Много званных, но мало избранных. Евангелие дня: "Много званых, но мало избранных" Проповеди много званных но мало избранных

Много званных, но мало избранных. Евангелие дня:

«Много званных, но мало избранных»
(Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева 27 декабря 2015 года.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

С егодня в Свято-Никольском храме мы совершили последнюю Божественную Литургию в уходящем году. На следующей седмице мы встречаем Новый Год, а вскоре после этого и Рождество Христово, к которому готовимся все эти дни. И всегда в последнее воскресение уходящего года Церковь предлагает нам за Литургией притчу о званных на вечерю (Лк. XIV. 16-24) . Притчу эту Господь говорит, услышав, что некто из возлежащих с Ним сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. XIV. 15) . То есть эта вечеря, на которую хозяин дома зовет многих, есть образ Царства Божия. С радостной вести (Евангелия) о том, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф. IV. 17) начинается проповедь Спасителя, но и содержание этой проповеди целиком и полностью сводится именно к Царству. Это важно осознать. В отличие от всех религиозных и прочих учителей человечества, Христос принес не новую доктрину или идеологию, не новую мораль, не новый культ, но новую Жизнь, которую можно разделить, т. е. зажить по-новому. А можно пройти мимо. В своих притчах Господь много говорит именно о Царстве, о той новой жизни, которую Он принес людям. Говорит в притчах, потому что жизнь эта таинственна, не загадочна, а именно таинственна, и именно в силу этого неописуема обычным способом — нужен язык символов, а точнее образов, чтобы прикоснуться к сути этой тайны. На таком языке и говорит с нами Христос в своих притчах, раскрывая те или иные стороны этой тайны. О чем же Он говорит именно в этой притче?

П ритча эта, которая заканчивается такими суровыми словами Спасителя: «Много званных, но мало избранных» (Лк. XIV. 24) , все-таки вселяет в меня надежду. Объясню почему.

В о-первых, потому что Господь зовет многих, а на самом деле, как мы знаем — всех, по слову ап. Павла: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2.4) .

В о-вторых, уверен, что не открою никакого секрета, если скажу, что всякий раз, когда мы встречаем в Евангелии нищих, увечных, хромых и слепых, то мы видим здесь не только какие-то физические недостатки, но и свои духовные немощи. Да, среди нас не много нищих и увечных, но есть ли хоть один, кто мог бы про себя сказать, что он духовно здоров? И если такой и найдется, то он должен знать, что место ему не здесь, он не сюда пришел, ибо Церковь - это лечебница, а мы все пациенты этой лечебницы. Это мы нищие, потому что не имеем никаких духовных даров, не умеем ни любить, ни верить, ни радоваться, ни терпеть, ничего толком не умеем. Это мы хромые, потому что идем по жизни, все время спотыкаясь, хромая на оба колена, все время сворачивая с пути. Это мы слепые, ибо не видим главного в нашей жизни, мы прилеплены к суетному, поверхностному, преходящему.

И вот, оказывается, на этой вечере могут оказаться и нищие, и увечные, не только те, кто никогда не болел или сумел выздороветь, исцелился, но и те, кто лечился, лечился, но так и не долечился. Всякий, кто внимательно читал Евангелие, не мог не обратить внимание, что планка евангельских заповедей столь высока, что невозможно не изумиться вместе с апостолами: «Так кто же может спастись?» (Мф. XIX.25) . И очень естественно из этого изумления сделать вывод, что в Царствии Божием и людей-то будет совсем немного, ну вот те, имена которых записаны в наших святцах, и еще те немногие, чьи имена знает только Сам Господь.

Б уквально на днях мне попался на глаза один анекдот, мне кажется, он по-своему очень хорошо иллюстрирует эту ситуацию.

«К сендз встречается с раввином, ну и, как всегда, между ними, как и положено, вспыхивает спор разных мировоззренческих религиозных систем. Ксендз многозначительно и язвительно говорит:

М не, ребэ, сегодня приснился странный сон. Будто я попал в ваш еврейский рай. И там многолюдно, как на базаре: такая грязь, вонь, шум, гам, трескотня, детвора шумит и толкотня!

