Явление бога аврааму в виде трех странников. Явление святой троицы александру свирскому

Явление бога аврааму в виде трех странников. Явление святой троицы александру свирскому

После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Но в то время, как возрастала и крепла вера и благочестие избранного патриарха, возрастало и усиливалось безверие и нечестие тех беззаконных городов, среди которых обитал его племянник Лот. Быстро переполняя чашу своего беззакония, они в конце концов навлекли на себя страшный гнев Божий. Наказание этих городов произошло сразу же после шестого богоявления Аврааму.

Это богоявление было необыкновенным. Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. Однажды в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, и вдруг он увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к одному из них: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]…» (Быт. 18:3–5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя?» - «Здесь, в шатре» , - ответил Патриарх. Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:9–10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар» . Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это… рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?» Есть ли что трудное для Господа ?» (Быт. 18:13–14).

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам решил проводить своих дорогих гостей, так как од уже догадался, что принимал у себя Господа и двух Ангелов. По дороге он также узнал, что Господь идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. Это показалось Аврааму несовместимым с понятием о справедливости. Он спросил у Господа: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Если в Содоме найдется пятьдесят праведников, справедливо ли, чтобы они погибли с грешниками?» Господь ответил, что он пощадит город, если там окажется хотя бы десяток праведников. Этим Господь дал понять Аврааму, что праведники имеют великое дерзновение ходатайствовать перед Богом за грешников. Проводив гостей, Авраам с грустью возвратился в свой шатер, а два Ангела по повелению Божию направились по дороге в Содом.

Уже наступил вечер, когда небесных посланцев встретил Лот у ворот своего города. Он поклонился путникам и пригласил их в свой дом, но незнакомцы стали отказываться. Однако Лот настаивал, и они согласились воспользоваться его гостеприимством. Но едва успели гости войти, как дом Лота окружили развращенные жители Содома и громкими криками требовали выдать им пришельцев, чтобы надругаться над ними. Лот считал своим священным долгом защитить гостей, находящихся под его кровом. Так повелевал закон гостеприимства, унаследованный им от отцов. Поэтому он вышел на улицу, предусмотрительно заперев за собой дверь, и умолял своих сограждан не обижать пришельцев. «Вот у меня две дочери , - воскликнул он в отчаянии, - которые еще не познали мужа, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего худого, так как пришли под кров дома моего» (Быт. 19:8–9). Но толпа осталась глухой к мольбам Лота. Более того, его схватили и обязательно убили бы, если бы Ангелы в последнюю минуту не ввели его обратно в дом. Тогда разъяренная толпа пыталась выломать двери. Но Ангелы поразили слепотой всех мужчин, бесчинствующих у дома. Вскоре у дома Лота восстановилось спокойствие, и тогда гости открыли хозяину, кто они такие и с какой целью пришли в Содом. Они повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, всех своих родственников, немедленно покинуть город, обреченный на погибель.

Уже наступил рассвет, а Лот все медлил исполнить повеление Ангелов. Тогда Ангелы насильно вывели Лота, его жену и двух дочерей за город и велели им без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. Беглецы были уже в местечке Сигор, когда услышали позади себя Оглушительный грохот. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Вся земля сотрясалась, а города обратились в груды дымящихся развалин. Никто из нечестивых горожан не спасся. Но жена Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб. Такое наказание постигло жену Лота за то, что, оглянувшись и увидев страшное бедствие, она в сердце своем осудила Господа. Вскоре над Содомом и Гоморрой воцарилось молчание смерти. На месте этих городов впоследствии образовалось Мертвое море.

