Советскую космическую программу возглавлял. Космическая программа ссср

Советскую космическую программу возглавлял. Космическая программа ссср

«Две вещи поражают моё воображение:
звёздное небо над головой
и нравственный закон внутри нас»
И. Кант

Таинственное и неизведанное всегда манило и пленяло человеческий ум и воображение. Апологеты науки говорят, что это свойство ума является всего лишь одним из инстинктов, передаваемых генетически. Для человека религиозного причина тяги к творчеству и исследованию лежит в сфере метафизики; именно это качество открывает возможность человеку стать со-творцом Вседержителя. Третий скажет, что творчество и исследования являются объективными потребностями людей, так как обеспечивают активное преобразование окружающего пространства в соответствии со своими нуждами и желаниями. Мы же считаем, что все эти точки зрения не только не противоречат друг другу, но и взаимодополняют друг друга. Они отражают те грани истины, которые открылись конкретному человеку.

Как бы то ни было, но именно звёздное небо и космос представляли собой одну из наибольших тайн, которую люди пытались познать с самого начала своего существования. Уже первые известные нам цивилизации делали попытки исследовать космос. Но только с изобретением телескопа в 1608 году Иоанном Липперсгейем, человечество получило возможность более обстоятельно заняться исследованием космоса. А экспоненциальное развитие техники и технологий в XX-м веке позволило уже не просто созерцать звёздное небо, но и «дотронуться рукой» до него. Флагманом в этом процессе стал Советский Союз.

В данной статье мы расскажем о становлении космонавтики в СССР.

КОСМОНАВТИКА В СССР

«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением».

С.П. Королёв

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полёта в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полёт в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства — воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.

Всё изложенное фантастами будоражило умы учёных. Так, К.Э. Циолковский говорил:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчёт».

Циолковский и конструктор первой советской жидкостной ракеты ГИРД-09 М.К.Тихонравов

Публикация в начале XX века теоретических работ пионеров космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка, Р.Х. Годдарда, Г. Гансвиндта, Р. Эно-Пельтри, Г. Оберта, В. Гомана в какой-то мере ограничивала полет фантазии, но в то же время вызвала к жизни новые направления в науке — появились попытки определить, что может дать космонавтика обществу и как она на него влияет.

Надо сказать,что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Когда учёный говорил:

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

Он не выдвигал альтернативы — либо Земля, либо космос. Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безысходности жизни на Земле. Напротив, он говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал учёный,

«изменят поверхность Земли, её океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как на самой Земле, которая ещё неопределённо долгое время будет оставаться жилищем человечества».

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В СССР

В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 года М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. В группу вошли Н.Г. Чернышев, П.И. Иванов, В.Н. Галковский, Г.М. Москаленко и др. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.

Один из запусков в рамках «Проекта ВР-190»

Этот проект (он получил название ВР-190) предусматривал решение следующих задач:

  • исследование условий невесомости в кратковременном свободном полёте человека в герметичной кабине;
  • изучение движения центра масс кабины и её движения около центра масс после отделения от ракеты-носителя;
  • получение данных о верхних слоях атмосферы;
  • проверка работоспособности систем (разделения, спуска, стабилизации, приземления и др.), входящих в конструкцию высотной кабины.

В проекте ВР-190 впервые были предложены следующие решения, нашедшие применение в современных КА:

  • парашютная система спуска, тормозной ракетный двигатель мягкой посадки, система разделения с применением пироболтов;
  • электроконтактная штанга для упредительного зажигания двигателя мягкой посадки, бескатапультная герметичная кабина с системой обеспечения жизнедеятельности;
  • система стабилизации кабины за пределами плотных слоёв атмосферы с применением сопел малой тяги.

В целом проект ВР-190 представлял собой комплекс новых технических решений и концепций, подтверждённых теперь ходом развития отечественной и зарубежной ракетно-космической техники. В 1946 году материалы проекта ВР-190 были доложены М.К. Тихонравовым И.В. Сталину. С 1947 года Тихонравов со своей группой работает над идеей ракетного пакета и в конце 1940-х — начале 1950-х годов показывает возможность получения первой космической скорости и запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ) при помощи разрабатывавшейся в то время в стране ракетной базы. В 1950 — 1953 годах усилия сотрудников группы М.К. Тихонравова были направлены на изучение проблем создания составных ракет-носителей и искусственных спутников.

Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королёвым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса. Созданное под руководством С.П. Королёва ОКБ-1-ЦКБЭМ-НПО «Энергия» стало с начала 1950-х годов центром космической науки и промышленности в СССР.

Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учёными свершилось воистину с космической скоростью. Уже 4 октября 1957 — всего 12 лет после окончания разрушительнейшей Великой Отечественной войны — с комического аэродрома, расположенного в городе Байконур был осуществлён запуск ракеты-носителя под названием Спутник, впоследствии выведенном на околоземную орбиту — он являлся самым первым спутником, сотворённым руками человека и запущенным с Земли. Запуск этой ракеты ознаменовал новую эпоху в развитии космических исследований. Спустя месяц СССР был произведён запуск второго искусственного спутника Земли. При этом уникальная особенность этого спутника заключалась в том, что в него было помещено первое живое существо, выведенное за пределы Земли. На борт спутника поместили собаку по имени Лайка.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 года первого человека в космос — Ю.А. Гагарина (http://inance.ru/2015/04/den-cosmonavtiki/). Затем — групповой полёт, выход человека в космос, создание орбитальных станций «Салют», «Мир»… СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.Показательной являлась тенденция перехода от запуска одиночных КА,предназначенных для решения в первую очередь военных задач, к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных).

Юрий Гагарин в костюме космонавта

Другие важные достижения космонавтики в СССР

Но кроме таких всемирно известных достижений, чего же ещё достигла советская космическая наука в XX веке?

Начнём с того, что для сообщения ракетам-носителям космических скоростей были разработаны мощные жидкостные ракетные двигатели. В этой области особенно велика заслуга В.П. Глушко. Создание таких двигателей стало возможным благодаря реализации новых научных идей и схем, практически исключающих потери на привод турбонасосных агрегатов. Разработка ракет-носителей и жидкостных ракетных двигателей способствовала развитию термо-, гидро- и газодинамики, теории теплопередачи и прочности, металлургии высокопрочных и жаростойких материалов, химии топлив, измерительной техники, вакуумной и плазменной технологии. Дальнейшее развитие получили твердотопливные и другие типы ракетных двигателей.

В начале 1950-х гг. советские учёные М.В. Келдыш, В.А. Котельников, А.Ю. Ишлинский, Л.И. Седов, Б.В. Раушенбах и др. разработали математические закономерности и навигационно-баллистическое обеспечение космических полётов.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика. Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина — динамика космического полёта.

Конструкторские бюро, возглавлявшиеся Н.А. Пилюгиным и В.И. Кузнецовым, создали уникальные системы управления ракетно-космической техникой, обладающие высокой надёжностью.

В это же время В.П. Глушко, A.M. Исаев создали передовую в мире школу практического ракетного двигателестроения. А теоретические основы этой школы были заложены ещё в 1930-е гг., на заре отечественного ракетостроения.

Ракета УР-200

Благодаря напряжённому творческому труду конструкторских бюро под руководством В.М. Мясищева, В.Н. Челомея, Д.А. Полухина были выполнены работы по созданию крупногабаритных особо прочных оболочек. Это стало основой создания мощных межконтинентальных ракет УР-200, УР-500, УР-700,а затем и пилотируемых станций «Салют», «Алмаз», «Мир», модулей двадцатитонного класса «Квант», «Кристалл», «Природа», «Спектр», современных модулей для Международной космической станции (МКС) «Заря» и «Звезда», ракет-носителей семейства «Протон».

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ «Южное», возглавлявшимся М.К. Янгелем. Надёжность этих ракет-носителей лёгкого класса не имела в то время аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса «Зенит» — представитель второго поколения ракет-носителей.

За четыре десятилетия развития космонавтики в СССР существенно возросли возможности систем управления ракет-носителей и космических аппаратов. Если в 1957 — 1958 гг. при выведении искусственных спутников на орбиту вокруг Земли допускалась ошибка в несколько десятков километров, то к середине 1960-х гг. точность систем управления была уже столь высока, что позволила космическому аппарату, запущенному на Луну, совершить посадку на её поверхности с отклонением от намеченной точки всего на 5 км. Системы управления конструкции Н.А. Пилюгина были одними из лучших в мире.

Большие достижения космонавтики в области космической связи, телевещания, ретрансляции и навигации, переход к высокоскоростным линиям позволили уже в 1965 году передать на Землю фотографии планеты Марс с расстояния, превышающего 200 млн км, а в 1980 году изображение Сатурна было передано на Землю с расстояния около 1,5 млрд км. Научно-производственное объединение прикладной механики, многие годы возглавлявшееся М.Ф. Решетневым, первоначально было создано как филиал ОКБ С.П. Королёва; сегодня это НПО — один из мировых лидеров по разработке космических аппаратов такого назначения.

Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960—1970-х гг., а в 1980—1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полётов было проведено также большое число экспериментов — технических, геофизических и астрономических.

В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли «Космос-186» и «Космос-188» была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки КА в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на её поверхность.

В целом решение разнообразных задач исследования космоса — от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций — дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало техническому прогрессу человечества. Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем. Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений — солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.

Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки её поверхности, сфотографировал и в том числе и её невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств. Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2».

Луноход-1

Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее магнитного поля. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны. Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.

Большой вклад в развитие передовой техники внесли проектирование, изготовление и эксплуатация очень сложных космических систем. Автоматические космические аппараты, посылаемые к планетам, являются, по сути дела, роботами, управляемыми с Земли посредством радиокоманд. Необходимость разработки надежных систем для решения задач такого рода привела к более совершенному пониманию проблемы анализа и синтеза различных сложных технических систем. Такие системы сегодня находят применение как в космических исследованиях, так и во многих других областях человеческой деятельности. Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.

Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой — запуск и стыковка на орбите космических кораблей «Союз» и «Аполлон» — был осуществлен в июле 1975 года.

Стыковка Союз-Аполлон

Этот полёт ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции. Особое значение приобрела международная кооперация в сфере космических услуг, где лидирующее место принадлежит ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ СССР В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Каковыми же были главные причины того, что именно СССР стал флагманом в исследовании и освоении ближнего космоса? Какие особенности советского подхода к развитию космонавтики обеспечили такой прорыв?

Несомненно, на становление и развитие космонавтики в СССР повлиял целый ряд факторов. Это и исторические традиции развития науки и техники, теоретическое наследие более ранних периодов, новаторская деятельность отдельных выдающихся личностей — основоположников РКТ, их способность к научному риску; сочетание необходимого уровня развития теоретической базы и экономических возможностей их практической реализации; достаточный багаж фундаментальных научных исследований, — но все эти факторы не смогли бы так эффективно сработать без участия механизма партийно- хозяйственного управления страны, который принято называть административно-командной системой. В то же время, эта зависимость носит и обратный характер, «система» может поставить задачу, мобилизовать ресурсы, ужесточить политический режим, то есть способствовать или мешать, но не генерировать научную и конструкторскую мысль. Совершенствуя систему образования и предоставляя доступ к нему всем слоям населения, власть только открыла возможность для освоения познавательно-творческого потенциала. Главная задача легла на плечи советских тружеников. И они до поры до времени справлялись с этой задачей достойно. То есть, успех в покорении космоса определялся главным образом не строем, а гением людей.

С 1958 по 1963 год.

Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом , позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство . Этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики .

В последующем совершили полёты ещё пять кораблей серии, в том числе два групповых (без стыковки), в том числе с первой в мире женщиной-космонавтом Терешковой . Планировавшиеся ещё 4 полёта (в том числе более длительные, с созданием искусственной гравитации) были отменены.

Восход

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» , но имел увеличенный передний приборный подотсек, его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров), а вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.

Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» - с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в открытый космос) были ещё впереди.

Союз

Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 сначала для облёта Луны . К Луне должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К-9К-11К . Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле Л1, выводимым на РН «Протон» , а на базе 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК - многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК) с солнечными батареями, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите , для проведения различных экспериментов , в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК начались в 1966 году. Первые 3 беспилотных пуска оказались неудачными и выявили серьёзные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым оказался трагическим - космонавт погиб. Тем не менее программа продолжилась, и уже в 1968 году состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», в 1969 - первая пилотируемая стыковка и групповой полёт трёх кораблей, в 1970 - первый долговременный полёт, в 1971 - первые стыковка и экспедиция (после которой экипаж погиб) на орбитальную станцию «Салют»-ДОС.

Совершены и продолжаются несколько десятков полётов (в том числе только два, закончившихся гибелью экипажей) корабля в разных вариантах «Союз» (в том числе 7К-Т, 7К-ТМ, 7К-МФ6, 7К-Т-АФ, 7К-С), «Союз-Т» (7К-СТ), «Союз-ТМ» (7К-СТМ), «Союз-ТМА» (7К-СТМА), «Союз-ТМА-М/ТМАЦ» (7К-СТМА-М) , в том числе для первой стыковки с иностранным кораблем, экспедиций на орбитальные станции «Салют»-ДОС, «Алмаз», «Мир» и т. д.

Корабль стал основой для создания пилотируемых кораблей нереализованных лунных программ (Л1 и Л3 и Союз-Контакт для отработки стыковки модулей Л3) и военных программ (Союз 7К-ВИ военисследователь, -П перехватчик, -Р разведчик, многофункционального «Звезда»), а также для автоматического грузового корабля «Прогресс».

Л1

Лунно-облётная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.

Л3

Лунно-посадочная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.

Звезда

Военный пилотируемый корабль КБ Козлова, проект которого разрабатывался взамен «Союза 7К-ВИ » КБ Королёва, был доведён до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса КБ Челомея из военной орбитальной станции «Алмаз» и корабля ТКС.

ТКС

Пилотируемый корабль КБ Челомея для обслуживания военной орбитальной станции «Алмаз» и прочих задач Министерства обороны, запускавшийся на РН «Протон» только в беспилотном режиме, но стыковавшийся с орбитальными станциями (в том числе пилотируемыми) «Салют»-ДОС.

Заря

Частично-многоразовый пилотируемый транспортный корабль КБ Королёва с запуском на РН «Зенит» , проект которого был отменён на этапе проектирования в виду сосредоточения ресурсов на создании системы «Энергия»-«Буран».

Алмаз

Долговременные пилотируемые военные орбитальные станции КБ Челомея, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Салют-2,-3,-5», «Космос-1870», «Алмаз-1», из которых две эксплуатировались пилотируемыми («Салют-3,-5»). Имели на борту в том числе оружие (пушки).

