Образовательный проект как его создать. Как создать успешный образовательный стартап – пять простых советов

Образовательный проект как его создать. Как создать успешный образовательный стартап – пять простых советов

Образовательные проекты являются теоретической и практической работой, которая связывает учеников и учителей. Они ориентируются на инновацию, новые пути решения рассматриваемой проблемы.

Инструкция

Как правильно составлять образовательные проекты? Для начала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учеником, который станет основным автором будущего проекта.

Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть.

Если работа подразумевает обобщение педагогом деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.

Помимо целей, задач, также в работе должны быть указаны методы, применяемые автором.

Пример работы учителя

Педагогический проект в образовательном учреждении может быть внеурочного характера, направленный на формирование у подрастающего поколения навыков проектной и исследовательской деятельности. Например, почетный работник общего образования Некрасова С. М. (Архангельская область) разработала проект, названный автором «Исследовательский клуб «Поиск». В чем заключается инновация автора?

Пояснительная записка

Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.

Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом - формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.

Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.

Цель и задачи педагогического проекта

Любой проект образовательных программ предполагает постановку определенной цели и задач. Например, при организации исследовательского клуба «Поиск» учитель пытается дать ребятам новые представления о единстве материального мира. Основными задачами, которые подразумевает данный проект, будет знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования, а также самостоятельная практическая деятельность.

Все образовательные проекты, создаваемые школьниками, предполагают выявление определенной проблемы, выдвижение собственной гипотезы, которую необходимо проанализировать по мере работы над проектом.

Целостная программа по проектной и исследовательской деятельности, используемая в рамках внеурочной деятельности, позволяет выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, стимулировать познавательный интерес у обучающихся к исследовательской сфере.

Значимость проекта

Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.

Проект клуба «Поиск» рассчитан на старшеклассников, предполагает проведение двух занятий в неделю. В программе выделяется три компонента: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект образовательной деятельности реализуется в течение учебного года. Наполняемость группы составляет от пяти до пятнадцати человек.

Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.

Теоретическая основа проекта

Любой проект образовательного процесса предполагает применение теоретических и методологических аспектов. Например, проектные и исследовательские технологии анализировались в трудах Толстого, Вахтерова, Ушинского. Важность и актуальность школьных исследований подчеркивал А. М. Матюшкин, Л. В. Занков, а также Д. Б. Эльконин. Образовательные проекты, касающиеся проектной и исследовательской деятельности школьников, предполагают учет психологических особенностей детей различного возраста. Основной идеей педагога, специализирующегося на внеурочной проектной и исследовательской деятельности школьников, могут стать слова О. Холмзы: «Мир всегда готов принять талант с распростертыми объятиями».

Образовательные технологии

Такой проект образовательной организации предполагает применение инновационных педагогических технологий. Так, в деятельности исследовательского клуба «Поиск» применяются информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. Особое значение уделяется технологии диагностического развивающего прямого обучения А. А. Вострикова, развивающего обучения Л. Г. Петерсона.

Среди приоритетных направлений, применяемых в деятельности педагога-исследователя, отметим внедрение коммуникативных и информационных технологий.

Педагог создает оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности, способной к социоориентации посредством проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря интеллектуальному общению подрастающего поколения с представителями науки, власти, возникает взаимосвязь поколений.

Требования к участникам проекта

К учащимся, вовлекаемым в этот образовательный проект, предъявляются определенные требования:

  • школьники должны самостоятельно проектировать и проводить исследование;
  • осуществлять качественную обработку и анализ полученных результатов;
  • овладеть навыками практической деятельности;
  • формулировать выводы по проведенной работе.

Подготовительный этап предполагает знакомство с методиками и техникой проведения эмпирического исследования, сбора научных данных. Педагог поясняет воспитанникам важность правильного проведения школьных проектов и исследований.

Самым значимым этапом данного педагогического проекта является построение самостоятельной образовательной траектории для каждого ребенка. Выбрав гипотезу для исследования, подобрав методики, изучив теоретическую базу, под руководством педагога школьник переходит к непосредственной деятельности.

На заключительном этапе предполагается проведение самооценки, презентации полученных результатов перед другими школьниками.

Как составить самостоятельный школьный образовательный проект? Примеры работ ребят помогут найти ответ на этот вопрос.

Проект по сравнению характеристик электрического и бензинового автомобильного двигателя

В связи с серьезным ухудшением экологической ситуации на нашей планете нужно искать альтернативные источники энергии, чтобы при их сгорании не выделялось много углекислого газа в земную атмосферу.

Миллионы личных транспортных средств передвигаются по улицам городов, создают многокилометровые «пробки», сжигают впустую дорогой бензин. При этом в воздухе существенно повышается содержание выхлопных газообразных веществ.

В крупных отечественных центрах автомобильные выбросы СО/СН в атмосферу существенно превышают вещества, поступающие при работе промышленных предприятий. В составе выхлопных автомобильных газов содержится много веществ, негативно отражающихся на здоровье людей.

В те моменты, когда автомобиль совершает резкие маневры, выделяется в десять раз больше несгоревших веществ, чем при стандартном варианте работы. Выхлопные газы оказывают негативное воздействие на психику детей и подростков.

Актуальность проекта объясняется постоянным возрастанием количества машин на городских дорогах, увеличением содержания углекислого газа в земной атмосфере. От того, как мы, подрастающее поколение, будем относиться к этому вопросу, зависит будущее Земли.

