Кто сказал «кто не с нами, тот против нас»? Кто не с нами, тот против нас библия Кто с ним не собирает тот расточает.

Кто сказал «кто не с нами, тот против нас»? Кто не с нами, тот против нас библия Кто с ним не собирает тот расточает.

Мк. 9:40 «Ибо кто не против вас, тот за вас» не противоречит ли Мф. 12:30 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»?

Упомянутые вами тексты «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40) и «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30), конечно, не противоречат друг другу. Они говорят о разных, хотя и связанных вещах.

В Евангелии от Матфея Господь говорит человеку о его отношениях с Ним Самим. Главное, что Он хочет донести до слушателей (и читателей) - что невозможно оставаться нейтральным по отношению к Богу. Воля Божия о спасении мира состояла в том, чтобы Христос был явлен всем нам, и отношение к Нему становится кардинальным выбором человеческой жизни. Во Второзаконии есть замечательные слова: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор 30:19). Так вот наше отношение к Иисусу Христу - это и есть выбор между жизнью и смертью. Понятно, что если человек не избирает жизнь и не живет, то он избирает смерть - третьего, как говорится, не дано. Но это - отношения между Богом и человеком.

Наставляя же апостолов, Господь Иисус говорит об отношениях между людьми. Основной призыв Нового завета здесь - всегда искать мира, насколько это вообще возможно. Господь в Нагорной проповеди говорит : мирись с соперником твоим, пока вы еще на пути к судье. Апостол Павел пишет в одном из посланий: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви… не будьте побеждаемы злом, но побеждайте зло добром». Говоря апостолам «кто не против вас, тот за вас», Господь говорит о том, что если по отношению к нам другой человек не прямо враждебен, то и для нас он никак не может быть противником. На самом деле радикально новая заповедь Христа говорит о любви и к врагам - тем более не может ученик Христа допускать враждебности и разделения по собственной инициативе. Христос не раз предупреждал учеников, что их вера станет причиной враждебности людей против них: «наступает время, когда всякий, убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу…». Но ученики не должны отвечать тем же.

В практической жизни это означает, что если ты не питаешься от единственного Источника жизни - Христа, то ты вообще ни от чего не питаешься, потому что другого источника жизни просто нет. Одновременно, если с кем-то из людей есть возможность не поступаясь общением со Христом строить «человеческие», доброжелательные отношения - то ученику нельзя ею пренебрегать. А того, кто «против вас» Господь призывает тоже любить: молиться за него и по возможности делать добро и ему.

Одна из самых известных крылатых фраз, которая избежала превращения в цитату и стала буквально лозунгом, на самом деле имеет древнюю историю. На митингах и во всевозможных риторических диспутах можно услышать пламенное воззвание: «Кто не с нами, тот против нас!», и мы настолько привыкли слышать эту фразу, что расцениваем её буквально как народное творчество. Однако она не имеет ничего общего с пословицами и поговорками. История этого выражения более почтенна и в каком-то смысле изысканна.

Библейское происхождение фразы

Людей, обладающих пытливым умом, может заинтересовать, кто сказал эту фразу и почему она так широко разошлась в мире. Смысловые аналоги данного выражения есть во многих языках, поэтому можно говорить о мировой популярности. Изначально это высказывание звучало по-другому, и хотя до нас дошли оба варианта - и базовый и интерпретированный, - больше используется именно этот: «Кто не с нами, тот против нас». Автор же имел в виду только себя лично, не распространяя значение сказанного на некое сообщество.

Прочитать первоначальный вариант можно в Евангелии от Матфея, глава 12, стих 30. Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Значит ли это, что он имел в виду, что все люди, моментально не уверовавшие, являются его врагами?

Пояснения от автора крылатой фразы

Конечно, невозможно взять интервью у Иисуса и уточнить, что именно он имел в виду. Обычно фразу «кто не с нами, тот против нас» употребляют в значении «отсидеться в стороне не получится, нейтралитета не существует, вы думаете, что нейтральны, но вы уже наши враги». если внимательно изучить ту библейскую историю, к которой и относится произнесённая Иисусом фраза, можно обнаружить также его слова, обращённые к ученикам: «Не запрещайте ему, кто не против вас, тот за вас». Как можно истолковать эту двойственность, ведь кажется, будто автор выражения явно противоречит сам себе?

