Западные славяне. Западные славяне в VII–XI вв Государственный строй Киевской Руси

Западные славяне. Западные славяне в VII–XI вв Государственный строй Киевской Руси

1. Восточные славяне. Образование древнерусского

государства.

Норманнская и антинорманнская теория.

Происхождение славян.

Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.

Летописец Нестор в "Повести временных лет" указал на Нижний Дунай и Венгрию как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

Согласно другой средневековой теории предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад.

Среди других теорий известны азиатская, прибалтийская и др.

Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Они изначально были расселены от Прибалтики до Карпат.

В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло нашествие Гуннов, которое вызвало массовую миграцию.

Соседи Восточных славян.

Соседями восточных славян были иранцы,финские, балтийские племена.

Образ жизни и верования Восточных славян.

Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. Активно использовались железные орудия, В торговле с развитыми странами Востока и Византией особую роль играл экспорт пушнины.

Они жили оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительныен сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

Прародителем богов считался бог неба Сварог. Покланялись так же таким Богам как Мокошь, Хорс, Даждь.

Были развиты культы русалок, водяных, славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Поклонялись также духам деревьев. Для освобождения души от тела совершалось трупосожжение. Поклонялись идолам, носили обереги.

Предпосылки образования государства.

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности. Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. У славян выделились вожди с наследственной властью.

К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти в руках родовых и племенных вождей,

озникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей,

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей-все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

Первые шаги к развитию начал государственности относятся у славян к VI в.

Центрами образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород.

В 882 г. преемник Рюрика Олег совершает поход на Киев и захватывает его. Произошло объединение киевских и новгородских земель в одно государство со столицей в Киеве.

НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ

Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер.

Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами.

Хотя еще М.В.Ломоносов убедительно продемонстрировал научную несостоятельность норманской теории, она неоднократно реанимировалась противниками России для обоснования утверждения о том, что славяне якобы неспособны к самостоятельному историческому развитию - им необходимо иноземное руководство. В частности, эту теорию активно пропагандировали в нацистской Германии.

Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания ЕДИНОГО Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли.

Так же существует вторая версия:
Рюрик не был норманом, он был родственниом одного из иевсих бояр, которй и пригласил его на княжение.

862 г. - начало княжения Рюрика в Новгороде
882 г. - объединение Руси под властью князя Олега

2.Золотая орда и Русь: особенности взаимоотношений. Последствия для исторического развития.

В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы.

Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имели равных.

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало европейскому понятию "варвары".

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей.

В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов.

Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники.

Взаимоотношения между Русью и Ордой

В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока.

Более двух третей всех поселений было уничтожено.

Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Когда начался сбор систематизированной дани отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века.

Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением.

Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину.

В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значительная часть городов золотордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

В середине XIII века Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян, монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли.

Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Руси.

Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.

Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, выступило против ордынского темника Мамая. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь.Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

Образование государства у восточных славян

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо?льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

По Плинию и Тациту, на землях, лежавших к востоку от германцев, жили племена венедов. Первоначально это название относилось к итало-кельтской группе, затем распространилось на другие народы, среди которых были протославяне. В I в. н.э. в область венедов проникли руги, готы и гепиды. Со II в. протославянские племена и ославянившиеся венеды составляют единый историко-культурный регион. С III в. с возникновением территориальных племенных союзов обособились 3 этнические языковые группы: поморско-полабская (Прибалтийское побережье и бассейн нижней Эльбы), польская (бассейн Вислы и Одера) и чешско-моравская (бассейн верхней Эльбы, Влтавы, верхнего Одера и северного притока Дуная Моравы), т.е. территория от Одера до Вислы и от южного морского побережья Балтики до Балкан. В VI в. славянские племена двинулись на запад и во второй половине VI в. достигли Эльбы. Византийские писатели называют многочисленные племена склавинов (славов) в дунайских областях. Причем, на указанной территории (Паннония, Моравия, вплоть до Прованса (набеги совершали) славяне и германцы контактировали. Основным занятием в VI-VIII вв. у славян было земледелием, наряду со скотоводством. Они сеяли просо, ячмень, пшеницу, рожь, знали огородные и технические культуры. Славяне использовали пахотные орудия с железными рабочими частями, а также серпы, косы, топоры для расчистки леса. Скот - тягловая сила. Еще до переселения славяне освоили не только подсечно-огневое, но и пашенное земледелие. В это время они находились в тесном контакте с провинциальной греко-римской культурой. Со времени расселения славян на новых землях темпы их общественного развития стали более разнообразными в зависимости от конкретных исторических условий. Формировавшаяся западная ветвь славянства вступила в контакт с находившимися на сходной стадии развития германцами и осколками кельтских племен, ассимилируя их остатки к западу и юго-западу от Одры.