А мне, — говорит раввин ксендзу, — приснилось, что я попал в ваш христианский рай. Тишь, да гладь, да Божья благодать. И там чисто, светло, сплошное благоухание — и, представьте себе — ни души!»

А ведь и правда, если только святые спасаются, то в Царстве Божием будет сплошное благоухание и очень мало людей.

Я сказал, что эта притча вселяет в меня надежду, потому что на праздничной вечере могут оказаться и нищие, и увечные, т.е. и кто-то из нас. Что же для этого нужно? Только одно - надо этого захотеть.

Г осподь в этой притче говорит нам о том, что радость разделить трапезу с хозяином дома получит не тот, кому это положено, а только тот, кто в этом нуждается, и неважно — хром он или подслеповат. Причем, человек может считать, что ему это положено в силу разных причин: потому что он крещен, а значит, как он уверен, он православный, или он ходит в церковь и даже причащается, или он, как он думает, праведен и благочестив — не то что прочие мытари и грешники…

И так, надо захотеть, захотеть подлинно, по-настоящему. Не надо думать, что среди тех нищих и увечных, кого рабы разгневанного хозяина пошли звать на вечерю, не оказалось похожих на тех званных, которые начали извиняться, объясняя, что у них в данный момент есть дела поважнее. И там, наверно, кто-то был чем-то занят, кто-то лечился и не о чем другом и думать не хотел, кому-то было просто лень вставать с места, кто-то настолько был озлоблен на всех, что просто не поверил, что его зовут на ужин в хозяйский дом и т.д.. Но были и те, кто захотел и пришел. Да, может быть, им было легче, чем званным, ибо у них не было ни волов, ни земли, т.е. всего того, в чем мы видим успешность своей жизни, на обладание чем тратим лучшее время и лучшие силы, не замечая, как очень незаметно и быстро мы сами становимся рабами своих волов и своей земли.

О ни пришли на эту вечерю не потому, что захотели на халяву поужинать, был среди них и такой персонаж (о нем говорит евангелист Матфей), тот самый, который поленился даже одеть праздничную одежду, потому что хотел только яств со стола хозяина, а до него самого ему не было дела. Как поступил с ним хозяин вечери, мы тоже знаем. Они пришли, потому что хотели разделить радость устроителя пира, потому что их позвали, несмотря на то, что они нищие и увечные. Они не заслужили этого пира, они о нем и не мечтали и уж тем более не считали, что хозяин обязан именно их пригласить, но именно они там и оказались.

Э та притча вселяет надежду, но, в то же время, это очень суровая притча, и не только потому, что все-таки «избранных мало», хотя и больше, чем мы думаем. А потому, что так трудно понять, чего же мы хотим на самом деле. Вспомним историю, рассказанную в фильме А. Тарковского «Сталкер», когда наставник главного героя, тоже сталкер, которого все звали Дикообраз, пошел в зону, в тайную комнату, где исполнялись сокровенные желания, желая помочь тяжело больному брату, а вышел оттуда с мешком денег и удавился. Да, и хотим мы зачастую и волов, и земли, и много чего еще: и на вечерю не опоздать, успев на бегу набросить праздничную одежду. Именно поэтому апостол говорит нам: «Блюдите, како опасно ходите», и дальше: «дорожите временем, ибо дни лукавы» (Ефес. 5.15,16) . Дни лукавы, обманчивы, нам кажется, что их так много еще впереди, но подходит к концу еще один год, вот мы на пороге нового года. И он пролетит также быстро и незаметно, а для кого-то из нас он может стать последним на этой земле. Успеем ли мы понять, чего мы хотим на самом деле, сможем ли захотеть «единого на потребу», только от этого зависит войдем ли в число тех «мало избранных», несмотря на всю нашу нищету и увечья.

Аминь.

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев,
настоятель Свято-Никольского храма села Макарово.

