Почему алексей михайлович - тишайший царь. Алексей Михайлович Романов

Почему алексей михайлович - тишайший царь. Алексей Михайлович Романов

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките ».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.

Протопоп Аввакум обличает: "...И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, — больше всех святых от века! — да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков ».
Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: "А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той! " и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало ». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя ». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии — "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось ».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного "гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича ".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" - книжку, посвящённую "нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю ".
В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу "яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича ". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.

– второй царь московский из дома Романовых, сын царя Михаила Федоровича и второй его жены Евдокии Лукьяновны (Стрешневой). Алексей Михайлович родился в 1629 г. и с трехлетнего возраста воспитывался под руководством боярина Бориса Ивановича Морозова , человека умного и по тому времени образованного, слегка наклонного к «новым» (западническим) обычаям, но хитрого и своекорыстного. Находясь при царевиче Алексее безотлучно в течение 13 лет, Морозов приобрел очень сильное влияние на своего питомца, отличавшегося благодушием и привязчивостью.

Царь Алексей Михайлович. Конец 1670-х

13-го июля 1645 года 16-летний Алексей Михайлович наследовал престол своего отца, при чем, как видно из свидетельства Котошихина , косвенно подтверждаемого и некоторыми другими показаниями (например, Олеария ), последовал созыв земского собора , санкционировавшего воцарение нового государя, – признак того, что, по воззрениям людей XVII века, избирательное право земли, выразившееся в акте избрания на царство Михаила Романова 1613 года , не прекратилось с кончиной первого царя из новой династии Романовых. По сообщению Котошихина, царя Алексея Михайловича, как и его отца, избрали на царство люди всех чинов Московского государства, однако без ограничения (гласного или тайного) его царской власти в силу чисто субъективной причины – личного характера юного царя, слывшего «гораздо тихим» и сохранившего за собою не только в устах современников, но и в истории прозвание «тишайшего».

Следовательно, царь Алексей Михайлович правил более самодержавно, чем его отец. Унаследованные от Смутного времени привычка и потребность обращаться за содействием к земщине при нём ослабела. Земские соборы, особенно полные, ещё созываются, но уже значительно реже, особенно в позднейшие годы правления Алексея Михайловича Романова, и приказное начало в государственной жизни мало-помалу берет при нём перевес над земским. Царь окончательно становится воплощением нации, средоточием, от которого все исходит, и к которому всё возвращается. Такому развитию самодержавного принципа соответствует внешняя обстановка правления Алексея Михайловича: неслыханное до того развитие придворного блеска и этикета, впрочем не устранявшее простодушного, патриархального обхождения царя с его приближенными.

Не сразу, однако, Алексей Михайлович мог поставить свою власть на недосягаемую высоту: первые годы его правления напоминают события юности Ивана Грозного или затруднения, с какими пришлось бороться вначале царю Михаилу . После смерти матери (18 августа того же 1645 г.) Алексей Михайлович всецело подчинился влиянию Морозова, не имевшего более соперников. Последний ради укрепления своего положения сумел решить в желательном для себя смысле вопрос о женитьбе царя, устроив его брак с дочерью своего верного подручника, Марией Ильиничной Милославской . Этот брак был заключён 16 января 1648 г., после того, как невеста, первоначально избранная самим Алексеем Михайловичем (Всеволожская) была устранена под предлогом падучей болезни. Сам Морозов женился на сестре новой царицы.

Царский тесть Милославский и Морозов, пользуясь своим положением, начали выдвигать своих родных и друзей, не упускавших случая к наживе. В то время, как молодой Алексей Михайлович, во всем полагаясь на любимого и чтимого им «второго отца», мало вникал в дела лично, в народе накоплялось недовольство: с одной стороны, отсутствие правосудия, лихоимство, тяжесть налогов, соляная пошлина, введенная в 1646 г. (отменена в начале 1648 г.), в соединении с неурожаем и скотским падежом, а с другой стороны, благоволение правителя к иноземцам (близость к Морозову и влиятельное положение заводчика Виниуса ) и иностранным обычаям (разрешение потреблять табак, сделанный предметом казенной монополии), – все это в мае 1648 г. привело к кровавой катастрофе – «соляному бунту ».

