Конспект на тему степени сравнения имен прилагательных. Урок «Степени сравнения имен прилагательных

Конспект на тему степени сравнения имен прилагательных. Урок «Степени сравнения имен прилагательных

«Степени сравнения имен прилагательных»

Дата проведения 17.11.2015

Класс 6

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

Задачи урока:

    Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи

    Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

Составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

Определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

познавательные

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.

    Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» - эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

    Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

    Постановка целей урока.

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

    Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

И _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

    «Ажурная пилка»

1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

    Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

«Лингвистический лабиринт»

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

    Сколько существует степеней сравнения?

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Качественные;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    ейш –

    ее, – е, – ше .

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    ше;

    ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее и т. д.

    Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

    Образование форм степеней сравнения прилагательных.

    Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

Я толстый…

Я хороший…

Я длинная…

    Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)

    По популярности

    По возрасту

    По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

    Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

    Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

    В Гималаях находится ………гора мира Эверест.

    Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.

    Гепард ……

    ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.

    Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

    Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.

    ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.

    У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.

    Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.

    Исправьте ошибки в предложениях

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Осенью в лесу красивее, чем зимой.

    Это самый большой салют, который я видел.

    Хвост более короткий.

    Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

    Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

Группа №1

    От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    мягче –

    лучше -

    тише -

    быстрее –

    Они на старте были в более лучшей ситуации.

    Нет ничего красивше своего родного края.

    Из двух зол выбирай более меньшее.

    Река Ульба узее Иртыша.

    В январе морозы были более злейшие.

    Заполните таблицу

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Острый

Быстрый

Строгий

Умный

Добрый

Группа №2

1.От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    тише –

    выше –

    глубочайший –

    хуже –

    Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Они хотели своим детям более лучшую жизнь.

2. Этот сыр твердее того.

3. Маркаколь - самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане.

4.Нет ничего хужее предательства друга.

5. У моего друга самая злейшая собака на свете.

    Заполните таблицу.

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Глупый

Медленный

Важный

Лёгкий

Тонкий

Взаимопроверка в парах по ключу

    Подведение итогов урока.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Чем был полезен для вас урок? Какой вывод в можете сделать по сегодняшнему уроку?

    Информация о домашнем задании. На выбор.

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

    Составьте запись для «Книги рекордов вашего класса», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ

    Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний лес», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.

    Рефлексия. Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии , красный - был безразличен , оранжевый - был увлечен , получил удовольствие от общения, желтый - был активным на уроке)

Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.

Использованные материалы:

    Галушко И.Г, учитель русского языка и литературы «Елгайская основная общеобразовательная школа» Презентация «Сравнительная степень имен прилагательных»

    Картинки о книге рекордов

    Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011

    Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.

    Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень

    Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт»,

    МОУ «Первомайская сош»

    Первомайского района Тамбовской области

    План

    урока русского языка в 6 классе

    «Степени сравнения

    имён прилагательных»

    Урок разработан по УМК: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория.

    Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2008;

    Разработала учитель русского языка и литературы

    Халяпина Л.Н.

    Первомайский

    План урока

    Степени сравнения имён прилагательных

    Цели урока:

          знакомство учащихся со степенями сравнения, способом их образования;

          выработка умения находить прилагательные в степени сравнения и определять их роль в предложении.

    Оборудование:

      проектор (запись выполненного домашнего упражнения для самопроверки);

      запись текста для лингвистического анализа;

      таблица «Сравнительная степень имени прилагательного».

    Ход урока

      Оргмомент

      Проверка домашнего задания (самопроверка по записи на проекторе упражнение 263.)

      Словарная работа.

    Усвоение написания слов с корнями – чет –, – счёт – (– счит –):

    расчёт, расчётливый;

    бессчётный, рассчитывать. Составить словосочетания с данными словами.

      Анализ текста

    Кот рассуждает о внешности. Я пушистый, умный, красивый зверь. 4 Но Пёс более пушистый, более умный, более красивый. Или пушистее, белее, умнее, красивее.

    А вдруг найдётся 6 среди нас, Котов, кто-нибудь 6 , кто будет самым умным, самым пушистым, самым красивым, иначе говоря, умнейшим, красивейшим, пушистейшим из нас.

