избавляющий от страха.
  4. Нижняя правая рука дает благословение и исполняет желания тех, кто обращается к Матери.

Четыре руки богини определяют полный круг созидания и уничтожения, а ее три глаза связаны с прошлым (моментом творения), нынешним (сохранением созданного) и будущим (разрушением всего). На шее Кали покоится жуткое ожерелье, состоящее из пятидесяти человеческих голов: такая образность подчеркивает преходящесть физической жизни и неизбежные бесконечные перевоплощения души. Бедра богини украшает пояс из отрубленных рук - символ кармы, которую каждый человек в буквальном смысле создает собственными руками. Под ногами у Кали ее муж: Шива, отчаявшись остановить разгневанную супругу, бросился перед ней на землю, тем самым подчеркнув преимущество активного женского начала перед пассивным мужским.

К черной богине обращаются, чтобы:

  • вырваться из «объятий» кармы;
  • избавиться от страха смерти и перестать идентифицировать себя с телом;
  • познать вечность и развить незамутненное сознание;
  • обрести высшую мудрость;
  • отречься от иллюзий.

Согласно верованиям индуистов, Кали пребывает в сердце каждого, нося имя Красной Кали. Ее проявление - пульсация органа, перекачивающего кровь и поддерживающего жизнь. Великая Мать с момента зачатия и до самой смерти сопровождает человека, наполняя его энергией дыхания. Кали - это вечность, бессмертие, отсутствие формы. Активность богини связана с «перемалыванием» временного для того, чтобы закончить переходной процесс и прийти к высшему аспекту существования. Лучшая жертва, которую может принести Кали последователь, - его собственная смертная форма. Почитатели темной богини так и делали: в промежутке между 1740 и 1840 годами секта тугов уничтожила более миллиона человек во славу Черной Матери.

Богиня Геката - темная покровительница магии

Древнегреческая мифология во многом перекликается с шумерской. В частности, именно оттуда к эллинам перекочевала жуткая Геката. У шумеров она прославлялась в образе Эрешкигаль - подземной госпожи и жены бога смерти. Греки сохранили не самый добродушный образ богини, сделав Гекату покровительницей ночи, лунного света, ядовитых растений, темного колдовства. Она - повелительница ведьм, властительница преисподней, владычица неупокоенных духов и страшных тварей. Ее родители - громовержец Зевс и его супруга Гера. Иногда матерью Гекаты называют богиню плодородия Деметру или звездное божество Астерию. Существует и версия отцовства титана Перса.

Геката скитается по дорогам и перекресткам. Именно на раздорожьях появляется она пред призывающим. Богиня приходит в окружении своры красноглазых адских псов и полчища беспокойных душ. Рядом с ней летают совы, а ее тело обвито змеями. Иногда Геката управляет колесницей, запряженной страшными драконами. На голове богини пламенеют огненные языки или лучеобразные рога. Ее приближение сопровождается жутким собачьим воем, холодящим душу. Человек чаще всего видит Гекату трехликой. Такой аспект богини связан с тем, что она отвечает за:

  • рождение (минувшее);
  • жизнь (настоящее);
  • смерть (будущее).

Власть Гекаты не знает временных ограничений. Ей подвластны все периоды существования человека, также она контролирует три главных стихии - огонь, землю и воздух. Могущество богини обусловлено ее связью с луной: Геката тоже может быть молодой (новая луна), зрелой (полнолуние) и старой (убывающая луна). Зависимо от периода, богиня принимает облик юной девушки, взрослой женщины, мудрой старухи.

Лучше всего призывать Гекату глубокой ночью, припадающей на новолуние. Время богини - промежуток, когда старого месяца уже не видно, а новый еще не появился. В руках у Повелительницы Ночи ее основные атрибуты:

  1. Ключ, обозначающий, что Геката охраняет все существующие входы и выходы, а также сторожит преисподнюю.
  2. Факел, символизирующий свет и развеивающий тьму, в которой обитает богиня.
  3. Кинжал, предназначенный для свершения мести и выражения злых намерений.
  4. Плеть для наказания пороков.