Непосредственное обращение толпы на улице к самому Алексею Михайловичу, до которого жалобы не доходили иным путем из-за грубого вмешательства клевретов Морозова, разразилось мятежом, продолжавшимся несколько дней, осложнившимся сильным пожаром, который, однако, послужил к прекращению дальнейшего волнения. Морозова удалось спасти от ярости толпы и укрыть в Кирилловом Белозерском монастыре, но тем более поплатились его сообщники: думный дьяк Назар Чистого, умерщвленный мятежниками, и ненавистные начальники приказов земского и пушкарского, Плещеев и Траханиотов, которыми пришлось пожертвовать, выдав их на казнь, причем первый был даже вырван из рук палача и варварски убит самою толпою. Когда волнение утихло, Алексей Михайлович в назначенный день лично обратился к народу и тронул его искренностью своих обещаний настолько, что главный виновник происшедшего, Морозов, за которого просил царь, мог вскоре возвратиться в Москву; но его господство кончилось навсегда.

Соляной бунт в Москве 1648. Картина Э. Лисснера, 1938

Московский мятеж отозвался в том же году подобными же вспышками в отдаленных Сольвычегодске и Устюге; в январе 1649 г. обнаружились в самой Москве новые, во время подавленные попытки возмущения опять-таки против Морозова и Милославского. Гораздо серьезнее были вспыхнувшие в 1650 г. мятежи в Новгороде и Пскове , где в начале правления Алексея Михайловича производилась скупка хлеба для уплаты шведам части условленной суммы за перебежчиков из областей, отошедших к Швеции по Столбовскому миру 1617 . Вздорожание хлеба, вывозимого за границу, вызвало толки об измене бояр, всем заправляющих без ведома царя, дружащих иноземцам и заодно с ними замышляющих выморить голодом русскую землю. Для усмирения бунтов пришлось прибегнуть и к увещаниям, и к разъяснениям и к военной силе, особенно относительно Пскова, где волнение упорно продолжалось несколько месяцев.

Однако посреди этих смут и неурядиц правительство Алексея Михайловича успело совершить законодательную работу весьма крупного значения, – кодификацию Соборного Уложения 1649 . Согласно с давним желанием русских торговых людей, в 1649 г. английская компания была лишена своих привилегий, поводом к чему, помимо различных злоупотреблений, послужила казнь короля Карла I : английским купцам отныне позволялось торговать только в Архангельске и с уплатою обычной пошлины. Реакция против начинавшегося сближения с иноземцами и усвоения чужих обычаев сказалась в возобновлении запрета торговли табаком. Несмотря на старания английского правительства после реставрации Стюартов , прежние льготы англичанам возобновлены не были.

Но ограничение иностранной торговли внутри государства повело за собою в последующие годы правления Алексея Михайловича, когда войны с Польшей и Швецией потребовали крайнего напряжения платежных сил, непредвиденные последствия: в казну нужно было стягивать возможно большие запасы серебряной монеты, а между тем обнаружилось сильное сокращение привоза серебра, поставлявшегося ранее английскими купцами в слитках и в звонкой монете, подвергавшейся затем перечеканке. Правительство Алексея Михайловича прибегло с 1655 г. к выпуску медных денег, долженствовавших ходить наравне и по одной цене с серебряными, что однако скоро оказалось невозможным, так как, уплачивая жалованье медью, казна требовала уплаты сборов и недоимок непременно серебром, а чрезмерные выпуски медной монеты и без того, делая размен фикцией, повели к быстрому понижение курса. Наконец, развившееся также в громадных размерах производство фальшивых денег окончательно подрывало доверие к новому платежному средству, и последовало крайнее обесценение меди и, следовательно, непомерное вздорожание всех покупных предметов. В 1662 г. финансовый кризис разразился новым мятежом в Москве («Медным бунтом »), откуда толпа бросилась в село Коломенское, любимое летнее местопребывание Алексея Михайловича, с требованием выдачи бояр, считавшихся виновными в злоупотреблениях и во всеобщем бедствии. На этот раз волнение было усмирено вооруженною силою, и мятежники понесли суровое возмездие. Но медные деньги, бывшие еще целый год в обращении и упавшие в цене в 15 раз против нормальной стоимости, были затем уничтожены.

Медный бунт. Картина Э. Лисснера, 1938

Еще более тяжелое потрясение испытало государство в 1670 – 71 гг., когда ему пришлось выдержать борьбу не на жизнь, а на смерть с казацкою вольницею, нашедшею вождя в лице Стеньки Разина и увлекшею за собою массы черного народа и поволжское инородческое население. Правительство Алексея Михайловича, однако, оказалось достаточно крепким, чтобы осилить враждебные ему стремления и устоять в опасной борьбе социального характера.

