Как проверить окончание глагола: правила, способы проверки. Как проверить окончание глагола: правила написания, способы проверки Проверка правописания глаголов

Как проверить окончание глагола: правила, способы проверки. Как проверить окончание глагола: правила написания, способы проверки Проверка правописания глаголов

Одна из особенностей русского языка – наличие окончаний в словах. Окончание - это часть слова, стоящая после корня и суффиксов. Изменение окончаний для логической связки слов в предложении соответствует правилам русского языка, нормы которого отвечают на вопрос о том, как определить окончание. На коротком примере предложения из трех слов при изменении окончания в двух из них четко виден изменившийся смысл: настоящее время стало прошедшим, единственное число – множественным: "Я читаю книгу" – "Я читала книги". Изменились окончания глагола и существительного, изменив само предложение.

Окончания глаголов: как их определить

Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы - класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.

Определение окончания у существительного

Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес - леса; адрес - адреса; тополь - тополя.

Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).

Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.

Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

Прочитайте слова в порядке указанных значений.

Прочитайте предложение, которое вы составили.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите осталь­ные слова. Выделите в словах корень.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Уви­дели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.

А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

По Н. Сладкову

2. Фронтальная работа

Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выде­лите в сдрвах корень.

Образец: заяц - зайчата.

Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка.

Все ли пары - однокоренные слова?

Как написан корень в однокоренных словах?

Прочитайте слова. Улица, на улице, улицей, улицу.

Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.)

- Это однокоренные слова? (Нет.)

Почему? (Имеют одно лексическое значение.)

Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она на­зывается?

Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1.Понятие об окончании

Прочитайте предложения.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.)

(Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание)

Что мы и изменили у слов в скобках? (Окончание.)

А смысл слов от этого изменился? (Нет.)

- А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предло­жении.)

Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания.

3. Работа по учебнику

Упр. 142 (с. 79).

Прочитайте текст.

Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лек­сическое значение.)

Что меняется в словах? (Окончание.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.

Упр. 143 (с. 79).

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Спишите пословицы.

Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.

Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понра­вилась.

Упр. 144 (с. 80).

- Прочитайте. Это словосочетания? Почему?

Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и за­пишите их. Выделите окончания.

(Проверка.)

VI. Физкультминутка

Работа по учебнику

Упр. 145 (с. 80).

Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились пред­ложения?

Выполните задания. (Взаимопроверка.)

Прочитайте ниже сведения о языке.

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте. Упр. 147 (с. 81).

Прочитайте.

Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово сто­ит в единственном числе, другое - во множественном.)

Являются ли выделенные пары слов однокоренными сло­вами? (Нет.)

- Почему? (Это формы одного слова.)

Выполните задание.

Прочитайте пары слов, назовите окончания.

(Изменить форму слова.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расска­жите правило соседу по парте.

VIII. Рефлексия

Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое окончание?

Домашнее задание

Упр. 146 (с. 81).

Тема: Окончание слова

Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окон­чания.

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петруш­ка, огурец, помидор, овощи, чёрный.

IV. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка.)

- Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.

Сформулируйте тему урока

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 148(с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словами из словаря

Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас - вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древ­нерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной - ужин.

С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше озна­чавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».

Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже усту­пившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 150 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

- Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

Как можно озаглавить этот текст?

Выполните письменное задание к упражнению.

Прочитайте текст.

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

Что нового вы узнали о словах в русском языке?

Составьте предложение с любым из данных слов.

Какие части речи не имеют окончаний?

VIII. Рефлексия

Спишите, вставьте пропущенные окончания.

Врем., не деньг.., потеряешь - не найдёшь.

Объясните смысл пословицы.

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Русский язык всегда был и остается неотъемлемой частью культуры нашего народа. Знание правил поможет сделать речь богатой и насыщенной. Большое значение имеют самостоятельные части речи, в особенности глаголы. Изучение языка начинается в школе. Важно запомнить правила, чтобы не совершать ошибок при написании и составлении предложений. Как проверить окончание глагола? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Глагол в русском языке

Самостоятельная часть речи отвечает на вопросы действия предмета, обозначает состояние, выступает сказуемым. Постоянный признак - вид. Он может быть совершенным, кода действие выполнено, и несовершенным, если его еще не закончили. Все признаки, относящиеся к глаголу, учитывают при определении окончаний.

Возвратность является еще одним признаком глагола, на что указывает суффикс -ся или -сь. Он стоит после морфемы, поэтому называется постфиксом. Переходность - это признак части речи, когда глагол сочетается с местоимением или существительным. Например: люблю (что?) молоко. При непереходности действие на предмет не переходит. Возвратные глаголы всегда являются таковыми (подниматься в гору).