Апостолы Иисуса Христа особо отметили в своих Евангелиях притчи Христа, которыми

Христос говорил со своими учениками и с людьми, слушающими его. Он с горечью

Говорил о том, что среди людей «много званных да мало избранных» (Евангелие от

Матфея, 20-16. 22-14; Евангелие от Луки, 14-24).

Эти слова заключают в себе великую знаковость для христиан. В слове «З-в-АН-ных»

Четко видно, что званные – это те люди, которые находятся в состоянии «трижды»-

В-«АН». Тандем «АН» есть перевернутое сатаной Божественное слово «НА». А слово

«НА» предлагает людям все самое лучшее от Создателя человечества.

Поэтому силы Света показывают нам начертаниями слова «З-в-АН-ные», что эти люди

Являются НЕ ведающими правды Творца, а значит, они находятся во власти сатаны и

Выполняют его желания.

И, как подчеркнул Христос в притче, таких «звАНных» много. Очень много. Вот

Почему государства того времени назывались, к примеру, АН-тичным Римом, АН-тичной

Грецией, а то далекое время – АН-тичным временем.

Слово «избранные», наоборот, заключает в себе Божественные знаки и показывает

Собой, что «и-З-б-РА-нные» есть те из людей, кому дана Божественная правда, и кто

Носит в своем сердце Имя Солнечного бога «РА» Вечно Живого. Это те, кто

Откликается на зов Создателя в притче, рассказывающей о «званных» на пир. К

Сожалению, таких людей очень мало. О чем с горечью и говорит Христос.

Словом «ПИ-Р» Христос показывает слушающим его притчу, что на «пиру» присутствует

Дьявольское, опустошающее разум человека, «число ПИ».

И потому в АН-тичные времена, в царстве сатаны, «избранных» мало. То есть мало

Тех людей, над которыми сатана НЕ имеет власти. А значит, притча показывает

Людям ситуацию в человечестве в пользу сатаны.

Таким образом, смысл притчи о званных на пир в том, что «слуг» сатаны в

Человечестве находится гораздо больше, чем «рабов» Творца.

Обратите внимание, что слово «христи-АН-е» также несет в себе сатанинский тандем

«АН». Это произошло потому, что сатана поработил человечество своей ложью, и

Скоро его власть над людьми завершится его апофеозом торжества, так как в Библии

Прямо говорится о приходе к власти «АН-тихриста» и его «царстве».

Узнав знаковый смысл слова «званный», начинаешь видеть бессмысленность широко

Известной поговорки «НЕзванный гость хуже татарина». Ведь в слове «НЕзвАНный»

Сатанинский тандем «АН» отрицается.

Рецензии

Видимо, так и есть.
Вот примерно о том же:

Помилованье Божие - удар
высоким током
иль смертельной хворью:
тебя какой-то вычислил радар,
когда ты тень влачил по лукоморью.

Помилованный избран -
в этом суть.
Он блАжен,
неусыпен,
многим странен...
Он иноходец, инопланетянин
среди
предпочитающих
уснуть.

Здравствуйте, Екатерина! Рада видеть Вас! Большое спасибо за отклик и за рейтинг! Вы правы. Люди, избРАвшие путь к Богу, делают шаг в мир "избранных". Надеюсь, что читатели это увидят. Приходите в гости. С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

30 декабря евангельское чтение на Литургии будет рассказывать о том, как хозяин устроил пир, не смог собрать на него своих друзей и тогда призвал нищих, увечных и слепых. Чему нас учит эта притча, как услышать Божий призыв и можно ли понуждать к вере, объясняет протоиерей Геннадий ФАСТ.

Дионисий. Притча о брачном пире. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Фото: Музей фресок Дионисия

«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк. 14:16-24)

Комментирует протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора свв. Константина и Елены, автор книг по библеистике:

Та же притча о званных и призванных есть и у евангелиста Матфея (Мф. 22:2-14). Там некий человек-царь, которому подобно Царство Небесное (Мф.22:2-14), сделал пир для сына своего. У евангелиста Луки мы слышим о человеке и его рабе, посланном звать на ужин гостей. Сопоставляя обоих евангелистов, мы понимаем, что речь идет о Боге-Отце, пославшего своего Сына, Господа Иисуса Христа звать людей в Царство Небесное. У св. Луки эта притча прямо предваряется словами некоего из возлежавших: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном (Лк.14:15). О Царстве Небесном были и первые слова проповеди Христа на земле: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).
Итак, Господь зовет нас на Свой пир, в Царство Небесное и приглашает: «Идите, все уже готово».