Степан Разин. Картина С. Кириллова, 1985–1988

Наконец, к эпохе правления Алексея Михайловича Романова относится и тяжкий кризис в церковной жизни русского народа, начало векового раздвоения, вызванного «новшествами» Никона , но коренившегося в самых глубинах народного миросозерцания. Церковный раскол открыто выразил приверженность русского народа к собственным национальным началам. Масса русского населения начала отчаянную борьбу за сохранение своей святыни, против наплыва новых, украинских и греческих влияний, который с приближением к концу XVII века ощущался всё теснее. Суровые репрессивные меры Никона , гонения и ссылки, имевшие результатом крайнее обострение религиозных страстей, экзальтированные мученичества беспощадно преследуемых за приверженность к русским обычаям «раскольников», на которые те отвечали добровольными самосожжениями или самопогребениями, – такова в общих чертах картина положения, созданного честолюбием патриарха, затеявшего свою реформу более всего в целях личного самовозвышения. Никон рассчитывал, что слава очистителя русской церкви от мнимой ереси поможет ему выдвинуться на роль главы всего православного мира , стать выше других его патриархов и самого царя Алексея Михайловича. Неслыханно властолюбивые поползновения Никона привели к резкому столкновению между ним и благодушным царём. Патриарх, имевший в один из периодов правления Алексея Михайловича неограниченное влияние на царя и весь ход государственных дел, второй «великий государь» , ближайший (после удаления Морозова) друг и советник монарха, поссорился с ним и покинул свой престол. Прискорбный конфликт завершился соборным судом 1666-1667 , лишившим патриарха священного сана и осудившим его на заключение в монастыре. Но тот же собор 1666-1667 подтвердил главное дело Никона и, наложив на его противников бесповоротную анафему, окончательно уничтожил возможность примирения и объявил расколу решительную войну. Она была принята: в течение 8 лет (1668 – 1676) царским воеводам пришлось осаждать Соловецкий монастырь , одну из самых почитаемых народных святынь, ставшую теперь оплотом национальной старины, – брать его приступом и вешать захваченных мятежников.

Алексей Михайлович и Никон у гроба святого митрополита Филиппа. Картина А. Литовченко

Одновременно со всеми этими тяжелыми внутренними событиями правления Алексея Михайловича с 1654 г. и до самого конца царствования не прекращались внешние войны, толчок к которым дали события в Малороссии, где Богдан Хмельницкий поднял знамя религиозно-национальной борьбы. Связанный вначале невыгодным Поляновским миром , заключенным при его отце, поддерживавший в первые годы дружеские отношения к Польше (план общих действий против Крыма), царь Алексей Михайлович Романов не мог отказаться от вековых традиций Москвы, от её национальных задач. После некоторых колебаний, должен был выступить решительным ходатаем за православный русский юго-запад и принять под свою руку гетмана Богдана со всей Украиной, что означало войну с Польшей . Трудно было решиться на этот шаг, но не воспользоваться благоприятным случаем для осуществления давнишних заветных стремлений, оттолкнуть от себя Малороссию с риском, что она бросится в объятия Турции, значило бы отречься от своей миссии и совершить трудно поправимое политическое безрассудство. Вопрос был решен на земском соборе 1653 года , вслед за чем совершилось принесение присяги царю Алексею украинцами на раде в Переяславле (8 января 1654 г.), и Малая Русь официально перешла под державу московского царя на условиях, обеспечивавших её автономию. Открывшаяся немедленно война, в которой Алексей Михайлович принимал личное участие, ознаменовалась блестящими, небывалыми до тех пор успехами московского оружия, завоеванием захваченного в Смутное время и окончательно отнятого по миру в 1654 г. Смоленска, всей Белоруссии, даже коренной Литвы с её столицею Вильною ( – ). Московский государь принял в свой титул именование «всея Великия, Малые и Белые Руси самодержца», а также великого князя Литовского.

