Строение Солнечной системы для детей: как интересно рассказать о космосе и планетах. Увлекательная астрономия: интересные факты о планетах солнечной системы Детская энциклопедия про планеты

Строение Солнечной системы для детей: как интересно рассказать о космосе и планетах. Увлекательная астрономия: интересные факты о планетах солнечной системы Детская энциклопедия про планеты

Ваш ребенок смотрит на небо с мечтательной тоской и спрашивает у вас, насколько большая Вселенная, а вы ему и ответить не можете? Спрашивает, сколько спутников в сумме у всех планет нашей звездной системы? И тут снова ему нечего сказать… Чтобы не казаться в глазах детей неучем, предлагаем вам ответы на все эти вопросы. Конечно, в виде книг.

Ко дню астрономии, который будет 29 апреля, редакция сайт собрала для вас и ваших детей 12 интереснейших книг на эту тему. Тут и энциклопедии, и рассказы космонавтов, и сказки - на любой возраст и вкус.

Эта книга для звездочетов дошкольного и младшего школьного возрастов. В путешествие в обсерваторию с ними отправится Чевостик - сказочный персонаж-почемучка, живущий в библиотеке у всезнающего дяди Кузи. Вместе они расскажут читателям про ночное небо, рассмотрят в телескоп всю Солнечную систему и ответят на множество вопросов. Например, как определить растет месяц или убывает, в чем разница между метеорами и метеоритами и как далеко ты можешь прыгнуть, находясь на Луне.

Издательство: Детство-Пресс

Ознакомительная книга по веселой астрономии для маленьких исследователей. Тут есть стихотворения, красочные рисунки и схемы. Сколько всего планет, почему на Земле есть жизнь, а больше нигде ее нет, какие спутники кроме Луны бывают и так далее. Хороший выбор для первого ознакомления ребенка с темой космоса, планет и Солнечной системы.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Профессор Астрокот знает ответы на все вопросы вашего ребенка. Как рождаются звезды, есть ли жизнь на Марсе, куда скрывается на ночь Солнце и что такое атмосфера. Кошачье любопытство не дает ему сидеть на месте, и он приглашает юных читателей в далекое и очень интересное путешествие! Вместе вы точно сможете разгадать все загадки Вселенной!

Издательство: Детское время

Самое большое количество восторженных отзывов именно об этой книге. Это азбука астрономии в стихах. Конечно, здесь больше стихов, чем информации, но ведь так все гораздо лучше запомнится и детям, и их родителям. В книге собрано множество удивительных фактов, новое для себя узнают даже взрослые. На каждую букву - свой стих и буквы «ь, ъ, ы» не пропущены. Хотите узнать: «Но как?!». Тогда обязательно прочтите!

Издательство: Аванта+, АСТ

Ваш ребенок уже немного знает о звездах и космосе, но хочет узнать еще больше? Тогда эта книга для вас. Что же там наверху и почему это так важно? Как происходят приливы и отливы, почему мы можем дышать на Земле, но не можем в космосе, как построить ракету? Огромным плюсом является то, что к книге прилагается большая карта звездного неба, по которой можно изучать созвездия.

Издательство: ЭКСМО

В этот набор входят две книги, но сегодня мы говорим об астрономии, поэтому сосредоточимся на первом томе. Здесь вы не встретите скучных фактов, только увлекательное, познавательное и, конечно, с картинками. А еще - это отличный учебник по астрономии от древности до настоящего времени. Ведь раньше небо представляли себе совсем по-другому… Кроме того, с помощью этого пособия вы сможете попробовать смастерить необычные астрономические приборы и провести эксперименты. Это не так сложно, как кажется!

Издательство: Робинс

А в космосе всегда темно? А какие они, инопланетяне? А почему днем нет звезд? А почему планеты не падают? А почему Земля вертится? Ответы для маленьких почемучек находятся в этой книге. Здесь есть специальные створки с познавательной информацией, подборка любопытных фактов и просто много-много всего интересного. Подойдет для детей от 3 лет.

Издательство: Азбука-Аттикус, Machaon

Для тех, кому просто читать недостаточно, эта книга предлагает пройти викторину, а заодно поиграть. Например, сложить из магнитиков ракету. В таком виде ребенок точно запомнит основные вопросы, касающиеся космоса и астрономии, и больше не будет мучить вас расспросами. Самые важные факты о мире, планетах и космонавтике под одной обложкой.