Возможно, Иисус имел в виду строгую конкретику и действительно полагал, что отношение к богу и отношение к его ученикам - это разные вещи, а к богу ведёт множество дорог. Следовательно, изначально смысл выражения был не таким радикальным, как после более современной интерпретации.

Использование Библии в пропагандистской риторике

Почему эта фраза имеет такое влияние, ведь не зря многие радикальные течения с такой охотой цитируют фразу «кто не с нами, тот против нас»? Библия по умолчанию считается авторитетным источником истин, так исторически сложилось европейское мышление. Непререкаемый авторитет, к которому в своей речи обращается оратор, придаёт вес его аргументам.

После триумфального шествия христианства по Европе Библия использовалась в качестве источника оправданий практически чего угодно. Вера на самом деле является мощным оружием, и было очень сложно найти людей, которые осмелились бы спорить со словами из книги, вдохновлённой самим Богом. Однако это не значит, что оратор сам должен быть верующим.

Владимир Ленин или Макс Штирнер?

Чаще всего это выражение приписывают Владимиру Ульянову, больше известному как Ленин — идеологическому лидеру Октябрьской революции, произошедшей в Российской империи в начале прошлого века. Адресатом была партия социал-демократов, которые не поддерживали идею о революционном захвате власти. Не удивительно, что фразу цитировали и буквально зубрили наизусть. Почему же фраза «кто не с нами, тот против нас» на латыни звучит гораздо внушительнее? Qui non est nobiscum, adversus nos est...

Возможно, Ленин немало времени посвятил изучению работ философа и анархиста Макса Штирнера. Именно ему приписывают авторство данной интерпретации библейского отрывка. Остаётся выяснить, кто сказал это первым, но тут всё очень просто: Штирнер скончался в 1856 году, а Ленин родился только в 1870-м.

Стихийное распространение выражения

Хлёсткая и ёмкая фраза, чётко расставляющая акценты и вынуждающая слушателей принять «правильную» сторону. Пожалуй, этого было достаточно, чтобы превратить выражение «кто не с нами, тот против нас» в настоящий лозунг большевиков. Лозунги хорошо приживались на благодатной почве массовой неграмотности пролетариата, а вот о библейском происхождении выражения ораторы предпочитали не распространяться. Хотя, скорее всего, они просто не знали Библию в таких подробностях, чтобы проводить какие-то параллели.

Соблазн использовать удачное выражение, подкреплённое богатой историей, время от времени просыпается у разных ораторов, однако оно звучит достаточно радикально. Неудивительно, что в наши дни фраза расценивается как агрессивная и непримиримая.

Уместность применения фразы с разной эмоциональной окраской

Как выглядит человек, который в пылу прочувствованной речи бросает фразу «кто не с нами, тот против нас»? Сейчас этим выражением можно всего лишь безнадёжно испортить впечатление, и вместо союзников, которых рассчитывает получить политический деятель таким манером, он получит шквал критики.

Современное европейское общество старается придерживаться политики толерантности, предоставляя людям довольно широкий спектр прав и свобод. Так что такое резкое противопоставление однозначного Добра непререкаемому Злу вызывает в лучшем случае саркастическую реакцию. Тем не менее приходится признать, что радикальные высказывания находят своих поклонников, и тогда политическая ситуация начинает накаляться.

Нередко в разговоре эта фраза упоминается с отчётливыми издевательскими интонациями - когда кто-то начинает слишком пламенно отстаивать свою правоту, противопоставляя разные группы людей и высказывая оценочные суждения. Действительно, едва слишком разгорячившийся оратор понимает, что перегибает палку и становится похож на Ленина, вещающего с броневика о необходимости мировой революции, как напряжение спадает. относится только к адекватным людям, способным верно оценить настроения аудитории и скорректировать направление высказываний.

Сейчас речь, украшенную такими радикальными лозунгами, вряд ли воспримут всерьёз, поэтому спичрайтеры стараются составлять сбалансированные тексты, в которых не допускаются ошибочные или двойственные толкования и (по возможности) отсутствует радикальная риторика и категоричные воззвания.

«Кто не собирает со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Надо понять эти слова Христовы, ибо велико значение их. Надо, чтобы все мы были со Христом, чтобы все собирали вместе с Ним и не расточали.

Что значит быть со Христом? Быть со Христом значит быть едино с Ним, быть другом Его, быть близким Ему, это значит стяжать ум Христов, это значит хотеть и стремиться только к тому, что велел Господь Иисус Христос.