Переяславская рада 1654 г. Картина М. Хмелько, 1951

Вековой спор казался близким к разрешению; Польша, навлекшая на себя еще победоносное шведское нашествие, находилась на краю гибели, но именно совместные действия против неё двух врагов, отнюдь не бывших союзниками, а скорее мешавших друг другу и претендовавших на одну и ту же добычу (Литву), послужили к спасению Речи Посполитой. Вмешательству дружественной и единоверной полякам Австрии, заинтересованной в поддержании Польши против чрезмерно усилившейся Швеции, удалось при помощи посольства Аллегретти склонить Алексея Михайловича к перемирию с Польшею в 1656 г., с удержанием завоеванного и с обманчивой надеждой на будущее избрание его самого на польский престол. Ещё главнее – австрийцам и полякам удалось побудить царя к войне со Швециею, как гораздо опаснейшим врагом. Эта новая война со шведами , в которой Алексей Михайлович также лично участвовал (с 1656 г.), была очень несвоевременна, пока спор с Польшей не получил окончательного разрешения. Но избежать её по изложенным причинам было трудно: веря, что в скором будущем он станет и королём Польши, Алексей Михайлович оказался даже лично заинтересованным в её сохранении. Начав войну, Алексей Михайлович решил попытаться осуществить другую давнишнюю и не менее важную историческую задачу России, – пробиться к Балтийскому морю, но попытка не увенчалась успехом, оказалась преждевременной. После первоначальных успехов (взятие Динабурга, Кокенгаузена, Дерпта) пришлось потерпеть полную неудачу при осаде Риги, а также Нотебурга (Орешка) и Кексгольма (Корелы). Кардисский мир 1661 года явился подтверждением Столбовского, т. е. все взятое во время похода Алексея Михайловича было отдано шведам обратно.

Такая уступка была вынуждена начавшимися в Малороссии после смерти Хмельницкого (1657) смутами и возобновившеюся польской войной. Присоединение Малороссии далеко еще не было прочным: между русскими и украинцами, во многом весьма непохожими друг на друга и еще плохо знакомыми между собою, не замедлили возникнуть неудовольствия и недоразумения. Стремление добровольно поддавшегося России и Алексею Михайловичу края удержать в целости свою административную самостоятельность от неё встречалось с московскою тенденцией к возможному объединению управления и всех внешних форм жизни. Предоставленная гетману самостоятельность не только во внутренних делах Украины, но и в международных сношениях, трудно согласовалась с самодержавною властью русского царя. Казацкая войсковая аристократия чувствовала себя вольнее при польских порядках, чем при московских, и не могла ужиться с царскими воеводами, на которых, впрочем, и простой народ, более тянувший к единоверной царской Москве, чем к шляхетской Польше, имел не раз основания жаловаться. Уже Богдан имел неприятности с правительством Алексея Михайловича, не мог привыкнуть к новым отношениям, был очень недоволен прекращением польской и начатием шведской войны. После его смерти открылась борьба за гетманство, длинная цепь интриг и междоусобий, шатаний из стороны в сторону, доносов и обвинений, в которых трудно было не запутаться правительству. Выговский , перехвативший гетманство у чересчур молодого и неспособного Юрия Хмельницкого , шляхтич по происхождению и симпатиям, тайно передался Польше на самых, по-видимому, заманчивых условиях Гадячского договора (1658) и с помощью крымских татар нанес сильное поражение князю Трубецкому под Конотопом (1659). Дело Выговского тем не менее провалилось вследствие несочувствия к нему рядовой казацкой массы, но малорусские смуты этим не кончились.

Гетман Иван Выговский

В это же время возобновилась война с Польшей, успевшею избавиться от шведов и теперь нарушившей недавние обещания избрать Алексея Михайловича своим королём в надежде на украинские брожения. Об избрании царя Алексея на польский престол, которое и раньше обещалось лишь в виде политического маневра, не было больше и речи. После первых успехов (победа Хованского над Гонсевским осенью 1659 г.) война с Польшей пошла для России далеко не так удачно, как в первую стадию (поражение Хованского Чарнецким у Полонки, измена Юрия Хмельницкого , катастрофа при Чуднове , Шереметев в крымском плену, – 1660 г.; потеря Вильны, Гродно, Могилева, – 1661 г.). Правый берег Днепра был почти потерян: после отказа от гетманства Хмельницкого , постригшегося в монахи, его преемником оказался также присягнувший польскому королю Тетеря. Но на левой стороне, оставшейся за Москвою, после некоторых смут явился другой гетман, – Брюховецкий : так было положено начало политическому раздвоению Украины. В 1663 – 64 гг. поляки воевали с успехом и на левой стороне, но не могли взять Глухова и отступили с большими потерями за Десну. После долгих переговоров оба государства, крайне утомленные войною, наконец, заключили в 1667 г. на 13 с половиной лет знаменитое Андрусовское перемирие , разрезавшее Малороссию надвое. Алексей Михайлович получил утраченные его отцом Смоленск и Северскую землю и приобрел левобережную Украину. Однако на правом берегу за Россией остался только Киев с ближайшими окрестностями (вначале уступленный поляками только временно, на два года, но потом не отданный Россией обратно).

