Жанр - философская лирика. Основные типы сочинений по лирике Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Жанр - философская лирика. Основные типы сочинений по лирике Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни - вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.

Тема любви

Одной из важнейших человеческих ценностей А. С. Пушкин считал любовь. Поэтому эта тематика стала одной из самых главных в произведениях известного писателя и поэта. Лирический герой в стихотворениях А. С. Пушкина наслаждается любовью в любых ее проявлениях. Даже разлука и расставание оценивается как жизненный опыт, как момент счастья на пути человека.

Тема дружбы

Особое значение в жизни А. С. Пушкина имела дружба. Он ценил своих товарищей по лицею, уважал тех, кто воплощал его взгляды на жизнь. Лирический герой благодарит всех тех, кто повлиял на его мировоззрение. Дружба в творчестве А. С. Пушкина приобретает и настроение счастья, и настроение трагедии, так как многие из его друзей уже ушли из жизни.

Тема природы

Основные темы и мотивы лирики Пушкина раскрываются с помощью картин природы. Пейзажная лирика является не только желанием передать красоту окружающего мира, но и способом раскрытия внутреннего «я» лирического героя. Природа является неким олицетворением свободы и гармонии. Сливаясь воедино с природой, человек чувствует покой и вдохновение.

Тема Родины

Во многих произведениях А. С. Пушкина звучат идеи патриотизма. Писатель всегда думал о своей стране, о ее будущем, поэтому часто поднимал в своих стихотворениях актуальные и злободневные проблемы. Важной становится гражданская проблематика. Ради спасения Родины и ее улучшения лирический герой готов жертвовать самим собой.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в русской литературе во многом развивалась благодаря пушкинской традиции. Поэт был одним из первых, кто понял значение писателя в человеческом мире: именно он способен «глаголом жечь сердца людей». Поэт, по мнению А. С. Пушкина, обладает божественным началом, отличающим его от обычных людей.

Философские мотивы

Великий писатель и поэт XIX века во многих своих стихотворениях обращался к вечным проблемам. А. С. Пушкин размышлял о предназначении человека, о сущности бытия, о жизни и смерти, о добрых и злых началах. А. С. Пушкин к философской лирике обращался на протяжении всего своего творчества, эти мотивы соединялись со многими другими темами.

Обобщение

Продемонстрировать основные темы, звучащие в лирических произведениях А. С. Пушкина, поможет таблица с примерами наиболее известных стихотворений.

Данные стихотворения смогут кратко познакомить с особенностями обращения А. С. Пушкина к той или иной теме.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Основные мотивы лирики Пушкина», рассмотрит то, как темы любви, дружбы, природы, Родины, поэта и поэзии отразились в стихотворениях великого русского поэта.

Самые популярные материалы февраля для 9 класса.

Весь возможный спектр тем письменных работ по лирике можно свести к трем типам.

Тип темы.

Примеры формулировок темы сочинения

I.«Сквозная» тема.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Некрасова.

Образ родины в лирике поэтов серебряного века.

Тема любви в русской лирике XIX века.

Тема, мотивы, проблематика, образ лирического героя, художественное своеобразие и т. д.

Тема дружбы в лирике Пушкина.

Философские мотивы лирики Лермонтова.

Проблема народа в лирике Некрасова.

Своеобразие лирического героя Блока.

Русская природа в лирике Есенина.

III. Анализ одного лирического произведения.

Исследование текста

стихотворения в единстве содержания и формы в контексте творчества автора и русской поэзии в целом.

Идейно-художественное своеобразие стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…».

Стихотворение Блока «Незнакомка». (Восприятие. Истолкование. Оценка.)

Особенности раскрытия каждого типа.

Тип темы

Особенности раскрытия

Возможные ошибки и недочеты

I. Сквозная тема.

Необходимо иметь представление о литературном процессе в целом.

Основной тезис во вступлении должен быть сформулирован емко и точно.

Отбор материала, в том числе цитируемого, следует проводить особенно тщательно, опираясь на логику сопоставления, заданную темой и основным тезисом.

Вывод должен отличаться конкретностью, определенностью.

Неконкретная формулировка основного тезиса влечет за собой «рыхлую» композицию, отступление от темы.

Обилие цитат уводит от главной мысли.

Отсутствие вывода сводит на нет усилия автора по раскрытию темы.

II . По лирике одного автора.

Отправной точкой должно быть представление о мировоззрении автора, эволюции его творчества, понимание своеобразия его стиля.