  • «Любящих и Бог любит»
  • МОУ Весьегонская СОШ Осипова Т.Н.
  • И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
  • Аврааму было 75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру, всё своё имение, которое они приобрели, всех слуг и отправился в страну, которую указал ему Господь
  • Переселение Авраама
  • Картина Йожефа Молнара 1850
  • Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась Ханаанскою. Жили там потомки Ханаана - хананеяне - один из самых нечестивых народов.
Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
  • Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
  • После этого земля Ханаанская стала называться Обетованной т.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Теперь эта земля называется Палестиной.
  • В земле Ханаанской Авраам поселился близ города Хеврон, у дубравы Мамре
  • Авраам с Сарою были уже очень стары, но детей у них так и не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Чтобы утешить Авраама, однажды Господь явился ему в видении и сказал: «… посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. … столько будет и у тебя потомков». Авраам поверил Господу и Бог вменил ему это в праведность».
  • Когда Аврааму было уже 99 лет, т.е. 24 года прошло с тех пор, как он, повинуясь Богу, покинул родную землю, и, веря слову Господа, ожидал рождения обещанного сына, произошло удивительное событие: Сам Господь явился ему в виде трёх Странников.
Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
  • Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.
  • Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.
Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
  • Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
  • Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, услышав эти слова, засмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь такое утешение, и господин мой стар».
  • Но Странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но Он сказал ей: «Нет, ты засмеялась».
И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним.
  • И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним.
  • Через год после явления Аврааму Бога в виде трёх странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сары родился долгожданный сын, которого они назвали Исааком.
  • Троица Ветхозаветная".
  • XVIв. Новгород
  • Чудесное явление Бога Аврааму в виде трёх Странников отображено в иконе святого иконописца Андрея Рублева «Троица», где Странники изображены в виде трёх Ангелов.
  • В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и живоначальной. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий?
  • Единосущность на иконе Рублева передана тем, что ангелы наделены равным достоинством.
  • Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах.
  • Каждый из ангелов держит в руке жезл - в ознаменование божественной власти.
  • Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.
  • На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом.
  • Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на то, что перед нами Сам Творец мира. И черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает - все говорит о Его отеческом достоинстве.
  • Второй Ангел помещен в средней части иконы. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Дуб является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и утраченном непрерывном общении с Богом. А в Новом Завете образ дерева получает смысл Искупления греха человека ради восстановления райского общения с Господом: дерево говорит о деревянном кресте, на котором состоялась Искупительная жертва Христа. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы.
  • Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. За третьим Мужем расположена гора. Гора -это символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы - Духа Святого.

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА. Когда почти все люди сделались идолопоклонниками, Бог для сохранения истинной веры на земле избрал одного благочестивого человека по имени Авраам, сына Фарры, из племени Сима. Авраам жил в земле Халдейской, был богат, имел много рабов и скота, но был бездетен и скорбел об этом. Однажды Бог явился к нему и сказал: оставь дом отца своего и иди в землю, которую Я тебе покажу; Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Повинуясь Богу, он взял с собою свою жену Сарру, племянника Лота, все имение и всех своих рабов и отправился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородна. Войдя в неё, Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЁХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трёх странников. Он тотчас пошёл им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть

Обетование Аврааму о рождении сына. Ю. фон Карольфельд

под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жаренного телёнка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год я буду опять у тебя; у Сарры, твоей жены, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала себе: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?

Явление Аврааму Троицы. Г. Доре

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошёл год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать Веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу (принесение в жертву Исаака было прообразом смерти и воскресения Иисуса Христа). Авраам повиновался. На другой день,рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принёс его в жертву.

Надо иметь твёрдую веру в Бога и совершенное послушание: без этого нельзя угодить Богу, быть счастливым и удостоится обетований Божиих. В испытаниях не нужно быть малодушным. Все, что делает Господь, делает для нашего благополучия.

Среди потомков Ноя был старец Аврам. Бог обещал ему, что он станет отцом великого, сильного народа. У Аврама была красивая жена по имени Сара, в странствиях он разбогател, был мудр, и все уважали его. Одно только печалило Аврама и Сару – несмотря на Божье обещание, у Аврама и Сары так и не было детей до самой старости.

И вот однажды Аврам увидел, как к его шатру приближаются три путник а. Это были не путники, а Бог в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Таким образом, 18-ая гл. книги Бытия рассказывает о том, как сам три единый Бог уже в Ветхом Завете явился Аврааму и Саре в образе трех странник ов, которых Аврам и Сара гостеприимно приняли у Мамврийского дуба (дуб – большое дерево): "Явился ему Господь у дубравы Мамре…(= у Мамврийского дуба). Он возвел (поднял) очи (глаза) свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него… он побежал навстречу… поклонился до земли. И сказал: Владыка ! если я обрел благоволение пред очами Твоими , не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши ; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши… и взял теленка… и поспешил приготовить его… и поставил пред ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели" /Бытие 18, 1-8/.

