Энергия — Гипермаркет знаний. Взаимодействие тел

 Энергия — Гипермаркет знаний. Взаимодействие тел
2014-05-28

Физические тела могут оказывать существенное влияние друг на друга, то есть взаимодействовать. Результатом этого взаимодействия может быть то, что тела деформируются, меняют скорость или направление своего движения. (Демонстрация столкновения двух тележек, движущихся в одном направлении с различными скоростями или навстречу друг другу.)

— Можете ли вы привести другие примеры взаимодействий?

— Количественной мерой взаимодействия тел является сила. Сила является векторной величиной, то есть характеризуется не только числом, но и направлением и точкой приложения (можно предложить учащимся открыть плотно закрытую дверь, прикладывая силу в разных точках). Силу измеряют динамометром в единицах ньютонах (Н), названных так в честь английского физика Исаака Ньютона, и обозначают буквой — F. (Учеников можно более подробно ознакомить с биографией ученого.) Различают силу тяжести, силу упругости, силу трения и другие силы электрического и магнитного происхождения.

Сила тяжести — это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела. Благодаря этому притяжению все тела, поднятые над Землей и затем брошены, падают вниз; в реках течет вода; подпрыгнув вверх, мы опускаемся на Землю. Опытами установлено, что сила притяжения прямо пропорциональна массе тела. Если массы тел одинаковы, то одинаковы и силы тяжести, действующие на них. О теле большей массы мы говорим, что оно тяжелее. О телах, массы которых различны, мы говорим, что одно труднее, второе — легче.

Деформация — это изменение формы или объема тела. (Демонстрация упругой и пластической деформации.)

Сила упругости — это сила, возникающая при деформации тела и направлена в сторону, противоположную перемещению частиц тела при деформации. Если тело подвесить к пружине или нити, то растяжение пружины или нити прекратится тогда, когда значение сил упругости и тяжести будут одинаковы.

Электризация — это процесс, в результате которого тела приобретают свойства притягивать другие тела. Электрический заряд передается через трения или прикосновения. При электризации каждое тело приобретает своего заряда. Стеклянная палочка, потертая о шелк, приобретает положительный заряд (+), а шелк при этом заряжается отрицательно (-). Эбонит, потертый о шерсть, заряжается отрицательно (-), а сама шерсть при этом — положительно (+). Разноименно заряженные тела притягиваются, а одноименно заряженные — отталкиваются. (Демонстрация электризации трением и взаимодействия заряженных тел.) Следует ознакомить учащихся с применением электризации в быту и на производстве; с ее полезными свойствами и негативными последствиями. Можно напомнить им о том, что на уроках физики уже говорилось об электрических явлениях, в том числе о молнии. Также нужно напомнить о магнитных явлениях (демонстрация взаимодействия магнитов, магнитных стрелок и притяжения магнитами железных и стальных предметов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИ́ЛА , -ы, жен.

1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света. С. инерции. С. ветра. Землетрясение силой в шесть баллов.

2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать. Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Нет больше сил. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Выбиться из сил. Собраться с силами. Приняться за работу со свежими силами. Применить силу (физическое воздействие). Силой заставили (насильно). Действовать убеждением, а не силой. Политика с позиции силы (об агрессивной политике).

3. обычно мн. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. Силы природы. Творческие силы народа.

4. чего. Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.


Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.

К тому же

Пояснение.

Исходя из контекста, только словосочетание «Все эти» можно поставить на место пропуска.

Ответ: все эти.

Ответ: всеэти

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Средства связи предложений в тексте

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Процессы, вызванные разрушением гор, называют выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.

2) Под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий идёт процесс разрушения гор, это и называется выветриванием.

3) Солнце является решающим фактором, оказывающим влияние на разрушение гор.

4) Выветриванием называется процесс разрушения гор под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий.

5) Днём камни расширяются, а ночью сжимаются, в трещины попадает вода, при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, к чему присоединяется и работа бактерий.

1. Не вся информация.

3. Неверная информация.

5. Не вся информация, нет главной.

Ответ: 24|42.

Ответ: 24|42

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей

Правило: Задание 1. Определение главной информации текста

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но - другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые - деепричастными оборотами и т. п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, частицу «именно» можно поставить на место пропуска.

Ответ: именно

Ответ: именно

Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .

Пояснение.

Подходит только значение 1: Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию.

Ответ: 1.

>> Сила - мера взаимодействия. Энергия

  • Первоначальный смысл слова «сила» и образованных от него поня­тий «силач», «сильный» был связан с возможностями человека, с его мускульными усилиями. Согласно древнегреческому мифу, герой Тесей для доказательства своей силы должен был сдвинуть громадную ка­менную глыбу и достать из-под нее отцовский меч. А какое содержа­ние вкладывают физики в понятие «сила »?

1. Вспоминаем понятие «сила»

Понятие «сила» неразрывно связано со взаимодействием физических тел. Чтобы сдвинуть каменную глыбу, Тесею пришлось взаимодействовать с ней. Наши руки взаимодействуют со стулом, который необходимо пере­двинуть. В момент прыжка наши ноги взаимодействуют с землей.

Рис. 1.43. Тесей пытался достать меч своего отца из-под скалы разными способами. Для каждого из них на схеме обозначены направление и точка приложения силы

Обратите внимание на то, что в каждом из приведенных примеров ре­зультат будет различным в зависимости от того, насколько сильным было то или иное взаимодействие . Так, семикласснику ничего не стоит передвинуть стул, а для малыша-дошкольника эта задача может оказаться непосильной. Подъемный кран играючи поднял бы глыбу, которую Тесей едва сдвинул с места. Чем выше вы стремитесь прыгнуть, тем сильнее надо оттолкнуть­ся. Из этих примеров становится очевидным, что взаимодействие тел следу­ет определить количественно.

Физическая величина, с помощью которой количественно определяют взаимодействие тел, называется силой.

Иными словами, сила - это количественная мера взаимодействия тел. Силу обозначают символом F. Единицей силы в СИ является ньютон (1 Н).

Чтобы охарактеризовать силу, необходимо указать не только численное значение этой силы, но также направление силы и точку ее приложения. Одна и та же по значению сила может привести к совершенно разным ре­зультатам в зависимости от направления ее действия (рис. 1.43). Каким бы ни был силачом легендарный Тесей, он не смог бы сдвинуть глыбу с места, если бы давил на нее сверху вниз. Вероятно, ему не хватило бы сил и для того, чтобы поднять камень (направление силы снизу вверх). Ho той же силы, приложенной в горизонтальном направлении, оказалось достаточно, чтобы извлечь из тайника отцовский меч.

2. Выясняем, что означают понятия «работа» и «энергия» для физиков

Тесно связана с силой еще одна физическая величина , которая на­зывается работой. В широком значении понятие «работа» включает многие виды человеческой деятельности, например расчеты на компьютере , кото­рые практически не требуют мышечных усилий. В естествознании же по­нятие «работа» употребляют в том случае, когда происходит перемеще­ние тела под действием силы. Кран на стройке совершает работу, поднимая кирпичи, причем чем больший груз требуется поднять, тем большую работу совершает кран.

Рис. 1.44. Шарик, упав в воду, разбрызгал ее. В таких случаях говорят, что шарик совершил работу

Работа также возрастает с уве­личением расстояния, на которое перемещают тело . Попробуйте переместить стул по комнате сначала один раз, потом десять, а затем раз пятьдесят или сто, и вы немедленно убедитесь в правильности этого вывода.

Здесь вам предстоит познакомиться с еще одной очень важной физической величиной, которая носит название «энергия». Общее опре­деление этой физической величины звучит сле­дующим образом: энергия - это общая коли­чественная мера движения и взаимодействия различных видов материи.

В отношении физических тел мы с вами бу­дем пользоваться такой формулировкой:

Физическая величина, характеризующая спо­собность тела совершать работу, называется энергией тела .

Обычно энергию обозначают символом W и измеряют в джоулях (1 Дж).

Способность тел совершать работу можно продемонстрировать на следующем примере. Поместим маленький шарик на край стола, а на полу под ним поставим небольшую ем­кость с водой (рис. 1.44).


Рис. 1.44. На гидроэлектростан­циях падающая вода (механиче­ская энергия) вращает турбины, которые вырабатывают электри­ческую энергию

Если столкнуть ша­рик с края стола, то он полетит вниз, упадет в воду и разбрызгает часть жидкости. Появле­ние брызг означает, что шарик совершил опре­деленную работу. Если же шарик не трогать, он останется неподвижно лежать на столе. Та­ким образом, энергия шарика может быть ре­ализована путем совершения работы при его падении или сохранится «до лучших времен».


