Менделеев василий дмитриевич. Василий Менделеев: биография, достижения Изобретение пневматической подвески

Менделеев василий дмитриевич. Василий Менделеев: биография, достижения Изобретение пневматической подвески

Василий Дмитриевич Менделеев (1886, Санкт-Петербург - 1922, Екатеринодар) - русский инженер, изобретатель и создатель проекта первого российского танка под названием «Бронеход».

Биография

В 1903-1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища. В 1908-1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919-1922 годах - инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре.

Умер от брюшного тифа в 1922 году.

Семья

  • Отец: Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907) - учёный-энциклопедист и общественный деятель.
  • Мать: Попова, Анна Ивановна (1860-1942) - дочь донского казака из Урюпинска.
  • Сестра: Любовь (1881-1939)- жена русского поэта Александра Блока.
  • Сестра-близнец Василия: Мария (1886-1952) - видный русский и советский кинолог, эксперт, любитель и заводчик английских сеттеров.
  • Брат: Иван (1883-1936) - русский философ, метролог.

Мы уже писали о том, что великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев занимался не только химией, но и, например, . Его сын, Василий Менделеев, тоже внёс свой вклад в науку. Представляем вам статью из журнала "Техника-Молодёжи" за сентябрь 1949 года, где рассказывается про проект тяжёлого танка, который разработал Василий Менделеев.

Мы уже знакомили читателей с первыми русскими танками.
Сейчас мы публикуем новые данные о конструировании тяжелых танков.
Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика - Василием Дмитриевичем Менделеевым.
Проект боевой машины Менделеева-это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.
Проект Менделеева отличается большим количеством чрезвычайно смелых конструктивных решений, которые нашли применение в танковой технике иностранных армий несравнимо позже.
Так, опускание при стрельбе корпуса танка на грунт было применено в немецких самоходных артустановках только в 1942 году. Применение сжатого воздуха для поднятия корпуса и для создания пневматической подвески катков лишь в первые годы второй мировой войны было использовано английскими конструкторами на авиадесантных танках.
Менделеев предусмотрел также возможность переброски своих танков самоходом по железной дороге; его танк мог быть поставлен на железнодорожные скаты.
Четыре поста управления обеспечивали живучесть боевой машины даже в случае гибели части ее команды.

1 - бронированный корпус, 2 - подъемная пулеметная бронебашня, 3 - 120-миллиметровое орудие, 4 - гусеничные движители, 5 - двигатель внутреннего сгорания, 6 - передача с двигателя на гусеницы, 7 - баллоны со сжатым воздухом, 8- катки на пневматической подвеске, 9 - боекомплект для пушки, 10 - баки с горючим, 11 - аккумуляторная батарея, 12 - радиаторы охлаждения двигателя.

Технический комитет главного военно-технического управления царской армии, куда был передан проект, утопил в бюрократической волоките талантливое изобретение Менделеева. Проект этот так и не был осуществлен.
Но бюрократам из военного министерства не удалось похоронить идею танка.
Раньше англичан и французов, в августе 1914 года, на машиностроительном заводе в Риге было завершено создание первого в мире действующего танка. Это был танк-амфибия А. Пороховщикова, о котором мы уже писали в нашем журнале.

Разработчик: В.Д.Меделеев

Начало работы над проектом: 1911

Изготовление опытного экземпляра : не изготавливался

Судьба проекта: проект не был реализован, ввиду начавшейся войны и последующего октябрьского переворота

Рис.6 Василий Дмитриевич Менделеев

Инженер-кораблестроитель Василий Дмитриевич Менделеев (1886-1922), сын русского учёного химика Д.И.Менделеева, создаёт проект принципиально новой для того времени боевой машины на гусеничном ходу. Работу над ним он начал ещё в 1911 (!) году.