      К какому стилю речи можно отнести данный текст?

      Какой тип речи употреблён?

      Найдите известные орфограммы, объясните указанные.

      Подберите антонимы к прилагательным, описывающим животных.

      Выполните грамматические задания.

      Какая новая форма прилагательного здесь встретилась?

      Изучение нового материала (§ 104)

      Составьте план параграфа

      Аналогичны ли планы изучения сравнительной и составной степеней сравнения?

      Послушайте историю В.Бурмако «Кто тяжелее?»

    Спорили существительные, кто из них больше по весу.

    Я, – сказало первое слово и село на весы с гирей в сто килограммов.

    Нет, я, – возразило второе и перевесило соперника.

    И всё-таки самый большой вес у меня, – заявило третье и приподняло сразу трёх соперников.

    Победителям были вручены награды степеней сравнения: за первое место медаль тяжелейшая, за второе – тяжелее, потому что степени сравнения прилагательных показывают, в каком предмете признак проявляется в большей степени и какой предмет по этому признаку превосходит остальные.

    Итак, для выражения особенности соперничать, сравниваться друг с другом у прилагательных существуют степени сравнения.

      Блиц-опрос по § 104

      Сколько существует степеней сравнения?

      Одна;

      Две;

      Три.

      Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

      Притяжательные;

      Качественные ;

      Относительные.

      Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

      – ейш –

      – айш –

      ее, – е, – ше.

      Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

      – ее –, – е;

      – ше;

      – ейш –, – айш –.

      Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

      Более, менее;

      Самый;

      Наиболее, наименее.

      Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

      Более;

      Менее;

      Самый, наиболее, наименее.

      Работа с таблицей «Образование сравнительной степени»

    Простая сравнительная степень

    Сложная сравнительная степень

    – е

    – ее (– ей)

    – ше

    более

    менее

    Широкий- шире

    Добрый- добрее, добрей

    Старый-старше

    Яркий – более яркий

    Тихий– менее тихий

      Закрепление изученного материала.

      Образовать степени сравнения группы слов:

    Огромный, гигантский, исполинский, колоссальный

    — Как называются слова данной группы? (Синонимы)

    2. Выполнить упражнение 263 (устно);

    3. 1 группа – упражнение 264; 2 группа – упражнение 265 *

      Подведение итогов урока.

    — С каким морфологическим признаком имени прилагательного мы познакомились?

    X. Домашнее задание.

    § 104, упражнение 268.

    Используемая литература

    1. Лидман – Орлова Г.К., А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика 6 класс. — М.: Дрофа, 2008;

    2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. – М.: «Интеллект – Центр», 2005

    3. Крамаренко Н.О. Русский язык. Поурочные планы по УК под редакцией В.В. Бабайцевой. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005

    4. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык. 6 кл. – М.: ВЛАДОС, 1995

    Урок русского языка в 6 классе.

    Тема: «Степени сравнения имен прилагательных».

    Цель: изучить степени сравнения имен прилагательных, научиться отличать степени сравнения прилагательных, формировать умение образовывать формы степеней сравнения имен прилагательных, дать понимание важной роли степеней сравнения прилагательных в русском языке, различать их в тексте; расширять словарный запас учащихся, способствовать дальнейшему формированию лингвистической и коммуникативной компетенции, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, орфографическая зоркость; воспитывать бережное отношение к слову, уважительное отношение к старшим и родителям.

    Тип урока: образовательно-воспитательный.

    ХОД УРОКА

    I .Организационный момент.

    Учитель: Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Давайте теперь улыбнемся друг другу,

    Улыбки подарим гостям.

    Тихо сядем, спинки прямо.

    Вижу: класс наш хоть куда.

    Мы начнем урок, друзья.

    Готовы книжки и тетрадки?

    А дневники у вас в порядке?

    Пора за дело приниматься.

    И надо очень постараться,

    Чтобы урок полезным был,

    Прибавил знаний вам и сил.

    Удачи всем.

    Пожалуйста, закройте глаза и повторяйте за мной:

    Я в школе на уроке.

    Я люблю учиться.

    Внимание мое растет.

