Какие предметы изучают в американских школах. Школы в америке

Какие предметы изучают в американских школах. Школы в америке

Система среднего образования в США совсем не похожа на российскую. Отличается не только продолжительность обучения (12 против наших 11-и лет), но и педагогические методики, учебные программы и многое другое. Разбираемся, что представляет собой школьное образование в США.

Методики и программы

Единого государственного стандарта образования в США не существует. Формированием учебного плана в самом общем виде (список основных дисциплин, даты начала и окончания учебного года) занимается совет по образованию при администрации штата. При этом всю конкретику, вроде учебных пособий, объема и характера преподаваемого материала, работники школ определяют самостоятельно.

Это значит, что каждое учебное заведение вольно распоряжаться временем своих студентов так, как считает нужным. Разнообразие программ и методов обучения в американских школах, с одной стороны, дает возможность выбрать учебное заведение, удовлетворяющее индивидуальным потребностям студента. С другой стороны, широта выбора изрядно усложняет жизнь родителям и, порой, только затрудняет поиск места учебы.

Форма собственности

Школьное образование в Америке представлено 2 типами учебных заведений: государственными и частными школами. Большая часть населения страны учится в муниципальных заведениях, поскольку для местных жителей образование здесь бесплатное. Финансированием подобных учреждений занимается правительство страны. Частные школы, обучение в которых стоит немалых денег, находятся на самообеспечении.

В силу объективных причин, бесплатные муниципальные школы, как правило, не могут похвастаться ни особенно высоким академическим уровнем, ни продвинутой материально-технической базой. У частных в этом смысле больше возможностей, и качество образования в них обычно бывает лучше.

Студенты из-за рубежа могут учиться как в муниципальной, так и в частной школе в США . В обоих случаях за обучение придется платить - для неграждан страны в Штатах бесплатного образования не существует. Конечно, стоимость обучения в государственной школе в США гораздо ниже, чем в частной. Однако стоит иметь в виду, что американские вузы охотнее берут выпускников частных пансионов. «Пятерки», полученные в государственной школе, не произведут особенного впечатления на приемную комиссию, в отличие от, скажем, «четверок» заработанных в престижной частной.

Структура

Среднее образование в США имеет 3-ступенчатую структуру. В возрасте 5-6 лет ребенок поступает в начальную школу (elementary school), где учится до 6-го класса. Программа начальной школы обычно включает несколько академических дисциплин (арифметика, чтение, письмо, основы естественных наук), а также музыку, физкультуру и рисование.

С 11-12 лет начинается средняя школа (middle school). Студенты в обязательном порядке изучают математику, английский язык, историю, естественные науки. Кроме того, каждому школьнику предлагают 2-3 предмета по выбору (иностранные языки, искусство и др.)

Еще больше свободы в плане выбора предметов предоставляет ребятам старшая школа (high school). С 9 по 12 классы (14 - 18 лет) студенты самостоятельно формируют свою учебную программу, дополнительных предметов становится еще больше. Как правило, к этому времени дети уже более-менее представляют, чем они хотят заниматься в будущем, и выбирают те дисциплины, знание которых необходимо для поступления в вуз.

Последние 2 года обучения в старшей школе подростки занимаются подготовкой к итоговому тестированию SAT, на основании результатов которого производится зачисление в колледж, а также, при желании, посещают курсы углубленного изучения некоторых из предметов - Аdvanced Рlacement (AP). Программа AP, как правило, соответствует программе первого года обучения в вузе, так что после поступления, университет может засчитать этот курс как уже пройденный.

Стоит отметить, что разделение на elementary, middle и high school не является в Штатах условным. В отличие от российских школ, где под одной крышей находятся и первоклашки, и выпускники, в США каждой возрастной группе полагается отдельное образовательное учреждение - с собственным зданием, преподавательским составом и администрацией.

Внеклассные занятия

Цель системы среднего образования в США - воспитать разностороннюю личность с активной жизненной позицией. Поэтому в американских школах много внимания уделяется внеклассной деятельности ученика.

Дети проводят в учебном заведении очень много времени - и дело тут вовсе не в количестве уроков.

Ребята активно занимаются спортом: уроки физкультуры, аналогичные тем, которые проходят в российской школе, заканчиваются у американских школьников в middle school. У старшеклассников же «физ-ры» не бывает. Каждый студент high school выбирает наиболее интересный ему вид спорта и занимается им вполне профессионально. Благо, техническое оснащение учебных заведений (гимнастические залы, корты, футбольные и баскетбольные поля) позволяет проводить тренировки на самом высоком уровне.

Кроме спорта на базе американской школы обычно работает множество клубов по интересам: кто-то играет в театре, другой посещает клуб дебатов, третий изучает основы живописи.

А вот домашнего задания в Штатах задают немного. При этом, зачастую, его выполнение также требует от ребенка присутствия в школе - ребята готовят доклады и работают над творческими проектами, сидя в школьной библиотеке.

Контроль успеваемости

В Америке используется буквенная система оценок: A, B, C, D, F, где A - эквивалент российской «пятерки», а F - «двойки». Кстати, каждую из оценок, кроме F, может сопровождать знак + или -. На основании школьных отметок формируется средний балл GPA (grade point average). Этот показатель обычно требуется при поступлении в университет.

Еще одной важной формой контроля успеваемости в системе школьного образования в США является тест. С процедурой ежегодного тестирования американские дети знакомятся ближе к концу elementary school. Результаты тестов влияют на то, насколько престижным будет следующее учебное заведение в жизни ребенка. Чем лучше школьник учился в middle school, тем более высокого класса будет high school. Чем выше баллы в high school, тем выше GPA, а значит больше шансов попасть в хороший колледж.

Кроме того, тесты (разработкой которых, кстати, занимается совет по образованию города или штата) это не только способ оценить успеваемость школьников, но и проверка эффективности работы персонала учебного заведения.

Система среднего образования в США направлена, в основном, на то, чтобы максимально эффективно подготовить ребенка к обучению в университете. Именно поэтому учеба в американской школе - это отличный старт для ребят из-за рубежа, которые хотели бы получить высшее образование в Штатах.

Абсолютно все американские молодежные фильмы показывают нам райские условия обучения в своих школах. Будто уроки там больше похожи на развлечения, классы в школах по интерьеру напоминают домашнюю обстановку, а ученик прям на уроке имеет право перекусить гамбургером. Но так ли это на самом деле?

1 сентября - ученик сам выбирает предметы, которые хочет изучать

Прежде чем начинается новый учебный год в американских школах, ученикам предлагается самостоятельно выбрать предметы, изучать которые он хочет первый семестр. Одобрение дает директор школы на основании того, сколько уже набралось ребят в тот или иной класс. Как правило, американские школы подразумевают изучение четырех обязательных предметов: математика, английский язык, история и наука (химия, физика, зоология, биология или др.). Далее, ученику предоставляется список из 50 предметов, три из которых нужно выбрать в дополнение к обязательным.

В российских школах такого раздолья нет - дети изучают те дисциплины, которые им разработало Министерство образования. Таким образом, у американских детей явное преимущество перед их российскими сверстниками - им вряд ли надоедят те предметы, которые они сами же выбрали для изучения. В то время как школьники России в самом прямом смысле слова спят на нелюбимых уроках.

Уровни сложности предметов в американских школах

Все американские старшеклассники должны пройти 4 уровня сложности по обязательным предметам. Например, в 9-м классе они могут изучить английский язык первого уровня, в 10-м - второй уровень, в 11-м - третий уровень и в 12-м классе закончить изучение предмета.


В России все по-другому - сложность предмета повышается постепенно, на протяжении всех 11 лет обучения.