Геката - богиня трансформации и перерождения как на физическом, так и на духовном уровне. Она - та, что указывает дорогу. К Гекате приходят, чтобы:

  • обрести мудрость;
  • . открыть в себе дар ясновидения и получить новые познания в колдовстве;
  • . возродить молодость;
  • . узнать грядущее;
  • . быть успешным на войне или охоте;
  • . снять порчу;
  • . исцелить физические и душевные недуги;
  • . завоевать любовь.

Богиня всегда оказывает помощь тем, кто к ней обращается. Особенно она благоволит женщинам. Но не стоит злоупотреблять щедростью Гекаты: в качестве платы следует принести ей в жертву черного пса, который пополнит свиту богини и будет сопровождать ее в нескончаемом путешествии.

Также читайте:

Богиня Мара - славянская Смерть

Славяне, регулярно сталкивающиеся то с расцветом природы, то с ее гибелью, не могли не создать богиню, ответственную за эти процессы. Мара, Морена, Морана - покровительница смерти, холода, зимы, ночи. Утром выходит она в мир, стараясь погубить солнце, но, испуганная его яркостью, ежедневно отступает. В качестве основного символа богини называют серп: как лезвие срезает стебли во время жатвы, так и богиня жнет жизни людей. Другие знаки Мары - Черная Луна и груда разбитых черепов.

Имя богини прочно ассоциируется со словами, имеющими негативный смысл:

  • мрак;
  • морок;
  • морочить;

Морена рождена в союзе Сварога и Лады. Она - супруга Кощея. По легенде, Мара, будучи воплощением смерти, подсказала своему мужу, как избежать кончины. К людям же она менее милосердна. Но хотя Морена и забирает человеческие души, тем самым богиня дает им возможность воплотиться повторно. Мара - сила, контролирующая умирание и рождение. Функции Морены связаны с преходящестью бытия и вечным круговоротом жизни:

  1. Она - ткачиха, подобная древнегреческим Мойрам. Богиня прядет нити людских судеб, а когда приходит время, перерезает их.
  2. Мара олицетворяет зиму. В конце осени богиня выглядит черноволосой юной девушкой, но чем ближе весна, тем меньше сил остается у Морены: она стареет, превращаясь в древнюю нищенку, одетую в лохмотья.

Как бы ни старалась Зима отсрочить свою кончину, солнечное тепло побеждает ее. И Мара - богиня, владеющая тайнами жизни и смерти, - вынуждена сама отправиться в мир мертвых, чтобы вскоре вновь вернуться на землю. Есть у Морены прислужники: мары - призраки, бродящие по ночам и шепчущие людские имена под окнами домов. Несчастен тот, кто откликнется на такой зов, ибо скоро за ним придет смерть.

Иногда считают, будто мары соседствуют с домовым, обитая за печью и всячески вредя хозяевам. К Маре обращаются лишь поздней осенью и зимой, когда богиня активна. Она может:

  • забрать болезни и несчастья в Навь (потусторонний мир);
  • помочь наслать порчу или проклятие;
  • поспособствовать остуде или рассорке;
  • продлить срок жизни.

Общаются с Мореной на кладбищах, в заболоченных низинах, на раздорожьях, на лесных полянах в окружении елей или осин. Богине устраивают алтарь ниже уровня земли: обычно просто вырывают яму и кладут в нее камень. В качестве подношений используют вино, цветы, ленты, кисель, рыбу, баранину, говядину, конину. После завершения работы алтарь засыпают.

Каждая из богинь в том или ином смысле несет с собой смерть. Но любой конец дает начало чему-то новому. Не стоит опасаться уничтожения и разрушения: именно через них человек освобождается от старого и открывается будущему. Кали, Геката и Мара неизменно связаны с трансформацией, зачастую болезненной и всегда необходимой. Без этих процессов мироздание погрязнет в болотном застое: вода чиста только там, где есть движение, изменение, развитие.