В период с 1911 по 1915 годы в свободное от основной работы на судостроительном заводе время В.Д.Менделеев разрабатывал проект принципиально новой боевой машины. В первом варианте на 170 тонную машину планировалось установить 120 мм пушку (размещалась в передней части бронированного корпуса) и пулемёт (для него была предназначена вращающаяся башня, размещаемая сверху). Боекомплект для орудия насчитывал 51 выстрел. А толщина брони колебалась от 150 мм в носовой части до 100 мм в корме и по бортам. Ожидалось, что максимальная скорость, с которой сможет передвигаться данный агрегат, составит 24 км/час. Экипаж - 8 человек.

При разработке этой боевой машины Менделеев младший использовал новейшие разработки отечественного военного кораблестроения, что позволило создать по-настоящему уникальную конструкцию, не имевшую аналогов в мире по многим конструктивным решениям.

24 августа 1916 года, ещё ДО того, как на полях сражений 1 Мировой появились первые танки, В.Д.Менделеев высылает в адрес Военного министерства комплект документов по новой машине, сопроводив их запиской следующего содержания: «Представляю при сем эскизный проект Бронированного автомобиля моей системы… Если он заслуживает внимания, то покорнейше прошу указать то учреждение Военного Министерства, в которое мне следует упомянутый эскизный проект представить на рассмотрение».

Рис. 7 «Бронированный автомобиль» Менделеева на поле боя. Модель-копия

В отличие от проектов «сухопутных броненосцев», «бомбардирных самобеглых колясок», «штурмовых вагонов» и т.п., в изобилии поступавших в то время в адрес ГВТУ, эскизный проект, предоставленный им, был тщательно проработан и оформлен по всем правилам. Описание его «Бронехода» подразделялось на главы. Тут были: таблицы весов, спецификация, внутреннее размещение экипажа, расчёт транспортировки по ж/д, расчёт опорной поверхности и т.п.

Менделеев предложил «корабельный» вариант сборки. Каркас набирался из шпангоутов и стрингеров, на которые крепились цельнокатаные броневые листы. Причём бронирование было рассчитано таким образом, что должно было защищать экипаж от попадания шестидюймовых (152 мм) бронебойных снарядов. Основным оружием «Бронехода» была120 мм пушка Канэ, закреплённая на тумбовой установке. Вертикальное наведение обеспечивалось механизмом самой пушки, горизонтальное – поворотом корпуса машины. Боеприпасы подавались по подвесному монорельсу, на котором крепились роликовые подающие тележки. Боекомплект «Бронехода» насчитывал 51 выстрел, из которых один находился в казённике пушки, четыре на тележках, остальные – в «крюйт-камере» (сказывается флотская закалка инженера). В центральной части корпуса устанавливалась башня кругового вращения с пулемётом «Максим». В качестве двигателя В.Д.Менделеев предлагал 250-сильный автомобильный двигатель с водяным охлаждением, запускавшийся от сжатого воздуха.

Выше приведены чертежи, сделанные с оригинальных документов, разработанных конструктором Менделеевым В.Д, инженером Р.Казачковым.

Топливные баки находились под днищем задней части корпуса, т.е. были вынесены из заброневого пространства, что значительно повышало живучесть машины. «Бронеход» имел четырёхскоростную коробку передач и поворотный механизм дифференциального типа.

Рис. 8 «Бронированный автомобиль» Менделеева в разрезе

Гусеницы, в своей верхней части, прикрывались корпусом. Опорные катки обладали автономной пневматической подвеской и были сбалансированы по борту. Её конструкция позволяла ей работать как блокированной при медленных колебаниях и как индивидуальная - при быстрых колебаниях корпуса. При этом динамический ход каждого амортизатора составлял1500 мм, что позволяло машине сохранять продольную и поперечную устойчивость при движении по сложно-пересечённой местности.

Подобная конструкция давала возможность танку двигаться с полуопущенным корпусом, а в случае необходимости, полностью ложиться на грунт. Аналогичная подвеска в настоящее время используется на последних моделях российских БМД. Эта техническая находка решала одновременно двуединую задачу: позволяла защищать наиболее уязвимую часть конструкции (ходовую) и разгрузить последнюю от высоких нагрузок, возникающих в процессе стрельбы.