3. Узнаем о превращении одних видов энергии в другие

Вы, безусловно, знакомы с понятиями «тепловая энергия»* и «электрическая энергия». Ho, оказывается, существуют еще и «механическая энергия », «химическая энергия», «энергия света» и другие формы энергии.

В этом разделе мы употребили понятие «тепловая энер­гия» вместо обычно используемого физиками «внутренняя энергия». Это сделано осознанно, чтобы подчер­кнуть связь внутренней энергии с температурой .

Рис. 1.46. Некоторые примеры преобразования энергии в промышленности и бытовых приборах

Различные формы энергии могут превра­щаться одна в другую (рис. 1.44). Так, механическая энергия падающего шарика превратилась в механическую энергию разлетающихся брызг воды. Однако точные измерения температуры установят, что вода в емкости при падении в нее шарика немного нагрелась. Значит, механическая энергия ша­рика частично превратилась в механическую энергию брызг, а частично - в тепловую энергию воды.

Превращения энергии вы осуществляете ежедневно, часто даже не по­дозревая об этом (рис. 1.46). Так, при включении магнитофона часть элек­трической энергии преобразуется в звуковую энергию. Включая лампочку, мы даем возможность электрической энергии превратиться в световую и теп­ловую. В этом случае преобразование в световую энергию очевидно, а для проверки того, что электрическая энергия превратилась в тепловую, доста­точно приблизить ладонь к лампочке - и вы сразу же почувствуете тепло.

Превращение электрической энергии в тепловую в лампочке - «побоч­ный» и даже вредный эффект. Однако нередко электрическую энергию пре­образуют в тепловую целенаправленно, создавая для этого специальные устройства. Это всем известный электрический чайник, утюг, электрокамин, нагревательный элемент автоматической стиральной машины и другие бы­товые устройства. Превращение электрической энергии в тепловую исполь­зуется и в промышленности - например, для плавки металлов.

Чтобы у вас не возникло ошибочное впечатление, что только электри­ческая энергия может превращаться в другие формы энергии, укажем и на противоположные процессы. Например, на гидроэлектростанциях механическая энергия падающей воды превращается в электрическую (рис. 1.45).

  • Подводим итоги

Сила - это количественная мера взаимодействия тел. Сила характе­ризуется численным значением, направлением, точкой приложения. Сим­вол силы - F.

Физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу, называется энергией тела (W).

Существует много форм энергии - механическая, тепловая, химическая, звуковая, электрическая и ряд других. В ходе различных физических процес­сов и взаимодействий энергия может из одной формы превращаться в другие.

  • Контрольные вопросы

1. Что называют силой?

2. Что мы должны знать о силе, кроме ее численного значения?

3. Когда мы используем слово «работа» в быту? А в физике?

4. Что такое энергия?

5. Приведите примеры различных форм энергии.

  • Упражнения

1. Мы часто используем словосочетания «на тело действует сила тя­жести» или «движению автомобиля мешает сила сопротивления воздуха», хотя, с точки зрения физики, правильнее было бы ска­зать: «на тело действует Земля, ее действие характеризуется силой тяжести» и «движению автомобиля мешает воздух, действие кото­рого характеризуется силой сопротивления воздуха». Попробуйте привести аналогичные примеры.

2. Подберите пословицы и поговорки, в которых встречаются слова «сила», «энергия», «работа». Бытовой или физический смысл зало­жен в этих понятиях?

3. Какие превращения энергии происходят во время работы вентиля­тора?

  • Физика и техника в Украине


Производственное объединение «Южмаш» и конс­трукторское бюро «Южное»

В начале 50-х годов прошлого столетия крупный авто­мобильный завод в Днепропетровске был переоборудован в завод по производству космических ракет и создано конс­трукторское бюро (КБ) для их разработки. С этого времени КБ «Южное» и завод «Южмаш» определяют мировой уро­вень многих направлений и достижений в ракетно-косми­ческой науке и технике. Конструкторами КБ «Южное» разра­ботано 67 типов космических аппаратов и 12 космических комплексов. В последнее время КБ «Южное» и «Южмаш» создали самый совершенный в мировой ракетно-космическои технике по конструктивному исполнению и автоматизацией подготовки к пуску комплекс «Зенит». А всего в сотрудничестве с «Южмашем» было изготовлено и выведено на орбиту более 400 космических аппаратов.