В этом описании соединилось земное и небесное; присутствие Бога явное, физически ощутимое. Но обращает на себя внимание использование форм единственного и множественного числа: Авраам видит трех, а говорит со странниками так, будто их то трое, то один; в буквальном смысле: 3=1. В библейской трактовке этот факт считается указанием на первое явление Бога-Троицы, самое очевидное во всем Ветхом Завете (как прообраз будущего прихода Сына Бога Иисуса Христа на землю при помощи Святого Духа).

Важно отметить, для чего Бог пришел к Аврааму. Он пришел с известием о том, что у Аврама и Сары родится сын, которого они ждали всю свою жизнь, считая себя бездетными. У них через год действительно родился сын, которого назвали Исааком. Он дал начало роду царя Давида, от которого впоследствии произошла Богородица – Дева Мария. Таким образом, Ветхий Завет – книга пророчеств о событиях Нового Завета, становится предуготовлением этих событий. Аврам и Сара получают новые имена – АВРААМ и САРРА, т.к. становятся патриахами еврейского народа и основателями рода Девы Марии и, значит, земной линии Иисуса Христа.

Первое явление Бога в образе Троицы в Ветхом Завете лежит в основе тринитарного догмата христианства. Этот догмат (учение) утверждает, что Бог един (=один) в трех лицах (триедин, триединство): Бог – Отец, Сын и Святой Дух. Это неразрывное, непостижимое (= непонятное для человеческого разума) единство . Отсюда, например, такая особая суеверная любовь к числу 3 в русской культуре. Этот догмат нашел самое яркое воплощение в иконе «Троица», получившей название «Троица Ветхозаветная» (или «Гостеприимство Авраама»).

Икона (в переводе с греческого – образ)

Икона представляет собой вид религиозной живописи. В силу некоторых особенностей развития русской культуры, икона (образ) и литература взяли на себя дополнительную нагрузку – философского осмысления мира, поскольку сама философская традиция получила в России непосредственное развитие довольно поздно – в 19 веке. На этом основании мы имеем право говорить об иконоцентричности и литературоцентричности русской культуры.

И эти два явления также оказались взаимосвязанными

Иконопись на Руси возникла на фоне византийско-русского диалога культур (988г.) и связана с периодом Среднековья 10-17 веков - до реформ Петра Первого. На протяжении этого времени икона была основным средством художественного освоения мира и единственным способом отражения идеалов древнерусского человека (святость – Святая Русь, духоносность - вера, надежда, любовь).

Икона, таким образом, взяла на себя дополнительную функцию философского осмысления мира.

Русский религиозный философ Серебряного века князь Евгений Трубецкой назвал икону «Умозрением в красках ».

На Руси сохранялась и развивалась устойчивая византийская традиция изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и событий Библии. Но Русские иконописцы воплотили в ней дух своей эпохи, дух времени с помощью особых приемов письма, особых красок и поз святых.

Специфика иконы как вида религиозной живописи.

Икона – это вид религиозной живописи, писалась она либо на деревянной доске, либо на камне (роспись церковных стен – фрески). Выбор этого материала не случаен – он более прочен и долговечен и отражает вечную нетленную природу Бога. С другой стороны, деревянная доска, на которой писалась икона, символизирует древо познания, с которого начинался человеческий грех от Адама и Евы, а также крест – знак его искупления Иисусом.

В системе христианской культуры икона занимает особое место, при этом она никогда не рассматривалась исключительно как произведение искусства.

Функции иконы. Икона – это текст (текст Библии), выраженный в символах, поэтому требует владения определенными навыками ее прочтения. Слово ИКОНА в переводе с греческого языка означает ОБРАЗ. Икона – это образ Первообраза (то есть Бога, Богоматери, Святого). В ней заложен высший, таинственный, сакральный (тайный, божественный) смысл. Его суть состоит в том, что образ иконы, построенный на реалиях мира земного (реального, настоящего, в котором живет человек), отражает совсем другие понятия – реалии мира небесного (= высшего, божественного, непонятного - непостижимого для человеческого разума).

Поэтому все в иконе символично. Каждый знак иконы – это символ – «окно в духовный мир», который, как и любой символ, означает нечто большее, чем он сам.

Цвет, свет, атрибутика (= детали, вещи в руках святых), поза (= положение тела), жест, интерьер – все эти составляющие символического языка иконы несут в себе сложные и глубокие сакральные смыслы. Это символический текст.