Форма одежды в американских школах

Американские дети полностью освобождения от обязанности ходить в школу исключительно в форме. "Главное - чтобы ученикам было удобство" - говорят преподаватели. Есть, конечно, исключения в некоторых штатах. Но в основном школьная форма необязательна.

В наших школах все наоборот. Министерство образования с умилением вспоминает СССР, когда школьник выделялся в толпе, а в классах не было видно материального положения каждого из учеников. Именно поэтому форма вернулась в российские школы. Увидев ученика в свободной форме одежды в российской школе, минимум что ему грозит - запись в дневнике. В основном же уже на пороге образовательного учреждения детей отправляют переодеться и привести себя в школьный вид.

Ученик и администрация школы

В американских школах разительно отличаются и отношения между преподавателем и учеником. В отличие от российских школ, в Америке ученик запросто может побеседовать с директором или учителем на тему шоу-бизнеса, обсудить политику или поговорить на личные темы. Дверь директора школы всегда открыта для любого ученика. Американские уверены - чем меньше грань между школьником и учителем, тем лучше взаимопонимание.

В России же слишком серьезно относятся к такому понятию, как субординация и на дружбу с преподавателем не стоит даже рассчитывать.

А когда домой?

В отличие от российских школьников, которые считают минуты до звонка, американские дети домой не спешат. А зачем? В школе для них созданы все условия, которые позволяют им общаться со своими друзьями, развиваться как личность, заниматься хобби.

Во всех американских школах есть свои небольшие театры, спортивные и музыкальные кружки, ухоженная школьная территория с газонами и всем необходимым для пикников. Все это направлено на то, чтобы школа стала для детей излюбленным местом, а уроки не превращались в пытку.

В России в этом плане все не так безоблачно и дело вовсе не в отсутствие театров и секций. Они, кстати, есть во всех школах. Дело, скорее всего, в менталитете русских детей. Так уж заведено - после уроков сразу домой, дабы успеть сделать многочисленные уроки и собрать на завтра тяжеленный рюкзак.

Итог: в Америке больше свободы у школьника, о которой российским детям остается только мечтать.

Школьное образование в Америке нацелено на воспитание в детях самодисциплины, ответственности, независимости мышления и лидерских качеств. Преподаватели помогают ребятам развивать аналитические способности, учат самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения и применять полученные знания в реальной жизни. Дух свободы - одно из главных отличий американских учебных заведений.

В американской школе дети учатся 12 лет - с 5–6 до 17–18. Возраст зачисления иностранных учеников каждая школа определяет самостоятельно. В некоторых случаях детей принимают с 7 лет, но немногие родители готовы отправить ребенка за рубеж в этом возрасте. Поэтому, как правило, приезжают ребята среднего (13–14 лет) или старшего (16 лет) школьного возраста.

Структура среднего образования в США

Учебный год:

    5 дней в неделю, 6–8 часов с перерывом на обед

Каникулы:

    4 дня в ноябре на День благодарения

    3-я неделя февраля

    1-я неделя апреля

    2 месяца летом

Американская система школьного образования подразумевает три основных ступени. Каждая ступень - это полностью самостоятельное учреждение, которое расположено в отдельном здании. В начальных классах дети изучают обязательные дисциплины, в средних к ним прибавляется несколько предметов по выбору. В старшей школе ребята могут выбрать дисциплины, которые понадобятся при поступлении в университет. Классных руководителей, как и классов, в американских школах нет, но у каждого ученика есть куратор, который дает рекомендации по выбору предметов, расписанию, профориентации и поступлению в вузы.

Начальная школа (Elementary School)

    5–11 лет (0–5 класс)

В структуре начальной школы в зависимости от штата может быть 5 или 6 классов, начиная с подготовительного. В нулевой (подготовительный) класс принимают детей с 5 лет. Школьники из других стран могут поступать в начальную школу, если ребенок живет в США с родителями или опекунами.

Первые два года в американской начальной школе нет строгой дисциплины и серьезного академизма: дети могут ходить по классу, сидеть на полу, читать яркие книжки и разговаривать, сидя в кружочке на полу. Задания предлагаются в свободной форме. Например, после прогулки малышам предлагают нарисовать, что они увидели зеленого; дети постарше могут написать мини-сочинение о жуке, который полз по дереву во дворе школы. К пятому классу дети перемещаются за одноместные парты, и уроки становятся более структурированными.

В начальной школе основные учебные предметы - письмо, чтение, основы математики и окружающий мир - ведет один преподаватель, а на творческие, музыкальные и спортивные уроки ребят забирают другие учителя.

Средняя школа (Middle School)

    11–14 лет (6–8 классы)

В средней школе по каждому предмету есть свой преподаватель, а у учеников появляется определенная свобода выбора предметов.

Обязательными дисциплинами остаются математика, английский язык, естественные науки (физика, химия, биология, геология, астрономия - science), история, физкультура и творчество. 1–2 предмета ученики выбирают на свое усмотрение. Чаще всего это компьютерные технологии, кулинария, иностранный язык или искусство.

Также в среднем звене появляется возможность выбрать более сложную программу по предмету. Для этого нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе - также естественные и социальные науки. На занятиях повышенной сложности более интенсивная программа со сложными заданиями и большим объемом информации для самостоятельной проработки.

Кроме того, в средней школе вводится система зачетных кредитов. За изучение 1 предмета в течение 1 года дается 5 кредитов, за дисциплины, которые длятся 1 семестр, - 2,5 кредита. Эти показатели потом учитываются при поступлении в вуз.

Старшая школа (High School)

    14–18 лет (9–12 классы)

В старшей школе ученикам дается большая свобода выбора предметов и уровня их изучения.

Обязательные блоки:

    2 года математики;

    4 года английского языка;

    2 года естественных наук (с лабораторными работами);

    3 года общественных наук;

    1 год физкультуры;

    1 год художественного курса.

Каждая дисциплина включает в себя ряд под-дисциплин, которые ученик может взять по отдельности или комплексно: например, в математику входят курсы геометрии, алгебры, тригонометрии, начал анализа, статистики и других разделов; группа социальных наук включает историю США, мировую историю, политологию, психологию, социологию и т. д.

Также ребята выбирают факультативные занятия:

  • иностранные языки;

    основы здорового образа жизни;

    основы ведения бизнеса;

    ораторское мастерство и другие.

В старшей школе ученики сдают тесты для поступления в университеты или колледжи (SAT или ACT - тесты, проверяющие общие знания в области математики, языка, логики и критического мышления).

Advanced Placement (AP)

Начиная с 9 класса часть предметов можно изучать глубже - на уровне AP. Чаще всего ребята выбирают дисциплины, на которых им предстоит специализироваться в университете.

На уровне АР в США преподается 38 предметов. Среди них:

    история искусств;

    макроэкономика;

    микроэкономика;

    психология;

    теория музыки;

    латинский язык;

    программирование;

    восточные и европейские культуры.

Результаты подготовки по АР дают преимущества при поступлении в 90% вузов США, Канады и еще более 50 государств. Однако для этого оценка за экзамены по выбранным предметам АР должна быть выше 3,5 из 5.

В 2014 году появилась новая программа с упором на научно-исследовательскую деятельность - AP Capstone. Она состоит из двух курсов: семинары (AP Seminar) и исследования (AP Research).

Самые престижные университеты не рассматривают аттестаты со средним баллом ниже 4.25, а этот балл невозможно получить без курсов повышенной сложности AP.


Типы американских школ

Большинство детей в Америке получают среднее образование в бесплатных государственных школах (public school), существуют также платные частные школы (private school), около 3% учеников остаются на домашнем обучении (homeschooling). В государственных средних школах могут учиться только дети с гражданством США или видом на жительство в этой стране. Только частные школы имеют специальную аккредитацию и могут принимать иностранных студентов.