Цель проекта: выявить зависимость между видом двигателя и экологичностью транспортного средства.

Задачи работы:

  • Анализ основных типов двигателей, установленных в современных транспортных средствах.
  • Проведение сравнительного анализа экологичности разных двигателей.
  • Оценка состава выхлопных газов, токсичности продуктов от функционирования транспорта, воздействия выхлопных газов на здоровье человека.
  • Формулировка предложений по модернизации выпускной системы автомобилей.

Объект исследования: виды автомобильных двигателей.

Предмет: экологические характеристики разных автомобильных двигателей.

Новизна проекта заключается в сравнении экологических характеристик электромобиля с бензиновым двигателем.

Гипотеза: в отличие от бензинового двигателя, электромобиль обладает высокими экологическими характеристиками. При его работе не наблюдается увеличения количества углекислого газа в земной атмосфере.

Бензиновый двигатель является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания, где осуществляется процесс воспламенения смеси воздуха и топлива, причиной которого является электрическая искра.

При его работе в атмосферу движется существенное количество углекислого газа, попадают в нее и несгоревшие органические углеводороды.

Оксид углерода (2) при соединении с гемоглобином крови негативно действует на передвижение кислорода в разных тканях организма. В составе таких газов есть альдегиды, имеющие резкий запах, вызывающий раздражение.

В неисправном двигателе образуется огромное количество сажи и смолы, что разрушает атмосферу нашей планеты. Важно срочно принимать активные меры для того, чтобы избежать этой страшной беды.

Воздух, в котором находится существенное количество отработанных газов, негативно действует на здоровье подрастающего поколения, уничтожает зеленые кустарники.

В ходе экспериментов было доказано, что при действии на женщину на ранних сроках беременности таких выхлопных газов проявляются серьезные отклонения в развитии ребенка.

Американские учёные подтвердили связь между выхлопными газами и снижением памяти, внимания.

Электрический двигатель не предполагает применения бензина, поэтому не выделяет в атмосферу вредных газов. Многие инженеры считают их транспортом с максимальным коэффициентом полезного действия. Автомобиль не нуждается в коробке передач, в нем сразу развивается максимальный крутящий момент.

Среди основных преимуществ электромобиля нужно упомянуть незначительные расходы на его обслуживание, эксплуатацию машины. В аварийной ситуации электромобили взрываются очень редко, а для их периодической подзарядки можно использовать обычную электрическую сеть. Не нужны в электромобиле механические тормоза, при работе которых выделяется в атмосферу существенное количество выхлопных газов.

Для оценки технического состояния автомобильного транспорта была проведена оценка автомобилей с целью определения количества выбросов СО/СН в земную атмосферу. Эксперимент проводился в разное время года, при различных температурных показателях.

Провести сравнение электрических типов двигателей не удалось по причине их отсутствия. В ходе проведенного эксперимента установили зависимость между годом выпуска автомобиля, его техническим состоянием, а также количественным показателем выбросов СО/СН в атмосферу.

Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Удалось подтвердить связь между типом двигателя и количеством вредных выбросов в атмосферу планеты.

Новые бензиновые автомобили полностью соответствуют ГОСТу (Р41.83-99), а транспортные средства с пробегом нуждаются в дополнительной регулировке уровня СО/СН. В ходе работы была подтверждена серьезная угроза атмосфере планеты от передвижения по городам подержанных машин. Электродвигатель можно считать экологически безопасным видом автомобильного двигателя.

Для снижения риска выбросов в атмосферу диоксида углерода необходимы специальные государственные программы, например развитие энергосберегающих технологий, в том числе уменьшение количества бензиновых двигателей, увеличение числа электрических агрегатов.

Пример приведенного школьного проекта содержит все основные элементы: введение, постановку целей и задач, основное содержание, подведение итогов, анализ полученных результатов.

Безусловно, тематика индивидуальных исследований, выбираемых школьниками для проведения самостоятельной работы, должна значительно отличаться. Тема выбираемой им работы должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, сфере его научных интересов. Педагог старается учитывать также практические умения и навыки, которыми обладает школьник до начала работы над проектом.

Заключение

Образовательные проекты стали особенно актуальны в российских школах в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для того чтобы педагог мог в полном объеме справиться с теми задачами, которые поставлены перед ним современным обществом, ему важно не только самому разрабатывать и внедрять в деятельность разнообразные проекты, но и активно вовлекать в такую работу воспитанников.

Среди главных отличительных особенностей проекта выделим его актуальность, значимость для определенной целевой аудитории, а также возможность практического внедрения.

Одна из форм экологического образования - экологический туризм, главной особенностью которого является активное познание природы и ее богатств, содействие охране природы и местной социокультурной среды. Экологический туризм обеспечивает комплексное воздействие на личность через образовательно-познавательную, воспитательно-развивающую, оздоровительную функции, осуществляя единство духовного и физического здоровья человека. В туризме вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму, вырабатывается сознательная дисциплина, настойчивость, ответственность. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков, которые определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании». Разнообразные формы экологического туризма помогают усвоить определенный социальный опыт, знания, умения, навыки практической деятельности и преобразовать их в свои собственные социальные нормы поведения, сформированные черты характера, в активное творческое начало, стремление к самопознанию, самореализации, самосовершенствованию. Основываясь на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учитывая направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению и укреплению здоровья школьников, уникальное социоприродное окружение и созданные условия образовательной среды школы, был разработан данный инновационный проект «Школьный экологический туризм как условие социального развития личности»

Цели и задачи.