На Балканах славяне, заселив наиболее плотно северную часть полуострова, районы Эпира, Ср. Греции и Пелопоннеса, взаимодействовали с остатками фракийцев, большинство которых было романизировано (к северу от Балканского хребта) и эллинизировано (к югу от него), с потомками иллирийцев (предками албанцев), с романским населением далматинских городов и греками. Менее интенсивными были контакты славян с сохранившимся романским населением бывших провинций империи - Норика и Паннонии, где позднее оформились народности словенцев, отчасти мораван и словаков, хорватов.

Государство Само. С начала VII в. на основе классообразования и под влиянием военной угрозы, в ходе войн с аварами, франками и другими германскими племенами возникают первые славянские государственные образования в бассейне верхней Лабы и северодунайских областях. Этническим ядром этой государственности были чешские племена, словены, полабские сербы. Славянские народы объединились под властью своего князя Само (623-658). В середине VII в. центр княжества находился в окрестностях Братиславы. Князь Само успешно воевал с аварами. Торговое соперничество славян с франками привело к войне Само с Дагобертом. Посольство франкского короля не было принято Само, и даже тогда, когда франкские посланники предстали перед князем в славянской одежде, тот ни в чем не соглашался уступать франкам. После этого франки с союзе с алеманами и лангобардами снова вторглись в пределы княжества и начали разбойничать. В сражении у крепости Вогатисбург, продолжавшимся три дня, войско Дагоберта было разбито, лагерь захвачен славянским князем. Походы Само в Тюрингию дали таже богатую добычу. Но княжество оказалось непрочным и распалось после смерти князя. В VII в. у западных славян было большое количество укрепленных политических центров, южно-моравская равнина стала ядром раннесредневековой государственности. Крепость в Микульчицах с деревянным частоколом, построенная в VII в., была резиденцией князя и его дружины. Но всей территории Моравии открыто около 30 укрепленных центров и городов: Нитра, Братислава, Вышеград, Новоград, Оломоуц, Градиште и др. Здесь выращивали сливы, виноград, занимались свиноводством, овцеводством, коневодством. Родилась дичь и рыба. В горных областях (Словацкое рудогорье) добывали руды, соль, минералы. Развито кузнечное дело, ремесло, кораблестроение. В VII-IX вв. славянские грады служили крепостями и административно-территориальным центром общинных поселений. Такие территориальные общины (жупы) объединялись под властью князей. В градах, резиденциях князей сосредотачиваются укрепленные усадьбы землевладельческой знати (лехов, жупанов).

Ì В конце VIII-начале IX вв. на территории к северу от Дуная образовалось славянское государство, которое современники называли Великой Моравской державой.

В 791 г. в походе Карла Великого против аваров участвовали в качестве союзников моравские славяне. Великая Моравия сложилась на территории бассейна реки Моравы, верхней Лабы и верхнего Одера, граничила с Баварией, Болгарией и Хорутанией, с Вислянским государством польских славян. В состав государства входили земли чехов, моравов, словенцев, лужицких сербов, полабских и польских славян. По Дунаю проходила граница двух княжеств: в одном правил князь Моймир, в другом Прибин (центр Нитра). Около 833 г. Моймир занял земли Нитранского княжества и изгнал оттуда Прибина. В 831 г. Моймир крестился. Великое Моравское княжество усилилось при Моймире (816-846), его дружина отогнала франков. Германские феодалы способствовали тому, что Моймир был свергнут с престола, а власть захватил его племянник Ростислав (846-870). При нем могущество Моравии возросло. Столица - Велеград. Моравия вела тоговлю с Византией и Русью. Чтобы избежать проникновения католицизма, князь Ростислав в 862 г. пригласил христианских проповедников из Византии, христианскую миссию возглавили братья (Константин и Мефодий. Константин (Кирилл) - ученик патриарха Фотия, знал греческий, арабский, древневосточные (еврейский), риторику, литературу. Имел прозвище «философ». В азбуку ввел славянские звуки - ж, з, ц, ш, щ, ы. В 871 г. Мефодий ввел славянское богослужение в Чехии, крестил князя Боривоя и его жену Людмилу.) При князе Святополке (870-894) усиливается натиск германских феодалов на Великую Моравию. Несколько лет Святополк провел в Германии, в это время Славомир возглавил восстание моравов против засилья немецких графов, управлявших в некоторых областях Великой Моравии. В 874 г. германский король признал независимость Святополка. Последний мог проводить самостоятельную политику и расширил границы Великоморавской державы, включив в нее Чехию, земли полабских сербов, славян на Одере, Вислянское княжество. На юго-востоке он потеснил болгар и захватил земли между Дунаем и Тисой.