Частные школы подразделяются на:

    школы-пансионы (boarding schools);

  • церковно-приходские.

Также частные школы могут быть совместного обучения или раздельного - для девочек и для мальчиков .

С точки зрения социализации предпочтение отдается совместным школам (их выбирают 76% родителей). Здесь дети учатся доверять представителям противоположного пола и работать с ними в команде, что важно для будущей учебы в университете и работы.

Однако учащиеся школ раздельного обучения показывают более высокие академические результаты. По статистике, они меньше отвлекаются и больше времени проводят за самостоятельной работой, что и сказывается на результатах учебы (81% детей получают баллы выше среднего - против 75% в школах совместного обучения). В школах-пансионах для девочек основной уклон делается на гуманитарные науки и искусство, в школах для мальчиков - на дисциплину, точные науки и спорт.

Особенности частных школ США

Частные школы составляют около 25% всех средних учебных заведений США. Большинство из них небольшие, до 400 учеников. Почти все - пансионы, предоставляющие воспитанникам не только обучение, но и проживание на протяжении всего учебного года.

Преимуществ у американских школ-пансионов очень много:

    расположение в живописной местности;

    высокий уровень безопасности учеников;

    комфортные условия проживания;

    качественное питание;

    развитая инфраструктура (лаборатории, спорткомплексы, театры);

    современные технологии и инновационное оборудование.

Но основным преимуществом является высокий уровень образования. По статистике средний балл SAT у выпускников частных школ выше, чем у выпускников государственных школ (1645 против 1453 баллов в 2016 году). Помимо изучения основных предметов, важное место отводится спорту и творчеству, культурному воспитанию и становлению ребенка как личности.

Многие частные школы делают упор на одном направлении: например, в Fairmont Private Schools особое внимание уделяют изучению технических и естественных наук; в Idyllwild Arts Academy поступают дети, мечтающие о будущем в области искусства и медиа.

Как проходят уроки в американской средней школе

Типичный урок в США - оживленная лекция, когда учитель задает вопрос и вовлекает учеников в дискуссию. Детей учат самостоятельно искать решения через обсуждения и споры, критически оценивать исторические события.

Совместная работа расценивается как один из самых важных навыков для будущей карьеры, поэтому часто над проектами и в классе ребята работают в группах. На уроках информатики, например, командная работа - главное условие: в течение года группа учеников из 3–6 человек может трудиться над созданием несложного приложения для смартфонов. Учитель всегда поможет, если что-то не получается, или посоветует обратиться к ребятам из другой группы с похожим проектом для совместного поиска решения.

Большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию и оздоровлению детей. В каждой школе есть инфраструктура, которая позволяет заниматься огромным количеством видов спорта: от тенниса до верховой езды. Ученики выбирают любимый спорт и занимаются им 4 дня в неделю. В каждом семестре можно выбирать новый спорт. Ребята выступают в составе школьной сборной на региональных и национальных чемпионатах.

Как оценивается успеваемость

Устный опрос в американской школе - большая редкость. Все домашние задания выполняются в письменном виде и сдаются на уроке или через личный кабинет в электронном виде. Иногда ученики выполняют большие проекты: например, придумывают и ставят спектакли на иностранном языке, готовят аргументы для дебатов на острые темы (экология, внешняя политика, медицина, социология). Часто в качестве финального задания по какой-то теме дети делают презентацию (например, о таблице Менделеева).

В начальной школе экзаменов нет. Они появляются к концу средней школы, а в старшей проходят каждые полгода.

Чаще всего экзамен длится 90 минут. Большинство заданий представляют собой задачи на множественный выбор. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводится, а сами экзамены идут несколько дней подряд.

За контрольные работы, тесты, проекты и экзамены ученики получают отметки A, B, C, D и F с добавлением минусов и плюсов. Например, если ученик решил 95% задач, то ему поставят А, 90-92% - А-; за 60% правильных ответов - D- (удовлетворительно, зачет), а меньше - F (неудовлетворительно, незачет).

В большинстве школ отметки выставляются в электронном журнале, доступ к которому есть только у ученика и его родителей.

Стоимость обучения

Стоимость среднего образования в США зависит от рейтинга школы, штата, престижности, истории. В среднем год обучения стоит от $ 40 000 до $ 70 000. В эту сумму входит не только обучение, проживание и питание, но и внеклассные мероприятия и кружки, учебные материалы, курсы английского для иностранцев и подготовка к выпускным экзаменам.

Помощь экспертов

Чтобы разобраться во всех нюансах школьного образования в Америке, обращайтесь к специалистам. Эксперты IQ Consultancy с 17-летним опытом работы в сфере зарубежного образования расскажут, как выбрать частную школу и что нужно для поступления. Специалисты помогут оформить документы, будут сопровождать вашего ребенка на всех этапах и решать возникающие в процессе вопросы.

Все мы по-разному относимся к школе – но, думаю, большинство вспоминает школьные годы с любовью и благодарностью, ведь школа во многом определяет наш дальнейший жизненный путь. У нас в России день начала учебного года стал официальным праздником – Днем знаний. А как учат детей в разных странах мира, чем школы за рубежом отличаются от наших, российских? Эти вопросы интересуют многих, особенно тех, у кого дети школьного возраста.

Общие сведения.

Я достаточно близко познакомилась с американским «всеобучем», поскольку внук у меня по рождению американец, живет в Хьюстоне, штат Техас, и уже через год оканчивает полный школьный двенадцатилетний курс. В США нет единой общегосударственной системы образования. Каждый штат определяет свои стандарты обучения. И хотя нормативные документы издаются как федеральными властями, так и властями штатов, часто в школах, расположенных всего в нескольких километрах друг от друга, но подчиняющихся разным школьным округам, программы могут отличаться. Руководство школами на местах осуществляют Советы образовательных округов, нечто вроде наших РОНО(районных отделов народного образования). Среднее образование во всех штатах является обязательным, хотя есть некоторые отличия, в одних местах учатся с семи до девятнадцати лет, в других – с шести до восемнадцати, начальная школа может быть пятилетней или четырехлетней. Дети ходят в государственные школы - Рublic schools - по месту жительства, за пределы своего школьного округа можно определиться только в частные школы. Каждому ребенку, независимо от национальности, религии, пола, физического состояния, владения английским языком, гарантируется бесплатное полное среднее образование. Даже если вы приехали в США с ребенком школьного возраста по гостевой визе на 3-6 месяцев и привели его в ближайшую школу – его примут без проблем.

Система государственного школьного образования США является трехступенчатой и включает в себя начальную школу – Еlementary school, среднюю – Мiddle school и высшую – Нigh school. Иногда средняя и высшая объединяются под общим названием High school, но все равно подразделяются на две ступени – 6,7 и 8 классы – это Junior (младшая), a 9-12 классы – Senior (старшая) High school, с отдельно стоящими зданиями. Школьников здесь называют студентами– Student.

В начальных школах Хьюстона – Еlementary school – учатся с шести лет, с 1 по 5 классы. Есть еще подготовительный, или нулевой класс, который называют preschool. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия, как правило, ведет один педагог, но часто есть еще помощник учителя. Иногда, особенно в 4-5 классе некоторые предметы ведут другие учителя. Численность учеников в классах в штате Техас не может быть больше 24 человек. Это правило распространяется на все школы. Количество Еlementary school намного больше, чем школ других ступеней, потому что они сравнительно небольшие по численности – 400-600 учеников, они есть почти в каждом жилом микрорайоне (комьюнити, нейборхуде).