Издательство: ЭКСМО

Отправимся в путешествие вместе с героями Disney. В компании Гуфи и Микки Мауса вам точно будет веселее. Любимые персонажи расскажут, сколько колец у Сатурна, могут ли люди жить на Венере, из чего состоит Солнце, что происходит внутри черных дыр, как возникла Вселенная и так далее. В книге малышей ждут не только картинки, но и красочные фотографии, сделанные спутниковыми аппаратами.

Издательство: Аванта+, АСТ

Космос - штука интересная, книга - вещь хорошая, но как же хочется изучить все самому… Это пособие может помочь вам в самостоятельном исследовании. Здесь рассказано, как устроена обсерватория, как пользоваться телескопом, как правильно наблюдать за затмением и так далее. А кроме того вы получите советы от бывалых путешественников о том, как ориентироваться по звездам и нарисовать карту созвездий без помощи родителей!

Издательство: ОГИЗ, АСТ

В этот раз гидами в путешествии к далеким планетам станут знаменитые . Если ваш ребенок фанат этих злых птичек, не сомневайтесь, книга ему понравится! Вместе с ними вы побываете на всех планетах Солнечной системы и узнаете много нового про звезды, туманности и галактики. Вот как далеко на этот раз «запульнуло» птичек!

Издательство: Росмэн

Конечно, это книга не совсем про астрономию, она про космонавтику, но мы не удержались. Ее написал настоящий космонавт - Юрий Усачев, который рассказывает о том, как живет международная космическая станция, развенчивает мифы о жизни космонавтов и сопровождает все это реальными фотографиями. Это настоящая экскурсия по МКС, после которой вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» будет звучать как минимум странно. И так понятно.

Приятного чтения!

ПЛАНЕТЫ

В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом.
Уран, Нептун и Плутон были открыты с помощью телескопов в 1781, 1846 и 1930 годах. Длительное время астрономы изучали планеты, наблюдая их с Земли. Они определили, что все планеты, кроме Плутона, движутся по круговым орбитам в одной плоскости и в одном направлении, вычислили размеры планет и расстояния от них до Солнца, сформировали своё представление о строении планет, предполагали даже, что Венера и Марс могут быть похожи на Землю, и на них, возможно, существует жизнь.

Запуск автоматических космических станций к планетам позволил значительно расширить, а во многом и пересмотреть представления о планетах: появилась возможность увидеть фотографии поверхности, исследовать грунт и атмосферу планет.

Меркурий.

Меркурий - маленькая планета, чуть крупнее Луны. Его поверхность так же усеяна кратерами от столкновений с метеоритами. Никакие геологические процессы не стёрли этих вмятин с его лица. Внутри Меркурий холоден. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Обойдя два раза вокруг Солнца, Меркурий успевает только три раза обернуться вокруг своей оси. Из-за этого температура на солнечной стороне планеты превышает 300 градусов, а на неосвещённой - царят мрак и лютая стужа. Атмосферы у Меркурия практически нет.

Венера.

Исследовать Венеру не просто. Её окутывает толстый слой облаков, а под этой безмятежной наружностью скрывается настоящий ад, давление превосходит земное в сотню раз, температура на поверхности около 500 градусов, что вызвано «парниковым эффектом». Советской автоматической станции «Венера - 9» впервые удалось передать на Землю снимки залитой лавой и покрытой камнями поверхности. В условиях Венеры аппарат, спущенный на поверхность планеты, быстро выходит из строя, поэтому американские учёные решили получить данные о рельефе планеты другим способом.

Автоматическая станция "Магеллан", облетая Венеру много раз, прозондировала планету радаром, в результате была получена всеобъемлющая картина поверхности. Местами рельеф Венеры похож на земной, но, в основном, ландшафты странные: высокие гористые круглые участки, окружённые горными хребтами 250 - 300 км в поперечнике, всю площадь которых занимают вулканы; другие вулканические образования напоминают лепёшки с обрывистыми краями и плоской макушкой. Поверхность планеты изрезана каналами, которые проложила лава. Повсюду видны следы активной вулканической деятельности. Метеоритные кратеры по поверхности Венеры рассосредоточены равномерно, это значит, что её поверхность оформилась в одно время. Учёные не могут объяснить, как это могло произойти, Венера словно вскипела и была затоплена лавой. Теперь вулканической деятельности на планете не обнаруживается.