Он обо всем позаботился - дело за приглашенными. Что же Домовладыка слышит в ответ? Все, как бы сговорившись, начинают отказываться. На самом деле никакого сговора не было, все произошло, как это бывает в жизни, стихийно. Все начинают отказываться, у всех находятся причины, которые они посчитали достаточными для отказа Богу.

Первый говорит, что я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня. Вроде бы вежливо. В славянском переводе это звучит: имей мя отреченна, то есть, попросту, - отстань от меня, не приставай. Поскольку притча - повествование иносказательное, под землей здесь понимается собственность, все, что есть у человека своего, принадлежащего ему.

Второй говорит, что купил пять волов и идет испытать их. Волы в то время - это сила, с помощью которой возделывалась земля. Потом это бы назвали трактором или комбайном. Под волами понимается труд, призвание, деятельность, общественная активность.
Третий говорит: «Я женился и не могу прийти». И даже не извиняется. Здесь понятно без иносказаний, что речь идет о семье.

Ни первый, ни второй, ни третий не грешат. Собственность - не грех, труд - не грех, семья - не грех. Более того, все это людям Самим Богом дано и заповедано: Господь дал людям землю, велел трудиться, благословил брак. Что же не так?

То, что все, полученное человеком от Бога, становится между Богом и человеком, разделяет их. У человека много собственности, кипучей деятельности, которая наполняет его жизнь, делает его бодрым, востребованным, значимым, богатым, у него семья, заботы о которой также наполняют его жизнь, ведь столько всего надо успеть, чтобы и у детей все было не хуже, чем у других, чтоб жена была довольна, так что для Бога уже не остается места. И все полученные от Бога дары становятся причиной к Богу не идти.

Так было и во времена земной жизни Христа, и в наше время. Нередко можно услышать от очень хороших, добрых, нравственных людей, как они из-за собственности, труда и семьи не могут найти время для Бога. Да и не только время не могут найти - Он им неинтересен!

Результат - гнев Божий. Когда мы Божии дары используем, о Подателе же благ забываем, то становимся чадами гнева Божия и то, что было даром Божьим, начинает разрушать нашу жизнь.

Дальше Господь зовет уже не богатых, но нищих, хромых, убогих. Кто это такие? Те, у кого что-то не сложилось: с собственностью, работой семьей. Мы не знаем, по каким причинам это произошло. Они были недостаточно талантливы или трудолюбивы? А может быть, просто кротки и уступчивы?

Так или иначе, они оказались отзывчивее, чем те, у кого все было в порядке. Нередко приходится делать вывод о том, что люди, которые в мире сем оказались не у дел, не преуспели в земной премудрости, чувствительнее к мудрости небесной. А Бог, как мы знаем из Евангелия, как раз и пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Как писал апостол Павел: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог...» (1 Кор.1:26).

Можно ли из этого сделать вывод, что «вера - для слабых» или что к Богу «всегда приходят скорбями», как иногда доводится услышать? Мне как-то не по себе, когда я слышу такое. Разве скорбями пришел к Богу Авраам, Никодим, учитель иудейский, Иосиф Аримафейский, богатый человек, - все они были людьми с землей, женами и волами. Или разве от скорби и убожества шли на смерть за Христа мученики, среди которых были и богатые, и знатные, и царские дети? Да и нигде в Евангелии не говорится, что нищета и хромота - добро, а богатство, успех - зло. Конечно, сказано, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», но это значит то, что идущие в Царство Божие должны терпеть те скорби, которые Бог пошлет, потому что этот путь тернистый. А среди нищих и убогих мы видим достаточно таких, кого совершенно не интересует слово Божие, озлобленных и угрюмых.