Такой исход войны правительство Алексея Михайловича могло в некотором смысле считать успешным, но он далеко не соответствовал первоначальным ожиданиям (например, относительно Литвы). До известной степени удовлетворяя национальному самолюбию Москвы, Андрусовский договор сильно разочаровал и раздражил малорусских патриотов, отечество которых оказалось поделенным и более, чем наполовину, возвращенным под ненавистное владычество, из-под которого столько времени и с такими усилиями пыталось выбиться (Киевщина, Волынь, Подолия, Галичина, не говоря уже о Белой Руси). Однако украинцы сами способствовали этому своими постоянными изменами русским и метаниями в войне со стороны на сторону. Малорусские смуты не прекратились, но даже еще осложнились после Андрусовского перемирия. Гетман правобережной Украины, Дорошенко , не хотевший подчиняться Польше, готовый служить правительству Алексея Михайловича, но лишь под условием полной автономии и непременного соединения всей Украины, решил ввиду неисполнимости последнего условия перейти под руку Турции, чтобы под её властью достичь объединения Малороссии. Опасность, грозившая со стороны Турции и Москве, и Польше, побудила этих бывших врагов уже в конце 1667 г. заключить договор о совместных действиях против турок. Этот договор был затем возобновлен с королем Михаилом Вишневецким в 1672 г., и в том же году последовало вторжение на Украину султана Мехмеда IV , к которому присоединились крымский хан и Дорошенко, взятие Каменца и заключение королем унизительного мира с турками, который однако не прекратил войны. Войска Алексея Михайловича и левобережные казаки в 1673 – 1674 гг. удачно действовали на правой стороне Днепра, и значительная часть последней вновь подчинилась Москве. В 1674 г. правобережная Украина вторично испытала ужасы турецко-татарского опустошения, но полчища султана опять удалились, не объединив Малороссии.

29 января 1676 г. царь Алексей Михайлович скончался. Его первая жена умерла уже 2 марта 1669 г., после чего Алексей, чрезвычайно привязавшийся к своему новому любимцы, боярину Артамону Матвееву , женился вторично (22 января 1671 г.) на его дальней родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной . Вскоре она родила от Алексея Михайловича сына – будущего Петра Великого. Уже и раньше, в первые годы правления Алексея Михайловича, европейские влияния проникали в Москву под эгидой Морозова. Потом присоединение Малороссии с её школами дало новый сильный толчок в направлении к Западу. Оно имело результатом появление и деятельность в Москве киевских ученых , основание Ртищевым Андреевского монастыря с ученым братством, деятельность Симеона Полоцкого , неутомимого писателя стихами и прозою, проповедника и наставника старших царских сыновей, вообще, перенесение латино-польской и греко-славянской схоластики на новую почву. Далее, фаворит Алексея Михайловича Ордин-Нащокин , бывший начальником посольского приказа, является «подражателем иностранных обычаев», учредителем почт для заграничной переписки и основателем рукописных курантов (первых русских газет); а бежавший за границу подьячий того же приказа Котошихин, автор известного сочинения о современной ему России, представляется также несомненным и горячим западником. В эпоху же могущества Матвеева культурные заимствования становятся еще более ощутительными: с 1672 г. при дворе Алексея Михайловича появляются иноземные, а потом и свои «комедианты», начинают разыгрываться первые театральные «действа». У царя и бояр заводятся европейские экипажи, новая меблировка, в иных случаях иностранные книги, дружба с чужеземцами, знание языков. Курение табака уже не преследуется, как прежде. Затворничеству женщин приходит конец: царица уже ездит в открытом экипаже, присутствует при театральных зрелищах, дочери Алексея Михайловича учатся даже у Симеона Полоцкого.

Близость эпохи решительных преобразований явно чувствуется во всех этих фактах, равно как в начинающейся военной реорганизации в появлении полков «иноземного строя» , в упадке отживающего местничества, в попытке устройства флота (верфь в с. Деднове, корабль «Орел», сожженный Разиным на нижней Волге; мысль об откупе курляндских гаваней для русских кораблей), в начавшемся устройстве заводов , в стремлении пробиться к морю на западе. Дипломатия Алексея Михайловича мало-помалу распространяется на всю Европу, до Испании включительно, между тем как в Сибири русское владычество дошло уже до Великого океана , и утверждение на Амуре повело за собою первое знакомство и затем столкновение с Китаем .

