Национальная принадлежность человека. А1

Национальная принадлежность человека. А1

производителей и потребителей

партий и государства

родителей и детей

писателей и читателей

А2. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

требование права

норму морали

научный закон

правило этикета

А3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

А4. Что является отличительной чертой науки?

обращение к сверхъестественным силам

стремление к достижению объективной истины

воздействие на эмоции людей

А5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

Основное общее образование

Среднее профессиональное образование

Полное (среднее) образование

Высшее профессиональное образование

А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б. Нормы морали устанавливаются государством.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

A7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

Отличительной чертой рыночной экономики является

централизованное распределение ресурсов

свободное ценообразование

введение подоходного налога

товарный дефицит

В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

спад производства

бюджетный профицит

рост инфляции

бюджетный дефицит

10. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Национальная принадлежность человека является характеристикой его

прирожденного статуса

социальной роли

достигаемого статуса

общественного престижа

Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

политический строй

социальную структуру

хозяйственный уклад

форму государства

13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

Правительство

Совет безопасности

Федеральное Собрание

Общественная палата

Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

альтернативных

непрямых

формальных

неравных

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

А5 . Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

А9 . В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А10 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

    наличие системы законодательства

    равноправие и равенство граждан перед законом

    функционирование правоохранительных органов

    наличие суверенитета

А18 . Президент Российской Федерации

А19 . Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

К малой социальной группе можно отнести:

А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны
В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
А) банковские служащие
Б) петербуржцы
В) избиратели
Г) африканцы
Д) демократы
1) территориальный
2) профессиональный
3) политический

На современном этапе развития глобального мирового сообщества к пониманию такой важной социальной категории, как национальная принадлежность, сложилось неоднозначное, двойственное отношение. На это имеется несколько причин.

Социальная общность

Главным образом, раскол во взглядах на понимание природы национальной принадлежности на сегодняшний день наблюдается по линиям стран условного Запада и Востока. В наиболее общем смысле принадлежность к какой-либо группе следует рассматривать как одну из форм социальной общности.

Их существует масса, и все они соответствуют различным критериям. Известны языковые, культурные, религиозные. Наивысшим проявлением социальной общности является принадлежность к цивилизациям. Ученые приводят различные классификации цивилизационных общностей, но в условиях современных реалий целесообразней всего рассматривать 9 основных: западная, исламская, синская, японская, индуистская, южноамериканская, африканская, православная и буддистская.

Данная классификация основана на территориально-географическом и религиозном критериях.

Ещё более высокой формой общности выступает принадлежность к расе, коих традиционно выделяют три: европеоидная, монголоидная и негроидная.

В попытке раскрыть сущность понятия национальной принадлежности следует двигаться от большего к меньшему. Нац. общность - это еще одна форма разделения внутри конкретной цивилизации. В рамках православной, например, выделяют русских, украинцев, белорусов и т. д.

Разность подходов к пониманию на Западе и Востоке

Возвращаясь к вопросу о противоречивом отношении к понятию национальной принадлежности, сразу стоит указать, что в западных странах, в первую очередь в Европе и США, не принято акцентировать внимание на происхождении человека.

Причина тому - гипертрофированная мультикультурная политика. Её цель - упразднить всякие различия по национальному признаку и создать единое, однородное общество.

В западных научных кругах данная концепция получила название «Плавильного котла», пример которого можно наблюдать в Соединенных Штатах. Современная американская общность является производной слияния множества национальностей: это и англичане, и латиноамериканцы, и афроамериканцы, и китайцы, и представители множества прочих национальностей.

Коренные же американцы представляют собой нынче дискриминированное меньшинство, вынужденное жить в резервации, дабы не утратить свою культуру и самобытность. Данный подход к пониманию национальной принадлежности хоть и помогает в определенной степени интегрировать общество, но, тем не менее, содержит и ряд проблемных моментов.

В частности, на примере Европы, где также продвигается политика мультикультурализма, можно наблюдать превалирование выходцев стран из Северной Африки и Ближнего Востока над коренными немцами, французами, англичанами и т. д. Такое положение вещей обусловлено отказом народов Европы от защиты целостности своих наций и их культурного достояния. По мнению стран Запада, разделение по национальному признаку порождает конфликты и противоречия между людьми разного происхождения.

Поэтому в большинстве европейских документов данное понятие истолковывается максимально корректно. «Национальность» в них подразумевает исключительно территориальную принадлежность к какому-либо государству. Гражданство, по сути. А антропологический, культурный и исторический факторы во внимание не принимаются.

Каковы последствия от усреднения понятий?

Смещение акцентов с права на национальную принадлежность в пользу построения универсального общества чревато постепенным размыванием целых национальных идентичностей, что сейчас можно наблюдать на примере Франции, где арабское население преобладает над французским.

С другой стороны, по линии стран постсоветского лагеря можно наблюдать обратную тенденцию. Бывшие советские государства, особенно страны СНГ, склонны проявлять настойчивость в сохранении целостности и поддержании незыблемости своих национальностей.

Все без исключения народы, проживающие на территории России и в ближнем зарубежье, очень трепетно относятся к своему историческому происхождению. Русские, белорусы, украинцы, казахи, армяне, азербайджанцы, грузины - каждый представитель данных общностей чтит и бережет свою национальную историю.