«Размытость» представлений о своеобразии творчества автора приводит к обилию общих фраз, преобладанию эмоциональных оценок в ущерб анализу.

III. Анализ одного стихотворения.

Необходимо не только знание творчества автора в контексте литературного процесса, но и умение пользоваться литературоведческой терминологией, владение приемами литературоведческого анализа стихотворения как лирического произведения.

Непонимание родовой специфики лирики, образной природы художественного слова влечет за собой пересказ текста либо примитивный комментарий; отсутствие умения анализировать может выразиться в перечислении художественных особенностей в отрыве от идейного смысла.

III. Анализ одного стихотворения.

В комментарии к теме могут присутствовать слова: восприятие, истолкование, оценка. Рассмотрим их смысл в контексте темы.

Восприятие

Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете писать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало.

Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Истолкование

Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

Оценка

Оценка - это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка - это и точки зрения (оценки) других авторов и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

Анализ элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»

Одно из ярчайших произведений А.С. Пушкина - романтическая элегия «Погасло дневное светило». Она была написана в 1820 году, когда романтизм достиг своего расцвета. А.С. Пушкин, как и многие другие поэты, увлекся этим творческим методом. Но он не стал придерживаться типа популярного в то время «байронического героя» и значительно изменил этот образ. Проанализировав это произведение, мы увидим, чем же отличается романтический герой А.С. Пушкина от героя Дж. Байрона.

Элегия рассказывает о переживаниях и воспоминаниях лирического героя, путешествующего по морю («С волненьем и тоской туда стремлюся я, воспоминаньем упоенный»). Здесь поэт затрагивает проблему взаимоотношений человека и общества. Идея заключается в том, что разочарование в обществе ведёт к одиночеству (« я вас бежал, питомцы наслаждений, минутной младости минутные друзья»). Веселье общества противопоставляется одиночеству («и вы забыты мной, < ...> подруги тайные моей весны златыя»), радость - страданию («... легкокрылая мне изменила радость и сердце хладное страданью предала...»)

Стихотворение состоит из трех частей, разных по размеру и разделенных коротким рефреном: «Шуми, шуми послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Первая часть, всего из двух строчек, представляет собой пейзаж, то есть переносит читателя туда, где находится лирический герой. Десять строк следующей части посвящены описанию чувств лирического героя: «в очах родились слезы вновь». Далее он вспоминает свою первую любовь («пламенем страстей впервые чувства разгорались...»), людей, с которыми общался: « минутной младости минутных друзей», наперсниц, с которыми « без любви жертвовал собой». Это занимает двадцать две строки. Такое резкое увеличение размера каждой части подчеркивает нарастающее волнение, тревогу, все большее погружение в мир воспоминаний. Сначала лирический герой говорит просто о «прежних лет безумной любви», затем о «стране, где пламенем страстей впервые чувства разгорались», и наконец становится известно, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

Грустное, даже печальное настроение, волнение, душевные переживания ярко нарисованы благодаря множеству тропов, используемых автором в элегии: эпитетам («волшебные края», «томительный обман», «послушное ветрило», «по грозной прихоти обманчивых морей», «легкокрылая радость»), метафорам («родились слезы», «душа кипит», «пламенем страстей»), олицетворениями («мечта летает»). Встречаются перифразы: «питомцы наслаждений», «наперсницы порочных заблуждений», открывающие мысли лирического героя о своем круге общения, и риторические обращения: «шуми, шуми, послушное ветрило». Трижды повторяющийся рефрен напоминает медленное колебание волн океана. Многократное использование союзного слова «где» и повторы фраз «и вы забыты мной», «я вас бежал» создают впечатление постоянного возвращения к воспоминаниям, сильного волнения, когда человек забывает и снова произносит уже сказанные слова.

Главным средством выразительности является символ: «Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман». Отождествление с тьмой свойственно печальным событиям, и мы понимаем, что в жизни лирического героя произошло какое-то несчастье. «Угрюмый океан», скорее всего, символизирует человеческую душу, так как сходен с ней своей непредсказуемостью, глубиной. Волнующийся океан сравнивается с душой, полной отчаяния и страдания.

Обилие гласных придает речи сходство с колебанием морских вод. В некоторых строках встречается звукопись: «шуми, шуми, послушное ветрило» - повторяющийся звук [ш] воспроизводит шум ветра. В предложении «где легкокрылая мне изменила радость...» много сонорных звуков [л] и [р], благодаря чему чувствуется легкость и мелодичность речи человека, вспоминающего о пережитом когда-то счастье.