Енисейский край, Прибайкалье и Забайкалье в эпоху правления Алексея Михайловича

Правление Алексея Михайловича представляет собою эпоху перехода от старой Руси к новой России, эпоху трудную, когда отсталость от Европы давала себя чувствовать на каждом шагу и неудачами на войне, и резкими неурядицами внутри государства. Правительство Алексея Михайловича изыскивало способы к удовлетворению все более усложнявшихся задач внутренней и внешней политики, сознавало уже свою отсталость во всех сферах жизни и потребность вступить на новую дорогу, но еще не решалось объявить войну старой замкнутости и старалось обойтись при помощи паллиативов. Царь Алексей Михайлович был типичным человеком своей эпохи, соединявшим крепкую привязанность к старой традиции с любовью к полезным и приятным нововведениям: стоя еще крепко на старой почве, будучи образцом древнерусского благочестия и патриархальности, он уже заносит одну ногу на другой берег. Человек более живого и подвижного темперамента, чем его отец (личное участие Алексея Михайловича в походах), любознательный, приветливый, радушный и веселый, в то же время усердный богомолец и постник, примерный семьянин и образец благодушия (хотя и при сильной подчас вспыльчивости) – Алексей Михайлович не был человеком сильного характера, был лишен качеств преобразователя, был способен на нововведения, не требовавшие крутых мер, но не был рожден для борьбы и ломки, как его сын Пётр I. Его способность сильно привязываться к людям (Морозов, Никон, Матвеев) и его мягкосердечие легко могли вести ко злу, открывая во время его правления путь всяким влияниям, создавая всемогущих временщиков и подготовляя в будущем борьбу партий, интриги и катастрофы вроде событий 1648 года.

Любимым летним местопребыванием Алексея Михайловича было село Коломенское, где он построил себе дворец; любимой потехой – соколиная охота. Умирая, царь Алексей Михайлович оставил большое семейство: вторую жену Наталью, трех сестер, двух сыновей (Федора и Ивана) и шесть дочерей (см. Царевна Софья) от первой жены, сына Петра (род. 30 мая 1672 г.) и двух дочерей от второй жены. Два лагеря его родственников через двух разных жён – Милославские и Нарышкины – не замедлили после его кончины начать между собою борьбу, обильную историческими последствиями.

Литература по биографии Алексея Михайловича

С. М. Соловьёв, «История России с древнейших времен», т. X – XII;

Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», т. II, ч. 1: «Царь Алексей Михайлович»;

В. О. Ключевский, «Курс русской истории», ч. III;

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. – смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 - 1676 гг.

Детские годы

Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 – церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».

В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.

Вступление на престол

После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из . Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.

Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.

Характер царя

Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, – пишет он, – здешняя честь, аки прах».

Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.

Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Женитьба

Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год – царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья – будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.

Соляной бунт

Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля – по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли – одного из главнейших предметов потребления всего населения – примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2–4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.

Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Алексей Михайлович и патриарх Никон

Патриарх Никон

Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.

1653 год, 1 октября – Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.

Во время войн 1654–1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля – он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах – Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Земский собор

Церковный раскол

После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения – исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая – в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев – .

Внутренние беспорядки

Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.

Тем временем на юге поднял бунт донской казак . Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.

В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.

Результаты правления Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656–1667 гг.), Монастырский (в 1648–1677 гг.)

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.

Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20–25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.

Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.

В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение – свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7–20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)

Последние годы правления. Смерть

В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын – будущий император .

Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «тишайший». Что же оно означает?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: « От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките ».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.

Протопоп Аввакум обличает: "... И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, - больше всех святых от века! - да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков ».
Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: " А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той! " и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что « прежде сего никогда не бывало ». А по отзыву протопопа Аввакума, царь « накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя ». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел « благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось ».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного " гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича ".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" - книжку, посвящённую " нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю ".
В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу " яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича ". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.

За мягкий характер его прозвали «Тишайшим», но политика у него была отнюдь не тихая. Он узаконил понятие «самодержец», присоединил Левобережную Украину, довел границу государства до Тихого океана.