Салют-ДОС

Долговременные пилотируемые орбитальные станции ЦКБЭМ, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Космос-557», «Салют-1,-4,-6,-7», из которых все кроме первой эксплуатировались пилотируемыми. Две последние имели по два стыковочных узла и принимали одновременно на борт по два пилотируемых или автоматических грузовых и прочих корабля, в том числе тяжёлые ТКС.

Мир

Спираль

Единственный из пяти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году, ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации .
В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).

Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с по 1963 год .

Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года , стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом , позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство . Этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики .

В последующем совершили полёты ещё пять кораблей серии, в том числе два групповых (без стыковки), в том числе с первой в мире женщиной-космонавтом Терешковой . Планировавшиеся ещё 4 полёта (в том числе более длительные, с созданием искусственной гравитации) были отменены.

Восход

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» , но имел увеличенный передний приборный подотсек, его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров), а вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.

Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» - с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в отрытый космос) были ещё впереди.

Союз

Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 сначала для облёта Луны . К Луне должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К-9К-11К . Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле Л1, выводимым на РН «Протон» , а на базе 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК - многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК) с солнечными батареями, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите , для проведения различных экспериментов , в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Спираль

Буран

Единственный из 5-ти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации. В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).

Непилотируемые космические программы

«Марс » - наименование советских межпланетных КА , запускаемых к планете Марс , начиная с 1962 года . Вначале был запущен «Марс-1 », затем одновременно «Марс-2 » и «Марс-3 ». В 1973 году к Марсу стартовало сразу четыре КА («Марс-4 », «Марс-5 », «Марс-6 », «Марс-7 »). Запуски КА серии «Марс» осуществлялись РН «Молния» («Марс-1») и РН «Протон » с дополнительной 4-й ступенью («Марс-2» - «Марс-7»).

См. также

Напишите отзыв о статье "Космическая программа СССР"

Примечания

Ссылки

Что можно сказать о космической программе СССР? Она длилась чуть дольше половины столетия и была крайне успешной. За свою 60-летнюю историю эта, в первую очередь, засекреченная военная программа была ответственна за ряд новаторских достижений в космическом полете, среди которых:

  • первая в мире и в истории межконтинентальная баллистическая ракета (R-7);
  • первый спутник ("Спутник-1");
  • первое животное на орбите Земли (собака Лайка на "Спутнике-2");
  • первый человек на космической и земной орбите (космонавт Юрий Гагарин на «Востоке-1");
  • первая женщина на космической и земной орбите (космонавт Валентина Терешкова на "Востоке-6");
  • первый в истории выход человека в космос (космонавт Алексей Леонов на "Восходе-2");
  • первое изображение дальней стороны Луны ("Луна-3");
  • беспилотная мягкая посадка на Луне ("Луна-9");
  • первый космический марсоход ("Луноход-1");
  • первый образец лунной почвы автоматически извлекается и доставляется на Землю ("Луна-16");
  • первая в мире известная космическая станция ("Салют-1").

Другие заметные достижения: первые межпланетные зонды "Венера-1" и "Марс-1", которые пролетели мимо Венеры и Марса. Кратко о космической программе СССР читатель узнает из этой статьи.

Немецкие ученые и Циолковский

Программа СССР, первоначально усиленная благодаря помощи захваченных ученых-сотрудников передовой немецкой ракетной программы, основывалась на некоторых уникальных советских и дореволюционных теоретических разработках, многие из которых были придуманы Константином Циолковским. Его иногда называют отцом теоретической космонавтики.

Вклад Королева

Сергей Королев был руководителем основной проектной группы; его официальное звание звучало как «главный конструктор» (стандартное название для аналогичных должностей в СССР). В отличие от своего американского конкурента, у которого НАСА было единым координирующим органом, программа Советского Союза была поделена между несколькими соревнующимися друг с другом бюро во главе с Королевым, Михаилом Янгелем, а также такими выдающимися, но полузабытыми гениями своего дела, как Челомей и Глушко. Именно эти люди дали возможность отправить в СССР первого человека в космос, это событие прославило страну на весь мир.

Неудачи

Из-за секретного статуса программы и пропагандистской ценности объявления о результатах миссий откладывались до тех пор, пока успех не был определен. В эпоху гласности Михаила Горбачева (в 1980-х) многие факты о космической программе были рассекречены. Среди значительных неудач - гибель Королева, Владимира Комарова (в результате крушения корабля "Союз-1") и Юрия Гагарина (в ходе обычной миссии на истребителе), а также неудача в разработке гигантской ракеты "Н-1", предназначенной для питания пилотируемого лунного спутника. Она взорвалась вскоре после старта на четырех беспилотных испытаниях. Космонавты СССР в космосе в итоге стали настоящими первопроходцами в этой сфере.

Наследие

С распадом Советского Союза Россия и Украина унаследовали эту программу. Россия создала Российское авиационно-космическое агентство, ныне известное как Государственная корпорация Роскосмос, а Украина - НКАУ.