Цель: создание условий для социализации личности путем включения его в эколого – туристическую деятельность.

Задачи:

  1. Расширение содержания экологического образования
  2. Формирования здорового образа жизни, воспитания патриотизма, бережного отношения к природе
  3. Сотрудничество с районным эколого – краеведческим объединением глобус
  4. Привлечение учащихся к экологическому туризму

Предпосылки разработки проекта

  1. Красота природы, уникальные памятники археологии, исторические традиции создают много предпосылок для развития эколого – туристического потенциала района.
  2. Пешеходный туризм на базе МКОУ «Михайловская СОШ»

Основные направления

  • Образовательное
  • Спортивное
  • Научное

Механизмы реализации проекта

  1. Привлечение учащихся, учителей, членов районного эколого – краеведческого движения «Глобус» в экологический туризм
  2. Внедрение в образовательную практику новых педагогических технологий.
  3. Организация и проведение летнего туристического слета, соревнований по пешеходному туризму, однодневных и многодневных походов.

Научно – методическое обеспечение проекта

  1. Настоящий проект
  2. Устав школы
  3. Учебное пособие «Экскурсионные маршруты»
  4. Книга «»
  5. Паспорта экологических троп №1 - №10

Сроки реализации проекта

Подготовительный этап – апрель – май 2014 г.

Формирование плана действий и определение направлений по реализации проекта

Доработка нормативно – правовой базы

Разработка учебного курса «Экскурсионные маршруты»

Экспериментальный этап – июнь – сентябрь 2014 г.

Апробация программ учебного курса «Экскурсионные маршруты»

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составлением планов

Итоговый этап – октябрь – март 2015 г.

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития распространения опыта работы

Ожидаемые результаты реализации проекта

В ходе выполнения работ:

  1. Повышение уровня экологической грамотности и духовно – нравственного потенциала учащихся, здорового образа жизни;
  2. Формирование знаний, умений по туризму, повышение и приобретение туристического мастерства;
  3. Повышение социального статуса школы;
  4. Масса положительных эмоций и впечатлений.

Печатная и цифровая продукция:

  1. Образовательный проект «Экологический туризм как условие социального развития»
  2. Путеводитель по маршрутам экологических троп
  3. Сборник творческих и исследовательских работ учащихся
  4. Мультимедиа презентаций, фотографий, видеороликов

Нормативно – правовое обеспечение

Приложение № 1.

Экскурсионные маршруты

№1 – Гилевское водохранилище (Приложение № 2)

№ 2 – Острая сопка (Приложение № 3)

№ 3 – Лифляндский заказник (Приложение № 4)

№ 4 – Голубое озеро (Приложение № 5)

Приложение № 2

№ 1 «Гилевское водохранилище»

  1. Описание экологической тропы

Доступность: Экологическая тропа № 1 располагается в 38 км в северном направлении от нашей школы. Подвоз детей производится на школьном автобусе. На территории «Гилевского водохранилища» расположены археологические памятники – комплексы погребений середины II тысячелетия до нашей эры, VI-VII веков до нашей эры и VIII-XI веков нашей эры. Здесь прекрасные условия для научно – исследовательской работы по изучению памятников природы.

здесь наблюдается большое разнообразие памятников природы. Сюда приезжают сотни людей желающих отдохнуть на красивых берегах водохранилища. Эти места связаны с историей.

Информационная емкость: На экотропе №1 мы имеем возможность познакомится с памятниками природы - археологические памятники – комплексы погребений середины II тысячелетия до нашей эры, VI-VII веков до нашей эры и VIII-XI веков нашей эры; с пляжным и парусным отдыхом в районе реки Березовка; с круглогодичным рыболовным туризмом; с подводным плаванием, парусным спортом, экскурсиями в музей села Корболиха.

Приложение № 3

№ 2 «Острая сопка»

Описание экологической тропы

Решающие условия для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

Доступность: экологическая тропа №2 располагается в 23 км. в юго-западной направлении от нашей школы. Подвоз детей производится на школьном автобусе. Здесь прекрасные условия для научно-исследовательской работы по изучению памятников природы Третьяковского района.

Привлекательность и эстетическая выразительности:. Это очень красивый памятник природы, все желающие могут остановится и отдохнуть на этом месте, забравшись на гору очень хорошо просматривается близ лежащие деревни и поселки, видна вся красота природного ландшафта.

Информационная емкость: К особо охраняемым природным территориям относятся памятники природы сопка Острая («Постзмеиногорский комплекс»). Сопка Острая расположена в 5 км к северо-западу от с. Екатерининское. Первое описание этой сопки встречается в книге П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям государства российского», совершившего в 1770 г. путешествие по Сибири, в частности, по Третьяковскому району: «...гора, коя ради растущих на ней дерев и кустов и для конического оныя вида, острою мохнатою сопкой именуется. Сия гора состоит из одних друг на друге лежащих голых гранитных кабанов. Из развалин оных произрастают по одиночке сосны, березы и осокорь, но вся гора обросла стелющимся казацким можжевельником. Также растет обыкновенно на всех сих горах некоторый род небольшого, весьма сладкого и красноватого терновника...».

По рассказам старожилов, сопка, особенно в военные годы, могла накормить и напоить любого, так как была богата растительностью и родниками. Здесь росли малина, ежевика, крыжовник, калина, разные виды лука. Сейчас же этих растений становится гораздо меньше, остаются самые неприхотливые. Сильно уменьшилось количество родников.