Для стрельбы машина ложилась на грунт днищем корпуса. Аналогичную конструкцию немцы смогли реализовать только через четверть века, в 1942 году в конструкции германской 600-мм самоходной мортиры «Тор». Несколько позднее этот вопрос технически смогли частично решить в конструкциях британских танков для авиадесантирования: «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх». Гусеницы имели регулируемое натяжение… Чем не САУ образца сороковых?

Для решения вопроса переброски данного танка на большие расстояния конструктивно была предусмотрена возможность установки его на железнодорожные траки и последующая его буксировки паровозом или перемещение последнего своим ходом (частично к этой идее советские конструкторы возвращались при разработке вариантов танка БТ-5).

С целью облегчения управления танком в конструкцию были заложены сервоприводы на пневматике, работавшие на коробку передач, главный фрикцион и механизм поворота.

Рис. 9 Продольный разрез

Рис. 10 Вид в плане

Эта конструкция резервировалась механическими управляющими приводами. Менделеев механизировал также и процедуру подачи орудийных выстрелов, что значительно повысило скорострельность. Предусмотрен был и механизм опускания верхней башенки в корпус при транспортировке танка на большие расстояния. Также пневматика применялась для того, чтобы облегчить экипажу процесс регулировки натяжения гусениц.

Вся установленная пневматика работала от специального компрессора, подключённого непосредственно к основному двигателю.

Рис. 11 «Бронированный автомобиль» Менделеева внешний вид. Реконструкция

Для повышения живучести танка в бою Менделеев предусмотрел целых 4 поста управления.

Этот прообраз танка впервые в мире был оснащён противоснарядным бронированием, а также имел броневую защиту разной толщины в зависимости от важности того или иного узла для живучести и боеспособности (дифференцированная броневая защита).

Экипаж состоял из 8 человек. Причём командир не имел постоянного рабочего места, а выбирал его в зависимости от решаемых задач: при совершении марша – возле «рулевого» (механик-водитель), в бою – руководил экипажем, вёл наблюдение и т.п. «Рулевой» также имел два рабочих места: в бою внутри машины, на марше – в передней части на крыше «Бронехода», управляя машиной со съёмного поста управления.

Детально проработанная пневматическая система решала задачи управления главным фрикционом, пуском двигателя, подъёмом башенки, натяжением гусениц, жалюзи воздухозаборника и т.п.

Освещение отсеков выполнялось 16 лампочками, питающимися от 24В аккумуляторов. Электрическая сеть состояла из 4 групп АКБ и генератора.

Чертежи выполнены инженером Р. Казачковым с подлинных материалов проекта, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве.

Расчетная масса «Бронехода» должна была составить 173,2 т. Габариты: 13000 (с пушкой)/10000 (без) мм – длина, высота с башенкой – 4450, без 3500, лёжа на грунте – 2800/3800 мм соответственно. Ширина машины –4400 мм, клиренс –700 мм.

Специально для работы над данным проектом конструктор изучил «Курс автомобилизма». «Бронеход» должен был развивать скорость около24 км/чи преодолевать подъёмы до 25 градусов. Планируемый радиус разворота должен был составлять10 м.

Учитывая конструктивную сложность машины для освоения её серийного производства в России и тот факт, что электрооборудование и двигатель необходимо было бы покупать за границей, В.Д.Менделеев разработал «облегчённый» вариант машины. Машина была гораздо слабее бронирована, но имела более мощное вооружение: два пулемёта и127 мм пушку.

Характеристики машины не позволяли использовать машину непосредственно на поле боя. Но эту задачу конструктор перед своим детищем и не ставил. По сути «Бронеход» был хорошо защищённой мобильной огневой точкой, своего рода «дот» на гусеницах.

Рис. 12 Разрез по отсеку подвесок

Подобная машина могла эффективно применяться для противодесантной или береговой обороны, либо использоваться в крепостной войне. Наработки Менделеева в 1933 легли в основу проекта гусеничной САУ береговой обороны конструктора Толочкова А.А., которая была вооружена морским орудием Б-10 калибра152 мм.