Предпосылки

Теория освоения космоса имела прочную основу в Российской империи (до Первой мировой войны) благодаря трудам Константина Циолковского (1857-1935 гг.), который высказал ряд совершенно революционных идей в конце XIX и начале XX века, а в 1929 году представил концепцию многоступенчатой ракеты. Большую роль сыграли различные эксперименты, проведенные членами исследовательских групп в 1920-х и 1930-х годах, среди которых были такие гении и отчаянные первопроходцы, как Сергей Королев, мечтавший о полетах на Марс, и Фридрих Цандер. 18 августа 1933 года советские испытатели запустили первую советскую ракету на жидком топливе Gird-09, а 25 ноября 1933 года - первую гибридную ракету GIRD-X. В 1940-1941 гг. произошел еще один прорыв в области реактивных силовых установок: разработка и серийное производство многоразовой ракетной установки "Катюша".

1930-е и Великая Отечественная война

В 1930-х годах советская ракетная техника была сопоставима с германской, но «Великая чистка» Иосифа Сталина серьезно навредила ее развитию. Многие ведущие инженеры были убиты, а Королев и другие были заключены в ГУЛАГ. Хотя «Катюша» была очень востребована на Восточном фронте во времена ВМВ, передовое состояние немецкой ракетной программы поразило советских инженеров, которые осмотрели ее остатки в Пенемюнде и Миттельверке после окончания всех битв за Европу. Американцы тайно перевезли большинство ведущих германских специалистов и около ста ракет V-2 в Соединенные Штаты в ходе операции «Скрепка», но советская программа извлекла большую выгоду из захваченных немецких записей и ученых, в частности чертежей, полученных с мест производства V-2.

После войны

Под руководством Дмитрия Устинова Королев и другие осматривали чертежи. При поддержке ракетного ученого Гельмута Гроттрупа и других захваченных немцев до начала 1950-х годов наши ученые создали полный дубликат известной немецкой ракеты "Фау-2", но под своим собственным названием R-1, хотя габариты советских боеголовок требовали более мощного ракетоносителя. Работа конструкторского бюро ОКБ-1 Королева была посвящена криогенным ракетам на жидком топливе, с которыми он экспериментировал в конце 1930-х годов. В результате этой работы была разработана знаменитая ракета "Р-7" («семерка»), которая была успешно испытана в августе 1957 года.

Советская космическая программа была привязана к пятилетним планам СССР и с самого начала зависела от поддержки советских военных. Несмотря на то что он был «единодушно движим мечтой о космических путешествиях», Королев, как правило, держал это в секрете. Тогда в приоритете была разработка ракеты, способной нести ядерную боеголовку к Соединенным Штатам. Многие высмеивали идею запуска спутников и пилотируемых космических кораблей. В июле 1951 года на орбиту были впервые запущены животные. Две собаки были найдены живыми после достижения высоты в 101 км.

Это было очередным успехом СССР в космосе. Благодаря своей огромной дальности полета и большой грузоподъемности, составляющей приблизительно пять тонн, R-7 была не только эффективной в качестве доставки ядерных боеголовок, но и отличной основой для построения космического корабля. Заявление Соединенных Штатов в июле 1955 года о своем плане запуска спутника очень помогло Королеву убедить советского лидера Никиту Хрущева поддержать его планы, чтобы превзойти американцев. Был одобрен план для запуска спутников на околоземной орбите ("Спутник") для получения знаний о космосе, а также запуск четырех беспилотных военных разведывательных спутников "Зенит". Дальнейшие запланированные разработки требовали полета человека на орбиту к 1964 году, а также беспилотного полета на Луну в более ранние сроки.

Успех "Спутника" и дальнейшие планы

После того как первый спутник оказался успешным с пропагандистской точки зрения, Королеву, известному публично только как анонимный «главный конструктор ракетно-космических систем», было поручено ускорить пилотируемую программу производства космического корабля "Восток". Все еще находясь под влиянием Циолковского, который выбрал Марс в качестве наиболее важной цели для космических путешествий, в начале 1960-х годов российская программа под руководством Королева разработала серьезные планы пилотируемых полетов на Марс (с 1968 по 1970 год).

Фактор милитаризма

На Западе полагали, что куратор космической программы СССР Хрущев заказывал все миссии для пропагандистских целей и находился в необычайно близких отношениях с Королевым и другими главными конструкторами. Сам Хрущев на самом деле делал упор на ракеты, а не на освоение космоса, поэтому не очень интересовался конкуренцией с НАСА. Представления американцев о своих советских коллегах были сильно замутнены идеологической ненавистью и конкурентной борьбой. Тем временем история космической программы СССР приближалась к своей звездной эпохе.

Систематические планы миссий, задуманных по политическим мотивам, создавались очень редко. Своеобразным исключением стал выход в космическое пространство Валентины Терешковой (первая женщина в космосе в СССР) на "Востоке-6" в 1963 году. Советская власть была больше заинтересована в использовании космических технологий в военных целях. Например, правительство в феврале 1962 года внезапно приказало провести миссию с участием двух "Востоков" (одновременно) на орбите, запущенную «за десять дней», чтобы побить рекорд "Меркурия-Атласа-6", запущенного в том же месяце. Программа не могла быть реализована до августа, но исследование космоса в СССР продолжалось.