Первые изображения Ветхозаветной Троицы появились еще в римских катакомбах. Они следовали тексту Ветхого завета, говорящего о явлении Бога Аврааму: "И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18, 1-2). В полном согласии с этим текстом Лица Троицы первоначально изображаются в виде мужей, и только к XI веку - в виде ангелов, что говорит о стремлении как бы усилить внешние признаки святости , но по-прежнему накрытый стол, за которым сидят гости Авраама, придаёт изображению характер бытовой (жизненной) сцены.

Наиболее значимые изображения Троицы Ветхозаветной в древнерусской живописи принадлежат двум великим иконописцам – Феофану Греку и Андрею Рублёву . Они жили приблизительно в одно время, но принадлежали разным историческим эпохам, поэтому вложили в изображения Троицы своё миропонимание и идеи своего времени.

Феоф а н Грек (1340-1405). Византийский иконописец, создавший свою школу письма на Руси под влиянием новгородской иконописной школы. В Новгороде Феофан Грек оказался в очень своеобразной художественной среде, где смешались высокоученое греческое искусство (например, некоторые росписи Софийского собора Новгорода) и наивная, но страстная, экспрессивная местная новгородская традиция. Феофан Грек работал в Новгороде, в Москве, на его творчество оказал большое влияние новгородский стиль иконописи.

Феофан Грек разделяет все творения мира на свет и тьму, небесное и земное. Отсюда живописный язык Феофана: все пишет двумя красками – красной и белой. На красном фоне (цвет земли, погруженной в греховную тьму ) вспыхивают белые молнии – свет Бога, огонь Бога, сжигающий грехи человека.

Все написано энергично, экспрессивно, во всем чувствуется духовная борьба человека, стремящегося к очищению от греха, к поиску Божественного света. И человек страдает, мучается в поисках этого пути.

Бог у Феофана - грозный судья. Посмотрим фреску Феофана «Троица Ветхозаветная» , написанную на сюжет явления Аврааму и Сааре трех ангелов – Троицы, Бога в трех лицах. В этой фреске есть обеденный (трапезный) стол с разнообразной едой, как в ветхозаветном сюжете, а также Авраам и Саара. Их присутствие подчеркивало зависимость земного от небесного – ангелы сидят вверху всей композиции, за трапезным столом, а люди как бы прислуживают им. Византийский мастер Феофан Грек следует в этом тексту Ветхого завета, где сюжет о пришествии к Аврааму и Саре трех странников повествует о встрече земного и небесного. Феофан Грек, творивший свои образы в период монголо-татарского ига на Руси, зовет к борьбе, требует наказания и искупления за человеческую греховность.

Смысловые оппозиции Феофана Грека: борьба света-тьмы, чистоты-греха, покоя, безмолвия – суеты (использовал И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник»).

Фразеологизм ИСКУПИТЬ СВОЙ ГРЕХ - пострадать за свой грех, раскаяться в нём

Новая Газета: «Придет время, и Саакашвили придется искупить свой кровавый грех перед Богом и осетинским народом»

Иначе видит мир и отражает это видение великий иконописец Андрей Рублёв . Он тоже пережил монголо-татарское иго, но видел и освобождение от него, окончание трехсотлетней войны.

Андрей Рублёв (ок.1360 – 1430). Работал во Владимире, Москве. Его называют классиком древнерусской живописи, так как он очень глубоко выразил в иконе идеалы древнерусского художественного мышления. Это философия гуманности, добра, любви, гармонии и красоты духовной . Только они могли спасти Россию, вывести ее из мрачного круга исторических событий. Поэтому краски Андрея Рублева светлы и гармоничны, сюжеты его изображений вписаны в гармоничный круг – символ духовного единения, соборности.

Тринитарный догмат, так же как и христологический, составляет основу христианской веры. По выражению богослова Блаженного Августина, постичь тайну Святой Троицы сложнее, чем вычерпать море ложечкой. Св Троица – это не количество, а качество Бога, непостижимое для человека, но данное ему в откровении. Рублёвская икона становится поворотным пунктом в осмыслении Св. Троицы. Рублёв, исключая из композиции фигуры Авраама и Сарры (Гостеприимство Авраама – у Ф.Грека), сосредоточил наше внимание на явлении ангелов, в котором созерцающий начинает прозревать образ Троицы .