    Память у меня крепкая.

    У меня все получится.

    Я начинаю учиться.

    Внимание на слова Л.Н.Толстого:

    «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памяти». Слайд №1.

    Это говорит о том, что вы сегодня сами будете добывать знания, а я лишь помогу вам.

    А другой А.Толстой: «Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Слайд №2.

    Давайте сотворим хороший урок, ведь приставка СО имеет значение «вместе».

    Наш урок мы сравним с лабиринтом, из которого надо найти выход.

    Что такое Лабиринт? Об этом слове расскажет (выступление учащегося).

    Лабиринт (слайд).

      Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений (первоначально в Древней Греции и Египте), большое здание со сложно расположенными переходами.

      Переносное значение – Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь. Лабиринт улиц, лабиринт мыслей.

    Древнегреческий герой Тезей выбрался из лабиринта. Ему помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить.

    Нашей путеводной нитью будут знания и умения. Нам придется преодолеть несколько препятствий, которые встретятся в лабиринте. Слайд №3,4,5.

    На выходе вас ожидают заслуженные вами оценки.

    Первое препятствие для вас подготовили (выступление учащихся).

    1 ученик: Я – часть речи интересная.

    Широко в миру известная.

    Опишу любой предмет.

    В этом равных со мной нет.

    Речь со мною выразительна.

    И точна, и удивительна.

    Чтоб красиво говорить,

    Мною нужно дорожить.

    Определяю я предметы

    Они со мной всегда приметны,

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам нужно знать, беречь.

    2 ученик: У существительных подчас

    Не жизнь, а просто скука.

    Ни цвета нет у них, без нас,

    Ни запаха, ни звука.

    Но если нас к ним приложить

    Им веселее станет жить.

    Учитель: Какая часть речи презентовала себя?

    (хором) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ! Слайд №6.

    Второе препятствие «Ты -мне, я –тебе».

    Учитель: Чтобы преодолеть это препятствие, нужно ответить на вопросы, проверяя знания о прилагательном.

    Вопросы:

    1. Имя прилагательное - это ….? Примеры.

    2. Может ли прилагательное существовать само по себе? (нет, оно приложено к имени существительному, которое объясняет предмет, помогает отличить один предмет от другого).

    3. Какой части речи подчиняется прилагательное? (только существительному и никакой др.), принимает РЧП своего «патрона»).

    4. Какова роль прилагательных в языке?

    а) прилагательные нужны, чтобы речь стала яркой, выразительно, красивой;

    б) прилагательные дают характеристику людям и животным;

    в) прилагательные помогают отличить один предмет от другого;

    г) прилагательные помогают точнее выразить свою мысль.

    Учитель: Прилагательные – художники, которые украшают нашу речь. Я предлагаю перейти к следующему испытанию, которое назовем

    «Прилагательные вокруг нас» Слайд №7

    И поработаем друг с другом, помогая один другому. Проведем небольшую исследовательскую работу. Время минимальное 1 минута.

    1 вариант - моря, реки, острова.

    2 вариант – супермаркет.

    (Итог работы через 1 мин. Пары по очереди читают свои прилагательные).

    Учитель: А давайте мы послушаем спор двух ваших одноклассников.

    М.: Зачем сравнивать предметы?

    Д.: Чтобы узнать, что лучше. Давай мы сравним.

    М.: У тебя волосы длиннее моих, глаза голубее, а на физкультуре ты более быстрая, чем я, и уроки готовишь старательнее. Видно, я совсем никудышный.

    Д.: Ну что ты, постой, а знаешь, ты уже выучил сегодняшний урок.

    М.: Не может быть, когда?

    Д.: ты только что привел примеры сравнительной степени прилагательных: длиннее, голубее, старательнее. А еще есть превосходная степень сравнения прилагательных.

    М.: Ах, вот откуда произошло название степени – от сравнения, а что такое превосходная степень?

    Д.: Я тебе помогу, только ты сам должен догадаться, что такое превосходная степень, ведь ты самый сообразительный, самый добрый и самый замечательный друг.

    Учитель: Вот так наши друзья подвели нас к новой теме урока.