Сопка видна за десятки километров. Своей формой и красотой она привлекает взор многих проезжающих, побуждая их взойти на вершину и осмотреть окрестности с высоты птичьего полета. Именно из-за своей формы она прозвана «Острой» (или «Острухой»). С ее вершины видны почти все села района, извилистые ленты дорог, ведущих к ним и образующих паутину вместе со всеми полевыми и проселочными дорогами. И сопки, сопки, сопки... А где-то вдалеке белеют очертания настоящих гор. Многие посетившие эту сопку, а тем более поднявшиеся на ее вершину, стараются оставить автограф, что, конечно, недопустимо.

Приложение № 4

№ 3 «Лифляндский заказник»

  1. Описание экологической тропы

Решающие условия для выбора тропы : доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

Доступность: экологическая тропа № 3 находится в 33 км. от нашей школы в южном направлении. Подвоз детей производится на школьном автобусе.

Привлекательность и эстетическая выразительность: экологическая тропа № 3 – удивительный и неповторимый, прекрасный в любое время года природный уголок, где можно насладится звуками рощи, полюбоваться красотами степи, надышаться свежайшим воздухом природы.

Информационная емкость: Лифляндский заказник (до 2007 г. – Гилевский) организован с целью сохранения и восстановления природной системы долины реки Алей, сохранения мест естественного обитания птиц, животных и растений водно-болотного и степного комплексов и их воспроизводства. Создание Лифляндского заказника – не просто мера, направленная на сохранение редких видов животных и среды их обитания, но это еще и поддержание биоразнообразия на юго-западе Алтайского края. Площадь заказника составляет 11552 га, в нее включены приустьевая часть Гилевского водохранилища и прилегающие к ней земельные угодья.

Режим особой охраны заказника предусматривает ряд ограничений в использовании природных ресурсов. Безоговорочными правилами являются: запрет на вырубку леса; выпас скота в пределах водоохранных зон; сенокошение в мае-июне; сжигание соломы и сухого бурьяна; массовый туризм и другие формы организованного отдыха до июля; проведение гидромелиоративных работ; движение на снегоходах и моторных лодках; проезд на механических транспортных средствах вне дорог общего пользования; охота и другие виды пользования животным миром; размещение производственных и бытовых отходов.

В то же время положение допускает здесь отдыхающих, из-за безответственного отношения которых нередко возникают «следы пребывания человека». К сожалению, естественная степная растительность сохранилась только на отдельных участках заказника, но и она подвергается различным неблагоприятным воздействиям со стороны хозяйственной деятельности человека. Этот процесс остановить сложнее всего.

Приложение № 5

№ 4 «Голубое озеро»

№ 4 Описание экологической тропы

Решающие условия для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

Доступность: экологическая тропа № 4 располагается 50 км от нашей школы в западном направлении. Подвоз детей производится на школьном автобусе.

Привлекательность и эстетическая выразительность: экологическая тропа № 4 удивительный и неповторимый, прекрасный в любое время года природный уголок, где можно насладится звуками рощи, полюбоваться красотами степи, надышаться свежайшим воздухом природы.

Информационная емкость: Голубое озеро - это затопленная шахта. Благодаря содержанию меди, вода в озере имеет небесно-голубой цвет. Расположенное в предгорной зоне Алтая, оно отличается неповторимой, первозданной красотой. Уютный уголок вокруг озера стал излюбленным местам отдыха всех жителей района и его гостей. Побывав на этом озере, В.Добрынин написал песню «Голубое озеро».

Легко ли создать образовательный стартап? Что нужно, чтобы такой проект стал действительно успешным? Александр Пашков, сооснователь TutorOnline и основатель математической онлайн-школы «Альфа» , рассказывает, почему нельзя ставить личную финансовую выгоду выше интересов клиента и как правильно подобрать команду для EduTech-проекта.

Наш стартап мы запустили 7 лет назад

В 2011 году мы запустили образовательный стартап – сервис «скорой помощи» для школьников и студентов. Тогда мы ориентировались на западный рынок, где такие проекты уже работали и пользовались спросом. Изначально бизнес-модель мы подсмотрели у американских коллег – Tutorvista.

Спустя год пришлось полностью менять направление работы: брать курс на создание полномасштабной онлайн-школы, которая бы решала не единичные сиюминутные проблемы школьников и студентов, а предлагала долгосрочную целенаправленную и комплексную подготовку по различным предметам.

Выяснилось, что отечественный пользователь требует к себе особого внимания, предъявляет очень высокие стандарты к качеству работы и непреклонен, если услуга не устроила.

Спустя еще 5 лет работы, убедившись в правильности этого выбора, мы решили создать отдельный проект для изучения математики. Математической школе «Альфа » всего год, но уже можно говорить о том, что эксперимент удался.

Как все начиналось?

В 2010 году моя супруга, находясь в декретном отпуске, помогала племяннице с русским языком. Жена по образованию учитель русского языка и литературы, поэтому к ней часто обращались за помощью. Но поскольку лично встречаться с ученицей возможности не было, она предложила заниматься по телефону.

Я сначала очень скептически отнесся к этой затее. Но уже спустя месяц девочка решила все свои вопросы в школе, а я понял, как сильно ошибался. Именно тогда впервые задумался о дистанционном обучении как очень перспективном формате получения новых знаний.

В тот же период мой друг Валерий Соловьев начинал преподавать по Skype.