Внутренняя структура

Организованные СССР полеты в космос были очень успешными. После 1958 года конструкторское бюро ОКБ-1 Королева столкнулось с возрастающей конкуренцией со стороны Михаила Янгеля, Валентина Глушко и Владимира Челомея. Королев планировал двигаться вперед с кораблем "Союз" и тяжелым ускорителем "Н-1", который станет основой постоянной пилотируемой космической станции и пилотируемого исследования Луны. Тем не менее Устинов поручил ему сосредоточиться на околоземных миссиях с использованием очень надежного космического корабля «Восход», модифицированного «Востока», а также на межпланетных беспилотных полетах на близлежащие планеты - Венеру и Марс. Если описать кратко, космическая программа СССР шла очень гладко.

Янгель был помощником Королева, но при поддержке военных в 1954 году ему было предоставлено собственное конструкторское бюро для работы в основном по военной космической программе. У него была более сильная команда разработчиков ракетных двигателей, им было разрешено использовать гиперголическое топливо, но после катастрофы Неделина в 1960 году Янгелю было поручено сосредоточиться на разработке МБР. Он также продолжал разрабатывать свои собственные конструкции тяжелого ускорителя, аналогичные "Н-1" Королева, как для военных применений, так и для полетов грузов в космос при строительстве будущих космических станций.

Глушко был главным конструктором ракетных двигателей, но у него были личные трения с Королевым, и он отказался разрабатывать большие однокамерные криогенные двигатели, в которых Королев нуждался для создания тяжелых ускорителей.

Челомей воспользовался покровительством куратора космической программы СССР Хрущева, и в 1960 году ему была поручена разработка ракеты для отправки пилотируемого корабля вокруг Луны и пилотируемой военной космической станции.

Дальнейшее развитие

Успех американского шаттла Apollo встревожил главных разработчиков, каждый из которых выступал за свою собственную программу. Несколько проектов получили одобрение власти, а новые предложения поставили под угрозу уже утвержденные проекты. Из-за «особой настойчивости» Королева в августе 1964 года, спустя три года после того, как американцы во весь голос заявили о своих амбициях, Советский Союз наконец решил бороться за Луну. Он поставил цель посадки на Луну в 1967 году - на 50-летие Октябрьской революции. На одном из этапов еще в 1960-х годах советская космическая программа активно развивала 30 проектов для пусковых установок и космических кораблей. С отстранением от власти Хрущева в 1964 году Королеву был предоставлен полный контроль над космической программой.

Королев скончался в январе 1966 года после операции на толстой кишке, а также от осложнений, вызванных болезнями сердца и сильным кровотечением. Керим Керимов курировал разработку как пилотируемых аппаратов, так и беспилотников для бывшего Советского Союза. Одним из величайших достижений Керимова был запуск «Мира» в 1986 году.

Руководство ОКБ-1 было поручено Василию Мишину, который должен был отправить человека в полет вокруг Луны в 1967 году и высадить на нее человека в 1968 году. Мишину не хватало политической власти Королева, и он все еще сталкивался с конкуренцией со стороны других главных конструкторов. Под давлением Мишин одобрил запуск полета корабля "Союз-1" в 1967 году, хотя аппарат так и не был успешно испытан в беспилотном полете. Миссия стартовала с конструктивными недоработками и завершилась падением машины на землю, убив Владимира Комарова. Это был первый летальный исход за всю историю космической программы СССР.

Борьба за Луну

После этой катастрофы и под возросшим давлением у Мишина возникла проблема с алкоголем. Количество новых достижений СССР в космосе значительно сократилось. Советы были обыграны американцами при отправке первого пилотируемого полета вокруг Луны в 1968 году "Аполлоном-8", но Мишин продолжил разработку проблемного сверхтяжелого "Н-1" в надежде, что американцы потерпят неудачу, которая предоставит достаточно времени, чтобы сделать "Н-1" работоспособным и высадить человека на Луну первыми. Был успешный совместный полет кораблей "Союз-4" и "Союз-5", в ходе которого были испытаны методы рандеву, стыковки и передачи экипажа, которые будут использоваться для посадки. LK Lander был успешно испытан на околоземной орбите. Но после того как четыре беспилотных испытания "Н-1" закончились неудачей, разработку ракеты завершили.

Засекреченность

Космическая программа СССР скрывала информацию о своих проектах, предшествовавших успеху "Спутника". Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) имело право объявлять обо всех успехах космической программы, но только после успешного завершения миссий.

Достижения СССР в долгое время были неизвестны самому советскому народу. Секретность советской космической программы служила как средством предотвращения утечки информации за пределы государства, так и для создания таинственного барьера между космической программой и советским населением. Программа была настолько секретной, что обычный советский гражданин мог представить только поверхностную картину ее истории, нынешней деятельности или будущих усилий.