В конце IX веке в связи с давлением германских князей католическая церковь усиливает свое влияние, особенно ярко это стало проявляться после смерти Мефодия в 885 г. Начинающиеся междоусобицы и внешняя опасность со стороны венгров усиливает раскол в стране.

Ì Из состава Великоморавского княжества выделились чешские княжества , влиятельным становится род Пшемысловичей , княживших в Праге. Чешский князи Боривой (Борживой) и его жена приняли христианство от Мефодия и заложили храм св. Марии в Праге. Легенда гласит: на пиру у Святополка Борживою не разрешили сесть за стол среди христиан, и он, как язычник, расположился на полу. При этом Мефодий заметил, что такому князю не пристало занимать такое место и предложил принять крещение. На другой день Борживой и 30 его дружинников были крещены. В IX в. церковным центром княжества Пшемысловичей стал Левый Градец на Влтаве, позже в Чехии христианство распространялось в двух формах - славянской и латинской.

Вторым крупным чешским княжеством было Зличанское (центр - Либице), где княжили Славниковичи. Чешские князья Болеслав I (935-967) и Болеслав II (967-999) подавили сопротивление отдельных воевод и князей, не желавших признавать их верховной власти. Болеслав II покорил наиболее упорствовавшего князя из рода Славников, разорил его столицу Либице и присоединил к Чешскому княжеству все подвластные ему земли. Победа, одержанная над венграми германским императором Оттоном I при помощи армии Болеслава I в сражении при Лехе в 955 г., создала условия для распространения власти чешских князей на лежавшие к востоку от Чехии славянские земли. К Чехии были присоединены Моравия, некоторые смежные земли в верховьях Одры и район Кракова. Во второй половине X в. произошло политическое сближение Чехии и Руси. В 992 г. чешские послы побывали в Киеве.

Ì Объединение польских земель первоначально происходило вокруг нескольких центров. Упоминаемые в источниках польские племена - поляне, куявляне, мазовшане, ленчицане, висляне, поморяне, слензане и др. являются объединениями, связанные с определенной территорией и возникли на основе существовавших ранее племенных союзов. В середине IX в. началось объединение племен или племенных княжеств. Первоначально шло объединение вокруг двух основных центров - княжества вислян в Малой Польше и княжества полян в Великой Польше. После завоевания княжества вислян Великоморавской державой (877) центром складывания государства стала Великая Польша. Во второй половине X в. после борьбы между княжествами процесс создания древнепольского государства приостановился. Первым достоверным князем его был Мешко I (960-992) из рода Пястов. В 966 г. Мешко и его приближенные приняли католичество. Расцвета древнепольское государство достигло при сыне Мешко I - Болеславе I Храбром (992-1025). При нем завершился процесс объединения земель - присоединена Краковская земля, оформилось и государственное управление - местное управление опиралось на систему гродов, во главе которых стояли правители - комесы (позднее каштеляны), которые обладали судебными, фискальными, военными функциями. При князе существовал совет знати. При Болеславе I в 1000 г. в Гнезно на встрече с германским императором Оттоном III было оговорено, что в Польше создается независимое гнезненское архиепископство. Отношения с Германской империей обострились в 1002 г., война (1003-1018) была завершена Будишинским миром, по которому к Польше отошли Лужицы и Мильско. В 1025 г. польский князи стал королем. Международные отношения Польши с Русью, Чехией, Венгрией отличались сложностью. Так, в 1021 г. Чехия отвоевала Моравию, захваченную Болеславом. При сыне Болеслава Мешко II (1025-1034) германский император напал на Польшу, против Польши выступали и Чехия, Русь. Польша потеряла все земли, присоединенные Болеславом. В 1037 -1039 гг. проходило антифеодальное восстание, охватившее большую часть страны. Подавить его помогли немецкие феодалы. Королем стал сын Мешко II - Казимир, но в 1039 г. Польша стала вассалом Германии.

Южные славяне. К середине VII в. славяне заняли значительную часть Балканского полуострова и ряд прилегающих к нему на северо-западе областей. За исключением Фракии, Аттики, некоторых районов близ крупных византийских городов и юга Пелопоннеса, где продолжало жить греческое население, славяне заняли весь Балканский полуостров. Занятия - земледелие, садоводство, виноградарство, на юге - оливководство, скотоводство (особенно в Боснии, Старой Сербии, северной Македонии), пчеловодство, ремесла. Хозяйство велось либо большими семьями - задругами, либо индивидуальными семьями. В Западной Македонии в VII в. образовалось вполне независимое славянское княжество - Склавиния , сохранявшее свое независимость от Византии до IX в. В источниках упоминается как «Союз семи славянских племен».