Атмосфера Венеры нисколько не похожа на земную, в основном она состоит из углекислого газа. Толщина газовой оболочки Венеры, по сравнению с земной, чудовищно велика. Слой облаков достигает 20км. В них обнаружено присутствие концентрированного водного раствора серной кислоты. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, ландшафт беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью, верхний слой венерианской атмосферы делает полный оборот вокруг планеты в течение четырёх земных суток. Твёрдое тело Венеры, наоборот, вращается вокруг своей оси очень медленно и в другом направлении, чем все остальные планеты. Спутников у Венеры нет.

Марс.

В 20 веке планету Марс облюбовали писатели - фантасты, в их романах марсианская цивилизация была несравненно выше земной. Загадочный недоступный Марс начал приоткрывать свои тайны, когда для его изучения стали направляться советские и американские автоматические космические аппараты.

Станция «Маринер - 9», вращаясь вокруг Марса, сделала снимки всех участков планеты, что позволило создать подробную карту рельефа поверхности. Исследователи обнаружили на планете следы активных геологических процессов: огромные вулканы, самый большой из них, Олимп, высотой 25 км, и громадный разлом марсианской коры, получивший название Долины Маринера, который пересекает восьмую часть планеты.

Исполинские структуры нарастали в одном и том же месте миллиарды лет, в отличие от Земли с её дрейфующими континентами, поверхность Марса не двигалась. Геологические структуры Земли, по сравнению с марсианскими, - карлики. Действуют ли вулканы на Марсе сейчас? Учёные считают, что геологическая активность на планете, очевидно, осталась в прошлом.

Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака. Голубым небо становится на закате. Атмосфера Марса очень разрежена. Раз в несколько лет бывают пылевые бури, захватывающие почти всю поверхность планеты. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут, наклон оси вращения Марса к плоскости орбиты почти такой же, как у Земли, поэтому смена времён года на Марсе вполне соответствуют смене времён года на Земле. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов, а в зимнее время от лютой стужи на камнях оседает замёрзшая углекислота, из неё же преимущественно состоят и Полярные шапки. Никаких следов жизни пока обнаружить не удалось.

С Земли Марс виден звездой красноватого цвета, вероятно, поэтому он носит имя бога войны Марса. Два его спутника получили имена Фобос и Деймос, что в переводе с древнегреческого означает "страх" и "ужас". Спутники Марса - космические "камни" неправильной формы. Фобос имеет размеры 18км х 22км, а Деймос - 10км х16км.

Планеты - гиганты.

В 1977 году американскими учёными и инженерами в рамках программы "Вояджер" была запущена автоматическая межпланетная станция в сторону Юпитера. Раз в 175 лет Юпитер, Сатурн, Нептун и Плутон располагаются таким образом относительно Земли, что запущенный космический аппарат может обследовать все эти планеты за один полёт. Учёные рассчитали, что при определённых условиях космический аппарат, подлетая к планете, попадает в гравитационную пращу, планета сама посылает аппарат дальше к другой планете. Расчёты оказались верными. Земляне смогли увидеть эти далёкие планеты и их спутники "глазами" космических роботов, на Землю была передана уникальная информация.

Юпитер.

Юпитер - самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. Из-за большой скорости вращения вокруг своей оси он заметно сжат у полюсов. У Юпитера зафиксировано огромное магнитное поле, если бы оно стало видимым, то с Земли выглядело бы размером с солнечный диск.

На фотографиях учёным удалось увидеть только облака в атмосфере планеты, которые создают параллельные экватору полосы. Но они двигались с огромной скоростью, причудливо меняя свои очертания. В облачном покрове Юпитера были зафиксированы многочисленные вихри, полярные сияния и всполохи молний. На планете скорость ветра достигает ста км в час. Самое удивительное образование в атмосфере Юпитера - большое красное пятно размером в 3 раза больше Земли. Астрономы наблюдали его с 17 века. Возможно, что это верхушка исполинского смерча. Юпитер выделяет больше энергии, чем получает от Солнца. Учёные полагают, что в центре планеты газы сжаты до состояния металлической жидкости. Это горячее ядро и является энергетической установкой, порождающей ветры и чудовищное магнитное поле.