Александр Пашков c партнером по бизнесу Валерием Соловьевым

Мы встретились, поговорили и решили запустить образовательный стартап. В 2011 году начал работу TutorOnline. Но изначально это был сервис, больше напоминающий «скорую помощь» для школьников и студентов. Лишь спустя 3 года мы приняли решение создать полномасштабную онлайн-школу.

Почему я решил создать математическую школу

Создать «Альфу» хотел давно. Я по образованию математик, в студенчестве преподавал, у меня трое детей. Согласно исследованиям, которые я постоянно изучаю, а некоторые мы проводили в рамках аналитического центра TutorOnline, до 80 процентов школьников называют математику самым сложным и нелюбимым предметом.

В четырех случаях из пяти, когда к нам обращаются по экстренным ситуациям, – это математика. Родители плачут, дети страдают, в школе ничего не понимают, а ЕГЭ сдавать придется, потому что подавляющее большинство перспективных специальностей связаны с математикой.

К сожалению, очень часто помощи репетитора не хватает. Преподаватель может научить решать задачи или уравнения, но невозможно вложить силой ученику в голову любовь к математике. А ведь именно это самое важное. Поэтому мы создали принципиально новую модель обучения – гибридную. Часть времени ученики занимаются на «умной» геймифицированной платформе самостоятельно, а в случае необходимости – просят помощи дежурного преподавателя.

Еще до первого проекта TutorOnline мы занимались с другом несколькими направлениями – были несколько компаний (веб-студия и бюро переводов). Собственно, деньги, заработанные на этих первых проектах, пошли на создание электронного аналога школьной доски, чтобы ученик и преподаватель занимались в условиях, максимально приближенных к «живому» уроку.

Анализируя ошибки...

Если говорить о первом образовательном стартапе, то это:

    Пытались равняться на Запад и перенимать их опыт. А оказалось, что наш потенциальный клиент хочет совсем другого подхода. В тот период в США были популярны сервисы «скорой помощи» для учеников, которые оперативно решают конкретную проблему. Мы пытались предложить и даже где-то навязать нашим ученикам такую модель. Ездили на учебу в США 3 раза, общались с именитыми гуру-бизнеса, но в итоге пришли к пониманию, что нужно искать свой путь и ориентироваться на потребности ЦА, а не на свои представления о том, как должно быть.

    Несвоевременно начали масштабироваться. После года довольно успешной работы решили, что уже прошли «обкатку» и можно расширяться. Оказалось, что переоценили свои возможности, потому что опыта как раз было мало. С «Альфой» все гораздо быстрее, потому что его уже достаточно.

    Изначально предъявляли недостаточно высокие требования к преподавателям. Но очень быстро исправили ситуацию, и теперь у нас строгий многоэтапный отбор репетиторов. Делаем ставку на качество, а не на количество.

    Понимание стратегии продаж. Сразу пытались именно продавать образовательные услуги, теперь научились консультировать, давать рекомендации и искать оптимальное для каждого конкретного ученика решение. Нужно работать с родителями, нужно уделять достаточно времени каждому клиенту, даже если в итоге он не захочет заниматься. Нужна заботливая коммуникация и человеческое участие. Пришли к выводу, что стратегию продаж нужно гуманизировать.

С «Альфой» про какие-то большие ошибки говорить сложно, потому что создавали этот проект, уже сделав выводы из прошлых набитых шишек. Действовали очень смело и быстро: запустили тестирование в офисе на базе 10 разработанных уроков, получили позитивные отзывы, подготовили площадку для интернет-занятий, получили первую оплату, параллельно дорабатывали дизайн, совершенствовали сами уроки и систему отчетности и очень оперативно писали еще 390 уроков.

Сейчас работаем над развитием и усовершенствованием содержательной и формальной стороны. Заветная цель – сделать глобальный продукт. У нас есть технология по тестированию знаний ребенка, на ее базе мы сейчас разрабатываем программу подготовки к американскому SAT. Запуск запланирован на лето. И, конечно, будем масштабировать продажи на рынке РФ.

В общей сложности на рынке онлайн-образования мы работаем 7 лет. С одной стороны, цифра небольшая, но, с другой, если вспомнить все этапы, ошибки и реализованные идеи, уже можно подводить определенные итоги. Суммируя накопленный опыт и набитые шишки, я сформулировал 5 основных правил, следование которым помогает создавать качественный сервис и продукт.

1. Примите за аксиому: клиент всегда прав!

Казалось бы, нельзя придумать более банального тезиса. Однако мы сами и многие наши коллеги постоянно спотыкались именно об эту прописную истину. На заре создания первого проекта мы потратили не один год, чтобы заставить потенциальных клиентов оценить наши усилия, наш «инновационный» продукт и «инновационный» подход к работе. То, что закавычено, в данном случае – самоирония. Нам говорили: «Хотим научиться решать», а мы продавали готовое решение.

Мы трижды ездили на учебу в США, чтобы научиться понимать клиента. К счастью, в итоге сообразили, что узнавать свою ЦА нужно не из-за океана, а прямо здесь и сейчас, общаясь напрямую. Советы именитых зарубежных коллег, конечно, помогают, но если ваш бизнес не нужен потенциальному клиенту, в нем нет никакого смысла.

Мы ходили в школы, студенческие аудитории, на родительские собрания, форумы в интернете, в социальные сети. То есть туда, где есть наши потенциальные ученики и их родители. Мы спрашивали, слушали и записывали. Именно так пришло осознание необходимости создавать свою внутреннюю площадку для занятий, а не покупать чьи-то разработки. В электронную классную комнату (вайтборд) мы вложили очень большие средства, но именно она позволяет нам сегодня предлагать ученикам то, чего не могут конкуренты.