События в СССР в космосе охватывали энтузиазмом всю страну. Однако из-за засекреченности советская космическая программа столкнулась с парадоксом. С одной стороны, чиновники пытались продвигать космическую программу, часто связывая ее успехи с силой социализма. С другой стороны, те же чиновники понимали важность секретности в контексте холодной войны. Этот акцент на секретности в СССР можно понимать как меру защиты его сильных и слабых сторон.

Последние проекты

В сентябре 1983 года ракета "Союз", запускаемая для доставки космонавтов на космическую станцию ​​"Салют-7", взорвалась на площадке, в результате чего система сброса капсулы корабля "Союз" сработала, сохранив жизнь экипажу.

В дополнение к этому было несколько неподтвержденных сообщений о потерянных космонавтах, чьи смерти якобы были скрыты Советским Союзом.

Космическая программа "Буран" выпустила одноименный космический челнок на основе третьего в истории сверхтяжелого пускового устройства "Энергия". "Энергия" должна была использоваться в качестве базы для пилотируемой миссии на Марс. "Буран" предназначался для поддержки крупных космических военных платформ в качестве ответа сначала на космический челнок США, а затем на известную космическую оборонную программу Рейгана. В 1988 году, когда система только начала работать, договоры о сокращении стратегических вооружений сделали "Буран" ненужным. 15 ноября 1988 года "Буран" и ракета "Энергия" были запущены с Байконура, и через три часа и две орбиты пошли на посадку в нескольких милях от стартовой площадки. Было построено несколько машин, но только одна из них совершила беспилотный испытательный полет в космос. В итоге эти проекты были сочтены слишком дорогими, и их свернули.

Начало радикальных экономических преобразований в стране ухудшило положение оборонной отрасли. Космическая программа оказалась и в сложном политическом положении: прежде служившая показателем преимущества социалистического строя перед капиталистическим, с приходом гласности она обнаружила свои недостатки. К концу 1991 года космическая программа прекратила существование. После распада СССР ее деятельность не была возобновлена ни в России, ни в Украине.


СССР заслуженно удерживала в мире титул мощнейшей космической державы. Первый спутник выведенный на орбиту Земли, Белка и Стрелка, полёт в космос первого человека – более чем веские причины для этого. Но были в советской космической истории научные прорывы и трагедии неизвестные широкой публике. О них-то и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Межпланетная станция «Луна-1»



Межпланетная станция «Луна-1», которая была запущена 2 января 1959 года, стала первым космическим аппаратом, успешно достигнувшим окрестностей Луны. 360-килограммовый космический аппарат вез груз из советской символики, которую предполагалось разместить на поверхности Луны, чтобы продемонстрировать превосходство советской науки. Тем не менее, корабль промахнулся мимо Луны, пройдя в 6000 километрах от ее поверхности.

Во время полета к Луне был проведен эксперимент по созданию «искусственной кометы» - станция выпустила облако паров натрия, которое в течение нескольких минут светилось и позволяло наблюдать станцию с Земли, как звезду 6 величины. Что интересно, «Луна-1» была по крайней мере пятой попыткой СССР по запуску космического аппарата к естественному спутнику Земли, первые 4 окончились неудачей. Радиосигналы от станции прекратились через три дня после запуска. Позже в 1959 году зонд «Луна-2» достиг поверхности Луны, совершив жесткую посадку.



Запущенный 12 февраля 1961 года советский космический зонд «Венера-1» стартовал к Венере, чтобы совершить посадку на ее поверхности. Как и в случае с Луной, это был не первый запуск – аппарат 1ВА № 1 (который также окрестили «Спутником-7») потерпел неудачу. Хотя сам зонд должен был сгореть при входе в атмосферу Венеры, планировалось, что спускаемая капсула достигнет поверхности Венеры, что сделало бы ее первым объектом антропогенного происхождения на поверхности другой планеты.

Первоначальный запуск прошел хорошо, но через неделю связь с зондом была утеряна (предположительно, по причине перегрева датчика направления на Солнце). В итоге неуправляемая станция прошла в 100 000 километрах от Венеры.


Станция «Луна-3», запущенная 4 октября 1959 года, была третьим космическим аппаратом, успешно отправленным к Луне. В отличие от предыдущих двух зондов программы «Луна», этот был оснащен камерой, которая была предназначена для того, чтобы впервые в истории снять обратную сторону Луны. К сожалению, камера была примитивной и сложной, поэтому снимки получились некачественными.

Радиопередатчик был настолько слаб, что первые попытки передачи изображений на Землю не удались. Когда станция приблизилась к Земле, совершив облет вокруг Луны, были получены 17 фото, на которых ученые обнаружили, что «невидимая» сторона Луны гористая, а отличие от той, которая повернута к Земле.

4. Первая успешная посадка на другой планете


17 августа 1970 года стартовала автоматическая научно-исследовательская космическая станция «Венера-7», которая должна была высадить на поверхность Венеры спускаемый аппарат. Чтобы выжить в атмосфере Венеры как можно дольше, спускаемый аппарат был изготовлен из титана и оснащен тепловой изоляцией (предполагалось, что давление у поверхности может достигать значения 100 атмосфер, температура - 500 °C, а скорость ветра у поверхности - 100 м/с).