Но главные сюрпризы учёным преподнёс не сам Юпитер, а его спутники.

Спутники Юпитера.

Известны 16 спутников Юпитера. Самые большие из них Ио, Европа, Каллисто и Ганимед были открыты ещё Галилеем, они видны даже в сильный бинокль. Считалось, что спутники всех планет похожи на Луну - они холодны и безжизненны. Но спутники Юпитера удивили исследователей.

Ио - размером с Луну, но это первое небесное тело, кроме Земли, на котором были обнаружены действующие вулканы. Ио сплошь покрыта вулканами. Её поверхность омывают разноцветные потоки лавы, вулканы выбрасывают серу. Но что же является причиной активной вулканической деятельности такого маленького космического тела? Вращаясь вокруг огромного Юпитера, Ио то приближается к нему, то отдаляется.

Под действием то возрастающей, то убывающей гравитационной силы Ио то сжимается, то расширяется. Силы трения раскалили её внутренние слои до огромной температуры. Вулканическая активность Ио невероятна, её поверхность меняется на глазах. Ио движется в мощном магнитном поле Юпитера, поэтому накапливает огромный электрический заряд, который разряжается на Юпитер в виде непрерывного потока молний, вызывая бури на планете.

Европа имеет относительно гладкую поверхность, фактически без рельефа. Она покрыта слоем льда вполне вероятно, что под ним скрывается океан. Вместо расплавленных пород из трещин здесь сочится вода. Это совершенно новый вид геологической активности.

Ганимед - самый большой спутник в солнечной системе. Его размеры почти такие, как у Меркурия.

Каллисто темна и холодна, её изрытая метеоритными кратерами поверхность не менялась миллиарды лет.

Сатурн.

Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца. Но на Сатурне ветра более стремительные, чем на Юпитере. В атмосфере Сатурна наблюдаются полосы, вихри и другие образования, но они недлительны и нерегулярны.

Естественно, что внимание учёных было направлено на кольца, которые окружают экватор планеты. Они были обнаружены астрономами ещё в 17 веке, с тех пор учёные пытались понять, что же они собой представляют. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами. Учёные смогли увидеть кольца Сатурна с достаточно близкого расстояния, но у них появилось больше вопросов, чем ответов.

Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников. Самый крупный из них - Титан чуть-чуть меньше Меркурия. Плотная атмосфера Титана значительно толще земной и почти полностью состоит из азота, она не позволила увидеть поверхность спутника, но учёные предполагают, что внутреннее строение Титана схоже со строением Земли. Температура у его поверхности ниже минус 200 градусов.

Уран.

Уран отличается от всех других планет тем, то его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты, все планеты похожи на игрушку волчок, а Уран вращается как бы "лёжа на боку". Вояджеру мало что удалось "рассмотреть" в атмосфере Урана, планета внешне оказалась очень однообразной. Вокруг Урана обращается 5 спутников.

Нептун.

До Нептуна Вояджер добирался 12 лет. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах.

На Нептуне так мало энергии, что ветер, поднявшись, уже не может остановиться. Учёные обнаружили вокруг Нептуна систему колец, но они неполные и представляют собой дуги, объяснения этому пока нет. Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.

У Нептуна 3 спутника. Один из них - Тритон вращается в направлении, противоположном направлению вращения самого Нептуна. Возможно, он не сформировался в зоне гравитации Нептуна, а был притянут к планете, когда подошёл к ней близко и попал в зону её притяжения. Тритон - самое холодное тело в солнечной системе, температура его поверхности немного выше абсолютного нуля (минус 273 градуса). Но на Тритоне были обнаружены азотные гейзеры, что говорит о его геологической активности.

Плутон

Теперь официально Плутон перестал быть планетой. Сейчас его следует считать «карликовой планетой», одной из трех в Солнечной Системе. Судьба Плутона была определена в 2006 году голосованием членов Интернационального Астрономического Сообщества в Праге.

Чтобы избежать путаницы и не загромождать карты Солнечной системы, Международный астрономический союз предписал причислить к карликовым планетам достаточно крупные небесные тела, которые не входят в число восьми ранее определенных планет. В частности, новый статус получили Плутон, Харон (бывший спутник Плутона), астероид Церера, обращающийся между орбитами Марса и Юпитера, а также объекты так называемого пояса Койпера Зена (Xena, объект UB313) и Седна (объект 90377).