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой - «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения - пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали - высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая - в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали - единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали - еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

Среди ее имен:

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, - ее распущенные волосы и высунутый язык - представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову - разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч - меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный - цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну - отсутствие характеристик - природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали - сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали - место кремации - имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он - пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали - активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

Главный лейтмотив мифологии - борьба зла и добра. Битва идет от самого сотворения мира. Демиургам, богам созидания, в ней противостоят боги-разрушители, «плохие парни» мировой мифологии.

Сет

Сет - самый «плохой парень» египетской мифологии, бог Сирокко, смерти, опустошения, чужеземцев, затмений и других несчастий. Сет рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст, убил своего брата Осириса.

Сет - олицетворение злого начала, был одним из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.

Несмотря на свой негативный образ, в эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.

Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Ахриман

Ахриман, называемый также Ангро Майнью, - главный антигерой древнеиранской и зороастрийской мифологии, глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды.

Ахриман породил смерть, старость, грехи, чародейство, колдовство, суровую зиму, удушливую жару, истребительный град, ядовитых змей и насекомых, болезни и погубил первого человека Гайомарта.

Обычно он действовал не сам, а через подчиненных ему демонических сил - дэвов. Из-за его деяний Ахримана мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла. Он проник в недра земли и положил начало аду.

В древнеперсидских клинообразных письменах Ахриман носит эпитет «ненавистный». Именно он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.

Ахриману покорны все дэвы, духи зла, он властелин смерти и мрака. По зороастрийским верованиям, когда три спасителя Сосиеши победят Ахримана и уничтожат сонмища его демонов, тогда утвердится безраздельное господство Ахуромазды над всем миром.

Равана

Равана - в индийской мифологии царь демонов ракшасов и обладатель острова Данка (Цейлон), с которого он прогнал своего сводного брата, бога Куберу.

Равана за свое усердие получил от Брамы неуязвисмость от богов и демонов, чем он не преминул воспользоваться, нчав притеснять богов и заставив их себе служить: Агни сделал поваром, Варуну - водовозом, Ваю заставил мести свой дворец и так далее.

Боги во главе с Инлрой направились к Браме жаловаться на Равану, но сам Брама не мог отнять у Раваны дарованную им неуязвимость и направил «делегацию» к Вишне, который обещал уничтожить Равану через посредство смертных и обезьян, от которых Равана не испросил неуязвимости.

Затем Вишну воплотился в образ Рамы и начал свою борьбу с ракшасами. Равана сначала хотел соблазнить жену Рамы Ситу, но, получив отказ, просто украл её, отнеся на остров Ланку.

В ходе битвы Рамы с Раваной, где на стороне Рамы были медведи и обезьяны, Равана был повержен, а Рама вернулся с женой в свое царство Айодхью. Когда Рама убил Равану, боги на небесах возрадовались и прославили Раму, как Вишну, спасшего их от угрожавшей гибели.

История этой борьбы рассказывается в Рамаяне, где описывается и наружность Раваны: 10 голов, 20 рук, глаза медно-красного цвета, блестящие зубы, подобные молодому месяцу; величиной он с большую тучу или гору: тело его покрыто следами ударов, нанесенных ему разными богами в его борьбе с ними. Сила Раваны была так велика, что он мог волновать моря и сокрушать горы.

Он нарушал все божеские и земные законы, похищал чужих жен и т. д. Благодаря своему исполинскому росту, он мог останавливать солнце и месяц в их течении и мешать их восходу. Равана нагнал такой страх на всю природу, что солнце не дерзало подниматься над его головой, ветры переставали дуть при его приближении, море - волноваться.

Люцифер

Слово «люцифер» происходит от латинского Lucifer «светоносный», в греческой и римской мифологии «люцифер» был аналогом Венеры - утренней звезды. Соотношение Люцифера с дьяволом и Сатаной началось в христианстве с XVII века.

Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии, написанной на древнееврейском.

В этой кпиге династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, а «хейлель» (утренняя звезда) был одним из херувимов, который возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес.

На рубеже IV-V веков Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды».

Представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света».

У самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора, однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны.

В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

В «Божественной комедии» Данте (начало XIV века) Люцифер описан как вмёрзший в лёд грешник в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие - Иуда Искариот, Брут и Кассий.