В средних, Middle School,учатся три года, с 6 по 8 класс. В эту школу приходят дети 11-12 лет, выпускники нескольких начальных. Здесь уже уроки ведут учителя-предметники. В большинстве средних школ предлагается один и тот же набор обязательных предметов: английский язык, математика, естественные науки, общественные науки, физкультура. Но Советы разных школьных округов придерживаются различного мнения насчет того, какое количество академических часов нужно отводить на изучение этих предметов. Занятия физкультурой уже переходят на уровень спортивных команд, ученики выбирают какой-то один вид спорта: американский или европейский футбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику и т.д. Нет только занятий по силовым видам спорта, таким как бокс и разные виды борьбы.

Третья, завершающая, ступень обучения, «высшая школа» – High school, 9-12 классы, скорей напоминает колледж, чем обычную нашу школу. В Хьюстоне это очень большие школы, иногда с численностью свыше 3000 студентов. В соседнем с нами новом жилом микрорайоне «Чистое озеро» – «Clear Lake» в школе 3500 учеников. Примерно столько же учащихся и в ближайшей к нашей деревне школе, она состоит из комплекса зданий, огромных парковок (многие старшеклассники сами ездят на машинах) и нескольких стадионов – целый студенческий городок.
Время начала и окончания учебного года, а также каникул, в разных школах не совпадает. Например, позапрошлый учебный год во многих школах начался 18 августа, а прошлый - 24-го, в некоторых школах с середины недели, 13 августа. Никакого праздника, «Дня знаний», по поводу начала учебного года нет. За неделю до начала занятий школа оповещает всех родителей и приглашает на общее собрание. Оно проходит обычно в спортзале, все очень буднично, по-деловому. Директор знакомит с правилами поведения в школе и ответственности родителей. Каждому ученику или его родителям выдается листок с номером личного шкафчика ученика – чтоб не ходить с рюкзаком по школе, надо все оставлять в шкафу, на урок берется только то, что нужно для этого предмета. Также выдается расписание уроков на первую неделю и перечень необходимых канцелярских и учебных принадлежностей.

Уроки в школах начинаются очень рано: в начальных в 8 утра, а в Middle и High school в 7-30, школьный автобус начинает собирать детей в 6-15 или в 6-30, в 7-00 их уже высаживают у школы. Учителя в это время все уже в классах, помогают разобраться с материалом, если ученик что-то не усвоил на предыдущем уроке и подойдет за помощью. Продолжительность учебного года – 175 рабочих дней при пятидневной неделе и 5-7 уроках ежедневно. Для слабо успевающих по одному или двум предметам назначаются летние школы «Summer school», на 3 недели, по результатам занятий в них сдается тест. И уже Совет округа решает, перевести ученика в следующий класс или оставить на второй год.

Директоров, учителей и помощников учителя нанимает администрация образовательного округа, отчитывающаяся перед Советом, в состав которого входят и родители учащихся. Профессия учителя в США весьма престижна и уважаема. Устроиться на службу в школу гораздо сложнее, чем в университет. В стране существует многоступенчатая (до 24 разрядов) система оплаты труда школьного учителя. Та или иная ступень присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и стажа.
Зарплата начинающего молодого учителя, со степенью бакалавра, в разных штатах колеблется от $30 до $35 тысяч в год, а опытного, со стажем, со степенью магистра или доктора (PHD) около $ 60 тысяч. Существует система поощрительных бонусов по итогам года, за проведение различных конкурсов, олимпиад, мероприятий и т.п. Главное же преимущество в очень высоком уровне социальной защиты педагога, в медицинской страховке и пенсии, которые оплачивает государство. Поэтому среднестатистический американский учитель живет в собственном доме, имеет хорошую машину и может позволить себе отдых на курортах. Директора школ получают примерно в два раза больше, в зависимости от типа школы и численности учащихся. Оплачиваемый отпуск – 20 рабочих дней – предоставляется только директору школы. Педагоги имеют отпуск на все время летних каникул, но неоплачиваемый. И в течение учебного года учителя могут получить 10 оплачиваемых дней по больничному листу. Во время летних каникул учителя могут повышать свой профессиональный и образовательный уровень. К большому сожалению в последнее время в школах проходят большие сокращения количества учителей, что несомненно приведет к снижению качества обучения и увеличению количества учеников в классах.

Как и в наших школах, учителя в США пишут поурочные планы – они обязательны, и раз в четыре недели сдаются на проверку. Раз в месяц проводятся официальные совещания директора и всех педагогов школы – как у нас педсоветы, и раз в месяц директор встречается с каждым педагогом индивидуально для беседы по разным вопросам. Весь учебный год делится на два семестра и разбит на шестинедельные периоды. В конце такого периода выставляются баллы по каждому учебному предмету, (в Техасе 100-бальная система оценок) и листки с оценками высылаются родителям. Там же учитель отмечает, какие изменения есть в учебе – улучшение или ухудшение.

Материальное обеспечение.

В государственных школах США, Рublic schools, обучается примерно 88% школьников. Они финансируются за счёт федеральных, штатных и муниципальных бюджетов. На цели образования государство ежегодно тратит 7,5 % ВВП, обучение одного школьника обходится примерно в $8500.

12% детей учатся в частных школах, материальная база которых формируется за счёт родительских взносов, различных фондов и пожертвований. Четыре из пяти частных школ имеют религиозную направленность, находятся в ведении какой-либо церкви (католической, протестантской, баптистской), синагоги или мечети. В этих школах, помимо общих предметов, изучаются основы религии. Плата за обучение в школах с «религиозным уклоном» ниже, чем в других частных школах, дисциплина строже, и многие родители считают, что качество обучения там выше, чем в рublic schools. В большинстве частных школ установлена единая форма одежды для учеников. В этих школах больше внимания уделяется эстетическому воспитанию, создаются театральные, музыкальные коллективы, больше проводится разного рода экскурсий,

Стоимость обучения в разных частных школах 12-13 тысяч долларов за год, а может превышать и $30 тысяч. Семья моих знакомых за учебу двух детей в частной школе и платит 29 тысяч – 13000 за 1 класс и 16000 за 5-й. Но помимо этой платы, много бывает и дополнительных расходов на всякого рода мероприятия. Так что хорошее образование стоит не дешево. Школы в США не имеют номеров, а называются либо по месту расположения, либо носят имена известных людей, иногда это имя человека, основавшего школу или спонсирующего ее, например, Сinco Ranch High School, или Barbara Jordan Elementary school.

Учебно-материальная база школ в Хьюстоне вызывает восхищение. Прекрасно оборудованные кабинеты естественных наук с лабораториями, где ученики выполняют разнообразные работы по химии, биологии, физике, и т.п. В классах с одноместными партами-столами есть телевизор и компьютер. В компьютерных классах – скоростной интернет. Удивляет огромное количество множительной техники, так как практически все задания ученикам учителя выдают в распечатанном на принтере виде. Есть классы для уроков музыки, для занятий танцами, театральные студии, для творческих работ по прикладному искусству, библиотеки. Практически во всех школах есть ученические оркестры, музыкальные группы и хоры, драматические студии, выступающие перед широкой аудиторией. Каждая школа имеет спортивные залы, иногда несколько – отдельно для гимнастики, для групповых игр с мячом, во многих школах есть плавательные бассейны и даже тренажерные залы. И конечно, большие пришкольные территории с игровыми площадками для младших детей, со стадионами, где есть баскетбольные, волейбольные и теннисные площадки, так как спорт в американских школах – одна из главных дисциплин.