Наиболее известное южнославянское государство - Болгарское царство. Основой стал «Союз семи славянских племен» (в Нижней Мезии) и тюркское племя болгар (протоболгар). Теснимые аварами, в 70-х гг. VII в. протоболгары подошли к землям дунайских славян и заняли малонаселенную тогда северную часть Малой Скифии (район совр. Добруджи), которая номинально принадлежала Византии. Угроза со стороны Византии привела к сближению славян и болгар. В 681 г. они одержали победу над византийцами. Славяне ассимилировали болгар, приняв этноним последних. Так, появилось Болгарское царство хана Аспаруха. Социальная структура - знать -боляре, крестьяне - парики, государство испытывало на себе большое влияние Византии. К началу X в. все робы (рабы) превратились в отроков (крепостных). Хозяйство - известно, что было трехполье, виноградарство, шелководство, ремесла. Известны города - Охрида, М. Преслава, Средец (София), Скопле, Варна, столица - Вел. Преслава. При князе существовал совет знати - великие боляре. При хане Круме (802-814) появились законы - «Закон судный людям». Был установлен новый порядок расследования судебных дел - человек, не сумевший доказать своего обвинения, подлежал смертной казни, как лжец и клеветник. Существовало строгое наказание за кражу и укрывательство краденого. При Круме велась активная внешняя политика. В 805 г. Крум, воспользовавшись разгромом Карлом Великим аварского каганата, вторгся в восточные владения авар, захватил сокровища аварского кагана и присоединил к своему государству земли до р. Тисы. (там были соляные копи). В 809 г. Крум занял Сердику (Средец, Софию), а в 811 г. Никифор I вторгся в Болгарию и захватил Плиску. Крум собрал войско и подкараулил в горной теснине Никифора. 26 июля 811 г. Никифор, по преданию, сказал: «Мы спасемся только, если у нас вырастут крылья». Византийцы были перебиты (утонули в болоте и в реке. Сам Никифор погиб в сражении, из его черепа Крум сделал пиршественную чашу). Затем Крум вторгся во Фракию, подошел к Костантинополю, и во время осады города умер (13 апреля 814). При Омортаге (814-831) заново была отстроена Плиска, заложена вторая столица - Преслава. При Борисе (852-889) в 862 г. было принято христианство. В конце IX - X вв. начинается серия войн с Византией, велись они с переменным успехом, но в целом удачно для Болгарии. При царе Симеоне (893-927) (царем провозгласил себя в 919 г., болгарская церковь также была объявлена независимой от Византии) были расширены границы государства. Во главе государства стоял монарх (хан, потом кесарь, василевс, царь), власть его была наследственной (или к брату, или к сыну). При царе был совет знати - синклит. В административном отношении страна делилась на области, управляемые кметями (кметь = комит). Опора власти - войско, но не народное опрлчение, а дружина феодалов. В X в. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше, чем послов германского императора Оттона I. Крестьяне платили гос. налоги - волоберщину - поземельный, дымнину - подворный, а также со скота, с пчел и т.д. В X в. в Болгарии появилось богомильское движение (дуализм). В Болгарии стали усиливаться центробежные движения, независимость боляр. При царе Петре (927-969) отпала область по верхнему течению р. Струма, и Македония. Византия стала вести войны против Болгарии. (В 968 г. поход Святослава на Дунай). В 972 г. Иоанн Цимисхий захватил восточноболгарские области. Западная Болгария сохранила политическую самостоятельность. По своему социально-экономическому развитию Западная Болгария отставала от Восточной. С конца X в. начинается планомерное наступление Византии на Болгарию. В 1014 г. произошло решающее сражение у горы Беласицы, где Самуил потерпел поражение. Сам царь едва спасся, а все попавшие в плен болгары были ослеплены, на каждого 100 оставлен один поводырь, и были отосланы к Самуилу. Поэтому Василий император получил прозвище Болгаробойцы. Окончательно Византия подчинила Болгарию в 1018 г. Василий Болгаробойца. В Восточной Болгарии Византия не стала насаждать систему своей администрации. Западная Болгария полностью вошла в сферу византийского управления. Здесь было создано катепанство во главе с катепаном (дукой) (Давид Арпанит - первый правитель). Затем титул катепана был заменен титулом стратига автократора. На завоеванных землях бывшего Болгарского государства византийцы создали несколько фем: 1. фема Болгария; 2. фема «Придунайских городов» (Паристрион); 3. фема к западу от последней по течению рек Дуная и Саввы с г. Сирмием и Белградом; затем были созданы новые области, которые делились на турму. Сербы и хорваты также признали вассальную зависимость от Византии. В XI в. начинается нападение печенегов, норманнов (Роберт Гвискар) на Болгарию. В 1185 г. положение Византии осложнилось, и в северо-восточной Болгарии началось освободительное движение. В 1186 г. его возглавили боляре из Тырнова Петр (Федор) и Асень. В 1187 г. Исаак II признал независимость Болгарии. Так, появилось Второе Болгарское царство.