Рис. 13 Танк в положении для стрельбы

«Бронеход» Менделеева по праву считается первым русским проектом подобной боевой машины. И, несмотря на то, что он «осел» в архивных недрах ГВТУ и, по большому счёту, не оказал сколь-нибудь существенного влияния на дальнейшее развитие отечественного танкостроения, мы можем рассматривать его в качестве эталона добросовестности и технической культуры того времени.

Рис. 14 «Бронированный автомобиль» Менделеева. Реконструкция

Название «Бронеход» появилось позднее. Сам конструктор именовал машину «бронированным автомобилем моей системы». Но я позволил себе использовать его в данной статье. Размещённая в данной статье иллюстрация, по мнению экспертов, также не совсем соответствует описанию, составленному конструктором. Но другого изображения я, к сожалению, не нашёл.

Ни тот факт, что данный образец так и не был принят на вооружение, ни присущие ему недостатки не умаляют заслуги Менделеева, создавшего передовой для своего времени проект и предложившего так много новых конструкторских решений, что к ним прибегали (и продолжают прибегать в настоящее время) конструкторы бронетехники различных стран мира.

Тактико-технические характеристики «Бронехода» Менделеева В.Д.

Год разработки проекта 1911 – 1915
Масса проектная (т) 173,2
Длина с пушкой вперёд (мм) 13000
Корпус длина / ширина / клиренс (мм) 10000 / ? / 700
Высота с поднятой башней / с убранной башней (мм) 4450 / 3500
Среднее удельное давление на грунт (кг/кв.см) 2,5 – 2,8
Двигатель тип/мощность (л.с.) Карбюраторный / 250
Скорость максимальная (км/час) 24
Бронирование лоб / борт, крыша, корма (мм) 150 / 100
Экипаж (чел) 8
Вооружение Пушка Кана (одна) калибр 120 мм боекомплект 51 выстрелПулемёт «Максим» (один) калибр 7,62 мм

Василий Менделеев - талантливый русский инженер, изобретатель, автор первого российского танка. Как это часто бывает, проекты его получили применение лишь спустя несколько десятилетий.

Биография

Василий Дмитриевич Менделеев появился на свет 30 декабря 1886 года в Санкт-Петербурге, где и провел свое детство и юность. Менделеев окончил кораблестроительное училище инженерии города Кронштадта в 1906 году. С 1908 по 1916 год работал на судостроительном заводе в качестве конструктора подводных лодок, буксирных пароходов и специализированных военных кораблей, использующихся для постановки минных заграждений (минзаги). В это же самое время вдохновленный новыми идеями Василий Менделеев разрабатывает проект по строительству бронированной гусеничной машины - первого танка в истории отечественной инженерии. С 1919 по 1922 год работает на заводе «Кубаноль» города Екатеринодара (ныне известный как станкостроительный завод имени Седина, расположенный в городе Краснодаре) в качестве Ушел из жизни Василий Дмитриевич в 1922 году от тифа, прожив всего 35 лет.

Семья инженера

Отец инженера, Дмитрий Иванович Менделеев, был великим ученым, внесшим неоценимый вклад в развитие российской науки. Его заслуги в области химии, физики, геологии, экономики и метрологии известны каждому. Одно из его наиболее значимых открытий - периодическая система химических элементов, представляющая собой один из уникальных законов мироздания, на основе которого были буквальным образом «выращены» все естественные науки о явлениях и закономерностях живой природы. Но Василий Менделеев может по праву гордиться заслугами и других своих родственников.

Мать его, Анна Ивановна Менделеева (урожденная Попова), наполовину русская, наполовину шведка, была талантливой художницей и посвятила большую часть жизни воспитанию детей. Старшая сестра Василия Дмитриевича, Любовь Блок - супруга поэта Александра Александровича Блока, актриса. Также у Василия была сестра-близнец, Мария, знаменитый отечественный кинолог и эксперт. В Великобритании ею была выведена новая порода собак из группы легавых - Английский сеттер. И наконец, брат Василия Менделеева, Иван, известен своими заслугами в области российской философии и метрологии.

Гениальный изобретатель

Множество открытий в своей профессиональной области сделал Василий Менделеев. Проект танка, бронированной, вооруженной гусеничной боевой машины - яркий пример его сенсационных разработок. От своего знаменитого отца юный инженер унаследовал пытливый ум и тягу к изобретательству, что и определило его жизненный путь.