Как-то в одной из телепередач, по-моему, на НТВ, в ответ на вопрос: «Какой бы вы хотели видеть нашу Российскую школу?» один из участников передачи сказал, что желал бы ей иметь уровень обучения как в Великобритании, материальное обеспечение как в США, а учителей таких, какие были во времена СССР». Конечно, на уровень знаний влияет не только материальное обеспечение, но, согласитесь, учителям легче работать, а детям учиться в классах малой наполняемости, с хорошим оборудованием и наглядными пособиями.
Что касается питания школьников, то оно организовано намного хуже, чем у нас. В младших, да и средних классах, многие дети приносят с собой ленч в коробочках. Столовые, а правильнее сказать буфеты, в школах есть, но еду там не готовят, привозят готовую, потом разогревают. Выбор еды очень однообразный, и цены намного выше, чем в кафе за пределами школы. Обычно это 2-3 вида, например – кусок пиццы, или сандвич с курицей, или рыбные палочки, или куриные нагетсы. И в мелкой расфасовке печенье, крекеры, шоколадки. И напиток, чаще всего холодный чай (iced tea), либо вода в бутылочках. Все сладкие газированные напитки типа пепси и кока-колы в школах запрещены, как вредные для здоровья. Оплата в буфете идет через компьютерное устройство с индивидуального счета ученика. Родители каждый месяц переводят определенную сумму на счет ребенка, где кроме имени указан класс и идентификационный номер. Можно, конечно, расплатиться и наличными.

Внук сейчас учится в 11 классе High school. Ежедневный ленч ему обходится в 5-6 долларов, но он при этом остается полуголодным, так как на эту сумму он берет два кусочка пиццы и напиток, либо сандвич и чай. Говорит нам с возмущением: «Почему так в школе все дорого? Мы берем в пиццерии большую пиццу за 5-50, там 8 кусков, в школу привозят такую же, но продают уже по $ 1,75 за кусок!» А сын при этом вспоминает, как вкусно готовили в советской школьной столовой, когда он учился, и полный обед стоил всего 35 копеек!

Учебники и тетради.

Что меня очень удивляет в американских школах – это учебники, точнее их размеры, и отсутствие нормальных тетрадей. Учебники настолько огромные и тяжелые, что их на каждого ученика имеется два экземпляра, одним пользуются в классе, а другой выдают для дома. Представьте себе том Большой Советской Энциклопедии, или любой большой энциклопедический словарь, – так вот, школьные учебники у американских школьников больше по размерам, а главное, за счет того, что они напечатаны на плотной бумаге, и в твердом переплете, вес одной книги превышает 2 кг, а некоторые и 3 кг весят (я взвешивала!). Попробуйте носить их в рюкзаке ежедневно! Учебники выдает школьная библиотека бесплатно, на обложке (как было и у нас раньше) наклеена табличка, куда каждый год записывается имя ученика – пользователя книги. В конце учебного года книги сдаются, если она окажется в плохом состоянии, придется оплатить стоимость учебника. Кстати сказать, в учебнике Всемирной истории у внука он уже шестой пользователь, но книга в прекрасном состоянии.

В начальной школе, по крайней мере, до 3 класса, дома дети практически не пользуются учебниками. Все домашние задания они получают либо на листочках в распечатанном на принтере виде, либо в рабочих тетрадях. Тетради эти большого формата, как журналы, а в большинстве заданий, особенно в младших классах, надо только поставить галочку у правильного ответа, как в тесте. И никто не требует аккуратного выполнения заданий. Кто-то листки складывает в папку, а кто после проверки учителем, скомкав, засовывает в свой рюкзак, потом выбрасывает. Вплоть до старших классов всем разрешено писать карандашами, авторучками никто не пишет. Во многих школах не требуют и не учат писать курсивом, только печатными буквами.

Дисциплина и порядок.

Школьники, как и во всем мире, не идеальны, и могут нарушать дисциплину, правила поведения. Но в США родители, определяя ребенка в школу, подписывают документ, в котором ясно прописано, как должен себя вести ученик, какие меры воздействия могут быть приняты, и что за поведение ребенка в ответе родители.

Здесь учителя не занимаются дисциплиной. Для этого есть офис – канцелярия, где постоянно работают 2-3 дежурных администратора. Все данные на каждого ученика в компьютере. Ни одному ученику не придет в голову оспаривать с учителем отметку, как это нередко бывает в нашей школе, или объяснять, что «я сделал домашнее задание, да дома его позабыл...». Нет работы – ноль баллов. И все. На уроке могут не слушать, дремать, тихонько переговариваться, но грубить учителю, спорить с ним никто не смеет. В школе запрещено включать сотовый телефон. И если возникли малейшие нарушения дисциплины, зазвонил телефон, кто-то кого-то стукнул (не дай Бог!), обругал – учитель отправляет нарушителя в офис. Дальше уже с ним разбираются администратор или кто-то из руководства. В школе с младших классов поощряется доносительство – дети сообщают учителю о всех нарушениях своих соучеников, это не считается плохим тоном. Это потом переходит и во взрослую жизнь – сообщить на соседа соответствующим органам, если видите, что у него что-то не так, например, купил дорогую машину, а сам не работает, или не убирает свой передний двор как полагается – нормальное явление. Бдительность вполне в духе сталинского времени.

Есть и система наказаний учащихся. За пару мелких прегрешений могут отправить в «штрафной класс» – лишив на два-три дня права присутствовать на уроках. Ученик находится в школе, сидит в отдельном «штрафном» классе, не имеет права выйти без ведома дежурного учителя, и самостоятельно выполняет данные ему задания. Старших учеников могут лишить обеда. В случае грубых нарушений дисциплины, или часто повторяющихся, могут исключить из школы на одну-две недели, и никого не волнует, как потом он будет наверстывать пропущенное. В High school объем материала по каждому предмету считается в кредитных часах, как в вузах. Если за семестр не добрал часов – неважно, по болезни или по другой причине, придется ходить в летнюю школу, (Sammer school) три недели, либо по вечерам заниматься данным предметом в течение двух месяцев три раза в неделю. Занятия эти оплачиваются родителями. Обычно за три недели Sammer school плата составляет 200 долларов, а вечерние занятия во время учебного семестра дешевле – 100-150 долларов. Иногда в летнее время приходится ездить в другую школу, так как отстающих учеников собирают со всего школьного округа.

Злостных нарушителей могут перевести в специальную школу. Иногда дело доходит и до полиции. Был такой случай с сыном наших знакомых, учеником 7 класса. Не знаю, что его толкнуло на такой поступок, то ли хотел самоутвердиться среди одноклассников, то ли с кем поспорил, но во время перемены он накрутил в туалете туалетной бумаги и поджег. И быстро погасил, но кто-то из « товарищей» успел сообщить в офис. Тут же вызвали полицию, завели дело. Родителей вызвали к судье – было два варианта: либо заплатить штраф 280 долларов, либо парню две недели отработать после уроков – например – подметать улицу у школы, собирать мусор, подстригать траву на газоне. Родители предпочли заплатить штраф, хотя, на мой взгляд, пусть бы помахал метлой. А если школьник попал однажды на заметку в полиции, то запись эта сохраняется в его личном деле 5 лет!

Не подумайте, что школьники все паиньки, не дерутся, не курят и т.д. Но только не в школе, всё за ее территорией. Внук недавно рассказал, что два мальчишки начали драться в школьном дворе, подбежали старшеклассники и велели быстренько удалиться за пределы, иначе неприятностей не оберешься. Драки не редкость, тем более, что почти половина учеников с горячей мексиканской кровью, но ходят драться-бороться подальше от школы. Не секрет, что большой проблемой является в США употребление подростками наркотиков, в средних школах регулярно проводятся проверки учеников, если есть подозрения... но это уже тема не моей статьи.