На светлом золотом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо , за правым ангелом – гора, за левым – палаты . Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики (лица) похожи, будто изображен один и тот же лик (лицо) в трёх вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам над головой ангелов (круги, символизирующие вечность, святость изображаемого), по крыльям, по движению ангельских рук. И все эти круги сходятся в эпицентре иконы, где изображена чаша, а в ней – голова тельца – знак жертвы.

Перед нами евхаристическая трапеза (=жертвоприношение, искупление греха людей кровью Иисуса), в которой совершается искупительная жертва.

Средний ангел благословляет чашу, сидящий справа принимает ее, правый ангел словно подвигает ее тому, кто напротив. Основной смысл Троицы – идет Предвечный совет о Боговоплощении и искуплении грехов человеческих через жертвоприношение Иисуса, его распятие. Т.о., Бог принимает решение о жертвоприношении своего Сына – Иисуса Христа. Для этого он должен прийти на землю в образе человека, а потом быть распятым на кресте – распя тии.

Распространенная трактовка видит в среднем ангеле Иисуса , т.к. он одет в привычные для него на иконах одежды – темно-красный хитон и синий гиматий, и на правом плече его клав (специальная полоса) – знак Иисуса, следовательно, отец тот, кто справа от него, а слева от Иисуса – Святой дух.

Авраму дается новое имя: Авраам – отец великого множества. В Священном Писании несколько раз встречаются примеры того, как человеку меняют имя. Значение этого события, по крайней мере, тройственное: первое – кто-то хочет явить свою власть, как, например, фараон меняет имя Елиакима на Иоакима, второе – в указание некоторого предназначения, как, например, Господь Иисус Христос говорит Симону, «ты наречешься Кифа », и третье – в память о каком-либо событии, например, после некоторого таинственного поединка Иакову дается новое имя Израиль. Так и здесь: в знак покорности Авраама Богу и в память о заключении этого завета, и в знак предзнаменования будущей судьбы потомков Авраама, дается ему это новое имя. Сара становится Саррой, что значит «госпожа».

«Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него» (Быт. 17:16-19). В этих словах есть черты, напоминающие Благовещение. Прежде чудесного рождения сына уже дается имя и обещается поставление вечного завета.

2.8. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Святой Троицы

Шестое богоявление произошло у дубравы Мамре (т. е. принадлежавшей Мамре аморреянину, союзнику Авраама – Быт. 14:13), где поселился Авраам после разделения с Лотом.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Во время этого явления Авраам получает подтверждение того, что именно от Сарры, меньше чем через год, родится сын.

Святитель Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы, – кажется, это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин считал, что это были просто три ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это Иустин Философ, Ириней Лионский, Святитель Иоанн Златоуст - считали, что это было явление двух ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт. 18:22). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы – с лицом Сына в Писании и связывается имя ангела. Мы потом этому некоторое подтверждение увидим в последующих книгах.

Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, пелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» . Не случайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета.

2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры

В связи с историей гибели Содома и Гоморры хочется сделать следующие замечания. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Эти слова проливают свет на тайну пророческого служения. Почему бы и не утаить? Такова Его воля. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Итак, Авраам есть друг Божий.

Обратите внимание еще вот на какое обстоятельство. Когда Бог собирается поразить Содом и Гоморру, Он проявляет как бы некоторую нерешительность и незнание всех обстоятельств дела. Нас это уже не должно удивлять, поскольку подобная ситуация уже не в первый раз встречается на страницах книги Бытия. И каждый раз она связана с тем, что человеку тем самым дается какая-то новая возможность. В данном случае, благодаря этой «нерешительности» Авраам получает возможность выступить ходатаем к милосердию Божию. Он молит Господа пощадить город, и ради десяти праведников Господь согласен помиловать Содом и Гоморру, но даже и десяти там не находится, хотя города, казалось бы, были большие. Так что каждый из нас должен о своей праведности заботиться, вдруг он окажется тем самым десятым, которого не достанет.

В Содоме и Гоморре и десяти праведников не обрелось. Спасся оттуда только Лот с дочерьми, от которых берут начало Моавитяне и Аммонитяне.


Самое обсуждаемое
Как мертвому припарка значение Как мертвому припарка значение
Что вы знаете про фразеологизмы? Что вы знаете про фразеологизмы?
Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта


top