Вывод простой: делайте то, что нужно людям, отталкивайтесь от их потребностей, интересов и ценностей. Изучайте свою ЦА. И всегда помните про военный принцип «3 к 1»: при атаке вы должны быть минимум в 3 раза лучше конкурента хотя бы в одной значимой позиции (характеристике продукта).

2. Боритесь с примитивной психологией «продажника»

Изменив бизнес-модель, мы пересмотрели стратегию продаж. Нельзя ставить личную финансовую выгоду выше интересов клиента, потому что найдется тот, кто предложит более «человеческий» подход, заботливую коммуникацию и не менее качественную услугу за те же деньги. Мы отказались от «продажников» в пользу квалифицированных консультантов (дежурных преподавателей). Их задача состоит в том, чтобы разобраться в проблеме ученика и предложить оптимальное решение, а не получить оплату любой ценой.

Образовательные услуги – очень специфическое направление работы. Главное отличие в том, что команда, создающая продукт, должна быть квалифицированной не по принципу «каждый в своем узком направлении», а скорее, наоборот – «все во всем».

Поясню на простом примере. Менеджер по продажам – первый человек, который встречает клиента на сайте. По сути, именно от него зависит, захочет потенциальный ученик заниматься у вас или нет. Именно по этой причине важно, чтобы менеджер понимал внутреннюю специфику образовательного процесса, идеально – имел опыт преподавания. Насколько красноречив он будет или какие скрипты составит – дело второе.

Начинающим предпринимателям я бы посоветовал следующее: участвуйте в продажах сами. Во всяком случае, первое время. Так вы сможете лучше исследовать рынок, провести анализ вашей целевой аудитории, потренировать коммуникативные навыки. Это сократит вам много времени и сил. Пусть даже вы плохой продавец! Я бы даже выразился более смело: чем хуже вы продаете, тем лучше, ведь это означает, что клиент приходит к вам, потому что вы создаете что-то по-настоящему стоящее, нужное и полезное.

Александр Пашков

Именно так я сейчас работаю с «Альфой» – консультирую клиентов сам. По образованию я математик, но никак не специалист по продажам. Зато я могу лично контролировать рост или угасание спроса на тот или иной вид услуг, общаюсь с родителями и учениками, вижу, что сегодня происходит в сфере школьного обучения, учусь находить альтернативные решения там, где школа демонстрирует свою несостоятельность.

3. Создавайте команду единомышленников

На что обращать внимание при наборе специалистов в команду? Мой совет: привлекайте людей, верящих в ваш продукт. Мало смысла в высококлассном профи по , если он считает, что онлайн-обучение – это неэффективно. Безусловно, компетенции и опыт имеют значение, но на определенном этапе работы (особенно, когда основные бизнес-процессы налажены) очень важно, чтобы вас окружали единомышленники.

Иногда бывает так: приходит человек с блестящим резюме, большим опытом и рекомендациями, но он не на твоей волне. Сразу видно, готов ли он учиться новому, умеет ли признавать свои ошибки, допускает ли он в принципе, что может ошибаться.

Как-то я случайно натолкнулся на интервью Ласло Бока (бывшего вице-президента по персоналу), в котором он перечислял самые значимые качества для соискателя в такие топовые компании, как Google или . Так вот, в числе прочих было названо intellectual humility. Это готовность сотрудника искать проблему в себе, примириться с той мыслью, что не бывает совершенных специалистов, достигших вершины профессионализма и не нуждающихся в дальнейшем развитии.

Я полностью согласен. Не страшно, когда человек ошибся, у него не получилось или получилось не на 100 процентов. Гораздо страшнее, когда виноват кто угодно, но только не ты. Тогда в команде начинают происходить конфликты, появляются какие-то невысказанные недовольства, неадекватные амбиции.

4. Самое сентиментальное правило…

Любите то, чем занимаетесь. У вас должна быть личная причина для создания . На мой взгляд, неправильно начинать заниматься образовательным проектом, потому что «это популярно» или «ЕГЭ с каждым годом все сложнее, и родители школьников готовы платить все больше».

Еще в студенческие годы я подрабатывал репетитором, мой партнер – тоже, а моя жена по образованию учитель русского языка. Кроме того, у меня трое детей, которые получают и будут получать образование в нашей стране.

Несколько лет назад, когда мой сын впервые попробовал заниматься с репетитором, я сформулировал «правило сына» для бизнеса. Если ты смело можешь рекомендовать свой товар или услугу своим детям, значит, все делаешь правильно.

Первое время вникайте во все процессы и работайте 24/7. Предпринимательство – это не про работу с 9 до 6. Вы должны жить проектом, засыпать и просыпаться с идеями, как и что можно улучшить.

5. Тренируйте психологию лидера

Я таких опросов не проводил, но если спросить 100 предпринимателей, закрывших бизнес, уверен, больше половины скажут, что причина – в голове. Бизнес выматывает, потому что нельзя оставить работу на работе. Ты каждую минуту думаешь о деле, постоянно должен быть на связи, переживаешь, если что-то не удается или если специалист, которому доверил важное задание, тебя подвел. Ты ответственен перед клиентами и сотрудниками. Это не бывает легко.