Теперь подробнее о каждой ступени школ.

Начальная школа.

В первый класс дети приходят после подготовительного, уже знающими буквы и цифры. Набор предметов в начальной школе чем-то похож на наш: изучают родной язык – чтение и письмо, математику, основы наук – Science, примерно, как наше природоведение, рисование, музыку и физкультуру. В некоторых школах есть уроки компьютерной грамотности. Уроков литературы или чтения, как у нас, нет. В классе стоят на полке разные небольшие книжки, учительница говорит – кто хочет, пусть берет и читает. Стихов наизусть учить не задают. Чистописания в большинстве Public school тоже нет, пишут все время карандашом и печатными буквами. Никто не обращает внимания на почерк и опрятность выполненной работы. И обычных тетрадей тоже нет, о чем я уже упоминала. Все домашние задания учитель дает распечатанными на листках 4 формата. Меня такой метод обучения удивляет – зачем переводить столько бумаги, если все можно задать по учебнику?
Объём математических знаний сильно отстает по уровню от наших школ, таблицу умножения учат только в 3 классе. Зато есть задания по заучиванию наизусть правильного написания слов – они называют это «спеллинг» (spelling bee), т.е. надо быстро произнести слово по буквам, или записать, когда его так произносит учитель.

На уроках «науки» детям задают часто самостоятельно приготовить какой-нибудь «проект»: оформить на большом листе ватмана короткий рассказ с рисунками, картинками и потом на уроке рассказать. Темы могут быть о Солнечной системе, звездах, животных, о профессиях, и т.д. В отдельные дни, примерно раз в неделю, ученикам 1-3 классов разрешают приносить с собой одну любимую игрушку, о ней тоже надо рассказать на уроке. Вообще, достаточно много внимания уделяют тому, чтоб ребенок преодолел стеснительность и научился выступать перед классом. В начальной школе часто проводятся дни здоровья, устраиваются соревнования на школьном стадионе, и много проводится экскурсий в музеи, зоопарк, в пригороды. В конце учебного года проводятся тесты, и по их результатам некоторых детей могут перевести в класс для особо одаренных, с усиленным преподаванием одного или другого предмета.

Года три назад я несколько месяцев помогала одной молодой маме из Петербурга присматривать за сыном, который тогда учился в 3 классе. Мама уходила на работу очень рано, и я отводила его в школу, а после уроков встречала в вестибюле школы, потому что в начальную школу дети не могут сами ходить без сопровождения взрослых, особенно в 1-4 классе. Родители должны поставить в известность администрацию, каким образом ребенка будут доставлять в школу. Если расстояние от дома больше мили, то детей собирает и возит школьный автобус. Могут привозить сами родители или сопровождающие. Но администрация должна знать лично человека, который водит школьника, поэтому меня сразу представили, записали мои данные. Ученики 5 класса могут сами приезжать на велосипеде, если дом близко от школы. Для велосипедов оборудованы специальные места.

В начальной школе родители принимают очень активное участие в проведении различных внеклассных мероприятий. Мне пришлось несколько раз присутствовать на таких мероприятиях. Очень интересно проходил фестиваль в конце февраля, уж не помню, чему посвященный. Проходил он в субботу. На школьном дворе был установлен городок развлечений с надувными аттракционами, продавали на лотках различные сладости, на огромном гриле жарили сосиски и готовили хот-доги, проводились конкурсы, соревнования. Играла музыка.. Удивила коммерческая направленность мероприятия – все было платным. Дети при входе покупали талончики по 20 центов каждый на некоторую сумму – сколько у ребенка было наличных денег. Потом этими талончиками расплачивались и за аттракционы, и за сладости, за напитки и т.п. Например – попрыгать на батуте стоило 5 талончиков, пострелять в тире – 4, напиток стоил тоже определенное количество талонов. А в большом зале была развернута выставка-продажа детских работ – тут и фартуки, прихватки, вышитые салфеточки, аппликации, рисунки, расписанные детьми тарелки и горшки для цветов, рамочки для фото. Большинство детей было с папой и мамой, так что родителей было не меньше, чем детей, и всем было весело и радостно.

Средняя школа - Middle school.

В Middle school, c 6 по 8 классы, обязательными остаются все те же предметы, что и начальной школе. Математика усложняется, но не разделяется на алгебру и геометрию, как в нашей школе, это примерно уровень 4-6 класса. Я смотрела тест для выпускного, 8 класса Middle school – дробные числа, возведение в степень, система координат, площади фигур. Нет таких предметов, как физика, химия, ботаника-зоология, география, и уж тем более черчения. Есть предмет «наука»(science), который преподает один педагог – в одном учебнике общие сведения по физике, химии, ботанике и зоологии. Добавляется, как общественная наука, история США, с элементами географии. Это основные предметы. Ученики, которые хорошо успевают по всем этим предметам, могут выбрать себе дополнительно иностранный язык, театр, игру на музыкальных инструментах, пение и т.д. Благодаря этому практически каждая школа имеет свой духовой оркестр и хор, они выступают и на школьных, и городских мероприятиях, например, во время матчей на стадионах. В большинстве средних школ есть специальные классы для одаренных детей – gifted and talented, обучающихся по усложненной программе.

High School – старшая ступень средней школы.

Последняя ступень американского обязательного образования – High School – это один из самых главных и ответственных моментов в жизни американских школьников, где происходит окончательный процесс формирования личности. Учащиеся, или как здесь их называют, студенты, имеют право выбора предметов, которые им нужны будут в дальнейшей учебе, но при этом есть определенный минимум, обязательный для каждого. Учет объема по предметам идет в кредитных часах, как в колледже. Есть специализированные High School, например – школа искусств или школа с математическим уклоном, куда претенденты принимаются после соответствующих экзаменов, вне зависимости от места жительства.

High School, конечно, бывают тоже разные, одни лучше, другие хуже. Иногда родители меняют место жительства, чтоб устроить своего ребенка в хорошую школу.
Моему внуку повезло, он живет в районе с очень хорошей школой – Cinco Ranch High School, которая занимает 3 место в рейтинге школ большого Хьюстона, и входит с число лучших школ Техаса и США. Территориально это школьный образовательный округ Кети (Katy Independent School District). Katy – город-спутник Хьюстона, престижный район, населенный преимущественно служащими нефтяных компаний, т.е средний класс довольно высокого уровня. Что High school здесь очень большие, это видно из таких данных: в округе Кети 38 начальных школ, 16 средних – Middle, и только 6 High school.

Cinco Ranch High School была построена и открыта в 1999 году. Строительство ее обошлось в 37,5 миллионов долларов. Школа просто огромна, площадь всех ее зданий составляет 433 000 квадратных футов или 40 200 квадратных метров. Сейчас в ней учится 3066 студентов, в том числе 70% – белые,13 %– выходцы из азиатско-тихоокеанского региона, 12% испаноговорящие и 5% афроамериканцы (данные с сайта школы).

Школьный стадион не уступит лучшим городским стадионам. Есть крытый бассейн на 6 дорожек по 25 метров, прекрасные тренажерные залы. Кстати сказать, во время каникул, даже летних, в тренажерный зал можно приходить ученикам в любое время в течение дня для самостоятельных тренировок. Вход в школу по специальным индивидуальным магнитным карточкам. Посторонний человек войти просто так не может. Если идут родители на беседу с учителями, то надо предварительно договориться и получить соответствующее разрешение в канцелярии. У школы огромные парковки для автомашин, так как почти половина учеников 11-12 классов приезжает на своих автомобилях.
Я уж не говорю об оснащении кабинетов и компьютеризации школы! Помимо учебных классов и кабинетов в школе есть большая библиотека, музыкальная студия, танцевальный класс, помещения для репетиций оркестров – их несколько, свой небольшой театр. Школа имеет несколько своих сайтов в интернете. Практически все учителя основных предметов также имеют свои сайты. Родители и студенты могут там найти информацию и задания по предмету, если что-то осталось неясным на уроке, или пропущены занятия, а также вопросы для подготовки к очередному тесту.