Присоединение Левобережной Украины

Между Россией и Польшей всегда оставалась некая недосказанность: при Алексее Михайловиче камнем преткновения стали украинские земли, часть из которых Русь потеряла во времена монголо-татарского нашествия. Несмотря на то, что ряд пропольских историков обвиняют Алексея Михайловича в «азиатской жестокости», свидетельства современников событий говорят об обратном.

В 1654 году шляхтич из Вильно сообщал с тревогой: «Мужики молят бога, чтобы пришла Москва», «Мужики нам враждебны, везде на царское имя сдаются и делают больше вреда, чем Москва; это зло будет и дальше распространяться; надобно опасаться чего-нибудь вроде козацкой войны».
В данном случае идет речь о возможности гражданской войны, религиозного конфликта. Культурно-национальные связи у населения Левобережной Украины на тот момент еще не были утеряны, жители православных земель страдали под натиском «латинянского ига». Люди иной конфессии автоматически превращались «во второй сорт». Ситуацию подогревала и разгулявшаяся чума. На фоне всеобщих волнений, в сепаратистском движении выделился лидер - предводитель казаков Богдан Хмельницкий, который не смог добиться от Речи Посполитой самоуправления Запорожской Сечи. Гетман обратился к московскому царю с просьбой поддержать его в национальной борьбе и принять «под высокую руку московского царя». Алексей Михайлович согласился, пожертвовав выход к Балтийскому морю. Россия не могла сражаться на два фронта. Началась кровопролитная война с Польшей, по итогам которой Русскому государству отошла Левобережная Украина, Киев, и возвращались Смоленская и Черниговская земли.
Кстати, царские указы тех времен доказывают стремление Алексея ограничиться «малой кровью». Он приказывал не жечь городов, сдавшимся на милость победителя позволил беспрепятственно уйти. Оставшаяся шляхта смогла беспрепятственно присягнула новому царю и сохранить свои привилегии.

Борьба за Балтику

Параллельно с русско-польской войной Тишайший государь пытался «прорубить окно в Европу» и обеспечить Русскому государству выход в Балтийское море. В октябре 1655 года, примерно через полгода после заключения договора с Хмельницким, к Алексею Михайловичу наведались австрийские послы и попытались убедить царя заключить мир с Речью Посполитой и бросить все силы на войну с усиливавшейся Швецией. В случае победы Москва могла присоединить всю Прибалтику. От мира с Польшей Тишайший отказался, вопрос защиты православных собратьев был для него принципиальным. Пришлось вести войну на два фронта: русские войска заняли некоторые стратегически важные города в Ливонии – Юрьев, Куконойс, Динабург, но Ригу так взять и не смогли. Кардисский мирный договор аннулировал все военные успехи России. Выход к балтийскому морю пришлось отложить еще на полвека.

До Тихого океана

Если при Михаиле Федоровиче Русское государство простиралось до Охотского моря, то при Тишайшем Алексее оно разрослось до Тихого океана, уже тогда превратив Россию в крупнейшее государство мира. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев со своими товарищами преодолел на морских судах - «кочах» - пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки. Примерно в это же время русские землепроходцы Поярков и Хабаров совершили походы на Амур и привели в русское подданство население тех краев. Несмотря на наказ государя, приводить сибирских туземцев в подданство «ласкою и приветом», служилые люди нередко прибегали к насилию – силой отбирали ценную пушнину, обкладывали непомерной данью.
С освоением Дальнего Востока наладились отношения с Китаем. Император династии Цинь относился к русским миссиям с особым тщеславием, свойственным азиатским монархам. Согласно китайским представлениям о мироустройстве, приезд из дальних краев означал распространение благого влияния императора на весь мир и служил доказательством тем большей силы его, чем дальше находилась земля приехавшего.

Поэтому при императорском дворе «людям издалека» был уготован радушный прием. Непонимание русскими китайских традиций иногда приводило к дипломатическим казусам. Так, в 1670 году воевода Данила Аршинский направил миссию китайскому императору, с целью убедить его стать подданным русского царя. Заявление было настолько безрассудным, что сановники перевели послание наоборот, сообщив императору, что русские сами принесли ему грамоту о подчинении, с просьбой взять их в подданство. Такой шаг владыка оценил по достоинству, послам был оказан самый радушный прием, их даже удостоили императорской аудиенции – неслыханная честь у китайского народа.