Важно продолжать двигаться, несмотря на внутреннее состояние. Иногда через силу, иногда через «все достало», «это никому не нужно», и «я ни на что не способен». Почему-то именно психологическим факторам в бизнес-литературе уделяется все меньше внимания. Но если ты не справляешься с нагрузкой и стрессом, то никакие или любые другие инструменты тебе не помогут.

Когда в очередной раз накатывает, я задаю себе вопросы: «Где я хочу быть в эту минуту? Чем хочу заниматься в жизни?». И всегда после потока романтических мыслей в стиле «путешествовать по Гималаям, фотографировать фламинго и покорять Аконкагуа» я прихожу к осознанию, что занимаюсь своим делом и ничем другим, на самом деле, не хочу.

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах

Прежде всего определимся с типологическими признаками.

Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: внутренний (локальный), региональный, международный и т. д.

Количество участников: персональный, парный, групповой.

Продолжительности проведения: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.

Особенности проектов в соответствии с первым признаком

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
  • предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Виды проектов по второму признаку

Литературно-творческие

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и пр.).

Языковые (лингвистические)

Чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. В соответствии с указанными признаками можно предложить следующую типологию проектов по иностранным языкам:

  • обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
  • лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.), фольклора.
  • филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем и др.

Культурологические проекты

Они связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т. д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания культурологические проекты бывают:

  • историко-географические, посвященные истории страны, города, местности, географии страны, города, местности;
  • этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т. д;
  • политические, цель которых ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, с законодательством страны и т. д;
  • посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
  • экономические, повященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения и т. д.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим. Ролево-игровые и игровые проекты, так же, как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

  • воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
  • имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной;
  • драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
  • имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, аранжировать его.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

  • с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор выступает в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя роботу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и пр.);
  • со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли неквалифицированного специалиста, направлял «экспедиции».

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

В работе над проектами обязателен исследовательский метод, и поэтому нам представляется важным кратко остановиться на его характеристике.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуникативная природа общения.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения, определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Телекоммуникационные проекты

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во время внеклассной работы, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлениями, требующими сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или происходящих в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.);
  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Организация и проведение телекоммуникационных проектов в школе

Для успешного перехода к реализации учебных телекоммуникационных проектов необходимо предусмотреть свободный доступ участников проектов к компьютеру в телекоммуникационном центре. Это даст возможность каждому из участников отправить свое послание по сети в любое удобное для него время. Практика показывает, что своевременность ответов партнерам - одна из составляющих успеха. В тех случаях, когда ответ затягивается во времени без соответствующего предупреждения, ребята теряют интерес к проекту. Вместе с тем, участники проекта должны иметь возможность спокойно обсудить и подготовить материалы, чтобы не портить впечатление партнеров сырыми, непродуманными ответами. Поэтому целесообразно составить четкий график доступа к компьютеру в телекоммуникационном центре для различных групп, если в школе несколько групп участвуют в телепроектах. Точно также по графику должна осуществляться работа в рамках телеконференций, а при необходимости и прямая связь с партнерами для обсуждения каких-то вопросов.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационная связь в принципе может и должна использоваться не только в учебных целях, но и в административных и просто в информационных как достаточно оперативная, надежная и дешевая. Именно поэтому также необходим четкий график доступа к компьютеру для всех заинтересованных сторон.

Если в школе предполагается вести работу с телекоммуникациями по двум направлениям сразу - проектном и информационном, - необходимо составить специальный план развития телекоммуникаций. В этом плане следует учесть интересы всех желающих использовать телекоммуникационные каналы связи. Помимо отдельных учителей и их учащихся это может быть администрация, библиотека (медиатека) со своими интересами. Конечно, охватить сразу всю школу и всех учителей не представляется возможным, если учесть, что технических ресурсов на первых порах будет явно недостаточно (это, как правило, один компьютер и модем на всю школу).

Работа над любым телекоммуникационным проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит учесть и четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Этапы выполнения проекта

Организационный: включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта: включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время: предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактов. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций, если, разумеется, речь не идет о специально организуемом научном эксперименте, где необходимо учитывать вариативные и инвариантные компоненты.

Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов: общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

Собственно работа над проектом: тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2-5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

Подведение итогов: на этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма.

При использовании телекоммуникаций в зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

  • интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;
  • межшкольные литературные журналы, газеты, пр.;
  • совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных, пр.

Наши зарубежные коллеги (д-р Рос Кип, Австралия, проф. Б. Робинсон, из Кембриджского университета, Великобритания) предлагают ряд идей для использования телекоммуникаций в школьном образовании:

  • совместное написание стихов, рассказов, пр.;
  • сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии;
  • статистическая работа;
  • изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий;
  • совместное решение разнообразных проблем;
  • совместная подготовка и издание газет, журналов;
  • разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты, и т. п.;
  • школьные стенные газеты;
  • совместное создание книги, в которой партнеры пишут каждую следующую главу;
  • использование одного пакета программ в классах двух стран с одинаковой методикой и последующим сравнением результатов работы;
  • совместные проекты в рамках естественно-научного цикла и общественных наук для проведения сравнительных исследований по двум странам.

Если наметились небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенных какой-то идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров. Советуем вам написать представительское письмо и затем терпеливо ждать ответа.

Представительское письмо

Для налаживания контактов между пользователями сети, для их знакомства друг с другом, в сети принято обмениваться представительскими письмами, в которых авторы рассказывают о себе, о своих увлечениях и профессиональных интересах. Цель таких писем - не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет ваше письмо, тем у вас больше шансов получить на него отклик.