    «Степени сравнения имен прилагательных» Слайд №8

    Запишите тему урока.

    Учитель:

    Признаки предметов свойственны предметам в большей или меньшей степени. Предмет по сравнению с другим предметом может быть лучше или хуже, больше или меньше.

    Сравнительная степень прилагательного означает признак предмета, который проявляется в сравнении его с таким же признаком другого предмета в большей или меньшей степени (пример: твой дом выше, чем мой; Девочка Лена красивее девочки Маши; Твоя сумка тяжелее, чем моя). Слайд №9

    Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная.

    Слайд №10

    Простая сравнительная степень образовывается с помощью суффиксов:

    Ее (-ей): умный – умнее, теплый – теплее, светлый – светлей, красивый – красивей, смелый – смелее.

    Е: короткий – короче, сладкий – слаще, большой – больше.

    Ше (же): молодой – младше, старый – старше, глубокий – глубже.

    Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень (пример: плохой – хуже, маленький - меньше).

    От прилагательных с суффиксом «-к-», имеющих краткую форму мужского рода на «-ок». Пример: громкий (громок) – громче; короткий (короток) – короче, низкий (низок) – ниже.

    Следует запомнить – имена прилагательные в форме простой сравнительной степени не имеют окончаний и не изменяются!

    Задание. Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

    Слайд №11

    1 ряд. Правда (светлый) солнца.

    Старый друг (лучший) новых двух.

    2 ряд Утро вечера (мудреный).

    Дождливое лето (плохое) осени.

    3 ряд Здоровье (дорогой) золота.

    Трусливый друг (опасный) врага.

    Составная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее от полной формы положительной степени прилагательного (Пример: умный – более умный, сильный – менее сильный, красивый – более красивый, хитрый – менее хитрый).

    Составная форма сравнительной степени прилагательных изменяется по родам, числам и падежам.

    Превосходная степень прилагательных означает самую высокую степень признака предмета по сравнению с тем же признаком у других предметов

    Превосходная степень прилагательных (как и сравнительная) бывает простая и составная.

    Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

    «-ейш-»: красивый – красивейший, умный – умнейший, сильный – сильнейший;

    «-айш-»: мягкий – мягчайший, великий – величайший, строгий – строжайший;

    «-ш-»: высокий – высший, низкий – низший.

    Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучший, плохой – худший.

    Составная превосходная степень образуется с помощью частиц самый, наиболее и наименее от полной формы положительной степени прилагательного - большой – самый большой, красивый наиболее красивый, умный – наименее умный.

    Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам.

    Следующее испытание – цифровой диктант. Слайд №13,14

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо)

    Закачалось дерево (покачаться из стороны в сторону)

    Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх, вниз)

    Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

    Работа с учебником. Упражнение №287(1). Один учащийся работает у доски.

    Учитель: Перед вами текст. Почитать, определить основную мысль, подобрать

    заголовок. Какой урок вы получили, читая текст?

    (текст на каждой парте, учитель читает вслух)

    Как к старикам наш мир жесток и скуп,

    Но все свое имеет отраженье...

    Отец на скатерть проливает суп,

    У сына и невестки - отвращенье.

    Он слеп и глух, так непонятна речь,

    Чтоб не сидеть с ним за обедом близко -

    Решили посадить его за печь,

    И пищу ставить в деревянной миске.

    Но вот однажды, их родной малыш,

    Принес в избу от дерева кусочек.

    А ну, скажи нам, Что ты мастеришь?

    Порадуй-ка родителей, сыночек!

    И мальчуган сказал такую речь,

    Что в ней сумела истина открыться:

    Состаритесь - Вас посажу за печь…

    Я мастерю из дерева корытце.

    Учитель: Молодцы. Вы успешно преодолели очередное препятствие лабиринта. Еще одно препятствие каждому из вас сейчас предстоит преодолеть, может быть, самое трудное, ведь мы подводим итоги урока, что узнали, чему научились, а что не запомнилось. Слайд №16

    Тест-опрос по вариантам.

    Время – 3 минуты. Вопросов – 5. За каждый правильный ответ – 2 балла.

    Вариант 1.

