Библия учишь другого а сам не исполняешь. Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона

Библия учишь другого а сам не исполняешь. Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона

Гнев Божий простирается и на тех, которые, хотя и знают истину, но не осуществляют её в своей жизни (1–16). Между такими людьми на первом плане стоят иудеи, которые имеют откровенный закон, но постоянно его нарушают (17–29).

. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

Есть люди, которые хорошо знают, как нужно жить, чтобы угодить Богу. Они любят обличать других, когда те отступают от закона Божия, но сами спокойно его нарушают. Апостол строго оговаривает таких людей, указывая им на то, что одного признания закона Божия еще недостаточно – нужно и исполнять этот закон. На суде Божием, суде нелицеприятном, подвергнется осуждению всякий грешник – будет ли это иудей или же язычник – именно за нарушение закона Божия, поскольку он известен иудею – из откровения Ветхого Завета и язычнику – из свидетельства его совести.

«Всякий человек, судящий другого» . Древние толкователи в этом «человеке» видели представителей власти, но с этим мнением трудно согласиться ввиду всей последующей речи Апостола, где совсем нет упоминания о начальстве. Большинство новых толкователей полагают, что Апостол здесь обращается к иудею, но с этим толкованием также нельзя согласиться, потому что здесь речь обращена ко всякому человеку, – след., и к язычнику, и к иудею, и потому еще, что только в 17-м стихе прямо делается обращение к иудею. Правильнее полагать, что Апостол здесь имеет в виду и язычников, которые еще не утратили способности понимать, что грешно и что не грешно, и иудеев – вместе. – «Делаешь то же» . Конечно, это не указывает на вполне точное повторение грехов, но, во всяком случае, определяет характер действий человека осуждающего: в общем, они такого же рода, к какому принадлежат грехи, упомянутые в 29–31 ст. I-ой главы.

. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.

"Мы" , т. е. Ап. Павел и римские христиане. – "Поистине" , т. е. сообразно с истинным, действительным положением дела. Грешник, хотя бы и хорошо знающий законы нравственности, осуждается. – "Суд Божий" (κρΐμα θ .) ­­ приговор суда Божия.

. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и [сам] делая то же?

Здесь Апостол по преимуществу имеет в виду иудеев. Иудеи именно думали, что они могут избегнуть суда Божия (ср. ), и что они, уже по рождению, сыны мессианского царства (). Иудеи же главным образом и осуждали язычников как грешников (ср. ). Впрочем, и римские, и греческие сатирики, обличавшие пороки современного им общества, сами немало грешили против морали…

. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

Здесь, несомненно, Апостол имеет в виду современных ему иудеев. Большинство из них действительно не обращали достаточного внимания на многочисленные и разнообразные проявления благости Божией, по которой Бог часто миловал их и там, где можно бы им было ожидать себе строгого наказания. "Кротости" – точнее: снисходительности (ανοχή ). Иудеи распяли Христа, и гнев Божий, однако, не тотчас обрушился на их головы. Бог давал им время покаяться в своем грехе.

. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

«По упорству твоему» – ср. . – «Собирать гнев» . Презрение к божественным дарам не проходит бесследно. Всякий попираемый человеком, дар Божий увеличивает сокровища гнева Божия, который уже готов разразиться над упорным в своем неверии иудейским народом и разразится, во-первых, при падении Иерусалима (; ), а во-вторых, на страшном суде.

В первом случае суду подвергнется нация иудейская, во втором – отдельные личности из иудейского народа.