Вопросы развития и воспитания детей считаются сложнейшими, каждый родитель проходит собственный путь «проб и ошибок», стремясь не навредить своему малышу. И многих интересует, как лучше всего рассказать про космос и планеты Солнечной системы. Для детей, как и для многих взрослых, эта тема чрезвычайно таинственна и интересна, однако очень важно не перегружать их ненужной информацией. Но и сокращать сознательно тот материал, который мог бы быть крохам интересен, ни в коем случае не стоит.

Особенности

Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?

  • Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
  • Расположение планет.
  • Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
  • Сведения о том, как зародилась Вселенная.

Особо любознательным малышам также можно рассказать:

  • чем планеты отличаются от звезд;
  • что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
  • какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.

Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Как представить планеты?

Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.

Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:

  • Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото. Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
  • Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии. Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Вместе с ребенком можно создать модель галактики.

Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.

Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.

Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.

Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.

Что рассказать?

Рассмотрим, какое описание планет будет интересно для малышей.

  • Меркурий.

Это самая близко расположенная к Солнцу планета, потому здесь очень жарко. Отличается небольшими размерами, днем температура здесь +350°С, ночью – ниже -160°С. Продолжительность одних суток на этой планете составляет около 60 земных, год длится 88 дней. Интересно, что Меркурий иногда можно увидеть с нашей планеты. Для закрепления материала можно попросить ребенка придумать, какие живые существа могли бы жить здесь. Дошкольник может предположить, что это некие создания, которые не боятся ни холода, ни жары, ни резкого перепада температур.

  • Венера.

По размерам очень похожа на Землю. Планета также доступна невооруженному взгляду, не имеет водной оболочки, покрыта кратерами. Интересно, что вращение происходит в иную сторону, чем у остальных. Для запоминания можно нарисовать Венеру своенравной круглой барышней, которая поступает по-своему.

  • Земля.

Наша родная планета отличается наличием кислорода, необходимого для жизни. Именно здесь оптимальные условия для того, чтобы нам, людям, было комфортно. Кроме того, только на Земле присутствует необходимое количество воды. Спутник планеты – Луна.

  • Марс.

Можно посмотреть рисунки планет, увидеть красную поверхность, рассказать малышу о том, что исследования активно проводятся в наше время, что полеты на Марс стали доступны. Можно задать вопрос, который позволит убедиться, верно ли усваивается материал: где более высокая температура, на Марсе или на Венере, и почему? Ребенок должен ответить, что на Венере, поскольку она расположена ближе к Солнцу.

  • Юпитер.

Это планета-гигант, состоит из газа, является самой большой в Солнечной системе. Год на Юпитере равен 12 земным. Кислорода и воды здесь нет, количество спутников – более 60. Можно также спросить, возможна ли на Юпитере привычная нам жизнь? В идеале ребенок должен догадаться, что нет, поскольку здесь нет ни воды, ни кислорода.

  • Сатурн.

Красивая планета с кольцами, вторая по размерам в Солнечной системе.

  • Уран.

Называется ледяной планетой, поскольку температура здесь ниже -220°С.

  • Нептун.

Имеет 6 колец, несколько спутников и собственную атмосферу. Окрашена в красивый синий цвет.

Вместе с ребенком можно нарисовать планеты так:

  • Меркурий – в солнцезащитных очках;
  • Венера – модная девушка, например, в шляпке;
  • Земля – сине-зеленая планета, на которой есть жизнь (цветы, деревья, животные, люди);
  • Марс – красный;
  • Юпитер – большая планета;
  • Сатурн – чуть меньше, с кольцами;
  • Уран – ледяной, светло-голубой;
  • Нептун – ярко-синий.

Эта забавная картинка позволит запомнить отличительные характеристики небесных тел.

Как выучить порядок?

Дошкольнику необходимо знать расположение планет от Солнца по порядку. Есть такая хитрость:

  1. У каждой планеты использовать первую букву: М – Меркурий, В – Венера.
  2. Далее придумать фразу, запоминающуюся фразу, слова в которой начинаются с первых букв названий планет.

Например: Мы Всех Зовем Мыть Юлу Средством Универсального Назначения.

Можно также просто сократить планеты до первых букв и разместить подсказку на картинке, которая будет у малыша перед глазами: МВЗМЮСУН.

Расширить границы

Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:

  1. О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
  2. Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
  3. Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
  4. Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
  5. Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
  6. Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
  7. Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.

Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше.

Формы занятий

Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.

Еще варианты проведения занятий:

  • Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
  • При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
  • Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
  • Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.

Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.

лилия ионина
Конспект НОД «Планеты солнечной системы» для детей 5–6 лет

Предлагаю вниманию коллег конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром к Неделе посвященной Дню космонавтики. Детям моей группы было очень интересно узнать, новое о космосе и месте нашей планеты в солнечной системе . Данное занятие входит в комплекс занятий посвященных дню космонавтики : на математике считали ракеты, планеты , космонавтов и т. д. На ознакомлении с художественной литературой читали отрывки повести "Звездолетчики". На занятиях по художественному творчеству рисовали, лепили, и клеили космические корабли в звездном небе. Даже физкультура была космической. На прогулке мы провели экскурсию по Луне.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру

«Планеты солнечной системы » .

Интегрируемые образовательные области : «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи : формировать представления о планетах , их разнообразии и размерах; развивать познавательный интерес детей .

Ход НОД:

Воспитатель : ребята, послушайте внимательно мою загадку и отгадайте ее :

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный

И необычайный.

В нем живут галактики,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты . (Космос)

Воспитатель : правильно, это космос. И сегодня мы поговорим с вами о космосе, галактиках и планетах . (стук в дверь, на пороге звездочет, переодетая мл. воспитатель) .

Звездочет : кто здесь хочет все знать о космосе и звездах? Только вместе со мной вы можете узнать о них все и даже больше. Я – звездочет, великий галактический путешественник. И я приглашаю вас на свой космический корабль. (Дети садятся на ковер) . А для того, чтобы полететь к звездам, мы должны завести моторы и оторваться от земли. Повторяйте за мной :

Мы – отличные ребята,

Мы – пилоты, космонавты.

Мы в ракете в дальний космос

отправляемся в сейчас.

Вы встречайте нас планеты

Будем рады видеть вас.

Завелись моторы, пламя вылетает.

Синяя ракета от земли взлетает.

Сила притяженья в кресла нас вдавила,

Раз! И невесомость силу победила.

Маршируют

Поднимают руки в верх с рукопожатием

Заводят моторы руками

Распрямили руки-крылья

Присели, сжались

Распрямили руки, полетели, сели на места.

Звездочет : вот мы с вами и попали в межпланетное пространство . Кто из вас знает, как называется наша планета ? (Земля) . А как вы думаете, какая самая близкая к Земле звезда? (Солнце ) Солнце – круг или шар ? Земля – это… (шар) . Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму … (шара) . Солнце находится в центре галактики, а Земля вращается вокруг него. А кто из вас знает, какие еще планеты вращаются вокруг Солнца ? Не знаете? Тогда я вам расскажу. (включается проектор звездного неба) мы с вами живем в Солнечной системе , в большой «семье» планет , все они разные по величине, по природным условиям, и по своему строению : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Различными дорогами летят они вокруг Солнца . Кроме 9 больших планет , вокруг Солнца вращается множество мелких (астероидов) .

Раньше люди могли только рассматривать звезды в телескоп, а сейчас с развитием космонавтики, мы узнаем все больше о далеких планетах . А кто из вас знает : кто был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин) .Гагарин первым полетел в космос и провел там 108 минут. Сейчас космонавты живут на космических станциях полгода и дольше. Они проводят разные научные исследования. Изучают космос при помощи автоматических приборов. Результаты наблюдений передают на землю по радио и видеосвязи (демонстрация презентации) . Они дают информацию о погоде, циклонах, полезных ископаемых и др. А наше время на орбите истекло, давайте вернемся на Землю (отрывок из м/ф «Третья планета от солнца » ).

Звездочет : вот мы и вернулись на Землю. Мне пора на покорение новых планет и галактик . А вас я прошу нарисовать, то что вы сегодня увидели. Ваш воспитатель пришлет рисунки мне электронной почтой, прямо на корабль. Я их обязательно увижу все.

Рефлексия : рисование на тему «Звездное небо»

В течении дня можно закрепить занятие, посмотрев м/фильм «Третья планета от Солнца » .

Литература :

1. Ю. А. Вакуленко, Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах, Волгоград 2009г.