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Сила - это мера механического взаимодействия материальных тел между собой. Взаимодействие характеризуется величиной и на­правлением, т.е. сила есть величина векторная, характеризующа­яся точкой приложения (А), направлением (линией действия), вели­чиной (модулем) (рис. 1.1). Силу измеряют в ньютонах. Рис.1.1

Силы, действующие на тело (или систему тел), делятся на внеш­ние и внутренние. Внешние силы бывают активные и реактивные. Активные силы вызывают переме­щение тела, реактивные стремят­ся противодействовать перемещению тела под действием внешних сил.

Аксиомы статики. В результате обобщения человеческого опыта были установле­ны общие закономерности механического движения, выраженные в виде законов и теорем. Все теоремы и уравнения статики выводятся из нескольких исходных положений. Эти положения называют акси­омами статики.

Тела, ограничивающие перемещение других тел, называют свя­зями.

Силы, действующие от связей и препятствующие перемещению, называют реакциями связей.

Реакция связи всегда направлена с той стороны, куда нельзя перемещаться.

Все связи можно разделить на несколько типов.

Связь – гладкая опора (без трения)


Реакция опоры приложена в точке опоры и всегда направлена перпендикулярно опоре (рис. 1.2).

Гибкая связь (нить, веревка, трос, цепь.) Груз подвешен на двух нитях

Реакция нити направлена вдоль нити от тела, при этом нить может быть только растянута (рис. 1.3).

Рис.1.3 Рис. 1.4

Жёсткий стержень. На схемах стержни изображают толстой сплошной линией (рис. 1.4). Стержень может быть сжат или растянут. Ре­акция стержня направлена вдоль стержня.

Шарнирная опора. Шарнир допускает поворот вокруг точки закрепления. Различают два вида шарниров.

Подвижный шарнир(рис.1.5). Реакция подвижного шарнира направлена перпендикулярно опорной поверхности, т.к не допускается только перемещение поперек опорной поверхности. Реакция подвижного шарнира направлена перпендикулярно опорной поверхности, т.к не допускается только перемещение поперек опорной поверхности.

Рис. 1.5 Рис. 1.6

Неподвижный шарнир. Реакция такой опоры проходит через ось шарнира, но известно по направлению. Ее принято изображать в виде двух составляющих: горизонтальной и вертикальной (Rx ; Ry) (рис. 1.6)

Защемление или “жесткая заделка” (рис. 1.7)

Реактивную силу принято представлять в виде двух составляющих вдоль осей координат R =Rx + Ry

Рис. 1.7 Рис.1.8

Связь в виде шероховатой плоскости

R n – нормальная реакция;

F тр - сила трения, касательная реакция.

Полная реакция равна геометрической сумме: (рис. 1.8)

Связь в виде ребра двухгранного угла или точечной опорой .

Реакция направлена перпендикулярно поверхности тела опоры (рис.1.9)


Задание. Ответить на вопросы.

1. Какие силы системы можно убрать, не нарушая механического состояния тела (рис. 1.10)? Рисунок выполнить.

2. Какая из приведенных систем сил уравновешена на рис.1.11? Рисунок выполнить.

3. Укажите возможное направление реакций в опорах на рис.1.12. Рисунки выполнить.

4. Груз подвешен на стержнях и канатах и находится в равновесии (рис. 1.12). Изобразить систему сил, действующих на шарнир А.

5. Как называются виды опор, представленные на рисунке 1.13 (рисунки не выполнять)?

Самостоятельная работа №2

Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил / 3,стр.12-27/

Знать геометрический и аналитический способы определения равнодействующей системы сил, условия равновесия плоской системы сходящихся сил.

Уметь определять равнодействующую, решать задачи на равновесие в геометрической и аналитической формах.

Статика.

Структура теоретической механики.

Теоретическую механику принято подразделять на три части: статику, кинематику и динамику .