      Найти ошибки в употреблении простой сравнительной степени:

    а) Волга ширше Дона;

    б) Сыр калача белее;

    в) Простота хуже воровства.

      Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    а) наиболее, наименее;

    б) более, менее;

    в) самый.

      Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов

    а) ейш, айш;

    б) ее, е;

    в) ше.

      Прилагательное в простой сравнительной степени в предложении является

    а) дополнением;

    б) сказуемым;

    в) определением.

      От какого прилагательного не образуются степени сравнения:

    а) школьный;

    б) верный;

    в) честный.

    Вариант 2.

      Найти ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных:

    а) мягче;

    б) наиболее мягче;

    в) более мягкий.

      В каких словах правильно расставлено ударение:

    а) красИвее;

    б) свободнЕе;

    в) удобнЕе.

      Укажите суффиксы простой сравнительной степени

    а) ущ, ющ;

    б) ее, ей, ше, е;

    в) айш, ейш.

      Чем в предложении является прилагательное в форме простой сравнительной степени:

    а) определение;

    б) сказуемое;

    в) подлежащее.

      Составная превосходная степень образуется с помощью слов:

    а) более;

    б) самый;

    в) самый, наиболее, наименее.

    Взаимопроверка теста (учащиеся обмениваются вариантами и проверяют по трафарету, выставляют баллы, критерии записаны на доске).

    Домашнее задание Слайд №18

    П.49 Упр.282(1) + фонетический разбор слова.

    Подведение итогов урока.

    Учитель: Удалось ли нам сотворить хороший урок и достойно выйти из лабиринта, получив заслуженные оценки. Назовите, пожалуйста, количество баллов, которые каждый из вас получил за тест-опрос (учащиеся по списку называют баллы).

    Учитель: А теперь отметим самых активных участников.

    Благодарю всех за урок.

    Урок № 91 Русский язык в 6 классе

    ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных».

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    Познакомить учащихся с понятием «степени сравнения имен прилагательных». Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени;

    Развивать умение находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении;

    Воспитывать патриотические чувства

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, тетрадь для словарных работ, индивидуальные карточки, схемы – формулы.

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент.

    II . Устная синтаксическая пятиминутка.

    Яркие игрушки украшали елку, и от них в комнату будто лился веселый свет.

    Составьте схему предложения.

    Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», поставив их в начальной форме.

    Что обозначают данные прилагательные? Может ли что – то быть ярче игрушек?

    3. Запись с объяснением:

    Яркий – ярче – ярчайший;

    Веселый – веселей – веселее – самый веселый.

    III . Работа по теме урока.

    1. Запись на доске:

    Скажите, какое прилагательное - красивый или красивее показывает, что признак проявляется в большей степени?

    Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Пейзаж был красивее предыдущего. Если же нужно показать, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, то в таком случае используется превосходная степень имени прилагательного: Перед нами открылся красивейший пейзаж.

    2.Выполнение упр. 281.

    2. Составление схемы «Степени сравнения имен прилагательных»

    3. Работа с учебником. Чтение теории § 49 на стр. 116-119.

    Дополнить схему примерами простой и составной форм степеней сравнения.

    Записать в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения:

    4. Индивидуальные карточки:

    1). Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени.

    В детстве все было другим. (Яркий) было солнце (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.

    (По К. Паустовскому )

    2). Запишите текст, раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.

    Некоторые во..бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце слабо нагр..вает воздух своими луч..ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр..вает землю своими луч..ми, воздух нагр..вает(?)ся от з..мли точно так же, как от г..ряч..й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем(много) остынет. Поэтому на больш..й высоте всегда хол..дно.

    (Н. Носов )

    Динамическая пауза

    5. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной степени. Укажите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

    Красный, бурный, плохой, важный, ужасный, голый, дорогой, мокрый, краткий, золотой.

    Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.

    Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

    6. Запись в раздел словаря «Говори правильно»: красИвее, свобОднее, удОбнее, спокОйнее.

    Составить с данными словами предложения; определить роль прилагательных в сравнительной степени в придуманных предложениях.

    IV . Подведение итогов урока.

    Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?

    Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе...

    Составная форма сравнительной степени обычно образуется... .