Разница между национальной и этнической принадлежностью

Учитывать её обязательно. Прежде чем определить признаки национальной принадлежности человека, необходимо обозначить отличия таких пересекающихся категорий, как национальность и этнос.

Грань между понятиями очень тонка. Термин нации происходит от этноса. А это - возникшая и устоявшаяся на протяжении истории социальная группа, которая не всегда привязана к конкретной территории, склонная к изоляционизму.

Нация - социальная общность, объединяемая языком, культурой, историей, территорией, особенностями экономической жизни и общим социально-политическим строем. Трансформация этноса в нацию происходит тогда, когда этнос становится субъектом международных отношений. И, соответственно, обретает общемировое признание.

Хоть нация и является производной этноса, это понятие всё равно более многоаспектное, широкое. По итогу оно содержит в своем составе множество этносов. Яркий пример - китайская нация. Она включает этносы ханьцы, хуэйцзу и другие.

Почему стоит сохранять национальную самобытность

Теперь стоит перейти к не менее важной теме. А именно - к признакам национальной принадлежности, которые, собственно, и формируют ту или иную народность. К ним относятся:

  • антропологические характеристики (биолого-физиологические особенности);
  • культурная составляющая (обычаи, традиции, творчество, фольклор);
  • общая лингвистическая база (единый язык, свойственный нации);
  • территориально-географическое место происхождения (не обязательно место проживания, так как многие национальные меньшинства рассеяны по всему миру: еврейская коммуна в Одессе, украинская диаспора в США и Канаде, и т. д.);
  • общая история;
  • существование консолидированного национального стержня, представленного государством с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, политической системой.

Каждая из рассмотренных составляющих представляет собой особую значимость. Утрата хотя бы одной из них является признаком, свидетельствующим о деградации нации и о регрессе данной социальной общности.

Удручающим является факт, что некоторые страны сознательно отказываются от признания уникальности культуры и истории собственной нации лишь из страха задеть чужие чувства. В полноценном обществе осознание и принятие отличий народной индивидуальности не должно быть поводом для общественного порицания. Каждый обязан это усвоить и не бояться определять и указывать свою национальную принадлежность в социуме.

Национальная принадлежность как социальная характеристика

Она является формирующим элементом в процессе социализации граждан. На процесс взросления человека и его становления как личности (главным образом на социальное позиционирование) национальная принадлежность влияет самым непосредственным образом.

В качестве примера стоит привести события в Германии в преддверии Второй мировой войны, когда сильно возросший градус общественной неприязни к евреям побудил их стесняться собственного происхождения и заставил утаивать свою национальность, дабы не подвергаться унижениям и побоям. В данных условиях евреи не просто стали социальными аутсайдерами Западной Европы. Они превратились в заложников своего происхождения. Таким образом, национальная принадлежность в ощутимой мере является детерминантом социального положения человека.

Положения конституции РФ

На них тоже стоит обратит внимание. Точнее, на ту статью, где рассказывается про право на национальную принадлежность. Не углубляясь в философию и абстрактные рассуждения, за обоснованием данного права достаточно обратиться к фундаментальным нормативно-правовым документам, регламентирующим принципы социального устройства государства.

Статья 26 Конституции РФ регламентирует наличие у каждого гражданина нашей страны права на свободное и добровольное определение своей национальной принадлежности. Статьёй предусматривается, что гражданин не обязан предъявлять биологические и документальные доказательства своего происхождения при её выборе.

Данные положения действительны как в случаях рождения гражданина в смешанной семье, где родители являются представителями разных национальностей, так и в случаях, когда он появился в семье одной народности, но вырос в приёмной.

На основе этих двух случаев можно дать совет. Он будет полезен тем, кто не знает, как определять свою национальную принадлежность в документах. Всё просто. Выходец из смешанной семьи абсолютно свободно имеет право указать национальность одного из родителей на собственное усмотрение. А если человек родился в одной семье, а воспитался в другой? Тогда ему следует выбирать национальность, язык, культуру и менталитет, которые он впитал в большей степени.

Русская антропология

На научное осмысление вопрос русской национальной принадлежности был поставлен в конце 19-го века. Именно тогда стали зарождаться антропологические исследования в России. С 1890 по середину 20-го столетия в отечественной науке был окончательно выработан общий «русский портрет».

Отмечается высокая антропологическая однородность русских популяций. Все они обладают одинаковыми разрезами и формой губ, шириной носовой кости и хряща, шириной черепа. По данным параметрам они схожи с популяциями Западной Европы. По абдоминальным параметрам и объемам конечностей русские сродни центральным европейцам.

Есть и другие характеристики:

  • относительно светлая пигментация кожных, волосяных покровов, оттенков глаз; процент светлых оттенков волос составляет примерно 30%, а глаз - 46-50%;
  • средний рост бровных дуг и лицевого волосяного покрова;
  • доминирование высокого горизонтального профиля и средне посаженной переносицы;
  • средняя ширина черепа и лица;
  • слабый наклон лобной части и более малое развитие надбровий.

Напоследок хотелось бы сказать, что все национальности по-своему уникальны и особенны. Каждый должен помнить о своей принадлежности и не допускать дискриминации или ущемления по этому признаку. Потому что все мы живём на одной планете - это наш общий дом.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!



top