Статика – это часть теоретической механики, в которой изучаются механические воздействия одних тел на другие тела и определяются условия и уравнения равновесия тел; в статике рассматриваются также эквивалентные преобразования воздействий. Здесь же излагаются методы нахождения центров тяжести тел (центров силового воздействия Земли на рассматриваемое тело) и основы теории сухого внешнего трения.

В кинематике изучается заданное механическое движение тел, которое не увязывается явно с воздействиями на них других тел. Иными словами, в кинематике движение тела предполагается заданным в виде изменения во времени величин, определяющих положение тела. Вопрос о том, чем обеспечивается это движение,

в кинематике не обсуждается.

В динамике движение тел рассматривается с учётом их механического взаимодействия с другими телами.

Так как строгое обоснование основных положений статики может быть выполнено только в динамике, то статику и динамику часто объединяют в один раздел, называемый кинетикой . В этом случае теоретическая механика подразделяется на две части: кинематику и кинетику . В кинетике условия и уравнения равновесия тел получают как частный случай динамических уравнений.

Совокупность величин, определяющих положение выделенного тела по отношению к другим телам, а также скорости изменения этих величин, будем называть состоянием этого тела . Состояние покоя или движения тела может изменяться вследствие механических воздействий на него других тел. Механическим взаимодействием тел будем называть такие воздействия одних тел на другие тела, в результате которых может измениться состояние рассматриваемого тела и могут измениться воздействия на него окружающих тел. Воздействия связей на рассматриваемое тело называют реакциями связей . Эти реакции способны полностью парировать (уравновесить) заданные воздействия. В этом случае состояние тела не изменяется.

Из опыта известно, что механическое взаимодействие тел может возникать как при контакте тел, так и на расстоянии. Количественной мерой механического взаимодействия тел служит воздействие, состоящее из силы и собственно момента , причём собственно момент для наглядности можно представить совокупностью двух равных по модулю и противоположно направленных сил, не лежащих на одной прямой. Такая совокупность двух сил называется парой сил .

Сила , с которой тело В действует на тело А,– это реакция тела В на бесконечно малое поступательное перемещение тела А (или на попытку такого его перемещения) относительно тела В.



Смещение тела А относительно тела В не всегда допускается связями, наложенными на тело А. В этих случаях мы говорим о попытке такого смещения.

При поступательных перемещениях тело не поворачивается.

В системе СИ размерность силы – Ньютон, [Н].

Собственно момент - это реакция тела В на бесконечно малый поворот тела А (или на попытку его поворота) относительно В вокруг некоторой произвольной точки Р, жёстко связанной с телом А и называемой точкой приведения.

Мы говорим о попытке поворота в случаях, когда связи, наложенные на тело А, делают этот поворот невозможным.

Размерность собственно момента - ньютон, умноженный на метр, [Н м].

Материальная точка не может испытывать сопротивление других тел при собственном повороте. Следовательно, материальная точка может воспринимать только силовые воздействия других тел.

В частных случаях механическое взаимодействие тел может определяться только силой или только моментом. Силу и собственно момент, как количественную характеристику механического взаимодействия тел, называют воздействием одного тела на другое. Позже понятие воздействия будет уточнено.

Воздействия будем разделять на заданные или активные, и на реакции связей .

Сила моделируется полярным вектором . Это утверждение - аксиома , которая легализует применение в теоретической механике всех известных действий над векторами, в том числе их сложение и разложение по правилу параллелограмма. И.Ньютон пишет, приведя пример сложения и разложения сил: “Как это сложение, так и разложение беспрестанно подтверждаются в учении о машинах”. (Исаак Ньютон. ‘’Математические начала натуральной философии”. Перевод с латинского и комментарии А.Н. Крылова. М., “Наука”, 1989).

Полярный вектор - обычный вектор, направление которого не зависит от ориентации пространства. Ориентацию пространства выбираем мы сами. Её можно задать путём выбора правой или левой декартовой системы координат.

Другой тип вектора, встречающегося в теоретической механике, называют осевым, аксиальным или псевдовектором. Аксиальный вектор - это вектор в ориентированном пространстве, который при изменении ориентации пространства изменяет своё направление на противоположное. Пример осевого вектора - векторное произведение двух полярных векторов.


Самое обсуждаемое
Как мертвому припарка значение Как мертвому припарка значение
Что вы знаете про фразеологизмы? Что вы знаете про фразеологизмы?
Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта


top