Дистанционные образовательные технологии. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении Дистанционные образовательные технологии высшее образование

Дистанционные образовательные технологии. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении Дистанционные образовательные технологии высшее образование

В нашей стране принято говорить, что образование сильно своими традициями. Что ж, нашей системе образования славных традиций не занимать, но между тем именно в ближайшее время ее ждут настолько глобальные перемены, что многие привычные установки будут изменены коренным образом. И мы, учителя, тоже ждем перемен.

Хочу привести одну цитату: «Важна не сумма знаний, а их качество и востребованность в жизни». В наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников. Имеется в виду не формальное прохождение материала, а вполне качественное его усвоение в объёме пусть даже только школьной программы. Именно невозможность для обычного школьника усвоить эту сумму знаний и приводит к поголовному завышению оценок в школах, формальному прохождению того или иного учебного предмета. Вот здесь-то положительную роль и может сыграть дистанционное образование. Дистанционное обучение - новая для нас, учителей, форма обучения. А если это новая, самостоятельная система, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной работы в учебном процессе.

Проблема дистанционного образования не первый год дебатируется в отечественной специальной литературе, на страницах сети Интернет. Но все это, как правило, об организации ДО в высших учебных заведениях. Причем с начала 90-х годов в России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих дистанционные образовательные технологии, стремительно растет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.

Нас учителей, как специалистов, занятых не управлением учебным процессом, а непосредственно им самим, волнуют педагогические проблемы, возникающие в процессе практического использования дистанционного обучения.

Методика применения дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. Но у преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности. Более того, исследование показало, что многие из них даже не имеют представления о данной системе обучения. Вот результаты анкетирования учителей района на заседаниях методических объединений. Было опрошено 38 респондентов. Среди прочих были заданы следующие вопросы:

  1. Имеете ли Вы представление о дистанционных образовательных технологиях? («Да» - 45 %, «Нет» - 55 %)
  2. Знакомы ли Вы с нормативно-правовыми документами в области дистанционного образования? («Да» - 8 %, «Нет» - 82 %)
  3. Имеете ли Вы опыт преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий? («Да» - 2 %, «Нет» - 98 %)
Ответы на заданные вопросы красноречиво свидетельствуют о необходимости просвещения и подготовки учительского состава к использованию новых технологий обучения, а также разработке практических методик использования элементов дистанционных образовательных технологий для различных форм обучения.

Интернет - это уже не призрак, это реальность, это перспектива. И потом, Интернет это все-таки инструмент молодых. По результатам Интернет-исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» и Национальным Интернет-Сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом (25%) составляют подростки. И именно на них нацелено использование новой технологии ДО. Все образовательные учреждения города и области уже имеют подключение к сети Интернет. А значит, недалек тот день, когда технология дистанционного образования станет реальностью для общеобразовательных школ. И мы должны об этом говорить, и мы должны быть к этому готовы.

Как может выглядеть модель дистанционного обучения в школьном образовании? С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах. Но для того, чтобы обучение было качественным необходима подготовка квалифицированных специалистов. Такие курсы можно было бы создавать на базе других школ, вузов, колледжей и вести их могли бы подготовленные преподаватели соответствующего профиля. Новая система позволит учащемуся получить хорошую подготовку по выбранному предмету и тем самым сделает более комфортным поступление в ВУЗ. Погружение в предмет с помощью технологии дистанционного обучения даст возможность без ограничения времени близко познакомиться с научной и прикладной сферой выбранной области знания, поможет в профессиональном самоопределении. Пока же все большее число учащихся выпускных классов предпочитает переходить на обучение по экстернату, поскольку не имеют возможности совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в ВУЗе.

В последнее время все более широко в общеобразовательных школах, а особенно в старших классах, распространяется обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая в наших школах, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией это одна из главных целей современного образования.

Медики бьют тревогу о здоровье подрастающего поколения, загруженность учащихся старших классов даёт печальные результаты. А ведь совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля и необходимых консультаций. Замена классно-урочной деятельности на самостоятельные виды деятельности могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дать возможность дополнительных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.

Дистанционное обучение решит проблемы для тех случаев, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний. Уже сейчас создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения по отдельным учебным предметам, разделам и темам программы, даже целые виртуальные школы. Эта модель обучения поможет заменить очную систему обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. По данным ЮНЕСКО востребованность дистанционного обучения в России уже достаточна высока и среди взрослого населения, а также среди детей и подростков. И эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее число способных и талантливых ребят желают получить полноценное образование и углубить свои знания по отдельным предметам, будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне.