Нищета бывает разной. Есть нищие по лени, есть - по несчастному случаю, а есть нищие духом, о которых говорится в первой из Заповедей Блаженств, самом сердце Евангелия. Такая нищета открывает к Богу прямой путь: ни волы, ни земная любовь, ни заботы житейские не могут заглушить призывающий Божий глас, потому что душа больше всего алчет Божией правды. И конечно, о такой нищете мы не должны забывать, читая эту притчу.

Но вот все призваны и еще осталось место. И Господь посылает пойти по дорогам и собрать всех, кого только найдет, чтобы наполнился «дом Мой». В святоотеческих толкованиях здесь говорится о мире языческом. Первые два раза Господь зовет людей иудейского благочестия, призванных ответить на Его зов, и среди которого оказались состоявшиеся и несостоявшиеся. А третий раз - ни те, ни другие, но язычники, которые, казалось бы, вообще далеки от Царствия Божиего и ничего не знали о Едином Боге, никто их не научил. Но Господь все равно их призывает. Потому что Господь стучится в сердце каждого человека, или через Свое Слово, или через голос совести.

Здесь есть одно интересное место: Господь говорит посылающему: «убеди (их) прийти». «Убеди» в данном случае - ослабленный по значению синодальный вариант греческого глагола, который звучит скорее как «понуди прийти».

Еще блаженный Августин обратил на это внимание и высказывал мысль о позволительности понуждения в том, чтобы приводить людей к вере. Во времена позднего средневековья на этот текст ссылались те, кто считал оправданным физическую борьбу и даже уничтожение еретиков, противников веры. Можно ли понуждать людей к вере, добру? Бог весть! Может, иногда человек и нуждается в каком-то понуждении.

Однако, в основном речь может идти лишь о понуждении духовном. Слово Божие действует неотразимо. Человек порой и не хочет, и далек от всего, но вдруг услышит Слово Божие и покоряется высшему голосу в себе самом. Сердце уязвляется любовью Божией, красотой Божьей жизни и истиной Христовой и люди идут. И тогда наполняется дом.

Но почему же «мало избранных»? Иногда говорят: не все избраны для Царства Божия. Это как раз тот момент, когда на словах притчи нельзя строить некий догмат, делать вероучительный вывод, как нельзя делать такой же вывод на основании псалмов, являющихся духовной поэзией. Господь зовет всех. И состоявшихся, и несостоявшихся по разным причинам, всех, кого только найдут. Он даже «понуждает» прийти. И никто из откликнувшихся Богом не отринут. И потому слова: «много званных, но мало избранных» означают, что званы все, а избраны только те, кто услышал зов Божий и ответил на него. Избран ли ты - это от тебя зависит, потому что ты позван. Но Дом Божий еще наполняется, еще есть время. Хотя мы и не знаем, сколько его у нас.

24 Декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали притчу о званых на вечерю, в которой выражается мысль, что Бог всех равно призывает к наслаждению благами Царства Небесного и если некоторые не удостоятся их, то только лишь по своей вине, а именно по пристрастию к мирским благам.

Святой апостол и евангелист Лука говорит, что некоторый человек устроил вечерю великую, а апостол и евангелист Матфей несколько иначе говорит о том же самом: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего...» (Мф. 22: 2).

Эта вечеря была именно брачным пиром Сына Божия, и Сам Бог Отец устроил эту великую вечерю. Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено для брачного пира Сына Божия, Которого скрыл Лука под видом некоторого человека. И когда все было готово, когда настало время, послал он раба сказать званным: «Идите, ибо уже все готово».

Заранее были приглашены, заранее званы на брачный пир некоторые избранные. Кого же первых звал Господь на брачную вечерю Сына Своего? Кто эти избранные? Это вожди народа израильского, это учители его – первосвященники, книжники, фарисеи, старейшины народа – их в первую очередь звал Господь на пир Свой. Он даже не ограничился однократным приглашением: когда все было готово к пиру, Он опять послал раба сказать, что все готово, идите на пир. И как же ответили эти избранные?