Станция достигла Венеры, а аппарат начал спуск. Однако, тормозной парашют спускаемого аппарата разорвался, после чего он в течение 29 минут падал, в конце концов врезавшись в поверхность Венеры. Считалось, что аппарат не мог выжить при подобном ударе, но позже анализ регистрируемых радиосигналов показал, что зонд передавал показания температуры с поверхности в течение 23 минут после жесткого приземления.

5. Первый искусственный объект на поверхности Марса


«Марс-2» и «Марс-3» - две автоматических межпланетных станции – близнеца, которые были запущены в мае 1971 года к Красной планете с разницей в несколько дней. Поскольку США опередили Советский Союз, первыми достигнув орбиты Марса («Маринер-9», который также стартовал в мае 1971 года, опередил два советских зонда на две недели и стал первым космическим аппаратом на орбите другой планеты), СССР хотел совершить первое приземление на поверхность Марса.

Спускаемый аппарат «Марса-2» разбился о поверхность планеты, а спускаемый аппарат «Марса-3» сумел совершить мягкую посадку и начал передавать данные. Но передача прекратилась через 20 секунд из-за сильной пылевой бури на поверхности Марса, в результате чего СССР лишился первых четких снимков, сделанных на поверхности планеты.

6. Первый автоматический аппарат, доставивший внеземное вещество на Землю



Поскольку американские астронавты «Аполлона-11» уже привезли на Землю первые образцы лунного вещества, СССР принял решение запустить на Луну первый автоматизированной космический зонд для сбора лунного грунта и возврата на Землю. Первый советский аппарат «Луна-15», который должен был достигнуть поверхности Луны в день запуска «Аполлона-11», при попытке посадки разбился.

Перед этим 5 попыток также были неудачными из-за проблем с ракетой-носителем. Тем не менее, «Луна-16», шестой советский зонд, был успешно запущен после «Аполлона-11» и «Аполлона-12». Приземлилась станция в районе море Изобилия. После этого она взяла пробы грунта (в количестве 101 грамма) и вернулась на Землю.

7. Первый трехместный космический аппарат


Запущенный 12 октября 1964 года «Восход-1» стал первым космическим кораблем, экипаж которого составлял более одного человека. Хотя «Восход» был разрекламирован, как инновационный космический корабль, на самом дел он был слегка измененной версией «Востока», на котором впервые в космосе побывал Юрий Гагарин. У США на тот момент не было даже двухместных кораблей.

«Восход» считался небезопасным даже советскими конструкторами, поскольку место для трех членов экипажа было освобождено за счет того, что в конструкции отказались от катапультных кресел. Также кабина была настолько тесной, что космонавты находились в ней без скафандров. В результате, если бы кабина разгерметизировалась, то экипаж бы погиб. Кроме того, новая система посадки, состоящий из двух парашютов и допотопной ракеты, была испытана всего один раз перед запуском.

8. Первый космонавт африканского происхождения



18 сентября 1980 года в рамках восьмой экспедиции к орбитальной научной станции «Салют-6» стартовал космический корабль «Союз-38». Его экипаж состоял из советского космонавта Романенко Юрия Викторовича и исследователя Арнальдо Тамайо Мендеса, кубинского летчика, который стал первым человеком африканского происхождения, отправившимся в космос. Мендес пребывал на борту «Салюат-6» в течение недели, где принял участие в 24 экспериментах в области химии и биологии.

9. Первая стыковка с необитаемым объектом

11 февраля 1985 года после полугодового отсутствия на космической станции «Салют-7» людей связь с ней внезапно прервалась. Замыкание привело к тому, что все электрические системы «Салюта-7» выключились, а температура на станции упала до -10 °C.

В попытке спасти станцию, к ней была направлена экспедиция на переоборудованном под эти цели космическом корабле «Союз Т-13», который пилотировал самый опытный советский космонавт Владимир Джанибеков. Автоматизированная система стыковки не работала, поэтому нужно было проводить ручную стыковку. Стыковка прошла успешно, а работы по восстановлению космической станции проходили в течение нескольких дней.

10. Первая человеческая жертва в космосе

30 июня 1971 года Советский Союз с нетерпением ожидал возвращения трех космонавтов, который провели на станции «Салют-1» 23 дня. Но после приземления корабля «Союз-11» изнутри не доносилось ни единого звука. Когда капсулу вскрыли снаружи, внутри обнаружили трех мертвых космонавтов, на лицах которых были темно-голубые пятна, а из носа и ушей текла кровь.

По данным следствия, трагедия произошла сразу же после отделения спускаемого аппарата от орбитального модуля. В кабине корабля произошла разгерметизация, после чего космонавты задохнулись.

Космические корабли, которые конструировались на заре космической эры, кажутся раритетами по сравнению с . А ведь возможно, эти проекты будут реализованы.



top