Дистанционные технологии это инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем. Но это должно быть сотрудничеством, а не передачей знаний. В этой ситуации система образования должна перейти от авторитарных отношений учитель - ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель - партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь. Консультативная работа учителя крайне необходима для учащегося, так как на всех этапах изучения курса и выполнения практических работ возникают вопросы, требующие комментарий преподавателя.

Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, и, таким образом, индивидуализации обучения. Но необходимо, чтобы учебный процесс с использованием ДОТ должен быть организован таким образом, чтобы была своевременная связь между преподавателем и учеником. Ведь одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если учащийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако и здесь могут быть проблемы, как только обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, в том числе, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими, что приведет к отсеву на ранних этапах обучения. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.

Итак, одной из главных проблем на данном этапе является неготовность преподавательского состава школ в большинстве своем к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Поэтому необходимо проводить обсуждения данной темы, изучать нормативно-правовые документы в области дистанционного образования, обмениваться опытом проведения курсов ДО, рассматривать проблемы, возникающие в ходе разработки и проведения курсов, проводить мастер-классы по созданию курсов ДО, т.е. создавать тесное сотрудничество, представляя возможность каждому педагогу в отдельности и совместно думать, размышлять, готовиться к новому этапу в области образования. И немаловажную роль в этом должны сыграть учителя информатики общеобразовательных школ. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:

  • вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;
  • организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
  • использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Много «но» в новой системе педагогических технологий дистанционного обучения, но сразу приходит мысль, что идеальной системы образования быть не может, поэтому нужно выбирать из двух зол то, которое меньше... Дистанционное образование - это меньшее зло. Лишь бы не получилось по принципу: хотели как лучше, а получилось...

Но в принципе, любую идею можно обратить во вред ребенку, если отнестись к ней формально. В организации дистанционного обучения абсолютно все будет зависеть от конкретной школы, ее руководителей, учителей и самих учащихся. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Реферат по теме:

« Дистанционные технологии в образовании »

Выполнила:

Гаравская Мария Сергеевна

Введение………………………………………………………………….….……3

1.История развития дистанционного обучения………………………….….….5

2.Формы дистанционного обучения……………………..………………....…...6

3.Интеграция ДО и других форм обучения……………..……………….……..8

4.Преимущества дистанционного образования…………..……………..….…11

Заключение………………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………...……..13

Введение

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

Снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

Проводить обучение большого количества человек;

Повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

Создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение - это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем через Интернет. В процессе обучения вы получаете учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняете тесты и контрольные работы и отправляете их преподавателю. Вы знаете своего преподавателя и методиста, можете задавать им вопросы и своевременно получаете на них ответы.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

1. История развития дистанционного обучения

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversitдt in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

2. Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании[источник не указан 588 дней] и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту, по внедрению, такого метода дистанционного обучения по всей России.

3. Интеграция ДО и других форм обучения

Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.

При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, E-Learning/online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Чем же дистанционно обучение отличается от традиционного заочного обучения? Заочное обучение главным образом базируется на самостоятельной работе студента. При этом общение происходит только между студентом и его преподавателем, причем зачастую в письменной форме. Дистанционное обучение делает акцент прежде всего на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают поддержу и понимание каждому члену группы. При этом полностью исчезает изолированность, которая характерна для заочного обучения.

Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как студенты постоянно обмениваются информацией. Для этого существуют специальные форумы, чаты, интернет-конференции, где можно спросить совета или подискутировать со студентами, которые изучают курс одновременно с Вами. В виртуальной группе собираются люди, которые пришли сюда научиться работать, повысить свою профессиональный уровень знаний, получить новую квалификацию, новые навыки, необходимые для Вашего дальнейшего профессионального совершенствования.

У всех студентов дистанционных групп есть одинаковые возможности для активного участия в семинарских занятиях. Дискриминация по расовым или половым признакам полностью исчезает в атмосфере интерактивного общения. В результате мнение каждого студента учитывается и привлекает всеобщее внимание. Нет необходимости ездить на сессии и консультации. Бесспорным преимуществом дистанционного обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем в режиме онлайн и индивидуальный подход преподавателя к каждому студенту.