Спряжение - это изменение по лицам и числам. В русском языке существует I и II вид. Часть речи представлена несколькими формами, поэтому важно знать, как проверить окончание глагола. Сюда относится инфинитив (смотреть), причастие (сверкающий), деепричастием (посмотрев), спрягаемые виды (видел). Часть речи отвечает на вопрос что делать? (при несовершенном виде), что сделать? (при совершенном). В русском языке есть отглагольные формы, которые выступают второстепенными членами.

В зависимости от речевой ситуации подбирают нужные формы глаголов. Спрягаемые имеют наклонение, у инфинитива и деепричастия нет числа, в прошедшем времени и сослагательном наклонении имеют род. Формы изъявительного наклонения - время.

Что такое окончание в русском языке?

Прежде чем узнать, как проверить окончание глагола, необходимо понимать, что представляет собой морфема и для чего она служит. Часть слова, которая изменяется, выражает грамматическое значение лица и числа у глаголов. Например, «прыгаю» стоит в 1-м лице в единственном числе. «Прыгаешь» - 1-е лицо, единственное число, «прыгаете» - 2-е лицо, множественное число. Найти окончание не сложно: необходимо склонять или спрягать слово. Изменяемая часть и будет окончанием.

Личная форма тесно связана с лицом, выполняющим действия. Употребляется с существительным и местоимением, трудности возникают лишь при наличии безударной гласной. Для этого и понадобится знание того, как проверить безударные окончания глаголов в простых и сложных предложениях. В грамматике правила разрешают этот вопрос простым образом: глагол переводят в инфинитив.

Какие окончания встречаются в глаголах?

В русском языке различают спряжение I и II вида. В окончаниях ставится буква "е", если это первое; буква "и", если второе. При проверке безударных личных окончаний следует воспользоваться правилами. К первому спряжению относятся слова-инфинитивы с окончанием -ать, -еть, -ять, -уть, -ешь, -ем, -ете. Второе спряжение отличается словами, которые заканчиваются на -ить. В личной форме - окончания с безударными гласными -у (ю), -е. Например: копать - копаю - копаешь - копает - копаете - копаем - копают.

Личная форма глаголов II спряжения отличается окончаниями. К ним относится -и, -а(я), у(ю), -ишь, -им, -ите, -ат, -ят. Например, любить - люблю - любишь - любит - любите - любим - любят. Слова 2-го лица единственного числа имеют окончание с шипящей, после которой ставится мягкий знак (смотришь, смотришься).

Узнать, как проверить окончание глаголов -ешь, -ишь, можно, если обратить внимание на ударение. Правила помогут не совершать ошибок при написании слов, в которых ударение на окончание не падает. Нужно запомнить, что слова II спряжения выражаются глаголами-инфинитивами с окончанием на -ить.

Правила написания части речи с приставкой

У глаголов с приставкой такое же спряжение, как и у однокоренного слова без приставки. Это важно знать, чтобы понять, как проверить окончание глагола. Приставка притягивает на себя ударение. Слово «вылетит» образовали от слова «летит», в котором ударное личное окончание, что указывает на второе спряжение. Безударные буквы в словах с приставкой вы- проверяют, подбирая бесприставочный глагол (выспишься - спишь; выпьешь - пьешь).

Проверка правописания глаголов

Зная, как проверить безударные личные окончания глаголов, можно грамотно писать и общаться. Слова I спряжения с шипящими на конце проверяются ударением. Вместо буквы "о" пишется "е". Например: влечет, жжет.

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ться, -тся, -чься, -тись. Чтобы отделить слова в третьем лице от инфинитива необходимо задать вопрос. В первом случае это будет - что делает? что делается?, во втором - что делать? что сделать?

  • Моему брату нравится (что делать?) учиться.
  • Он хочет (что сделать?) заняться баскетболом.

Написание повелительного наклонения происходит с мягким знаком в единственном и множественном числе: сядь - сядьте, съешь - съешьте, намажь - намажься. Исключение составляют слова ляг - лягте.

Как пишутся гласные звуки в окончаниях?

Глаголы-инфинитивы и слова в прошедшем времени имеют окончания -ую, -юю в 1-м лице. Их легко отличить по имеющемуся суффиксу -ова-, -ева- (беседовать - беседую; говорить - говорю). Слова в 1-ом лице заканчиваются на -иваю, -ываю. Если их поставить в неопределенную форму в прошедшем времени, окончание будет -и, -ы, ударение на букву -а отсутствует. Например: поливаю - поливать, нажимаю - нажимать. Такая же расстановка окончаний отличается сочетанием -еваю, -евать, ударение будет падать на букву "а" (напевать - напеваю; сочетать - сочетаю).

Не все знают, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. В них безударные личные окончания могут быть обоих спряжений. В группе находятся слова "бежать", "хотеть" и "чтить". Отличаются окончания в глаголах дать и есть, если изменить лицо и число, однако они не входят в группу разноспрягаемых слов.