На протяжении четырех лет все свободное от учебы время онпосвящал разработке проекта боевой машины, которая могла бы и давать защиту нападающему, и поражать противника одновременно.

Огромный опыт в области военного судостроения помог инженеру-кораблестроителю спроектировать боевую машину. Проект его являл собой очень яркую, смелую и своеобразную работу, реализация которой была осуществлена в более поздней практике строения боевой техники. Его разработка была скорее не танком, а настоящей крепостью на гусеничном ходу в форме прямоугольной коробки. Впервые в замысле изобретателем была предложена противоснарядная броня и разграниченная защита.

Проект увидел свет в 1911 году. Василий Менделеев решил представить его военному ведомству России, которое не сразу отметило важность этого изобретения. Поэтому, прежде чем стать знаменитыми, разработки талантливого конструктора очень долго покрывались пылью в архиве.

Однако конструкция Менделеева тотчас нашла свое применение в морской обороне Петрограда.

«Броня крепка, и танки наши быстры…»

До наших дней дошли наброски двух вариантов боевой машины, а также грамотно выполненные Менделеевым расчеты и подробнейшая пояснительная записка, в которой гений инженерии аргументировал необходимость реализации проекта. Свое изобретение он предлагал снабдить 120-миллиметровой пушкой, расположенной в носовой части бронированного корпуса, и мощным оружием, помещенным во вращающуюся башенку, которая могла подниматься и опускаться под воздействием пневматического привода. Кроме того, Василием Дмитриевичем была предусмотрена основательная броневая защита. В передней части машины толщина брони составляла 150 мм, а на корме и по бортам - около 100 мм.

Разработанный им двигатель внутреннего сгорания мощностью около 250 лошадиных сил развивал скорость до 24 км/ч. Численность экипажа могла составлять восемь человек. Своей разработкой изобретатель предугадал грандиозные технические открытия, которые были осуществлены лишь спустя десятки лет.

Баки с бензином Василий Менделеев предусмотрел в кормовой части сооружения над днищем в изолированных отсеках.

Коробка передач предполагала четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. И наконец, боевая машина Василия Дмитриевича предполагала обеспечение четырьмя постами управления, благодаря которым любой из экипажа мог бы взять на себя управление в случае гибели или ранения водителя. Но, как ни прискорбно, проект Менделеева в Военном министерстве не приняли, аргументируя тем, что реализация сего изобретения невозможна. А создатель первого в мире танка был со временем позабыт.

Изобретение пневматической подвески

Ученый также рассматривал использование днища корпуса, которая позволяла бы в дальнейшем регулировать клиренс от максимального до минимального значения и имела бы возможности работы в двух режимах - блокированном и независимом. Благодаря этому изобретению танк мог двигаться с наполовину опущенным корпусом, а также при случае приспускать корпус машины на грунт. По мнению Менделеева, изменение дорожного просвета в пылу боя смогло бы уберечь легкоуязвимую ходовую часть машины. Эта идея была впоследствии приведена в исполнение лишь в 1942 году при создании тяжелой самоходной мортиры «Тор».

И в заключение

Русский инженер-конструктор, талантливый изобретатель, разработчик проекта первого российского танка - таким был Василий Менделеев. Биография охватывает его недолгую, но очень насыщенную жизнь гения отечественной инженерии. К сожалению, его труды были оценены по достоинству лишь после смерти. Неординарное изобретение конструктора долгое время не находило поддержки у министерства. Грандиозный проект был впоследствии осуществлен последователями гениального русского инженера, каким и был Василий Менделеев. Фото его, к сожалению, почти не сохранились, но зато доступны множество чертежей и рисунков знаменитого танка.


Самое обсуждаемое
Синхрофазотрон - что это: определение, принцип действия, применение Синхрофазотрон - что это: определение, принцип действия, применение
Подборка цитат и высказываний о красоте Подборка цитат и высказываний о красоте
Поэма «Черный человек», Есенин Поэма «Черный человек», Есенин


top