Лексический набор соответствует тревожной интонации элегии: «погасло», «волнуйся», «угрюмый», «с волненьем и тоской», «безумную любовь», «все, чем я страдал», «по грозной прихоти». Тема страдания звучит во всех этих словах. Слова высокой стилистической окраски усиливают мрачную торжественность картины: «младость», «хладное», «златыя» вместо «златой». Вольный ямб и строки неодинакового размера создают речь, максимально приближенную к живому языку. Свободный характер рифмовки (смежный, перекрестный и опоясывающий) в сочетании с чередованием женской и мужской рифмы обогащают интонацию.

Стремительность приходящих воспоминаний и тревога в сердце художника подчеркнуты обилием глаголов, придающих динамичность повествованию: «погасло», «пал», «шуми», «волнуйся», «лети». Глаголы встречаются почти в каждой строчке.

Элегия написана сложносочиненными предложениями, состоящими из коротких простых предложений, и сложносочиненными предложениями с однородными придаточными: «... страны, где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались, где рано в бурях отцвела моя потерянная радость...». Такое обилие предложений, осложненных обилием однородных членов, способствует нагнетанию настроения отчаяния и тревоги, характерному для романтизма.

Несмотря на то что эта элегия романтическое произведение, лирического героя никак нельзя назвать «байроническим». Он, как и герой Байрона, одинок, глубокая душевная рана заставила его разочароваться в обществе и покинуть родную страну: «лети, корабль, неси меня к пределам дальным <...>, но только не к брегам печальным туманной родины моей». Но в лирическом герое элегии А.С. Пушкина нет такого жестокого эгоизма, как в персонажах произведений Дж. Г. Байрона. Наоборот, он искренне сожалеет и о «минутных друзьях, и о подругах тайных», которых на самом деле не любил. Одиночество для него - мужественно переживаемая, личная трагедия, а не причина мстить всему миру. Эта гуманистичность стала отличительной чертой всего творчества А.С. Пушкина. Впоследствии гуманистический пафос стал ведущей особенностью всей русской литературы.

От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

Лирика дружбы

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

М.И. Цветаева «Роландов Рог».

Патриотическая и гражданская лирика

Н.А. Некрасов «Родина»

А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»

Философская лирика

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

И.А. Бунин «Вечер».

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Мотив

От франц. motif – букв. движение.

Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.

Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Лейтмотив

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.

Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».

Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.

Список литературы.

Роды литературы

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве Лирика Вне времени и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Основные признаки литературного направления Представители литературы
Классицизм - XVIII - начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм- последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм.Основные направления: Символизм Акмеизм Имажинизм Авангардизм. Футуризм
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)
Имажинизм - 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин

Жанры литературы



Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название Краткая характеристика Пример
Сказка Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
Былина Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
Песнь Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
Малые жанры фольклора
Загадка Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью "Висит сито, не руками свито" (паутина)
Пословица Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии "Семеро одного не ждут"
Поговорка Выражение, образно определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли "Легок на помине"
Скороговорка Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"
Частушка Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
Жанры древнерусской литературы
Название Краткая характеристика Пример художественного произведения
Житие Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью "Житие Александра Невского"
Хожение (хождение оба варианта верны) Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Поучение Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление "Поучение Владимира Мономаха"
Воинская повесть Повествование о военном походе "Сказание о Мамаевом побоище"
Летопись Историческое произведение, в котором повествование велось по годам "Повесть временных лет"
Слово Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона

Эпические жанры
Роман Определение Разновидности
Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Лиро-эпические жанры
Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России

Тематика лирических произведений

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)

Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)

Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.

(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)

Тема лирического произведения Краткая характеристика Пример
Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

Лирика (от греч. lyга -- музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ -- это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -- природы и общества -- могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,-- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич -- в Польше, Гюго -- во Франции, Байрон -- в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев -- в России).

Виды и тематика лирики

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

· философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

· гражданская («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Прощай, немытая Россия"» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия"» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского)

· пейзажная («Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» А. А. Фета, “Зеленая прическа”, «Белая береза» С. А. Есенина)

· любовная («Я Вас любил» А.А. Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова)

· политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье...» Ф.И.Тютчев) и пр.

Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

· Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

· Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

· Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина.

· Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

· Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.

· Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина.

· Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А.С. Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).


Самое обсуждаемое
Как мертвому припарка значение Как мертвому припарка значение
Что вы знаете про фразеологизмы? Что вы знаете про фразеологизмы?
Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта Холмы Древнего Рима: карта и история Римская империя 1 век нашей эры карта


top