Написание окончаний по спряжению глаголов

Настоящее и будущее время глагола подразумевает написание различных окончаний в зависимости от спряжения. Чтобы узнать, как проверить окончание глагола -ет или -ит, нужно изучить правила написания слов, которые относятся к I или II спряжению. В первом случае это будет сочетание -ет, а во втором ставится -ит.

Определяют спряжение после соотношения определенной формы с инфинитивом. Слово «прогонит» образовано от «прогнать», а «прогоняет» - от «прогонять». Повелительное наклонение легко отличить, так как в слове есть суффикс -и-, окончание -те. В повелительном наклонении происходит побуждение к действию: «Вытри пыль. Вынеси мусор». В изъявительном наклонении необходимо определить спряжение. Если это второй вид, глагол совпадет с повелительным наклонением: «Держите крепко, и полка не упадет».

Глаголы-исключения: что нужно запомнить

В русском языке не нужно проверять личные окончания в глаголах, которые не поддаются общим правилам. Сюда относятся слова-исключения и их производные, а также слова с личным окончанием во II спряжении: гнать, держать, дышать и слышать. Важно запомнить, как проверить личные окончания глаголов, чтобы они совпадали с используемыми существительными и местоимениями. Слова ставят в 1-м, 2-м и 3-м лице: я слышу, мы слышим, ты слышишь, вы слышите, он слышит, они слышат.

Если глагол имеет другое окончание, он будет I спряжения. Например, в единственном числе глагол "хотеть". Второе спряжение, если его изменить: хочет, хотим, хочу, хотят, хотите. Производные слова пишутся: гонят, держат, дышат, слышат, вертят, видят, зависят, ненавидят, обидят, смотрят, терпят. Окончания глаголов нужно выучить наизусть и запомнить, так как они не проверяются никаким правилом.

Алгоритм выбора окончания при написании глаголов

Правописание окончаний в глаголах поддается простым правилам. Первое - определить спряжение. В слове определяют ударение, которое может быть в основе или в окончании. Если присутствует приставка вы-, обозначить спряжение можно по синониму без приставки.

Когда ударение падает на окончание, сразу определяют спряжение. Если же это основа, ставят глагол в неопределенную форму. Важную роль играют три последние буквы в слове. При написании помнят об исключениях и разноспрягаемых глаголах. Это позволит не ошибиться в трудных словах, где в процессе произношения могут быть несколько вариантов.

Применение правил и четкого алгоритма позволит правильно обозначить спряжение и выбрать окончание. После этого будет правильно выбрана буква в безударном личном окончании.

Глагол - сложная часть речи, которая не подчиняется общим правилам. Применение знаний поможет в будущем избежать ошибок.

1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга - книги - книгу .

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга - окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у некоторых местоимений (нет кого - окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание -и указывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю - окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание -а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа , резать ножом .

    Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ - нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

    Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

    у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

    Стол □ , дочь □ .

    у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

    Нет сил , нет дел , нет солдат .

    у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

    Весел , счастлив .

    у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

    Читал , пел .

    у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .

    Лисий □ , волчий □ .

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения - армий □ , предгорий □ , блюдец □ . Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иj ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ]ю , арми [ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] - часть основы, ведь окончание - изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий ), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий , блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е ).

Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’j ь] - предгорий [пр’и э дго́р’иj ]; блюдц е [бл’у́тц ъ] - блюдец [бл’у́дьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий - синего ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий ) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .

Ср.: волчий - волчь [ j ]его , лисий - лись [ j ]его .

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

    окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

    Учит ся, учащий ся, идём те, кого -то, кого -либо, кого -нибудь.

    окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

    В трёх стах , нет пяти десяти .

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень ), служебные части (под, и, будто, не ), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе ), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго ) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа - это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

6. При склонении и спряжении основа может меняться - сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]-я - во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а -ть и жд -у - основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс -а ); чит-а -ть - чит-аj -ют - в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия , сандалия , революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие , напряжение , возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми -я, арми -и, арми -ей; быти -е, быти -я, быти -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий , санаторий , край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]-я, кра [ j ]-ю, кра [ j ]-ем . В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край □ , пролетарий □ , санаторий □ .

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной .

Как ого -то - окончание -ого , основа как.. то ; уч ит ся - окончание -ит , основа уч..ся .

    Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

    Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

    Записа -ть , записал -а , запиш -у .

    Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

    Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал -а , надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях - формообразующий суффикс) неопределённой формы -ть : записа- .

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л - в прошедшем времени, -и - в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме - единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья - основа слова (для словообразования) - сын- .

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш ) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Самое обсуждаемое
Как мертвому припарка значение Как мертвому припарка значение
Что вы знаете про фразеологизмы? Что вы знаете про фразеологизмы?
Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта


top