По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

  • что из себя представляет ваша школа: ее специализация и наиболее интересные черты;
  • где находится ваша школа (республика, город, район), чем знаменито это место;
  • какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке, почему;
  • ваши личные и профессиональные интересы, хобби.

Также вы можете разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.

Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит вам партнера и вы станете участником какого-либо сетевого проекта или программы. Далее вы обменяетесь первыми приветственными письмами со школой-партнером. Дайте возможность найти друзей по переписке и своим учащимся, предложив им оформить аналогичные приветственные письма.

Когда вы получите ответное письмо-приветствие, тщательно спланируйте работу, поставив четкие задачи для каждого этапа работы и определив конкретные даты обмена письмами. Скорректируйте свои планы с партнерской школой. Дальнейшее же зависит от вашей фантазии и инициативы.

Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка будет вестись на английском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, вы можете столкнуться с такими проблемами, как: различие учебных программ отечественных и зарубежных школ, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам каникул.

Если же вы заинтересованы в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одними представительскими письмами вы не обойдетесь. Вам потребуется подготовить так называемый культурный пакет (термин, принятый в международной практике). Что это такое? Это ваши предложения партнеру в отношении выдвинутой вами идеи: в чем суть идеи, ее содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какие-то наработки, можно тоже включить их в ваш «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися: план-проспект, слайды, видео, пр.).

Культурный пакет

«Культурный пакет» - это сообщение, передаваемое по сети с целью найти партнера по переписке. Обычно включают не только текстовое приглашение к переписке с краткой информацией об отправителе, но и приложение, содержащее наиболее яркие материалы выполненных ранее проектов.

Такие «культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте, либо по местным средствам массовой информации (в местной печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты» могут быть отправлены и по телекоммуникациям, если вы располагаете современным программным обеспечением, например, средой мультимедиа (программой «Мозаика», гипертекстом, пр.).

Если вы получите встречные предложения, можно приступать к следующему этапу работы: назначить встречу ребят для обсуждения уже конкретных вопросов. На этой встрече необходимо договориться о конкретной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточнить методы совместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон.

Когда наметились исследовательские группы, найдены партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные очертания, можно обратиться к следующему организационному вопросу - знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.

Подготовка текстов для партнеров, их редакционная обработка проводятся непосредственно участниками проекта, желательно на отдельном компьютере, но, разумеется, совместимом с компьютером, с которого осуществляется связь.

Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов, следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором вы достаточно подробно расскажете ребятам о специфике подлинно научного поиска, о том, как и где можно искать информацию по данной теме в вашем регионе, как ее следует анализировать.

Возможно, в вашем регионе есть какой-то научный методический центр, творческое объединение, которые могут заинтересоваться работой ваших учащихся, подсказать им интересные вещи, может быть, даже дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе.

Надо обязательно показать учащимся, какие существуют способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Ребята должны научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных.

На этих же семинарах следует также целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой работе можно привлекать специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как устной, так и письменной (причем, эта работа может вестись в рамках уроков, не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр.

В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод как «мозговая атака».

«Мозговая атака»

Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или быстро решить проблему.

Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи.

Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и, после окончания связи, распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль. Вот когда пригодятся коммуникационные навыки всем участникам проекта, в первую очередь, лидеру.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если, на ваш взгляд, ребята принимают не те решения, вам не следует их «исправлять». Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Поэтому дайте им полную свободу ошибаться и самим находить и исправлять свои ошибки. Отобранные идеи с обоснованием группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

Приступая к переписке по электронной почте с другими школами, не забудьте про десять золотых правил общения школ в телекоммуникационных проектах, которые помогут вам и вашим учащимся избежать многих проблем.

Десять золотых правил

Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.

Когда вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь отправить свой ответ.

После приветственного письма пошлите школе-партнеру список участников проекта с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между учащимися.

Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2-3 человека.

Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. Однако следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменялись своими фотографиями.

Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о своих планах и работе.

Ответственным координаторам проекта стоит обменяться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.

Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.

Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.

Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.

Примеры описаний телекоммуникационных проектов

Проект «Солнце - источник жизни на Земле»

Цель проекта - создать школьную базу данных «Все о Солнце», включающую литературную, научную, техническую информацию о Солнце как источнике духовной, нравственной и физической энергии на планете. В литературную часть могут войти отдельные отрывки из произведений художественной литературы и собственные сочинения школьников, посвященные Солнцу.

В научную часть может войти фантастика и научная информация в форме рассказа, эссе, реферата, отдельной статьи.

В технической части дается описание действующих устройств, приборов, систем, работающих от солнечной энергии, или разрабатываются проекты возможных устройств для использования энергии светила. Возможны проекты устройств, защищающих от солнечного воздействия.

Здесь могут быть материалы с историческим содержанием, краткие описания, технические проекты, осмысление имеющихся устройств и фантастичекие проекты будущего.

Информационная часть должна содержать справочную информацию о Солнце как звезде, как центре солнечной системы (расстояния, размеры, современные исследования, учреждения, занимающиеся проблемами Солнца, солнечные затмения, их история, современные знания).

По результатам работы можно будет издать печатный вариант, провести заочную сетевую конференцию, организовать международную конференцию.


Самое обсуждаемое
Как мертвому припарка значение Как мертвому припарка значение
Что вы знаете про фразеологизмы? Что вы знаете про фразеологизмы?
Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта


top