«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня», - читаем мы в Евангелии. А по-славянски это будет: «Молю тя, имей мя отречена» , т.е. – отрекаюсь от твоей вечери.

Он купил землю и поэтому считал совсем неинтересным брачный пир Христов, вечерю Сына Божия. Ему дороже была земля, купленная им, так как на земное возложил он все свое упование, только к земным благам направлены все стремления и помыслы его. Зачем ему вечеря в Царстве Божием?

«Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; молю тя имей мя отречена».

Он купил пять пар волов, значит, не был бедным человеком: он был богат, и из-за этих пяти пар волов отказался от вечери в царстве Божием. Под видом этого человека, нам еще раз показано, как мы привязываемся сердцем к богатству, к земным благам.

Ведь мы знаем, что тем, кто хоть раз вступит на путь любостяжания, никогда не сойти с него, потому что любостяжание всецело овладевает сердцем человека, и чем больше приобретает человек, тем больше разгорается его страсть к приобретениям, тем ненасытнее хочет он новых богатств.

«Третий сказал: я женился; и потому не могу прийти».

Первые два хоть как-то извинялись, а этот даже не извинился, он просто и даже грубо говорит: не нужна мне твоя вечеря. Я женился, у меня молодая жена, которая мне гораздо дороже твоей вечери. Имей мя отречена.

«И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».

Кто же эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал хозяин вечери по улицам города? Это те, о которых говорит апостол Павел в послании Коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее...» (1 Кор. 1: 27–29).

Это были нищие и телом, и духом, это были смиренные, простые люди, которые не кичились своей мудростью, так как книжной мудрости не имели, были необразованными людьми.

Ведь мы знаем, что апостолов Господь избрал именно из таких, из ничего не знающих от науки, от мудрости человеческой, простых рыбаков. За Христом ходили толпы людей, которые были настроены совсем не так, как вожди израильские, которые ненавидели Христа из зависти к Нему. Христа окружали люди простые, хотя и грешные, и тяжко грешные, как мытари и блудницы, но которые омывали слезами своими ноги Его и отирали их распущенными волосами. Это были люди не мудрые, не знатные – это были люди униженные. Они чувствовали сердцем своим, хоть и грешным, но сохранившим чуткость, святость Господа, чувствовали огромный контраст между Христом, и собой, так как были сосудами греха и нечистоты.

Это их нищих и бедных – не увлёкшихся мирскими выгодами, терпевших недостатки и лишения, слепых – неученых и некнижных, хромых – не оставляющих служение миру и плоти, но, в то же время, желающих послужить Богу – собрал раб господина по улицам города. Но осталось еще место.

И тогда «господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14: 17–24).

Кого это велел Он искать по дорогам загородным, по проселочным путям, по изгородям, чтобы наполнить дом свой?

Это язычники, среди которых с такой быстротой распространилось евангельское слово, это язычники, жившие далеко от Иерусалима, язычники той великой Римской империи, которая покорила себе весь тогдашний мир.

Язычники покоренные в течение трех веков проповедью о Христе, пролившие в процессе познания Христа так много крови, блуждали по перепутьям. Их также призывает Господь, в равной степени. Евангелие Христово в течение трех веков покорило себе весь тогдашний языческий мир. Вот кем наполнилась горница, приготовленная для пира.

Апостол и евангелист Матфей прибавляет еще нечто важное, о чем умолчал апостол Лука: «Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22: 11–13).

А кто же это такой: одетый не в брачную одежду? Это один из тех, которых немало даже среди нынешних христиан, один из тех, кто не понимает, что «Царство Божие нудится, т.е. силой берется, и только употребляющие усилия восхищают, т.е. наследуют его».

Это тот, который полагал, что получив отпущение и прощение грехов в Таинстве Крещения, уже чист; один из тех, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие.

Некоторые не хотят видеть той грязи, которой так много в их сердцах, не хотят сознавать, что одеты в грязное рубище, сотканное из их грехов, и смеют приходить на вечерю Христову.

Мы с вами видим, что притча Христова относится не только к тем древним людям, вождям народа израильского, нечестивым книжникам и фарисеям.

