Поэма «Черный человек», Есенин. Анализ души поколения

Поэма «Черный человек», Есенин. Анализ души поколения

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму , первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», - сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.

Жанр, направление, размер

Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).

Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма. В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм. Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности. На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).

Размер стихотворения: дольник

Композиция

Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.

Поэма имеет 3 смысловые части.

  1. Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  2. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
  3. И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.

Смысл названия

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Образы и символы

В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.

Есенин=лирический герой=черный человек?

Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.

Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).

Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».

Темы и проблемы

Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.

Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.

Двойничество . Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.

Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.

Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.

Пограничное состояние . Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.

Разочарование . Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Средства выразительности

Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.

  • Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения . «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
  • Метафоричные олицетворения . Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты . Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
  • Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация . В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

В январском номере журнала «Новый мир» в 1926 году появилась ошеломляющая

публикация: «С. Есенин. «Черный человек». Текст поэмы производил особенно сильное впечатление на фоне недавней трагической кончины молодого поэта (как известно, 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер»). Современники сочли это произведение своеобразной покаянной исповедью «скандального поэта». И действительно, такого беспощадного и мучительного самообличения, как в этом произведении, не знала русская лира. Приведем здесь его краткое содержание.

«Черный человек»: Есенин наедине с собой

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги/ маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек. Есенин (анализ источников создания поэмы это подтверждает) апеллирует в некоторой степени к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери». накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. Однако у Есенина эта фигура осмысливается совсем по-другому. Черный человек - это Альтер-эго поэта, другое его «Я». Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье - это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук... изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

Что таится на дне души?

В девятой строфе поэмы мы видим, как лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, он все еще хочет откреститься от страшного рассказа, который ведет Черный человек. Есенин анализ житейских передряг «какого-то» морального «жулика и вора» еще не принимает как исследование собственной жизни, сопротивляется этому. Однако уже и сам понимает, что тщетно. Поэт упрекает черного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубины и доставать что-то с самого дна, ведь он «не на службе …водолазовой». Эта строка полемически обращена к произведению Альфреда Мюссе, который в «Декабрьской ночи» использует образ водолаза, блуждающего по «пропасти забвения». Грамматическая же конструкция («водолазовая служба») апеллирует к морфологическим изыскам Маяковского, который по-футуристически смело ломал устоявшиеся формы в языке.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»... Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»...

Убийство двойника

Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест - бросить в привидевшегося черта что-нибудь - не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.

Поэт, стоящий в одиночестве перед предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».

«Черный человек» Сергей Есенин

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит

То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта . Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо . Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»

Голова моя пашет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

С.А. Есенин. Черный человек

«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма - одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема - тема болезненной души, раздвоенной личности - традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек - это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.

Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа - чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником - поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром - спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.



top