Есть мнение, что когда учишься дистанционно, легко писать работы и сдавать экзамены - списал и прислал. Этим больше страдает традиционное заочное обучение. В дистанционных же курсах нет работ, предполагающих списывание. Если же прислана работа, которая списана (это очень легко определяется), то она не принимается. Это специально оговорено в инструкции. При сдаче экзаменов студентам-дистанционникам нет смысла списывать, так как традиционных билетов здесь нет. В дистанционных программах наиболее распространены тесты и профессионально-ориентированные задачи, при решении которых учебником и дополнительными материалами пользоваться даже рекомендуется. На тесты же, особенно итоговые, часто предлагается отвечать в режиме реального времени, причем каждый вопрос "висит" на экране строго определенное время. Не уложился, полез в учебник или лекции - вопрос исчез и считается не отвеченным. И какой смысл в списывании? Вы хотите получить образование, а не бумажку. Дистанционное образование ориентировано на людей, желающих получить именно образование, а не корочку.

4. Преимущества дистанционного образования

Дистанционное образование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Образование доступно всем слоям населения без ограничения по состоянию здоровья.

Дистанционное обучение дешевле традиционного;

Обучение эффективнее - Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения;

Дистанционное обучение доступно из любой точки мира - достаточно только иметь компьютер и доступ в Интернет;

Дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!

Дистанционное образование предоставляет возможность учиться, одновременно работая, т.е. применяя свои знания на практике.

Для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.

Дистанционное образование предполагает составление удобного для Вас индивидуально расписания.

Заключение

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Преимущества технологий реального времени очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение экспериментов, осуществлять научные проекты и образовательные программы.

Все вышесказанное показывает, что информационно-коммуникационные технологии могут широко использоваться в области дистанционного образования, как для представления и доставки учебных материалов, так и для сопровождения учебного процесса, обеспечения учебного диалога. Таким образом, дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения 21 века, а так же как инновационный компонент очного и заочного обучения.

Литература

1)Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.

2)Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

3)Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188 с.

4)Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: «Академия», 2003. - 192с.

5)Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.

6)Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М., "Академия", 2006.

7)Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2004.

8)Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.

9)Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.

10)Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа., 2010.

Тема статьи: «Применение дистанционных технологий в процессе обучения»

Выполнил: Водянцова Елена Николаевна, учитель истории.

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»

Данная работа – это накопленный опыт преподавания истории в коррекционной общеобразовательной школе, с применением дистанционных технологий. Большое внимание уделяется практическому применению дистанционных методов и приёмов обучения детей.
Этот опыт может быть использован в практической деятельности педагогами школ.

Дистанционная образовательная технология – это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации,
при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося
и педагогического работника» (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля
1993 года №3266-1 (статья 32)).

«Целью использования дистанционных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)»
(Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Виды дистанционных технологий:

кейс- технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылки для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.

сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся
на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором
и обучаемым.

В работе я использую сетевую технологию. Считаю, что именно данный вид технологии является наиболее эффективной в дистанционном образовании.

Главными целями дистанционного обучения в средней школе как важной составляющей
в системе общего образования являются:

Получение среднего, (полного) общего образования с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии;

Создание условий, обеспечивающих получение среднего образования детьми
в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учётом специфики заболевания и психофизического развития;

Создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего гармоничного развития личностных качеств;

Достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в процессе обучения новых моделей освоения общеобразовательных программ.

Обучение проводится с помощью оборудования Apple – производителя компьютеров Макинтош.

Это единственная компания в мире, которая делает компьютеры специально для образования. Разработчики техники и программного обеспечения сознательно ориентируются на людей,
не владеющих компьютерной грамотностью. Поэтому используют доступные инструменты, которые позволяют пользователям легко обрабатывать текст, звук, видео, рисовать, общаться, работать
с различными информационными ресурсами.

В дистанционном обучении используются современные информационные технологии, позволяющие повысить эффективность обучения: электронная почта, мультимедиа, телеконференции, видеоконференции, Web – серверы.

Основой для дистанционного обучения является Web – сервер, так как мало создать возможность общения в режиме реального времени между преподавателем и обучающимся при помощи видео – или телеконференции – нужна учебная электронная среда.

Создать такую среду позволяет оболочка Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии GNU GPL.

Среда, Moodle, будучи открытой системой, применяется во всё мире для организации дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в школе осуществляется на базе Web-сервера, который находится
в постоянном доступе и представляет собой, по сути, виртуальную школу.

Общение преподавателя и обучающегося проходит на двух уровнях: on-line общение
в соответствии с расписанием занятий и виртуальное общение в учебной среде оболочки Moodle.

Дистанционный процесс обучения истории в школе организован в соответствии с учебной программой, расписанием и особенностями развития обучающихся.

Так, при обучении детей с ухудшенным зрением все учебные материалы и задания выкладываются на сайте в крупном текстовом формате, используются звуковые файлы.

Все курсы по истории выложены на сайте школы. Курс по предмету состоит
из интернет-уроков. Преподаватель создаёт учебные материалы, содержащие разнообразные мультимедийные объекты, задания разного типа и уровня сложности. Автор курса имеет возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция», можно не просто преподнести готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую беседу» с ребёнком.