Слова Христовы вечны, они не утратили своего значения и актуальности, имеют глубокое значение и для нас, живущих через две тысячи лет.

Разве не все люди, которых Он искупил Своей Божественною Кровью на Кресте, призваны на вечерю в царстве Божием? Конечно же все!

А многие ли откликаются на призыв? Как не страшно нам отрекаться от Вечери Христовой? К сожалению, огромное множество людей продолжают отрекаться: им нет дела до Царства Небесного, они не верят в вечную загробную жизнь, не верят в Бога; идут своим путем, опрометчиво надеясь только на свои силы…

Но есть и другие. Из числа отвергших вечерю Христову есть много таких, которые веруют в Бога и хотели бы войти в Царство Небесное, но на вечерю они не идут, и Христу, зовущему их, отвечают: «Имей мя отречена».

Почему же, они не идут? Они смущенно так отвечают: как нам идти, ведь над нами будут смеяться, издеваться. Можем ли мы идти против течения, можем ли не жить той жизнью, которой все живут? Можем ли выделяться из числа людей нас окружающих? Ведь мы зависим от них во многих отношениях, боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них.

Мы порой боясь насмешек и издевательств людей окружающих, почему не боимся слов Самого Господа: «Кто постыдится Меня пред человеки, постыжусь того и Аз пред Отцом Моим Небесным» . Очень страшно, когда слова Христа имеют меньшее значение, чем мнение окружающих…

Нам всем нужно сознавать, что заслужим мы отречение от нас Самого Господа Иисуса Христа, если посмеем сказать Ему: «имей мя отречена», если не задумаемся как мы живем и не решимся изменить свою жизнь, если выше всего не будем ставить заповеди Христовы, не боясь того, что скажут о нас другие люди.

Как хочется не оказаться изгнанным с вечери Христовой за то, что пролез туда в грязной одежде греха.

Братья и сестры! Давайте не будем забывать слова Христа: много званных, мало же избранных.

Земная жизнь порой слишком коротка, никто кроме Господа не знает, сколько нам отмерено, необходимо помнить о том, что дни нашей земной жизни надо употребить на то, чтобы очистить сердца свои и стать достойными участниками великой и вечной вечери Христовой.

Да поможет нам всем Господь! Аминь.



Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...



«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...



Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие - как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...



Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. 70 апостолов...

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званых, а мало избранных ; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает то же? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. Потому и говорит Павел: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16) , и Иаков тоже: вера без дел мертва (Иак. 2:20) . И Господь говорит через псалмопевца: Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число (Пс. 39:6) .

По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Блж. Иероним Стридонский

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Блж. Феофилакт Болгарский

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Евфимий Зигабен

Тако будут последнии перви, и первии последни: мнози бо суть звани, мало же избранных

Тако будут последнии перви, и первии последни

Это не заключение из притчи, потому что там последние уравниваются с первыми, а здесь последние являются первыми; но это особое изречение, показывающее, что подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. Такими могут быть и христиане, и иудеи, или из верующих те, которые в начале были небрежны, а в конце становятся усердными, и те, которые в начале усердны, а в конце становятся небрежными. И не только в вере бывают такие перемены, но и в жизни.

Мнози бо суть званы, мало же избранных

многие призваны к вере, но немногие становятся угодными Богу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Слова, сказанные в 19:30 здесь повторяются, и это ясно показывает, что в них именно заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми, и наоборот; но что может быть и так, при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха ούως (так), которое может значить здесь: вот, в таких или подобных случаях (но не всегда). Для объяснения 16 стиха находят параллель во 2 Ин. 8 и думают, что она “дает ключ” для объяснения притчи, - с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова ст. 16-го: “ибо много званых, а мало избранных” следует признать позднейшей вставкой, как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф. 22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи.

Толковая Библия.


Самое обсуждаемое
Молитвы ко господу иисусу христу Молитвы ко господу иисусу христу
Военные действия на реке угре в 1480 Военные действия на реке угре в 1480
Влияние коррупции на экономическое развитие страны Влияние коррупции на экономическое развитие страны


top