Как можно представить планеты Солнечной системы детям? Этот вопрос интересует не только учителей, но и родителей, которые хотят приобщить своих малышей к астрономическим наблюдениям. Описание Солнечной системы лучше всего начинать с самой ярой звезды - источника тепла и энергии.

Например, можно рассказать детям о том, что планета появилась из-за сильного взрыва нескольких звезд, который произошел почти 4,5 миллиарда лет назад.

Происхождение Солнечной системы изучали древние астрономы, пытаясь связать Солнце с теми явлениями, которые происходили на Земле.

Планеты Солнечной системы

Ее центром является Солнце, вокруг которого движутся по собственным орбитам восемь планет, каждая из которых заслуживает пристального внимания.

Интересным фактом является то, что до 2006 года в строение солнечной системы включали и Плутон, называя его девятой планетой. Но, после того как были определены размеры планеты, расстояние до Солнца, астрономы выяснили, что это планета-карлик, а потому ее стали относить к поясу Койпера.

Деление на группы

Рассматривая со школьниками строение солнечной системы, можно отметить, что все планеты делят на группы:

  • земной группы;
  • газовые гиганты.

К первой группе относятся следующие планеты: Венера, Меркурий, Марс, Земля. Они имеют небольшие размеры, каменистую поверхность, ближе всего расположены к Солнцу.

В число газовых гигантов входят: Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер. Эти планеты характеризуются большими размерами. У некоторых есть кольца, которые состоят из ледяной пыли и скалистых кусков.

Солнце

Невозможна без рассказа об этой звезде. Именно вокруг нее вращаются планеты, а также спутники в Солнечной системе. Состоит небесное светило из гелия и водорода. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет. В настоящее время оно находится в центре жизненного цикла, наблюдается постепенное увеличение его в размерах. Спустя такое же количество лет, звезда расширится, приблизится к орбите Земли.

Именно Солнце является основным источником света и тепла для Земли. Свою активность звезда меняет раз в 11 лет. На его поверхности настолько высокие температуры, что ни один специальный аппарат еще не смог подойти к звезде близко, сделать четкие снимки.

Земная группа

Астрономия для детей включает обзорную характеристику каждой планеты.

Меркурий - это планета, которую можно назвать самой маленькой в Солнечной системе.

Диаметр его составляет всего 4879 километров. Меркурий располагается ближе всего к Солнцу. В дневное время на планете температура составляет около +350 градусов по Цельсию, а ночью показатель опускается до -170 градусов.

Если вести сравнение с земным годом, то полный оборот вокруг Солнца Меркурий совершает за 88 дней, а сутки равны 59 земным дням. Астрономам удалось установить, что периодически изменяется скорость вращения Меркурия вокруг Солнца.

Меркурий лишен атмосферы, именно поэтому планета часто атакуется астероидами, которые оставляют на поверхности огромное количество кратеров.

Из-за близости к самой яркой звезде нашей Галактики, Меркурий изучен плохо. Астрономам удалось обнаружить на планете гелий, кислород, аргон, водород, натрий. Какая тайна есть у этой планеты Солнечной системы?

Для детей можно отметить, что по одной из версий, Меркурий считают бывшим но доказательств этой теории пока не найдено.

Венера

Данная планета является второй по удаленности от Солнца. Она по размерам близка к Земле, диаметр ее равен 12 104 километра. Что касается остальных параметров, то они существенно разнятся с нашей планетой.

Продолжительность суток на Венере - 242 земных дня, год длится 255 суток. 95 % атмосферы составляет углекислый газ, именно поэтому на Венере создается парниковый эффект, результатом является температура 475 градусов по Цельсию. Удалось обнаружить в атмосфере 0,1 % кислорода и 5 % азота.

Жидкости на Венере практически нет, она покрыта застывшей базальтовой лавой. Существует интересная версия, согласно которой когда-то на планете были океаны, но из-за высокой температуры, они испарились, пар солнечный ветер унес в космическое пространство.

Вблизи планеты отмечены слабые ветра, но, на высоте 50 километров, скорость их существенно возрастает, и достигает 300 м/с.

На планете обнаружили большое количество возвышенностей и кратеров, которые напоминают земные материки. Формирование кратеров связано с тем, что когда-то планета имела менее плотную атмосферу.

В качестве отличительной особенности Венеры можно отметить ее движение с востока на запад, что несвойственно для других планет. Причина такой аномалии заключается в способности ее атмосферы полностью отражать солнечный свет. У Венеры не обнаружено естественных спутников.