Ì В верховьях Саввы и Дравы, к западу от Паннонии в V-VI вв. жили предки словенцев - хорутане . Княжество хорутан граничило с баварским и лангобардским королевствами, аварским каганатом. Постоянные войны заставили хорутан объединяться со словенцами. В VII в. эти славянские земли вошли в Восточную и Фриульские марки франкской империи. Хорутане боролись за независимость. Периодически восставая, и объединяясь со словенами, например, под князем Людевитом. В середине IX в. образовалось Хорватское княжество под властью великого жупана Трпимира (845-864). В начале X в. хорватский князь получил титул короля Хорватии и Далмации. (925 г. князь Томислав).

Первые государственные образования у сербов возникли в IX в. - в Рашке, Дукле, (с XI в. - в Зете), Травунии, Хуме. Жупаны Рашки признали верховенство Болгарии, а в 931 г. жупан Чеслав освободился от господства Болгарии. Он подчинил Дуклю, часть Боснии, Травунию. Это государство распалось в конце X в. Сербские земли вошли в Западно-Болгарское государство. После его завоевания Византией, сербы стали вассалами империи. В 1035 г. от византийской зависимости освободилась Зета. При великом жупане Стефане Немане (1167-1196) Рашка освободилась от Византии. Неман подчинил Зету, Травунию, Хум. Сын Немани Стефан Первовенчанный стал краалем. Часть земель католического, часть православного вероисповедания придерживалась.

В конце VIII в. и в IX в. наблюдается подъем городов Далмации - Задар, Шибеник, Сплит, Дубровник, Кото, Бар. Дубровник - конкурент торговый Венеции. Совет Венеции постановил: «каждую пятницу рассуждать о средствах уничтожения Дубровника». Административное устройство городов схоже с итальянским. Население - нобили, популяры. В конце IX-X в. часть городов признала власть Хорватии, а южнодалматинские города входили в византийскую фему Далмация. Но в конце X-начале XI вв. города перешли под протекторат Венеции, в 1205 г. под ее руку перешел и Дубровник.

Западные славяне в VII–XI вв

Образование славянских государств в Западной Европе

Славяне никогда не жили в сфере какой-то единой славянской культуры, в длительной общей историко-культурной атмосфере.

Macurek. Obrysy Slovanstva. Praha, 1948

Славяне VI–VII вв . Славяне в VI–VII вв. занимали обширнейшую территорию в Западной Европе. От Эльбы на западе и до бассейна Вислы на востоке, от южных берегов Балтийского моря на севере и до Дуная на юге жили многочисленные племена так называемой западной ветви славян. Западные славяне делились на три группы: чешско-моравских, польско-вислянских и полабско-прибалтийских славян.

Западные славяне в VII–IX вв.

Переживая стадию разложения родового строя, западные славяне в период VII–IX вв. образовали свои племенные союзы, являвшиеся одной из форм зарождавшегося государства. В X–XI вв. в связи с процессом феодализации у славян сложились уже государства раннефеодального типа. Кроме внутренних условий - формирования господствующего класса землевладельцев-феодалов и класса лично зависимых общинников-крестьян, большое значение в качестве ускоряющего момента в образовании западнославянских государств имела напряженная борьба славянских племен с соседними народами, стремившимися завоевать и поработить их. Борьба с аварами, франками, венграми и особенно с германскими феодалами заставляла славян создавать свои собственные государственные союзы, достигавшие порой весьма значительных территориальных размеров.

Государство Само

Наиболее ранним западным славянским государством, сведения о котором дошл и до нас из летописных источников, был союз племен Богемии (или Чехии), существовавший в середине VII в. Этот союз образовался в процессе борьбы славян против аваров (в русских летописях они называются «обры»). Авары - народ тюркской языковой группы - пришли на Дунай во второй половине VI в. В конце VI - начале VII в. они подчинили ряд славянских племен, обложив их данью и обратив многих в рабство. Славяне восстали против господства аваров, освободились от них и образовали довольно большой военно-племенной союз. Во главе этого политического союза стал Само. Фредегар, автор франкской летописи, называет Само франкским купцом, торговавшим со славянами, а затем ставшим их военным вождем. Помимо чешских славян, в союз Само входили также южные славяне (словены) и полабские славяне - сербы. Таким образом, союз славянских племен сложился довольно большой, хотя точные границы «государства Само» определить трудно. Само правил 35 лет (623–658). Когда он умер, союз племен распался. Авары к этому времени уже не представляли столь страшной опасности для других народов.