. Который воздаст каждому по делам его:

«Каждому по делам его» , т. е. сообразно нравственной ценности действий каждого. О суде Божием по делам говорится и в других местах посланий Ап. Павла (; ; ), в Евангелии () и в других писаниях Нового Завета (напр., ). Как мирится с этим положение Апостола, что оправдание дается по вере? Оправдание, действительно, дается только по вере, когда человек еще не успел совершить добрых дел. Но потом, когда человек уже получил оправдание (в крещении) и вместе с этим усвоил себе новые благодатью силы от Бога, он непременно должен проявить свои силы в добрых делах. Дела являются необходимыми плодами оправдания, совершившегося по вере, и на последнем суде Бог будет судить всех христиан уже по делам их. Так, приточные рабы получают от своего господина таланты даром, то господин считает при этом естественным, чтобы рабы приумножили эти таланты (). «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» – учил Иоанн Креститель (; ср. ; ). «Вера вводит в путь спасения, снабжает силами; самое же спасение совершается делами, соответствующими вере» (еп. Феофан),

. тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную;

Апостол говорит здесь не об одних христианах, а о человечестве вообще. Во всех народах, по его убеждению, могут быть люди, стремящиеся постоянно к достижению высших идеалов жизни – высшего прославления, которое уже никогда не кончится – «бессмертия» – точнее с греч. (αφθαρσίαν ) ­­ нетления или лучше, нетленной (славы), так как это выражение представляет собою определение к выражению славы и чести. Допустимо ли, однако, с религиозной точки зрения, такое искание прославления? Не возбуждается ли в этом случае у человека славолюбие и честолюбие? Нет, не возбуждается. Раз это искание обращено к вечной славе в Царстве Небесном, то оно возбуждает только добрые расположения. «Чтобы возжелать и взыскать той славы и чести, надо отвергнуть себя и всякого высокого и высящегося по земле и низойти на самую смиренную и униженную долю» (еп. Феофан). – «Жизнь вечную» , т. е. вечную блаженную жизнь в Царстве Христовом (, 6и сл.; ). Там и тогда именно и осуществится тот идеал, к которому эти люди стремились в течение всей своей земной жизни.

– Но если апостол здесь обещает Царство Христово всякому ищущему высшего идеала, то не противоречит ли он сам себе – тому своему положению, что без веры во Христа спасение для человека невозможно?

Недоумение это можно устранить только предположением, что Апостол считает неизбежным для такого человека – рано или поздно, обращение ко Христу. Христос Спаситель сказал: «поступающий по правде идет к свету» (; ср. ). И, действительно, стремление к идеалу, одушевляющее человека, гонит его ко Христу, в Котором этот идеал нашел уже свое осуществление. Стремление к добродетели есть, можно сказать, уже само по себе согласие с учением Евангелия. И если в этой жизни человек, стремящийся к идеалу, не будет иметь возможности присоединиться к церкви, то эта возможность открывается для него за гробом. Такой смысл имеют слова Ап. Петра о проповеди Евангелия мертвым ().

. а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев.

«Упорствуют и не покоряются истине» – точнее с греч.: «тем, которые действуют из-за партийных и личных интересов (τοίς δέ εξ εριθέας – от εριθος ­ наемник, работающий из-за денег) и являются (вследствие этого) непослушными истине». Под истиною нужно разуметь известную людям изначала истину бытия Божия и элементарные понятия о нравственности (ср. ). Но послушание этой истине было, очевидно, результатом развития в людях эгоистических стремлений. – Неправда (αδικία ) – противоположность истине (ср. ). – "Ярость" (θύμος ) ­­ душевное возмущение; гнев (οργή ) обнимает собою и гневный взгляд, и гневный приговор, и наказание.

. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

Здесь повторяется мысль 7 и 8 стихов, для того, чтобы выставить на вид одинаковую ответственность пред судом Божиим как иудеев, так и язычников. – "Скорбь" (θλίψις ) – несчастия, бедствия. – "Теснота" (στενοχωρία ) – положение совершенно безвыходное (ср. ; ). – «Всякой душе человека» – каждому отдельному человеку. – «Во-первых, иудею» . «От всякого , – сказал Христос Спаситель, – кому дано много, много и потребуется» (). Иудеи, знавшие о том, что угрожает неисполнителям закона Божия и что ожидает его исполнителей (; ), конечно, подлежат большей ответственности за пренебрежение законом Божиим. – "И мир" . Так как этот мир ставится в ряду наград вместе с славою и честью, то он не может здесь означать внутреннего спокойствия человека, а нечто внешнее – именно спасение в общем смысле этого слова, как и I гл. 7 ст. (мир от Бога). – «Во-первых, иудею» . Так как иудею в законе была предначертана чрезвычайно широкая задача («заповедь Твоя безмерно обширна» ! ), то, естественно, иудей должен был иметь преимущество пред язычником и в отношении награды, как полагается верному исполнителю воли Божией. Здесь, как и выше, Апостол, конечно, говорит об иудеях и еллинах, еще не просвещенных светом Евангелия (И. Златоуст).

. Ибо нет лицеприятия у Бога.

. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

"Ибо нет…" . Апостол обосновывает свое положение, высказанное в 7–10 ст., тем, что Бог не может иметь каких-либо пристрастий к отдельным народам (ср. ; ). – «Те, которые не имея закона» . Здесь Апостол раскрывает мысль 11-го стиха. Грешник будет наказан непременно, знал ли он закон Моисеев или не знал – вот основное положение Апостола. Язычники, грешившие в своей жизни, но не нарушавшие им неизвестного закона Моисеева (были другие язычники, знавшие закон – это прозелиты), будут (на последнем суде) обречены на погибель (ср. ст. 5-й), хотя к ним не будут применяться строгие постановления закона Моисеева («вне закона» – ανομως ): они будут осуждены на основании им доступного понимания воли Божией, т. е. на основании закона естественной нравственности. Напротив, евреи, имевшие закон Моисеев, будут за грехи свои осуждены так, как того требует этот закон Моисеев («по закону осудятся» ), они будут отвечать на последнем суде по несравненно большему числу пунктов, чем язычники.

. потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

Здесь Апостол подтверждает мысль о необходимости осуждения согрешивших иудеев. Моисей некогда говорил евреям, что закон, им данный, есть величайшее сокровище, обладание которым ставит евреев в особое, исключительное положение среди всех народов земли (). Конечно, он говорил это в том предположении, что евреи будут исполнять этот закон; но они, с течением времени, утвердились в той мысли, что закон Моисеев – это спасительный для них палладиум, волшебное средство для избежания всяких общественных бедствий, что, зная закон, они этим самым уже становятся полноправными членами царства Мессии и никакому суду подлежать не будут. Апостол теперь и разбивает их самомнение. Одного знания закона недостаточно для спасения – нужно исполнение требований закона.

«Слушатели закона» – намек на субботние собрания евреев в синагогах для слушания отделов из Ветхого Завета (ср. ; ). – «Пред Богом» (παρα θε ) ­­ по суду Божию (ср. ; ). – «Исполнители закона» . Апостол сам ниже говорит, что исполнителей закона в полном смысле слова не может и быть (). Следовательно, и здесь он мог иметь в виду только людей, по мере сил своих старающихся исполнять закон. – «Оправданы будут» . Точно так же и оправдание, о каком здесь идет речь, не есть признание всецелой праведности человека, не есть свидетельство о том, что некоторые люди могут исполнить весь закон (Моисеев или евангельский). Это означает только, что Бог наградит людей, стремящихся к исполнению закона и, по мере сил, его исполняющих. Заметить нужно, что оправдание здесь уже не имеет такого значения, какое оно имеет в 1-й гл. (и в III-й). Там оно означало усвоение грешником праведности Божией, очищение грешника и снабжение его благодатными силами для новой жизни во Христе; здесь оно имеет смысл оправдательного приговора, какой будет высказан над жившим по закону Божию человеком на последнем суде Божием.

. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

Здесь Апостол обосновывает мысль, высказанную в 13-м ст. Что, действительно, оправдание на суде Божием будет даровано не слушателям, а исполнителям закона – это несомненно! Если бы могло быть иначе, если бы за одно слушание закона Бог оправдывал иудеев, то Он должен бы, как Справедливый Судия, оправдать и язычников, потому что и те также слушали, что им подсказывал закон совести, но большею частью это не исполняли, как и иудеи не исполняли закона Моисеева. Апостол, впрочем, для посрамления иудеев, берет здесь во внимание те исключительные случаи, когда язычники – понятно, лучшие между ними – следовали голосу этого естественного нравственного закона. – «Не имеющие закона» – откровенного, Моисеева или, подобно Моисееву, полученного от Бога. – «По природе законное делают» , т. е. исполняют в существе те отдельные нравственные требования, какие ясно выражены в законе Моисеевом. К этому их побуждает природа (φύσις ), т. е. врожденный нравственный инстинкт. – «Они сами себе закон» , т. е. этот инстинкт для них заступает место Богооткровенного закона, какой имеют иудеи. – «Они показывают» , т. е. через это исполнение закона нравственного они наглядно показывают разумному наблюдателю. – «Что дело закона у них написано в сердцах» , т. е. что требуемое законом Богооткровенным, записанное в законе Моисеевом на каменных скрижалях, у них, язычников, начертано в сердце. Сердце в Св. Писании всегда является седалищем чувств, откуда исходят все решения, имеющие влияние на всю жизнь человека (). – «О чем свидетельствует совесть их» . Под совестью (συνείδησις ) у Ап. Павла (ср. ; ) везде разумеется сознание человеком нравственного характера своих поступков, когда он может сказать себе, худы они или хороши. Понятно, что при этом предполагается существование нормы, по которой совесть дает определение поступкам. Совесть, как точнее перевести с греч., соединяет свое свидетельство (συμμαρούσης ) с тем побуждением или толчком, какой исходит из сердца, – толчком к совершению доброго поступка. Т. е. совесть, после сердца, является вторым свидетелем существования у язычников нравственного закона. Она говорит: аминь! на заявление нравственного инстинкта или на слово, идущее из сердца, подобно тому, как присутствовавшие в синагоге говорили: аминь! по прочтении отрывка из закона.

«И мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» . Раввины обыкновенно спорили между собою относительно греховности разных поступков человеческих, бывающих в действительности или только возможных. Так и язычники обсуждают достоинство своих поступков или, собственно, мыслей, мотивов, какие лежали в их основе. Мысли язычников при этом борются между собою. Одни нападают, другие – защищают (речь не о суждении человека о других лицах, а о суде совестливого человека над самим собою), мысли эти (λογισμοί ) – суть отдельные обнаружения совести, которая в них судит об отдельных действиях человека и их мотивах, от которых зависит и нравственный характер самых действий. Не только язычники, но и христиане часто обсуждают спустя много времени по совершении поступка не только этот поступок, но и те мысли, какие они имели, когда его совершали, и часто их суждение расходится с прежними их взглядами. Совесть производит нередко суд и сама над собою, уличая себя в неискренности, в партийности при осуждении, имевшем место прежде. Таким образом, видно из слов Апостола, что язычники имеют свой закон (нравственный, внутренний), имеют и определенные взгляды на характер поступков человека, обсуждают эти поступки, как это все делается у иудеев. Но разве достаточно этого? Если они не будут исполнять требований нравственного закона, то, конечно, будут осуждены Богом. С таким положением иудеи, без сомнения, вполне согласны. Почему же, однако, сами они не прилагают сказанного к себе? Ведь и они не исполняют своего, Богооткровенного, закона, – следовательно, и они будут осуждены Богом. Вот что хотел в 14 и 15 ст. сказать Апостол… Заметить нужно, что, изображая здесь язычников с хорошей стороны, Апостол, конечно, имел в виду редкие, исключительные случаи из языческой истории. Можно припомнить здесь, напр., Неоптолема (у Филоктета), который отказывается спасти Грецию ценою обмана, Антигону, которая совершает нарушение строгого царского закона, чтобы исполнить долг любви по отношению к казненным братьям, или Сократа, который, из послушания властям, не хочет бегством спастись от казни. Вероятно, и в своих сношениях с язычниками Апостол встречал примеры языческого благородства.

. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Этот стих имеет прямую связь с 15-м ст., и скобки, оканчивающие 15-й стих, лучше перенести в заключение 16-го. Апостол хочет сказать, что борьба «мыслей» у язычников особенно будет иметь место в день страшного суда Божия, когда Сам Бог через Иисуса Христа будет судить тайные помышления людей. Язычникам придется тогда немало рассуждать, и защищая себя, и обвиняя, сознаваясь в своих проступках, в том, что они своевременно не слушали голоса своей совести… Но Апостол все же дает понять, что суд будет происходить так, как и подобает ему происходить согласно тому, что проповедовал Апостол (по благовествованию моему) о равенстве пред Судом Божиим всех людей, будут ли они иудеи, или же язычники. При том суд будет производить , а Иисус Христос, по учению Ап. Павла, есть второй Адам (; ) и, следов., стоит в отношении не только к иудеям, а и к язычникам и, несомненно, будет милостив и к язычникам, так как Бог хочет, чтобы спаслись все люди ().

. Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

Высказавши общее положение, что не обладание законом, а исполнение закона оправдывает человека пред Богом (13–16), Апостол прилагает это положение к иудею. Иудей чрезвычайно гордится тем, что знает закон и может даже научать ему и других. Но какая для него от этого знания польза? Ведь он не заботится об исполнении закона и этим только унижает имя Божие, так как язычники смотрят на иудеев, как на народ Божий. Если иудеи станут ссылаться на то, что они все-таки исполняют закон об обрезании, то эта ссылка не будет для них полезна. Что из того, если они обрезаны? Телесное обрезание не дает само по себе оправдания – важно внутреннее обрезание, обрезание сердца, при котором человек является исполнителем закона Божия.

Апостол начинает перечислять теократические преимущества, какие выставляли на вид язычникам иудеи, как свое исключительное достояние. Прежде всего, они носят и почетное имя (иудеи от двух слов: iehudan и jah ­­ слава Иеговы) и любят так называться (ср. ). Затем они успокаивают себя сознанием того, что у них есть закон; по их мнению, это гарантирует их от всякого крушения, даже если они и не будут заботиться об исполнении закона (успокаиваешь – точнее – спокойно почиваешь). На такое заблуждение иудеев указывал еще Сам Христос (). Наконец, иудеи хвалятся тем, что Бог – исключительно их Бог и защитник (ср. ; ; ), но, как покажет Апостол далее (), сильно ошибаются в этом…

. и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,

В предыдущем стихе указаны преимущества иудеев, так сказать, независящие от них. Здесь указывается на особые их способности, какими они превышают язычников. Иудеи знают волю Божию, т. е. чего хочет от человека Бог: это все начертано в законе Моисеевом! Иудеи разумеют лучшее (δοκιμάζις τά διαφέροντα ), т. е. могут точно определить, как лучше поступить в данных обстоятельствах, так как имеют у себя закон, определяющий, можно сказать, каждый шаг жизни человека (научаясь из закона).

