Расстались мы но твой портрет кому адресовано. «Расстались мы, но твой портрет…» М

Расстались мы но твой портрет кому адресовано. «Расстались мы, но твой портрет…» М

"Расстались мы; но твой портрет», стихотворение Лермонтова (1837 г.), восходящее к раннему стихотворению "Я не люблю тебя; страстей...» (1831 г.)
Центральный мотив - неугасшая любовь к утраченной возлюбленной, символической "заменой» которой является ее портрет; мотив этот осложнен темой преходящих "новых страстей», не вытесняющих первую, а лишь подчеркивающих ее.

«Расстались мы, но твой портрет»

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм
Кумир поверженный - всё бог!

Стихотворение обращено к Е. А. Сушковой.

Читает Г.Бортников
БОРТНИКОВ Геннадий Леонидович (род. 1939), актёр, народный артист Российской Федерации (1993). С 1963 в Московском театре им. Моссовета. Игре свойственны приподнятость, порывистость, импульсивность.
В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов.
Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Читать стих «Расстались мы, но твой портрет…» Лермонтова Михаила Юрьевича правильнее с интонацией лёгкой грусти и сожаления. Эта любовная лирика, написанная в 1837 году, является переработкой более раннего стихотворения, посвящённого Екатерине Сушковой. По известному утверждению девушки, она сама напомнила поэту об оригинальной версии. Лермонтов просил передать ему текст для исправления, обещая посвятить его Сушковой, но та отказалась.

Многие исследователи творчества автора сходятся во мнении, что переделанный вариант произведения, сохранивший без изменений только последние две строки, был переадресован Варваре Лопухиной. С этим вполне можно согласиться, ведь на момент создания названной лирики Лермонтов уже не испытывал искренних чувств к Сушковой. Более того, он отомстил девушке за насмешки над ним в юном возрасте, расстроив брак Екатерины с Алексеем Лопухиным. А из текста стихотворения Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…» чётко понятно, что героиня всё ещё дорога поэту. Он по-прежнему любит девушку. Это не могут изменить даже новые страсти.

Учить стихотворение полностью онлайн или скачать его для урока литературы в 10-11 классе свободно можно на нашем сайте.

Михаил Лермонтов был необычайно влюбчивым молодым человеком. В возрасте 15 лет он безумно увлекся милой, кокетливой девушкой – Екатериной Сушковой. Именно к ней он испытывал самые сильные чувства на протяжении всей своей жизни.

Сразу же после знакомства, уже через несколько дней, поэт стал закидывать Екатерину любовными письмами и своими стихотворными работами, в которых он признавался в чистых, светлых эмоциях. Однако девушка лишь надсмехалась над молодым пареньком, хотя, все его стихотворения хранила и берегла.

Дальнейшие их встречи продолжились в Москве. На одном из светских балов, Лермонтов узнал, что Екатерина до сих пор помнит смысл всех тех работ, которые Михаил когда-то ей посвящал и адресовал. По памяти, Лермонтов постарался восстановить некоторые из них, а затем, на основе вспомненного, создал совершенно новую творческую работу.

«Расстались мы, но твой портрет… » было написано в тот момент, когда отношения Лермонтова и Сушковой уже прекратились. Поэт увидел Екатерину избалованной, жестокой и черствой особой, что просто перевернуло его мир. Он проучивает светскую даму, влюбляя ее в себя, а затем, публично признаваясь, что не испытывает к ней ничего теплого.

Однако, смысл стихотворных строк «Расстались мы, но твой портрет… » говорит о другом. Автор так и продолжал любить ту юную, кокетливую девчонку, с которой когда-то познакомился. Конечно, она не имела ничего общего с той дамой, в которую превратилась Сушкова. Михаил Юрьевич берег самые светлые воспоминания о хрупкой и юной особе, которая так бережно сохранила его письма.

К тому же, Лермонтов практически всю свою жизнь носил на груди, рядом с крестиком миниатюрный портрет возлюбленной. Он был его оберегом. Он был напоминанием о ярких и легких чувствах беззаботной влюбленности.

Последние строки стихотворной работы говорят читателю о том, что в душе поэта сохранились все те эмоции, которые он испытывал ранее, в юности. Несмотря на все обстоятельства, даже не испытывая любви, теплые воспоминания всегда будут греть его душу.

Это стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем в 1837 году. За его основу было взято другое произведение автора, которое он в 1831 году посвятил Е. Сушковой, в которую был влюблен. Он посвящал ей стихи, но она не отвечала ему взаимностью, а лишь насмехалась. В жизни Лермонтова было несколько влюбленностей. Среди них была Варвара Лопухина, замужняя женщина. Именно ей поэт посвятил «Расстались мы с тобой, но твой портрет…».

Друзья Лермонтова говорили, что он носил на шее медальон, в который вставляется фотография. Вот почему в стихотворении он пишет, что хранит портрет возлюбленной на своей груди. Этот портрет придает ему сил и доставляет радость. В трудные моменты фотография любимой женщины помогает ему справляться с житейскими неприятностями. Он пишет, что даже спустя время не может забыть ее, он по-прежнему испытывает трепетные чувства.

Стихотворение имеет две строфы. Четырехстопный ямб, которым оно написано, придает произведению мелодичность и особое звучание. Лермонтов использовал при написании только мужскую рифму. Некую ритмичность и эмоциональное напряжение стихотворению придает прием аллитерации «ст» и «пр». Присутствующие эпитеты подчеркивают глубину чувств и переживаний от разлуки. Эта любовь навсегда осталась в сердце Лермонтова.

В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение на основе своей более ранней работы «Я не люблю тебя; страстей…». «Расстались мы, но твой портрет…» предположительно посвящено Варваре Лопухиной-Бахметьевой, в которую долгое время был влюблён поэт и продолжал любить до самой своей смерти. В стихотворение вошли две последние строчки из «Я не люблю тебя; страстей…», которые остались совсем без изменений:

Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!

Центральная тема стихотворения - чувства, которые остались к утраченной возлюбленной, несмотря на «новые страсти», бурлящие в жизни поэта. В качестве символа этой чистой любви выступает портрет девушки. Он постоянно возобновляет в памяти образ возлюбленной, заставляет оживать чувства и вспоминать прошлые счастливые дни.

Стихотворение состоит из двух строф. Окончание второй, перенесённое из другого стихотворения, восходит к французскому писателю Франсуа Шатобриану, который писал: «… бог не уничтожен от того, что храм его опустел» .

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» написано четырёхстопным ямбом с мужской рифмой. В нём используется большое количество эпитетов (храм оставленный, новые страсти), которые подчёркивают глубину чувств лирического героя. Аллитерация звуков «пр» (портрет, призрак) и «ст» (страстям, оставленный). Она усиливает напряжённость стихотворения, переживания лирического героя. Так же присутствуют метафоры. Храм сравнивается с чувством любви, а портрет способен радовать душу лирическому герою.

Лермонтов в стихотворении хотел показать, что чувства даются человеку на всю жизнь. Их нельзя оставить или забыть, они всегда будут преследовать, позволяя вспоминать самые прекрасные моменты. Именно это позволяет ему сравнивать чувства с храмом, который таковым остаётся, даже если в него не приходят люди.



top