Паннония, или Блатенское княжество

Падение Аварского каганата повлекло за собой существенное изменение обстановки в Средней Европе. Основным фактором, определяющим ее политическую жизнь, становится борьба между германцами и славянами. С освобождением Среднего Подунавья из-под власти аваров здесь вновь начинается процесс консолидации славянских племен.

Вмешательство германских феодалов вдела славян повлияло на протекавший в это время в северной части Среднего Подунавья процесс объединения славянских племен Моравии. Опасаясь усиления власти моравского князя Моймира, немецкие феодалы заключили союз с его соперником - князем области Нитры - Прибиной. В свою очередь Прибина поддержал миссионерскую деятельность немецкого духовенства и активно препятствовал объединительной политике Моймира. Однако около 833 г. Моймиру удалось изгнать Прибину из Нитранской области и присоединить ее к своим владениям. Так в северной части Среднего Подунавья возникло крупное политическое объединение славян, которое, поскольку его центром была Моравия, вошло в историческую литературу под названием Великоморавской державы. В 846 г. Людовик Немецкий вторгся в Моравию и возвел на княжеский престол Ростислава, надеясь превратить его в свое послушное орудие.

Вслед за тем, в противовес Великоморавскому княжеству, Людовик Немецкий назначил маркграфом Нижней Паннонии князя Прибину, который после изгнания из Нитранской области обосновался в окрестностях озера Балатон. Владения Прибины, известные в исторической литературе под наименованием Паннонского или Блатенского княжества, простирались от Дуная до Муры и от низовьев Раба до Дравы. Прибина был верным проводником политики восточнофранкского короля. Он активно содействовал поселению на территории своего княжества немецких феодалов.

Усердно поддерживал Прибина и немецкое духовенство, получившее немалую опору в ряде вновь основанных церквей. Столица его княжества - «Город на болотах» - стала постоянным местопребыванием специального зальцбургского архипресвитера.

С «обретением родины» мадьярами Блатенское княжество перешло под их власть, и местное население постепенно стало венграми, выйдя из семьи славянских народов.

Великоморавское государство

Более прочным, просуществовавшим целое столетие, был другой союз западных славян, сложившийся также на территории будущей Чехии. В его состав вошли различные чешские племена. Основным ядром его на этот раз были не сами чехи, а родственные им моравы. Основателем этого так называемого Великоморавского союза государств был князь Моймир (818–846), его преемниками стали князья Ростислав (846–870) и Святополк (870–894). Все они вели упорную борьбу с немецкими феодалами. Своего расцвета Великоморавское государство достигло при Ростиславе и Святополке. Столицей княжества был город Велеград. Кроме моравских и чешских племен, в его состав входили сербы и некоторые другие полабские (верхние и частью среднеэльбские) славяне, часть польских племен, славяне Паннонии, Словакии и позднейшей Галиции.

Ростислав призвал миссионеров Константина Философа (после принятия в 869 г. монашества - Кирилл) и Мефодия для проповеди христианства на славянском языке.

Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык богослужебные книги. Явившись в Моравию в 863 г., Кирилл и Мефодий вначале имели успех. Ростислав оказывал им всяческое содействие. Несколько тысяч моравов и чехов приняли крещение от греческих братьев. Из крестившихся моравов многие изучили грамоту и стали священниками, помощниками Кирилла и Мефодия. Таким образом, в Моравии намечалось образование самостоятельной славянской церкви без немецкого посредничества. Однако очень скоро Кирилл и Мефодий столкнулись с большими трудностями.

Католическое немецкое духовенство стремилось всячески помешать их деятельности, обращаясь с жалобами к папе.

Кирилл и Мефодий вынуждены были отправиться в Рим, чтобы дать объяснения. Кирилл умер там (869), Мефодию удалось получить от папы разрешение на продолжение проповеди среди моравов, и он был даже назначен папой архиепископом Моравии. Однако политическое положение в Моравском государстве на тот момент оставалось весьма сложным и противоречивым.

В 870 г. князь Ростислав был свергнут своим племянником Святополком при поддержке немцев. Но вскоре они решили освободиться от Святополка. Он был обвинен в измене, низложен и увезен в Германию. Вся Моравия была оккупирована немцами, и для управления ею были назначены два графа-немца. Но славяне, входившие в Моравский союз, в 871 г. восстали против немецкого засилья. Во главе их стал один из учеников Кирилла и Мефодия Славомир. Немецкие феодалы пытались использовать для подавления восстания того же Святополка. Но последний, вначале притворно согласившись им содействовать, перешел на сторону своих соплеменников.