Иблис

Иблис - исламский дьявол, злой дух, джинн, стоящий во главе других злобных духов и демонов. Его также называют аш-Шайтан (как главу всех злых духов - шайтанов), Адувв Аллах («враг Аллаха») или просто аль-Адувв («враг»).

Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом, но отказался выполнить приказ Аллаха поклониться созданному аллахом Адаму, заявив: «Я - лучше его: ты создал меня из огня, а его создал из глины».

В Коране о падении Иблиса говорится: «Когда Бог сказал ангелам: Я хочу поставить наместника на земле» они отвечали: «Неужели Тебе угодно поставить на земле существо, которое бы распространяло там зло и проливало кровь, тогда как мы славим и величаем тебя беспрестанно?» «Я знаю то, - отвечал Господь, - чего вы не знаете».

Когда Бог повелел ангелам поклониться Адаму, они послушались, исключая Иблиса, который «надмился гордостию и был из числа неверующих». За это Иблис был изгнан с небес и поклялся повсюду совращать людей: «Я засяду против них на твоем прямом пути», «я украшу им то, что на земле, и собью их всех».

Пробравшись в рай Джанна, он совратил Адама и Хавву; в кораническом эпизоде поклонения ангелов дьявол назван Иблисом, а в эпизоде грехопадения - Аш-Шайтан. Обозначение дьявола Иблиса как Аш-Шайтан употребляется в Коране и других мусульманских текстах.

Иблис, отпавши от Бога сам, склонил к падению праотцов рода человеческого, отторгнул от Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дэвы и пери. Согласно преданию, Иблис живет на земле в нечистых местах - в пещерах, руинах древних поселений, на кладбищах.

Едой и питьем Иблиса являются жертвоприношения и вино, развлечения составляют музыка, танцы. Наказание Иблиса отложено до дня Страшного суда, когда он вместе с грешниками будет низвергнут в ад Джаханнам.

Сурт

Сурт переводится с древнескандинавского как «смуглый» или «черный». Это главный огненный великан германо-скандинавской мифологии, владыка Муспельхейма. Его происхождение восходит к самому началу космоса.

Сурт правит огненными великанами. В день Рагнарёк его орды двинутся на север «подобно южному ветру», чтобы сразиться с богами-асами. В битве Сурт убьёт Фрейра, его меч срубит мировое дерево Иггдрасиль, и это станет началом гибели всего мира.

Вся жизнь в девяти мирах будет уничтожена, за исключением тех существ, что спрятались в расщелинах коры Мирового Древа и тех, чья сущность является чистейшим воплощением Вирда. Также останется роща Ходдмимир, поскольку это место, в котором пламенный меч Сурта теряет свою силу. Также уцелеет чертог Гимле, в котором во все времена будут жить хорошие и праведные люди.

Сурт также выживает, ибо как огонь он не может быть уничтожен огнем, и как дух созидания и разрушения должен войти в новый мир в качестве манифестации космического закона.

Огни Сурта и он сам рассматриваются некоторыми как символы появления кометы. Также он связан с вулканами, один из недавно возникших на побережье Исландии вулканических островов носит название Суртсей.

Тифон

Тифоном в греческой мифологии называли могущественное чудовище, порожденное Геей. Он был олицетворением огненных сил земли и её испарений с их разрушительными действиями.

В легендах Тифон представлен как существо с сотней драконьих голов, туловищем, подобным человеческому, покрытым оперением, вместо ног у него были змеиные кольца.

В некоторых источниках сообщается, что головы Тифона подобны человеческим, но он может воспроизводить крики животных.

Тифон упоминается в «Илиаде» Гомера. Там описывается борьба Тифона с Зевсом. Местом пребывания этого «плохого парня» в поэме названы подземные недра в стране армиов или под горой Аримой в Малой Азии. Когда греки узнали о вулканической активности на Кумском побережье Италии, в Сицилии и на Липарских сотаровах, Тифон «переехал» туда.

Тифон с Ехидной породили множество ужасных существ: Химеру, лернейскую гидру, псов Орфа и Кербера. От его имени произошло слово «тайфун».

Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса.

Олимпийские боги, испугавшись чудовища, сбежали из своей обители. Один Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками.

Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар.

Согласно другой легенде, Тифон вначале победил Зевса. Он опутал бога своими ногами, подобными змеиным кольцам, перерезал и вытянул все сухожилия. Затем Тифон бросил Зевса в Корикийскую пещеру в Киликии и поставил драконицу Дельфину охранять его.

Зевс находился в заточении, пока Гермес и Эгипан не выкрали у Тифона сухожилия бога и не вернули их громовержцу. Тогда Зевс вновь напал на чудовище, и битва продолжилась. Зевсу помогли мойры, посоветовав Тифону съесть плоды ядовитой однодневки, чтобы увеличить свои силы. Последовав этому совету, Тифон полностью потерял силы, и Зевс завалил чудовище огромной глыбой. На этом месте образовался вулкан Этна.

Легенды гласят, что иногда Тифон, вспомнив о своем поражении, извергает дым и пламя из жерла вулкана.
Позднее Тифон был отожествлен с египетским Сетом.

Чернобог

Чернобог - «плохой парень» славянской мифологии. Он изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Согласно «Славянской хронике» Гельмольда, Чернобог - навий, «злой» бог. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog. Его главный противник Свентовит.

Аль-Масуди в десятом веке дает описание святилища некоего бога на черной горе: «... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)».

Петр Альбин в «Миснейской хронике» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда».

Гельмольд также писал о том, что когда на пиру у славян чествовалиЧернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом».

У Балора был один глаз, но он обладал смертноносной силой, во время битвы его Балору поднимали несколько слуг.

Этим «скилом» глаз демона стал обладать после того, как в него, ещё в детстве Балора, попали пары волшебного зелья, варившегося для отца Балора Дота.

Балор знал, что ему суждено погибнуть от руки внука, поэтому он заточил свою единственную дочь Этлинн в башню на острове Тори у северо-западного побережья Ирландии.

Однако Киан, сын бога-врачевателя Диан Кехта, сумел проникнуть к Этлинн, и она родила Луга, бога солнца.

Бог-кузнец Гоибниу, брат Киана, спас младенца от ярости Балора. Роковая встреча уже взрослого внука и деда состоялась во время второй битвы при Мойтуре, последнем сражении между фоморами и Племенами богини Дану.

Во время битвы Луг заметил, что глаз Балора закрывается от усталости, тогда он пробрался к своему деду через полки неприятеля на одной ноге и с зажмуренным глазом (подражая одноногим фоморам и одноглазому деду). Луг метнул камень из пращи в глаз Балору с такой силой, что глаз вылетел с другой стороны, сокрушая своим взглядом фаморов. Балор погиб, фаморов изгнали из Ирдандии, а к власти пришли молодые боги из племени богини Дану.

Нергал

Изначально Нергал в шумеро-аккадской мифологии воспринимался как разрушающее жгучее солнце, затем стал богом всего самого ужасного, что только можно представить: засухи, мора, войн и самой преисподней. Планетой Нергала был Марс, а выражение «рука Нергала» было синонимом бедствий и несчастий. В период вавилонского синкретизма Нергал стал воинственным проявлением Мардука.

Нергал считался владыкой подземного царства. Само его имя переводится как «владыка темного града».

Он был супругом богини подземного царства Эрешкигаль. История его «сватовства» была такой: он отказался платить своей будущей супруге дань и за ним был прислан посол Намтару. Нергал спустился к Эрешкигаль, одарил её фетишами, провел с ней семь ночей, а потом малодушно сбежал. Конечно, Эрешкигаль была обижена и пригрозила богам, что если Нергал не вернется, то она выпустит на землю мертвецов. Боги донесли до Неграла эту угрозу, и он снова вернулся к Эрешкигаль. Снова проведя с подземной богиней семь дней и ночей, Нергал получил от бога Ану приказ остаться в преисподней навеки.


Самое обсуждаемое
Как мертвому припарка значение Как мертвому припарка значение
Что вы знаете про фразеологизмы? Что вы знаете про фразеологизмы?
Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта


top