Ребёнок, записанный на курс, получает доступ к учебным материалам, заданиям к каждому уроку, информационным ресурсам (презентациям, историческим картам и документам, схемам, таблицам, иллюстрациям и анимации).

Для того чтобы ребёнок был заинтересован в изучении истории, ему предлагается решить исторический кроссворд, выполнить задания на соответствие дат и событий, понятий и определений. Из опыта работы видно, что ученики заинтересованы в таком виде деятельности. В связи с этим повышается качество знаний по истории, развивается логика и мыслительная деятельность обучающихся.

Учитель проверяет и оценивает работу ученика, объясняет допущенные ошибки, консультирует по всем возникающим вопросам. На курсе по предмету часть работы проверяется компьютером, а часть – учителем. Результаты выполнения текстовых заданий ученик получает сразу же, в случае неудовлетворительной оценки он имеет право на повторную попытку. По итогам
он-лайн тестов система ставит оценку. В уроках есть «Задания с открытым ответом», на которых ученик должен написать развёрнутый ответ. Учитель его проверяет и оценивает.

Задания для каждого урока могут быть разнообразными: кроссворды, вопросы, тесты, задания на соответствие, соотнесение событий и дат. Выполнены и оформлены ответы обучающихся могут быть в виде текста или прикреплённого файла. Самой распространенной и наиболее привычной для учащихся можно считать задание в виде текста. Задание в виде файла позволяют ученикам работать как бы в тетради.

Например, работая над темой «Гражданская война» в 9 классе, ученик может воспользоваться иллюстрированной презентацией, поработать с интерактивной картой, просмотреть галерею портретов с биографией исторических персонажей того времени, прочитать дополнительный интересный материал. Весь процесс осуществляется на фоне беседы с учителем или самостоятельно. При выполнении заданий ребёнок отвечает на вопросы в устной и письменной форме, выполняет задание на соответствие. Таким образом, урок становится более насыщенным и интересным.

Учащиеся при подготовке ответов на здания сайта могут пользоваться школьными учебниками, печатными изданиями и интернет – ресурсами.

Рабочее место учителя и ученика укомплектованы сканером, принтером, планшетом
и микроскопом. Однако, никакое современное оборудование, и возможности интернета, не заменят общения учителя и ученика.

При дистанционном обучении общение может протекать тремя способами в режим реального времени:

Через веб-камеру (когда учитель и ученик не только слышат, но и видят друг друга);

По скайпу (можно задать любой вопрос);

через обмен сообщениями на сайте.

В процессе обучения предусмотрены встречи с учащимися, знакомство, инструктаж по работе с аппаратурой, консультации и т.д.

Оболочка Moodle позволяет организовать систему школьных форумов, даёт возможность создать сообщество, при помощи которого устанавливаются межличностные связи между учениками, что способствует выработке у них коммуникативных навыков.

За каждым учеником закреплён преподаватель - тьютор, который помогает ребёнку адаптироваться в новой форме обучения. Как правило, новый ученик вместе с родителями проходит обучение первоначальным навыкам работы в дистанционной среде.

Активное применение учащимися ИКТ в обучении помогает им в выборе будущей профессии, социализироваться в обществе. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на специальности, связанные с информационными технологиями. Обучающиеся приобретают навыки владения компьютером так необходимые в современной жизни, расширяют свой кругозор.

Дистанционное обучение может показаться чем-то статичным, неизменным, но это не так.
На электронных курсах по предметам учитель, так же, как и на обычном уроке, имеет возможность добавить новую информацию.

Обучение, с применением дистанционных технологий, творческий и увлекательный процесс, который обогащает не только учеников, но и учителей.

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. Жан-Жак Руссо

Какой ученик поспорит с великим французским философом? Правда нам, жителям XXI века, можно только позавидовать: компьютерные технологии дают столько возможностей провести урок еще интереснее и продуктивнее! Покажите своим ученикам, что учёба может быть не менее увлекательной, чем игра на смартфоне, и они обязательно захотят читать и узнавать ещё больше!

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Плутарх

Успешное обучение сложно представить без грамотного и энергичного учителя, который может предложить детям нечто большее, чем заурядный урок. А задача учителя заинтересовать познанием.

Выявление и развитие способностей каждого ученика – это важнейшая задача школы. Поиск ее решения активно ведется в последние годы и в профессиональной среде, и в широких кругах общественности. Новый образовательный стандарт ориентируют нас на выявление и развитие природной одаренности ребенка с целью его успешной социализации в будущем. При этом новом векторе развития образования выстроить образовательный процесс возможно только на основе максимальной индивидуализации обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. В последнее время дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры.