Объём предметов на курс High school такой: 3 года изучаются естественные науки, в том числе – год химия, год биология и год физика. 3 года математика: первый год алгебра, потом геометрия, третий год опять алгебра – введение в анализ и математический анализ. И желающие могут в 12 классе взять стереометрию и тригонометрию. 4 года изучается литература, и 4 года социальные науки: всемирная география, всемирная история, государственное устройство США, основы демократии; и 2 года физкультура в любой школьной команде. На учебный год выбираются 6 обязательных предметов, у студентов на одной параллели они могут отличаться. И классных коллективов, как в нашей школе там нет. На математике один состав учеников, на истории другой, на уроках иностранного языка - третий. И классных руководителей тоже нет. Есть учитель,его называют chancellor -канцелер, отвечающий за всю параллель, что-то вроде нашего завуча, к нему обращаются по всем возникающим вопросам, он беседует в случае необходимости с родителями.

В 9 классе у внука был такой набор предметов: американская литература, физика и введение в химию, алгебра, всемирная география, испанский язык, физкультура (плавание). В 10 классе он изучал литературу, геометрию, биологию, всемирную историю, компьютер (первый семестр), испанский язык, и интересный предмет «Здоровье человека». От физкультуры на тот год решил отказаться, плавание надоело, ничего другого не выбрал, решил, что доберет эти часы в 11 или 12 классе. Во втором семестре вместо компьютерной грамотности он взял себе предмет «ораторское искусство», они называют «speech». В 11 классе вместо всемирной истории идет история США, с подробным рассмотрением Второй Мировой войны. Вместо испанского внук взял вторым языком немецкий. И, как следовало ожидать, ни испанского, ни немецкого толком не выучил – иностранные языки учат так же плохо, как и в наших школах. Очень интересный предмет у них в 11 классе – Акватик саенс – что-то типа биологии по водным организмам. Проверка знаний ведется по письменным опросам – квизам – quiz и тестам, устных ответов у доски, как в наших школах, нет совсем. Иногда учителя дают задание подготовить что-то вроде реферата, небольшого письменного задания с иллюстрациями, распечатанного на компьютере. Пользы от такой работы, учитывая повсеместное использование интернета, никакой.
Система оценок 100-бальная, но при этом имеет еще буквенное обозначение: «А» – 100 – 90 баллов, «В» – 90 – 80 баллов, «С» – 80 – 70, «D» – 70 – 60, а ниже – ученик не аттестован.
По завершении изучения каждого предмета все студенты проходят тестирование, которое проверяется компьютером, и компьютер выставляет оценку. Также учитываются посещаемость и заработанные оценки во время изучения курса, так что когда есть много пропусков, и ученик не добирает определенное количество баллов, то вынужден будет либо заниматься летом, либо заново проходить этот же курс в следующем учебном году.

В школе уделяется большое внимание различным внеклассным мероприятиям, студенты принимают активное участие не только в спорте, но в различных клубах по интересам, в кружках, в школьном совете. Примерно раз в месяц устраиваются разного рода концерты, спектакли школьных самодеятельных коллективов. Однажды я была на спектакле - мюзикле, где участвовало около 70 учеников разных классов, посещающих театральную студию и школьный хор. Спектакль удался на славу, и чувствовалось, что педагоги вложили много труда, чтобы организовать такое мероприятие.
Многие учащиеся старших классов совмещают учебу в школе с работой - устраиваются на 2-3 часа в день, по вечерам или по выходным дням в «Макдональдс», в разного рода пиццерии, в магазины на раскладку товаров, нянями. Так что, в большинстве своем, выпускники High school обычно уже хорошо подготовлены к взрослой жизни.

В США у родителей есть выбор, куда отдать учиться ребенка: в публичную бесплатную школу, достаточно дорогую частную, в так называемую чертерную, за которую платят и родители, и государство, или же вообще оставить ребенка учиться дома. ForumDaily изучил плюсы и минусы каждого из вышеперечисленных вариантов.

Публичные школы

Школьные годы в США начинаются с пяти-шести лет. Именно в этом возрасте дети идут в так называемый киндергарден, или “К” (произносится как “кей”). Это уже часть бесплатного обязательного школьного образования — так называемые публичные школы. Время учебы в школе 12 лет.

Школьное образование для детей до 16-18 лет (в зависимости от штата) является обязательным. Обычно оно делится на несколько ступеней: 6 лет начальной школы, 3 года средней школы и еще 3 года высшей, или хайскул. Но бывают и варианты 5-3-4 года, старомодные 8-4 и 6-6 лет. При выборе школы с планом 8-4, первые восемь лет ребенок проводит в начальной школе, а потом на четыре года идет сразу в хайскул. 6-6 означает, что после шести лет начальной школы ребенок попадает в смешанную средне-высшую школу.

То, какой план предлагают школы, напрямую зависит от указаний городского отдела образования и предпочтений правительства каждого конкретного штата. Нам трудно это себе представить, но ни единого закона об образовании, ни даже единого школьного учебного плана в США нет. Правительство страны отдало бразды правления школьным образованием штатам, в каждом из которых есть департамент образования со своим представлением о школах. Ему подчиняются городские отделы образования, которые и контролируют публичные школы.

Показателем качества обучения в публичной школе является ее рейтинг: он колеблется от 1 до 10. Соответственно, чем выше — тем лучше. На рейтинг школ влияет ряд факторов: размер финансирования (деньги на школы идут из бюджета штата и городских налогов на недвижимость), успеваемость учеников, успешность сдачи тестов и т. д. Рейтинг школы в вашей местности можно узнать на специальных сайтах:

Рейтинг школ — штука настолько важная, что он него даже зависит стоимость близлежайших домов. В районах с хорошими школами она всегда существенно выше. Дело в том, что публичную школу в абсолютном большинстве случаев нельзя выбрать. Ребенок пойдет школу, которая закреплена за районом проживания. Из этого ограничения некоторые счастливые обладатели “правильных” адресов даже делают нелегальный бизнес — сдают адреса в аренду горемыкам, не попавшим в район желаемой школы.

Однако часто в крупных городах и небольших перенаселенных районах мест в высокорейтинговых школах на всех живущих в округе детей не хватает, и тогда эти места разыгрываются в лотерею. В случае проигрыша ребенка отправляют в ту школу, где есть свободные места.

Заявления на участие в лотерее нужно подавать задолго до начала учебного года — в январе или феврале, иногда даже в сентябре — за год по поступления. Результаты лотереи также могут приходить в разное время — как в марте, так и в августе, за несколько недель до начала учебного года. Точные сроки подачи документов и получения ответа нужно узнавать в местном отделе образования.

Что нужно иммигранту

Чтобы устроить ребенка в школу иммигранту, прибывшему даже в середине учебного года, нужен минимум документов:

— прививочная карта, переведенная самим родителем;

— подтверждение места жительства (счет за воду или интернет, договор на аренду жилья и т. д.).

И все. Подтверждения легальности пребывания ребенка в стране не требуют — школьное образование доступно для всех. Для детей, пришедших сразу в среднюю или высшую школу, список предметов с количеством часов тоже не нужен.

Чартерные школы

Чартерные школы — это что-то среднее между публичной и частной школой, у них тоже есть свой рейтин г. Государство выделяет деньги на каждого ученика, но школа также собирает и взносы с родителей. Они добровольные — сумма может колебаться от нескольких десятков до тысяч долларов. В итоге получается этакое обучение вскладчину.

