Тренажер деления слов на слоги. Что должен уметь дошкольник перед делением на слоги

Тренажер деления слов на слоги. Что должен уметь дошкольник перед делением на слоги

Тренажер для начинающих. Простые слова.

Книга - это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.

Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.

А сколько их - слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.

Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.

То есть в словах есть только одна гласная буква.

ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.

На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.

При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.

Продолжаем отрабатывать навыки чтения.

Следующая подборка - это уже двухсложные слова из 4 букв. На первой карточке слова с так называемым "открытым слогом". Их читать легко. Ма-ма, ка-ша, не-бо, ре-ка, лу-жа и тому подобные слова.

Вторая карточка посложнее. Слова на ней содержат как открытые слоги, так и закрытые. Ма-як, иг-ла, у-тюг, ях-та, о-сёл, ёл-ка и так далее.

На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.

Читаем по слогам новые слова. Слова уже состоят из 5 букв. Ва-гон, ма-лыш, ту-ман, мар-ка, ре-дис, лам-па. И так далее. Если ребенок уверено прочтет эти сто пятьдесят с "хвостиком" слов, вы можете считать, что ваш малыш читать НАУЧИЛСЯ! Вернее, научился складывать из букв слова.

В этом разделе мы будем тренироваться делить слова на слоги. (Не путайте с делением слов для переноса, которое рассматривается в другом разделе. Это несколько разные вещи, так как существуют определенные правила переноса слов.)

Деление слов на слоги

Умение делить слова на слоги — очень важный навык, который желательно приобрести еще до поступления в первый класс. У детей, которые учились читать по слогам, соответственно, проблем возникает меньше. Но все равно бывают.

Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.

Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.

Правила деления слов на слоги

  • слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры: мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
  • Если слог состоит из нескольких букв, то он всегда начинается с согласной буквы. (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он)

Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.

По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например: кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но: ша-пка, ра-вный, и т.д.

Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,

о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.

В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.

Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.

  • Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
  • Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
  • Владеть устным счётом хотя бы до 5.
  • Знать пространственные понятия «право» и «лево».

Если у ребёнка имеются нарушения речи, нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Специалист укажет, каким занятиям уделить особое внимание, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с нарушениями слоговой структуры слов.

Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые - гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:

«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие - губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, - АМ, ОН, ИЛ.

При объяснении принципа деления на слоги используют приём подставления ладони под подбородок. Сколько раз опустится подбородок, столько и слогов в слове.

Уверенно читающие дети могут определять количество слогов по числу гласных.

Зачем делить слова на слоги

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников - способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка.

Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Чтобы обучить ребёнка делению на слоги, нужно использовать наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры и тренажёры.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а Свинка Пеппа, занятия будут проходить оживлённее.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках - так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример - НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант - взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог - РУ - и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания - собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Дошкольникам, обучающимся чтению, не надо подробно разъяснять эти правила.

Взрослый должен знать сам эти правила и поправлять ребёнка, если он ошибается. Большинство слов дети запомнят и будут автоматически их делить верно. В школе на соответствующих уроках учитель объяснит правила деления на слоги.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Актуальность: cреди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста, одним из наиболее распространенных и представляющих значительную сложность для коррекционной работы является нарушение слоговой структуры слов. Игра - тренажер «Раздели слова на слоги» предназначена для развития и отработки умения делить слова на слоги.

Цель: предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.

Задачи: развитие умения делить слова на слоги; развитие устойчивости внимания, приемов анализа, самоконтроля, мелкой моторики и позитивного отношения к учебной деятельности.

Игра - тренажер может использоваться на фронтальных, индивидуальных коррекционных занятиях.

В игре предусмотрен обучающий слайд в 1 задании. В случае ошибки в выборе ответа, ребенок будет попадать на обучающий слайд и возвращаться назад, при клике кнопкой мыши на кубик - кнопку «Назад».

Наличие обучающего слайда дает ребенку возможность не столько учесть свою ошибку, сколько ее исправить. В других заданиях собачка подтверждает правильность ответа, а мышка указывает, что допущена ошибка. При этом у ребенка так же есть возможность исправить свою ошибку.

Эффективность и практическая значимость: задания носят игровой, занимательный характер, разработаны с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Одновременно с выполнением игровых заданий, самим действием деления слов на слоги дошкольники осваивают способы контроля за правильностью своих действий.


Самое обсуждаемое
Русский синодальный перевод Русский синодальный перевод
Топик по французскому «Un voyage» (Путешествие) Топик на французском о путешествиях Топик по французскому «Un voyage» (Путешествие) Топик на французском о путешествиях
Кехо джон - Кехо джон - "подсознание может все"


top