    V . Сообщение домашнего задания.

    Выполнить упр. 283, 284.

    VI . Выставление оценок за урок.

    Открытый урок по теме: Степени сравнения прилагательных Разработала Преподаватель иностранного языка Потехина Е.В. Цели урока: познакомить учащихся с образованием степеней сравнения прилагательных, научить использованию степеней сравнения прилагательных в речи и письме, развивать прием логического мышления – сравнение. Ход урока Организационный момент Good morning, students. I’m glad to see you. How are you? Who is absent today? And who is on duty today? OK. Let’s start our lesson. Today we’ll talk about adjectives. Речевая разминка All children like to play. Let’s play the game “An Interpreter”. Translate into English the opposites. (Грязный – чистый, толстый – худой, большой – маленький, высокий – низкий, красивый – безобразный, молодой – старый, старый – новый, неаккуратный – аккуратный, жаркий – теплый – холодный, свободный – занятый, высокий – низкий и т.д.) I want to ask one question:

    What adjectives do you know? Today our theme is “The degree of comparison of adjectives”. Начнем мы со сравнительной степени прилагательных. Односложные, двусложные прилагательные. Сравнительная степень – это качество одного предмета сравнивается с другим. Имена прилагательные в английском языке имеют три степени сравнения:    положительную (the Positive Degree), сравнительную (the Comparative Degree) превосходную (the Superlative Degree). Степени сравнения односложных прилагательных образуются путем прибавления суффиксов к прилагательным в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется суффикс ­еr, в превосходной степени ­суффикс ­est. Listen, read and learn: Warm – warmer – the warmest Cold – colder – the coldest Clean – cleaner – the cleanest Kind – kinder – the kindest Tall – taller – the tallest При образовании степеней сравнения посредством суффиксов ­er и ­est соблюдаются следующие правила орфографии: В написании удваивается конечная согласная буква, если односложное прилагательное оканчивается на одну согласную с предшествующим кратким гласным звуком: hot– hotter– the hottest big – bigger – the biggest

    fat – fatter– the fattest Если прилагательное оканчивается на ­у с предшествующей согласной, то в сравнительной и превосходной степени у переходит в i. Если перед у стоит гласная, то у остается без изменения. Конечная гласная е (немое е) опускается перед фиксами ­еr, ­est: large – larger – the largest white – whiter – the whitest nice – nicer ­the nicest wide – wider – the widest late – later – the latest Многосложные прилагательные образуют степени сравнения путём прибавления специальных слов к прилагательному в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется слово more, в превосходной степени слово most. Слова­исключения: Good – better – the best Bad – worse – the worst Many/much – more – the most Little – less – the least Активизация употребления степеней сравнения прилагательных. Open your copybooks and make the comparative of adjectives. Translate them. The first task is to write down three degrees of comparison of adjectives: Noisy, nice, wide, green, deep, old, hot, fat, windy, merry.

    The second task is compare the animals. Use the words: useful, clever, big, strong, beautiful, funny. Ex: An elephant is bigger than a lion. Let’s do the test Choose the right letter. I. 1.Who is the cleverest animal? a) dolphin; c) hen; b) monkey; d) penguin. 2) Who is the biggest animal on the land? a) camel; c) giraffe; b) elephant; d) cow. 3) Who is the fastest animal on the land? a) tiger; c) leopard; b) eagle; d) horse. II. Choose the right answer: Africa 30,300,000 sq km North America 24,247,000 sq km South America 18,280,000 sq km Antarctica 13,975,500 sq km Asia 43,400,200 sq km Europe 10,354,600 sq km Oceania 1,260,000 sq km 1.a) Europe is the largest continent. b) Asia is the largest continent. 2.a) Africa is bigger than Oceania. b) Antarctica is bigger than Oceania. 3. a) North America is smaller than Europe. b) Oceania is smaller South America.

    4. a) South America is as big as Antarctica. b) Europe is as big as Africa. 5.a) Africa is the smallest continent. b) Oceania is the smallest continent. Итог урока Our lesson is over. The bell has gone. You have worked well. I think that you will remember the rules of comparison of adjectives and you will use them perfectly.



top