Как правило, система преподавания в таких школах отличается от стандартной — это может быть Вальдорфская школа или Монтессори. В настоящее время в США работает более 1200 чартерных школ, в которых учатся почти 600 тысяч детей.

Частные школы

Частные школы — еще один достаточно популярный вид школ в США. Обучение в них, естественно, платное.

Средняя стоимость по стране — около $9,5 тыс. В рейтинге самых дорогих частных школ на первых позициях такие штаты, как Нью-Гэмпшир, Массачусетс, Вермонт и Коннектикут — где, в среднем, обучение стоит более $20 тыс в год. В Калифорнии, в среднем, частная школа стоит $12,5 тыс, однако в сердце Кремниевой долины — в городе Пало-Альто — частная школа обойдется в $26 тыс. Впечатляет и самое дорогое в области частного школьного образования графство Личфилд, Коннектикут, с неимоверными $46 тыс в год. А вот жителям Небраски или Висконсина частная школа обойдется всего лишь в $3-4 тыс в год.

Публичная vs. частная школа

Елена Одинцова приехала с двумя дочками из Москвы в Пало-Альто два года назад. Старшей, Даше, тогда только исполнилось четыре с половиной года — самое время для киндергардена. Собственно, выбор при переезде пал на Пало-Альто именно из-за школ. Право попасть в хорошую местную публичную школу нужно было выиграть в лотерею, и Даша его выиграла. Школа с рейтингом 9, выпускники начальной школы отлично сдают все тесты, классы прекрасно оборудованы, высокообразованные учителя, арт-уклон — одним словом, мечта. Однако уже через несколько недель Елена поняла, что от школы с таким рейтингом ожидала большего: ”Самодисциплине детей там не учат совсем. Кроме того, многое зависит от среды. А если все дети нечесаные и оборванные в школу ходят, моей дочери трудно соблюдать какой-то дресс-код”.

В Дашином классе один учитель приходился на 30 учеников. Детей, в принципе, не заставляли заниматься. Родители других школьников нанимали частных учителей, чтобы научить свое чадо читать и писать. К середине второго класса Елена решила перевести ребенка из публичной школы в частную.

Елена Одинцова с дочерьми. Фото из семейного архива

Однако в одну из популярных сетей частных школ Дашу не взяли — после полутора лет в публичной школе она не смогла пройти вступительный тест. Елена не сдалась, и, в конце концов, нашла милую частную школу в соседнем городке, где согласились помочь и предоставить в рамках обычной платы преподавателя, который поможет Даше догнать программу.

Елена говорит, что с октября в девочке произошла разительная перемена. Даша оказалась чистюлей и дисциплинированным ребенком, не склонным к опозданиям. Ей захотелось учиться и достигать успехов. Программа обучения вполне стимулировала такие изменения. В конце каждой недели — у малышей тест на орфографию, они также постоянно пишут сочинения. Как работающей маме Елене очень нравятся дополнительные и недорогие занятия на территории школы после окончания учебного дня — теннис, шахматы, музыкальные паузы. Словом, не было бы счастья, да несчастье помогло, шутит теперь Елена.

Выбор между хорошим и очень хорошим

Татьяна Абдикеева приехала в Сан-Франциско из Санкт-Петербурга 7 лет назад. Начала искать частную школу для младшей дочери, едва той исполнилось 2,5 года. Изначально ориентировалась на частную школу. Пошла на экскурсию в школу для девочек в одном из самых престижных районов Сан-Франциско. По ее словам, никаких инноваций там не внедряли, делая ставку именно на старую традицию раздельного обучения девочек и мальчиков.

От самой школы у Татьяны остались хорошие впечатления: “Помещение — прекрасное, не к чему придраться. Хорошая библиотека, в классах — стены-стекла. Просторно, чисто, много воздуха. Девочки ходят в форме, даже заколки в тон. Конечно, смотрится чудесно. Самовыражаются дети за счет маникюра.”

Учителя Татьяне тоже понравились. При этом она считает, что подход к образованию в этой частной школе совершенно стандартный. “Я хотела, чтобы мне показали, насколько образование моего ребенка здесь будет шире и глубже, чем в публичной или другой частной школе. Похоже, у них ничего такого нет”, — констатирует Татьяна. Но поскольку в школе хорошие учителя, плохо учиться у детей просто не выйдет, размышляет она. Тем более, что на семерых детей здесь приходится один преподаватель. Для сравнения: в публичной школе на 30 детей — один-два учителя.

Обучение в этой школе стоит $29 тыс в год. После ознакомительного тура Татьяна подумала и решила, что такие деньги здесь платить не за что.

Татьяна Абдикеева начала подбирать школу для дочери заранее. Фото из личного архива

Следующей в ее списке была немецкая билингвальная частная школа, обучение в которой стоит $18,5 тыс в год. Для Татьяны большим плюсом было то, что дети после ее окончания могут отлично говорить и на английском, и на немецком. Кроме того, в конце средней школы дети выбирают еще один язык для обучения (испанский или французский), а в хайскул могут или выбрать четвертый язык или углублять уже имеющиеся знания. По окончании школа выдает два диплома: один — американский, второй — немецкий. С последним можно поступать в европейские вузы. В этой школе Татьяне понравилось практически все, и она пока остановила свой выбор на этой частной школе, однако время подумать у нее еще есть.

Аттестат с доставкой на дом

Еще один вариант получить аттестат о школьном образовании в США — домашнее обучение. Этот вид бесплатного образования достаточно распространен — 3,4% всех школьников (а это более 1,7 миллиона человек ) в США учатся дома.

Алексей, десятилетний сын украинки Елены Аникиной, второй год находится на домашнем обучении. Елена с мужем приехали в Хейворд, Калифорния, из Канады — Алексей родился там. Калифорнийская публичная школа рядом с домом перестала устраивать Елену и Алексея к концу второго класса. Утро начиналось со слез малыша — он наотрез отказывался идти в школу. Когда Елена начала разбираться, оказалось, что Алеша выполнял задания раньше всех, и учительница заставляла его решать те же примеры по второму кругу. А потом давала их еще раз в качестве домашнего задания.

Елена задумалась о том, что делать. От знакомых она узнала, что детям можно учиться на дому, и решила попробовать такой вариант. Как правило, всю информацию о таком виде обучения можно получить в местном отделе образования (school district).

Всем необходимым для домашнего обучения Елену теперь обеспечивает специальная школа , предназначенная для “надомников”. Там прекрасная библиотека, где можно выбрать учебники по всем предметам. Можно самому выбирать и программу обучения по предметам. К каждой программе предлагаются учебники и рабочие тетради.

У Алексея есть недельный план работы. Если что-то непонятно — Елена ему объясняет. Раз в месяц мама с сыном ездят с отчетом в школу. Учитель-куратор просматривает рабочие тетради, беседует по каждому предмету. В начале года и в конце года такие ученики сдают стандартный тест.

Лена делится плюсами: ”Во-первых, мы все высыпаемся. Во-вторых, папа перед работой успевает часик позаниматься с Алексеем”. День ребенка заполнен кружками по интересам: музыка плюс хор, французский, робототехника, теннис, плавание, шахматы, рисование, наука — в среднем по два-три занятия в день. Некоторые и них платные, некоторые — бесплатные. Непосредственно на освоение школьной программы учитель-куратор рекомендует тратить четыре часа в день. Алексей справляется за три. Сам. “Мне почти не приходится его подстегивать. Ну, если только иногда школой пригрозить”, — улыбается Елена.


Самое обсуждаемое
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


top