Земля

Рассуждая над тем, сколько планет в солнечной системе, нельзя не упомянуть о нашей Земле. Она располагается на расстоянии 150 миллионов километров от Солнца. Такая удаленность объясняет комфортную температуру на нашей планете, подходящую для жидкой воды. Именно поэтому Земля в Солнечной системе - это единственная планета, на которой есть жизнь.

Более 70 % ее поверхности было покрыто водой. Есть версия, согласно которой много тысяч лет назад в атмосфере содержался пар, который позволил создать на поверхности температуру, нужную для перехода его в жидкое агрегатное состояние.

Земля в Солнечной системе - особенная планета. Ведь в ее атмосфере есть кислород, который необходим для процесса фотосинтеза, а также для дыхания живых организмов.

Диаметр нашей планеты составляет 12 742 км.

Продолжительность земных суток - 23 часа 56 минут 4 секунды. Какова особенность этой планеты Солнечной системы? Для детей будет любопытно узнать о том, что в недрах планеты есть огромные тектонические плиты, при столкновении которых происходит изменение ландшафта.

Помимо кислорода, в земной атмосфере есть инертные газы, а 77 % составляет азот.

Какие есть еще особенности у этой планеты Солнечной системы? Для детей можно подготовить рассказ о том, что в качестве естественного спутника планеты выступает Луна, которая повернута к Земле всегда одной стороной.

Марс

Попробуем выяснить тайну «красной» планеты Солнечной системы. Для детей нужно отметить, что Марс - четвертая планета от Солнца. Она гораздо меньше Земли, ее радиус составляет всего 6779 км. На планете допускается перепад температур от -155 градусов до +20 градусов на экваторе.

У Марса незначительное магнитное поле, весьма разряженная атмосфера, поэтому солнечная радиация проникает беспрепятственно на поверхность планеты. Отвечая на вопрос о возможности существования жизни на планете, ученые приходят к выводу, что живые существа могут выживать только внутри Марса.

Автоматические аппараты, которые обследовали поверхность планеты, обнаружили ледники и высохшие русла рек. В марсианском песке содержится оксид железа, что и придает планете красный цвет.

Здесь часто бывают пылевые бури, имеющие разрушительный характер. 96 % атмосферы Марса составляет углекислый газ, а содержание водяного пара и кислорода минимально. Планета имеет два спутника: Деймос и Фобос. У них небольшие размеры, неровная форма, подобная астероидам.

Газовые гиганты

Рассуждая над тем, сколько планет в Солнечной системе, нельзя оставить без внимания Юпитер, Уран, Сатурн.

Самой большой планетой в Солнечной системе является Юпитер. Диаметр данной планеты превышает земной в 19 раз. Большую часть планеты составляет аргон, ксенон, криптон. В атмосфере этой планеты есть гелий и водород, а на поверхности нет воды. У Юпитера насчитывают около 67 спутников. Среди самых крупных выделяют: Европу, Каллисто, Ио, Ганимед.

Сатурн - вторая по величине планета в Солнечной системе. Она по составу схожа с Солнцем. В атмосфере планеты содержится водород и небольшое количество гелия. В верхних ее слоях часто наблюдаются полярные сияния и грозы.

Уникальность Сатурна в наличии 65 спутников и нескольких колец, состоящих из небольших частиц льда и каменных образований.

Уран - третья по размерам планета, седьмая - по расположению от Солнца. Астрономы называют ее «ледяной планетой», поскольку на ее поверхности температура -224 градуса.

Из 27 спутников Урана самые крупные: Умбриэль, Титания, Оберон, Миранда.

Нептун по праву называют Ученые установили, что на этой планете скорость ветра достигает 700 м/с. Самым крупным из 14 спутников этой планеты является Тритон.

Заключение

Для того чтобы заинтересовать ребят астрономическими исследованиями, учитель должен правильно подобрать материал для первичного знакомства с планетами Солнечной системы. Интерес у школьников вызывают легенды, мифы, рассказанные так, чтобы у детей появилось желание самостоятельно найти материал о каждой планете.


Самое обсуждаемое
Чем отличается шовинизм от национализма? Чем отличается шовинизм от национализма?
Что такое мифология определение кратко Что такое мифология определение кратко
Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия


top