Дистанционное обучение - широкий спектр образовательных услуг, в рамках которых ученики обучаются на расстоянии, а не располагаясь в учебном классе. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:

    усиление активной роли школьников в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов

    повышение мотивации к обучению

    применение интерактивных форм занятий

    усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения

    возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки

Модель организации обучения школьников с использованием дистанционных технологий рассчитана:

    на школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;

    на учащихся, испытывающих затруднения при обучении;

    на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги на уроке (отсутствующие в школе по причине болезни);

    для работы при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.)

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:

Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on - line - тесты);

Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;

Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;

Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. ДО носит более индивидуальный характер обучения. Учащийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, пропускать какие-то. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.
Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого общения между сверстниками, между учащимся и учителем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, организации мотивации ученика. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

При дистанционном обучении используется широкий диапазон инструментов - интерактивных компьютерных технологий: электронная почта, телефон. Инструментом передачи знаний может стать и персональный сайт учителя. У меня есть опыт дистанционной работы с детьми-инвалидами (основное и дополнительное образование). Такое обучение подразумевает наличие специальной образовательной площадки, образовательного сервера с предметными модулями. Где по темам размещён учебный материал: теория в виде текста, видео, практические задания, тесты для контроля. Сейчас в своей работе в качестве инструментов дистанционного обучения для учащихся обычной школы я использую электронную почту, Skype, свой, так называемый, мини-сайт. В настоящее время свои странички в Интернете имеют все: от Президента России до мелких предпринимателей. Учителю, как представителю системы образования, вполне возможно, а наверное и необходимо иметь свой сайт.

Свой мини-сайт я создала в «Социальной сети работников образования». Основной составляющей в моей работе при дистанционном сотрудничестве с учениками является именно эта площадка. Структура сайта определяется предметными линиями. На сайте размещаются интересные дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы. Здесь мои ученики могут прибегнуть к материалам мною рекомендуемых готовых проверенных электронных ресурсов для углубленного изучения темы. В своей работе я активно пользуюсь тестами- online как уже готовых электронных ресурсов, так и самостоятельно составленных, что имеет свои плюсы. Готовые тесты являются спасением современного учителя, у которого основная проблема – нехватка времени. Но самостоятельно составленные тесты с помощью специальных серверов, таких как это возможность подобрать каждое задание для учащихся своего класса, оформить внешний вида теста по своему вкусу, возможность контроля прохождения теста, контроль затраченного времени на прохождение опроса, контроль за успешностью выполнения заданий, учитель может посмотреть с какими вопросами не справился ученик, у ученика есть возможность пройти тест не один раз (по разрешению настроек). Очень важно поддерживать обратную связь с учащимися. Считаю обязательно рецензировать пройденные тесты, где учителю необходимо для мотивирования дальнейшей работы подчёркивать удачные стороны выполненной работы и в целях корректировки отмечать промахи ученика. Для оценки работы пользуюсь возможностями электронной почты, почтовые ящики которой заведены почти у всех родителей моих учеников и SMS -услугой телефонной связи. Возможно работу с тестами (дистанционно) построить и иначе, при помощи тестового документа. Так тест, размещённый на сайте, к примеру, в текстовом редакторе Word ребёнок скачивает, распечатывает, заполняет, сканирует и отправляет учителю на проверку по средствам электронной почты или Skype. Этот вариант осложнён обязательным наличием у учащихся принтера и сканера, что имеется не у каждого ученика. Важно отметить при дистанционном обучении использование такой программы как Skype. Хоть это и не прямое общение, всё же, видеосвязь имеет гораздо больше плюсов, чем общение и обмен файлами только средствами почты. Однако этот главный плюс часто исключается отсутствием одного обстоятельства – наличия видеокамеры у ученика.

Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, отвечая на уроке в школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за неуверенности при публичном ответе, «нездоровом» соперничестве при сравнении себя с другими.

У ребенка, активно использующего возможности дистанционного обучения, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам учащийся может выбирать время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. А также при использовании ДТ повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для учащихся.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта дистанционной работы, можно сделать несколько выводов:

    Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.

    Значит, для детей школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры, тесты – с другой.

    Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причём участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью школьника, говорить с ним о его занятиях, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать сои силы и принимать взвешенные решения.

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.

Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:

    нет пространственных и временных ограничений;

    это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме;

    это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах;

    это опережающее обучение;

    это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию.


Самое обсуждаемое
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


top