Надо, чтобы все помышления, все желания наши направлялись к тому, чему учит Господь, надо, чтобы все наши помыслы сосредоточились не на земном, а на жизни вечной, надо, чтобы все действия наши соответствовали тому, что говорит Господь Иисус Христос в Своих святых заповедях.

Надо, чтобы всё душевное устроение наше было таким, как желает Господь. А об этом душевном устроении говорит Господь в Своих девяти заповедях блаженства. Надо, чтобы были мы смиренными, нищими духом, плачущими, чтобы были кроткими, алчущими и жаждущими правды, были милостивыми, чистыми сердцем, чтобы были миротворцами, были гонимы за имя Христово, если выпадет на долю нашу это счастье, были бы всегда готовы без всякого смущения, даже с радостью принять все поношения, все хуления, все издевательства за имя Его.

Если таково устроение ума нашего, воли нашей, всего разумения нашего, если всё это будем накапливать в сердце нашем, сможем мы тогда сказать, что мы с Ним, со Христом, тогда будем мы собирать вместе с Ним и не будем расточать.

А что значит собирать, что значит расточать? Собирать вместе с Ним - значит собирать то, что угодно Ему. Если мы будем все блага жизни, доступное нам богатство собирать для себя - чтобы тратить на себя и семью свою, чтобы жить хорошо и пышно и составить наследство детям своим; если так будем жить, - то это будет расточение.

Ибо тот, кто не в Бога богатеет, кто не с Богом собирает, тот только расточает и на Страшном Суде, в вечной жизни окажется нищим, ничего не имеющим, всё расточившим и ничего не собравшим для Христа.

Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых предстоит Господь Иисус Христос, прося нашего милосердия, ибо когда оказываем милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуждой, оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него, откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую. Вот что значит собирать со Христом.

Я до сих пор говорил о благах материальных, но есть люди, которые заняты всю жизнь собиранием не этих благ, которые всю жизнь собирают знания, заняты исканием научной истины. О них что скажем, собирают ли они со Христом?

Нет, занимаются они своим делом совсем без Христа, не призывая Его святого имени на помощь в деле своем, ибо такие люди не веруют в Него, упование возлагают на собственную мудрость свою, на силы свои, на свою волю. Думают найти истину без Христа. Они много работают, чрезвычайно много собирают знаний, но собирают не со Христом, а Господь сказал: кто не с Ним собирает - расточает.

Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом - тот против Него. Страшные слова: «Быть против Христа - быть врагом Его». А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых?

Есть только два пути: один направо, другой - налево. Направо путь указанный Господом, путь налево - путь, отводящий от Него. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и если не идем направо за Ним, по пути, который Он нам указал, - следовательно, отходим от Него. Противоположен Христу Антихрист. Идя налево - идем за Антихристом. Среднего пути нет. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним.

Надо собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость - основное свойство диавола. Кто не идет за Христом, неизбежно, хотя люди этого не понимают, идет за диаволом.

Этого убойтесь, убойтесь того, чтобы не стать врагом Христовым, убойтесь того, чтобы не расточать духовные сокровища, собрать которые да поможет вам Господь наш Иисус Христос, Ему же Слава и Держава, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом.

Сборник проповедей «Спешите идти за Христом»

    И кто не собирает со Мной, тот расточает Матф. 12, 30. Лук. 11, 23 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Фраза была популярна в первые годы советской власти и обычно ассоциируется с агрессивной революционной пропагандой. Но ее первоисточник Библия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто … Словарь крылатых слов и выражений

    Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Антихрист (значения). Антихрист и дьявол (фреска … Википедия

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (6 августа 2012) … Википедия

    Непростительный грех (часто непрощаемый грех, вечный грех) хула на Святого Духа, одна из концепций греха в христианской теологии. Совершив такой грех невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом. Происхождение понятия восходит к ответу… … Википедия

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 30 - 37

30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

(Мф. 12, 30-37)