В конце концов германский король (Людовик Немецкий) пошел на уступки, и в 874 г. он заключил со Святополком договор, признав его независимым князем Моравии. В дальнейшем Святополку удалось значительно расширить границы Моравского государства, подчинить своей власти славян, живших по Лабе, Одеру, в Прикарпатье. Святополк сумел освободиться от немецкого контроля и не оправдал надежд немцев на то, что станет их покорным орудием. Но он все же должен был пойти на некоторые уступки немецким феодалам. Одной из них было запрещение проведения богослужений на славянском языке. После смерти Мефодия (в 885 г.) его ученики были изгнаны из Моравии. Они удалились в Болгарию, где также содействовали образованию национальной славяно-болгарской церкви и развитию ранней славяно-болгарской письменности.

После смерти Святополка Моравского его сыновья начали друг c другом усобицы, быстро ослабившие княжество. Но главной причиной гибели Великоморавского государства было появление в конце IX в. на Среднем Дунае венгров, которые в 906 г. страшно опустошили Моравское государство. Разгром Моравии венграми привел к распаду Моравского союза, просуществовавшего более 70 лет.

Образование Чешского государства

Из части Великоморавского государства возникло к началу X в. Чешское княжество. Чешские князья, еще зависимые от моравских князей, существовали уже в IX в. Так, князь Боривой (874–879) и его жена, княгиня Людмила, упоминаются среди принявших крещение от епископа Мефодия.

В конце IX в. в Чехии некоторое время существовало два племенных союза: собственно чешский на северо-западе с центром в Праге, и зличанский на юго-востоке с центром в городе Либице. Победил северо-западный чешский союз племен. Князья рода Пшемысла (к которому принадлежал и Бо-ривой) в течение X и XI вв. должны были вести ожесточенную борьбу с родовой знатью, т. е. с ляхами. Особенно напряженной эта борьба с ляхами была при князьях Болеславе I Грозном (936–967) и Болеславе II (967–999). В результате этой борьбы был истреблен целый род - лех Славниковичей, возглавлявший союз зличанских племен; город Либице подвергся разрушению (996 г.).

В 1041 г. при князе Бржетиславе I (1034–1055) установились вассальные отношения чешского князя с Германской империей. Борьба князей со знатью давала возможность империи вмешиваться во внутренние дела Чехии. Однако и германские императоры со своей стороны также нуждались в союзе с окрепшим чешским князем. Поэтому он занял особое положение среди других герцогов Германии. В 1086 г. император Генрих IV дал князю Братиславу II (1061–1092) королевский титул.

Чехия стала королевством, продолжая оставаться в системе империи. К этому времени старая лехская знать была полностью сокрушена. Ее место заняла новая земельная служилая знать, тесно связанная с королевской властью и подвергшаяся к этому времени уже значительной феодализации. Средневековое Чешское государство, расположенное в самом центре Западной Европы, развивалось в последующие столетия весьма интенсивно. Однако по мере роста и оформления чешской народности должны были обнаружиться неизбежные противоречия ее с германским влиянием, вытекавшим из факта политической зависимости Чехии от Германии.

Образование Польского государства

Одновременно с Чешским образовалось еще одно западно-славянское государство - Польское. Вначале это был союз нескольких племен, расположенных в бассейне Вислы: полян (которые и дали название новому государству), слезан (или силезцев), куявов, мазур (или мазовшан) и др. Первым польским князем был Мешко (Мечислав) из рода Пястов. Мешко правил в 960–992 гг. в качестве князя Великой Польши, части Силезии, Мазовии и Куявии.

Западные славяне в X–XI вв.

В 966 г. Мешко крестился вместе со своей дружиной по западному обряду. Польша, таким образом, стала католической страной. Сын и преемник Мешко - Болеслав I Храбрый (992- 1025) был сильным князем, обладавшим многочисленной дружиной (до 20 тыс. человек). При Болеславе в состав Польского государства вошла и Малая Польша с Краковом, а также вся Силезия. Болеслав покорил славян-поморян (живших на побережьях Балтийского моря), часть полабских славян (лужичан) и захватил червенские города (в современной Западной Украине). Чехия и Моравия также находились некоторое время от него в зависимости. В 1025 г. Болеслав принял титул короля и учредил Гнезненское архиепископство, освободив тем самым польскую церковь от подчинения Магдебургскому архиепископу. Однако после смерти Болеслава большая часть земель, завоеванных им, вышла из повиновения. В связи с процессом феодализации страна раздробилась на многие княжеские уделы. Феодальная раздробленность в Польше получила весьма яркий характер. Все же Польское государство охватывало значительную территорию. Многочисленные племена, входившие в первоначальный Польский союз, постепенно слились в единую польскую народность. Польское государство на протяжении всех средних веков существовало как независимое государство, без каких-либо вассальных отношений с Германской империей.