Самодержавный государь

Несмотря на свое прозвище, Алексей вел отнюдь не «тихую» политику. При нем на Руси закрепляется самодержавие. В начале правления Алексея в стране процветала сословно-представительская монархия: царь и шагу не мог ступить без согласия Боярской думы, в ранние годы юношей полностью управлял его воспитатель боярин Морозов. Историк Костомаров писал о царе: «Алексей Михайлович, сам себя считая самодержавным и ни от кого независимым, был всегда под влиянием то тех, то других».
Современники, в особенности иностранные послы напротив вспоминали: «Алексей Михайлович, в отличие от отца, - самодержец и «государство свое правит по своей воли». Имперский посол А. Мейерберг также отмечал, что царь Алексей в Боярской думе держал себя как полный хозяин.

Вопреки своей мягкосердечности, при необходимости, царь мог быть и жестоким. В крови утонул бунт Степана Разина, жестокой расправе подверглись противники церковной реформы Никона. При Алексее был утвержден термин «самодержец» и за свое новое имя Тишайший был готов проливать кровь. По воспоминаниям современников, несоблюдение правильности титулов равнялось уголовному преступлению – человека могли высечь или даже казнить.
Алексей положил конец широкому влиянию Боярской Думы, учредив систему приказов, в частности Приказа тайных дел – орган надзора, контролирующего деятельность других структур. Нарушил Алексей и другую традицию русского двора, еще при жизни объявив престолонаследника – старшего сына Федора.

Столица Православия

Про религиозность Тишайшего царя ходят легенды. По словам современников: «ни один монарх не мог превзойти его в религиозной строгости». Православная ориентация вообще очень характерна для всей политики Алексея Михайловича. Главное его стремление, которое впоследствии стало неотъемлемой чертой русского самодержавия, заключалось в укреплении связей с православными народами: освобождение украинцев от «католического ига», налаживание дружественных отношений с трансильванскими князьями, и даже находившимися под турками сербами, болгарами и греками. Новую актуальность приобретает старая концепция Москвы, как преемницы Константинополя, нового «Третьего Рима». Известное исправление переводов догматических книг, которое привело к появлению старообрядцев, на международной арене устанавливало роль России как защитницы единоверных народов и закрепляло за Москвой статус столицы равославия.

Первый в Европе

У Петра I явно была наследственная любовь ко всему европейскому. Его отец Алексей Михайлович любил западные «диковинки». Еще в детстве он воспитывался на «немецких печатных листах», а в юности его воспитатель Борис Морозов заказал ему несколько платьев французского и английского кроя. Он интересовался европейской историей и политикой, стал первым государем, который читал европейские СМИ! Английские, французские, голландские и прочие газеты для него специально переводили в Посольском приказе.
При Алексее все чаще ко двору приезжают иностранные послы, которые отмечали восточное великолепие царского двора. Когда в праздники Алексей покидал свои палаты и «выходил в народ», царское шествие превращалось в пышное действо.

«Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что едва ли найдется хоть один из всех христианских монархов, который превосходил бы в этом московского», - не скрывал восхищения англичанин Коллинс, созерцая царский кортеж.

Между тем, у меценатства были свои мотивы. Алексей желал превзойти все монаршие дворы мира, прежде всего, французский. Путешественники того времени отмечали заочное соревнование между Алексеем Михайловичем и Людовиком XIV: оба истово заботились о ритуале и блеске своих дворов, выездов и охоты. Их даже называли: «царь-солнце» и «король-солнце».

Новый закон

Под стать мягкому самодержцу был создан новый закон, сочетавший сильную центральную царскую власть с выборным народным самоуправлением на местах - Соборное Уложение Царя Алексея. В права подданных входила возможность выбирать земских и общинных старост, земского пристава, приказчиков, целовальников, сотских, а пресловутая «презумпция невиновности» уберегала от произвола высших чинов. Ключевский писал следующее о новом законодательстве, опередившем Европу: «Оба источника правительственных полномочий - общественный выбор и правительственный призыв - тогда не противополагались друг другу, а служили вспомогательными средствами друг для друга». «Самоуправления равного московскому, не знала тогда ни одна страна мира», - сообщал другой историк Солоневич. А вот для крестьян Соборное уложение стало судьбоносным. Отныне запрещался переход от одного помещика к другому в Юрьев день и объявлялся бессрочный поиск беглых. В России закрепилось крепостное право.


Самое обсуждаемое
Топик по французскому «Un voyage» (Путешествие) Топик на французском о путешествиях Топик по французскому «Un voyage» (Путешествие) Топик на французском о путешествиях
Кехо джон - Кехо джон - "подсознание может все"
Молитвы ко господу иисусу христу Молитвы ко господу иисусу христу


top