Книжники и фарисеи пользуются своим положением в народе, тем, что люди их слушают, они привыкли учит и рассуждать. Историки говорят, что речь еврейских раввинов была особенной: витиеватой, хитросплетенной. Раввины много рассуждали на разные темы, и это вошло в привычку разглагольствовать по поводу и без повода. Говоря о самых важных вещах, о деле спасения людей, о Боге, они забалтывают людей какими-то словами. Они даже начали обвинять Христа в том, что Он бесноватый и заодно с дьяволом, а бесы Его слушаются и исходят, потому что у них есть какая-то договоренность. До чего нужно дойти, чтобы начать так рассуждать? Что было у этих людей внутри? Это ведь не просто осуждение, а хула. Ладно, если вы не верите и придерживаетесь своего мнения, но из зависти им не хотелось, чтобы люди слушали Христа. Была здесь и борьба за электорат: партия фарисеев, саддукеев, книжников не терпит, что кто-то может уйти слушать Иисуса из Назарета, и очерняет Его всеми правдами и неправдами.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Это очень важные слова. Святые отцы считают, что речь идет о дьяволе. Люди говорят Христу: «Ты с сатаной одно, заодно с Вельзевулом». Господь отвечает: «Дьявол губит людей, рассеивает и расточает, для него важно, чтобы люди ненавидели друг друга и воевали между собой. Посмотрите, что делаю Я: соединяю и объединяю людей, учу их любви и согласию, Сам являю пример всего этого». Как после этого можно говорить, что Иисус и Вельзевул вместе?

С другой стороны, эти слова касаются каждого из нас. Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу.

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Бывает, люди спрашивают, какой грех смертный, а какой нет. Можно сказать одно: смертным может быть любой грех, в котором человек не желает каяться. Например, человек отравился таким ядом, который, если срочно не вывести его из организма, приведет к смертельному исходу. А человек говорит: «Нет, ничего не было, не пил я ваших капель и таблеток!» Вот так уперся на своем, весь позеленел, почернел и умер. Так и любой грех может стать смертным, и одновременно любой врачуется покаянием, только бы оно было.

Почему Господь говорит, что «хула на Духа не простится человекам» ? Хула на Духа –противление Богу, это и есть нераскаяние. Ведь покаяние возникает в человеке, когда он понимает: «Господи, я Тебя оскорбил, живу не так, противно Твоему закону и Твоей воле. Я желаю перемен и хочу измениться. Прости меня, Господи!» А если я не желаю каяться, значит я против Бога – и это и есть хула на Духа. Это не хульный помысел, который пришел в голову, но ты от него отказался: «Я так не желаю думать!» Все это пришло и ушло – так бесы любят издеваться над людьми. Хула на Духа есть противление Богу, Его воле, нежелание следовать ей.

«Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Иисус Христос одновременно является и Богом, и Человеком. Порой люди, видя во Христе обычную человеческую немощь, не могли понять, как этот обычный человек может быть Богом, соблазнялись Его человечеством. Но Господь говорит, что это простится человеку, который все-таки осознает Божество во Христе и покается. Когда же человек понимает, что пред ним Бог, четко видит, что совершается дело Божие, и при этом хулит Его, как фарисеи которые, видя дело Божие, говорили, что это делает не Бог, а сатана, тогда это хула на Бога. И если человек так делает, какое тут покаяние - это свидетельство о том, что он выступает против Бога и в сердце своем, и вообще в жизни.

«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Здесь Господь воспитывает книжников и фарисеев: «Хватит уже витийствовать, лукавить, лицемерить, пусть “слово ваше будет: да, да; нет, нет” , живите в правде, научитесь ходить в истине, разберитесь, что хорошо, а что плохо. Сколько можно говорить: “Это может быть так, а это эдак”. Вы сами себя запутали и сделали помраченными, и других людей путаете. Ведь все понятно: если у дерева хорошие плоды, то и дерево хорошее, если у какого-то дела добрые плоды, то и дело доброе. Если Я изгоняю бесов и исцеляю людей, то признайте Мое дело добрым и хорошим. Почему вы пытаетесь найти какое-то зло и смущаете этим людей?»

Дальше Господь говорит: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, когда вы злы? У Вас сердце исполнено лукавством, потому что от избытка сердца говорят уста. Вы убеждаете людей в том, что вы праведники, но что показываете сейчас на самом деле? Вы лжете, клевещете, богохульствуете, соответственно, посмотрите, что у вас внутри. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Ваше внутреннее сокровище злое – вы и говорите зло».

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Это, конечно, уже касается всех нас.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Анна Солодникова


Самое обсуждаемое
Чем отличается шовинизм от национализма? Чем отличается шовинизм от национализма?
Что такое мифология определение кратко Что такое мифология определение кратко
Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия


top