В период X–XI вв. были заметны попытки образования государства и у западных - полабских и прибалтийских - славян. Однако эти попытки не привели к созданию каких-либо прочных государственных объединений. Этому помешала немецкая агрессия, застигшая эти племена на стадии простейших военно-племенных союзов. Из указанных попыток надо отметить политические союзы поморских славян, которым приходилось вести упорную борьбу с немцами, датчанами, скандинавами. На этой почве в X в. развивалась крепкая княжеская власть у восточных поморян. В одной немецкой хронике говорится, что у главного восточнопоморского князя было 40 тысяч войска.

В Восточном Поморье имелись значительные торговые города, представлявшие собой также и крепости, - Колобрег, Белгард, Гданьск. В XI в. восточные поморяне подчинялись Польше, под властью которой находились почти до середины XIII в.

Западные поморяне в X–XI вв. образовали союз типа городской федерации. В него входили города Волынь, Щецин, Камень и др. Власть в них принадлежала городской аристократии - «градским старцам» из местных купцов, землевладельцев, частью рабовладельцев, которые контролировали и местных князей, игравших чисто военную роль. В западнопоморских городах существовали вече, но городская аристократия и на них имела большое влияние. Некоторыми чертами политическое устройство западнопоморских городов напоминало строй северорусских городов - Новгорода и Пскова.

Наиболее сильным у полабских славян было Вендское королевство. Его основой был союз ободритов, живших по правому берегу Нижней Эльбы. Еще вX в. известны сильные ободритские князья Мстивой, Мстислав и другие, которых немецкие хроники называют королями славян (regesslavorum). В XI в. возникла целая династия ободритских князей в лице Готшалька (1030–1066), Крутого (1066–1093) и короля Генриха, сына Готшалька(1093–1125). Генрих официально именовался королем вендов. Ему подчинялась, кроме ободритов, и значительная часть лютичей.

Ободритские князья вели упорную борьбу с родовой знатью, опираясь на дружины из витязей. Чтобы усилить свою власть, они вступали в союз с немецкими феодалами. С этой целью Готшальк и принял христианство по католическому обряду. Однако христианство вызывало против себя серьезную оппозицию в стране. Князь Крутой сверг Готшалька, опираясь на старую «языческую партию». Сын Готшалька Генрих, сменивший Крутого, также следовал прогерманской и христиани-заторской политике своего отца. Однако сближение с немцами, в частности с немецкой католической церковью, не помогло вендским королям сохранить свою независимость. В XII в., с возобновлением немецкого «натиска на восток», земли ободритов одни из первых подверглись завоеванию и порабощению немецкими феодалами. На территории ободритов образовалось крупное немецкое феодальное герцогство Мекленбург, ставшее форпостом дальнейшего продвижения Германии в земли западных славян.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне фор­мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста­ния родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Восто­ком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооруже­ние населения (народное ополчение). Это - равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинни­ков, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие сосед­ской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись тер­риториальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Орга­низация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образо­вав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древ­лян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерус­ское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») ус­тупают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожало­вание, наследование, купля. В начальный период существенное зна­чение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают плен­ных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации, экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяй­ственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общин­ники.

2. Государственный строй Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старей­шин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли при­нуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление и нового органа власти - «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководи­мые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, кото­рая зародилась в недрах дружинной организации, а затем преврати­лась в военно-административную систему. Ресурсы для своего суще­ствования местные органы управления получали через систему кор­млений (сборы с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную и поли­тическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализо­ванные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кан­дидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселе­ний (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земель­ные переделы (перераспределение земельных наделов), полицей­ский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложени­ем податями и их распределением, решением судебных споров, рас­следование преступлений и исполнение наказаний.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий ка­бально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приход­ское). Организационными центрами стали епархии, приходы и мо­настыри. Церковь получила право на приобретение земель, населен­ных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о пре­ступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относя­щиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовно­му праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по видимому, сводом устных норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церков­ные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимиро­вича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

"

Самое обсуждаемое
Самые длинные произведения в мире Самый длинный роман в мире Самые длинные произведения в мире Самый длинный роман в мире
День святых покровителей в шотландии День святых покровителей в шотландии
Титан рыночной экономики каха бендукидзе Титан рыночной экономики каха бендукидзе


top