. и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,

. наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:

Здесь, наконец, указывается на гордость евреев той ролью, какую они, по их сознанию, призваны были исполнять в истории всего человечества. Это – роль путеводителя, наставника, учителя (намек на стремление иудеев умножать число прозелитов ()), который на всех язычников смотрит, как на слепых, невежд и младенцев. Апостол, ясно, не согласен с таким высоким мнением иудеев о самих себе ("уверен" ! – это ирония). В самом деле, учить других исполнению закона и самому в то же время не исполнять закон – это две вещи несовместимые. – «Имеющий в законе образец видения и истины» . В законе Моисеевом иудей, действительно, находил точный очерк (образец – μόρφωσις ), строго определенную формулу видения или знания, какое нужно иметь о вещах и поступках каждому человеку, и истины, т. е. самого существа добродетели. Знание указывает, таким образом, на субъективное, внутреннее достояние человека, а истина – на объективное, существующее вне человека, что становится уже предметом знания. Т. е. иудеи обладали, имея закон Моисея, не только самою истиною, но также и ее точною формулою, благодаря которой они могли переносить эту истину к другим. Это было уже их действительным преимуществом.

. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Здесь Апостол стыдит иудеев, которые, считая себя способными учить язычников, сами погрязали в разных пороках. Воровство, прелюбодеяние и святотатство – вот их главные преступления, на каких останавливает Апостол свое внимание. И в то же время они везде хвалятся тем, что они народ Божий! Не посрамляют ли они через это самое имя Божие? – «Крадешь…, прелюбодействуешь» . Апостол выбирает эти два примера преступности иудейской, вероятно, с тою целью, чтобы показать, что и у иудеев были пороки, соответствующие специфически-языческим – жадности и невоздержанию (). – «Святотатствуешь» (ιεροσυλείς ). Иоанн Златоуст , Феофилакт и мн. другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: «гнушаясь идолов» . Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности () . – «Ради вас… имя Божие хулится у язычников» . Язычники, видя порочную жизнь иудеев, конечно, говорили: «ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?» (Феофилакт Болг.).

. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

Так как иудеи могли возразить еще Апостолу, что от суда Божия они гарантированы принятым ими обрезанием, которое, по общему убеждению иудеев, было как бы патентом на вход в царство Мессии, то Апостол считает нужным особенно остановиться на этом пункте. Обрезание, – говорит он, – действительно, полезно, – оно делает человека участником всех обетований, данных Богом избранному народу, но вместе с тем принятие обрезания есть принятие на себя человеком обязанности исполнять закон Божий, угождать Богу (ср. Быт 17и сл.; ; ; ). – "Закон" . Под законом у Апостола разумеются все предписания Моисеева закона, касающиеся как обрядовой, так и нравственной жизни народа иудейского. Обрезание же было только одним из этих многочисленных предписаний. – «Стало необрезанием» , т. е., не исполняя закона, ты так же становишься безответным пред судом Божиим, как и грешный язычник – необрезанный.

. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

Здесь Апостол берет обратный случай, чтобы показать нелепость расчета иудеев на одно обрезание. Если язычник станет исполнять закон, не приняв обрезания, то не зачтется ли ему это на суде Божием как бы принятие обрезания? Апостол, очевидно, имеет здесь в виду те случаи, о каких он говорил в 14-ом ст. Могли быть где-нибудь в далекой стране язычники, совсем не имевшие понятия о Моисеевом законе, но, по влечению сердца, исполнявшие в существе то же, что требовалось этим законом – дела милости и заповедь о чистоте. Такие люди не могли остаться без награды от Бога (ср. ст. 10), хотя они и не имели на себе обрезания.

. И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

Такой «необрезанный по природе» , т. е. в силу своего языческого происхождения, без всякой вины со своей стороны, – осудит на последнем суде иудея, не исполняющего закон, осудит, конечно, не словами, а самым своим явлением, своим примером. – «При Писании и обрезании» . Под Писанием (γραμμα ) Апостол разумеет букву закона. Иудей имел постоянно пред глазами закон, ясно начертанный буквами. Это уже не то, что внутренний, достаточно неопределенный голос нравственного инстинкта, каким должен был руководиться в своей нравственной жизни язычник! (ст. 14 и 15). Имел иудей еще и обрезание, которое постоянно напоминало ему об обязанности исполнять закон. И при всем этом иудеи оказывались постоянно преступниками по отношению к закону!

. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

. но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Можно быть иудеем по наружности, т. е. иметь обрезание или, что то же, можно носить на теле (плоти) знак союза с Богом – обрезание и в то же время не быть истинным иудеем и не состоять в действительном особенном общении с Богом. Подобная мысль высказана и в Евангелии (см. ). Наоборот, настоящим иудеем, т. е. человеком, имеющим особые права в истории домостроительства спасения людей, может быть назван только тот, кто в душе (внутренно) таков, кто по своему нравственному существу выдается среди других людей. Обрезание настоящее также есть обрезание сердца, т. е. удаление из сердца, из внутреннего существа человека всего нечистого, греховного. – "По духу" . Правильнее: Духом (Святым). Если же здесь разуметь дух человеческий, то его прибавление было бы совершенно лишним при выражении: в сердце. – «Не по букве» . Одного исполнения буквы или внешнего постановления об обрезании недостаточно, потому что в нем ничего не сказано о необходимости внутреннего изменения принимающего обрезание человека, и оно такого изменения не может само произвести. Только Дух Святой изменяет внутреннюю жизнь человека! – "Ему" , т. е. и настоящему обрезанию, и настоящему иудею. – "Похвала" . Это слово имеет отношение к значению имени иудей (хвала Божия). Похвала, конечно, будет изречена такому человеку и такому обрезанию на последнем суде (ср. ).

В последние время особенно появилась проблема, как правильно относится к священникам, которые поступают явно не по Евангелию. Одни предлагают вообще на все закрывать глаза и следить только за собой, а то так осудить можно. Другим не хватает равнодушие, чтобы закрывать на все глаза и при этом болит сердце и не могут оставаться в стороне. В (глава 23 стих 3, 4) нашел объяснения тому, как все же нужно правильно и здраво относится к тому, если священник все же не соответствует своему призванию.
Сейчас ситуация еще хуже. Книжники и фарисеи хоть правильно говорили, но не делали. А сейчас священники вообще даже или вовсе ничего не говорят, или говорят то, что очевидно и напрямую противоречит и Священному Писание, и постановлением Соборов. Но все же, думаю разъяснение слов Евангелия может многим помочь.

3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте : слово все здесь очевидно требует ограничения, ибо Сам Спаситель нередко обличал иудеев, и особенно книжников и фарисеев, в неправильном понимании и истолковании заповедей закона, а таким неправильным толкованиям конечно следовать не должно (ср. 15, 1-6). Ограничить это слово нужно в двояком отношении, именно-должно соблюдать 1) все, что только сообразно с законом и 2) что не отменено из сего закона. „Под словом все должно разуметь именно то, в чем книжники не превращают закона. Когда слышишь слово все, неразумей здесь всего закона, как например постановлений о пище, о жертвах и т. п. Ибо как Он мог говорить теперь о том, что отменил еще прежде? Но под словом все разумеет Он предписания, служащие к исправлению нравов, улучшению образа жизни, согласные с правилами Нового Завета и освобождающие от ига закона. Почему же Он повелевает руководствоваться в жизни не законом благодати, а законом Моисеевым? Потому что еще не время было говорить об этом ясно прежде креста" (Злат.).-По делам же их не поступайте : не делайте так, как они делают, ибо они только говорят, что должно делать по закону, а сами не делают, т.-е. не исполняют того, чему сами учат. Общая мысль такая: не смотрите на их дурную жизнь, не подражайте им в ней, но что они говорят вам сообразного с законом, исполняйте. „Предписывает (Христос) оказывать такое уважение к закону, что велит держаться оного, несмотря на развращение учителей закона;... повелевает соблюдать то, что наиболее споспешествует спасению, именно-не презирать учителей и не восставать против священников;... у развращенных оных учителей не отнимает должного уважения и таким образом подвергает их большему осуждению, а у слушающих Его учение отнимает всякий предлог к преслушанию, дабы кто не сказал: я потому ленив, что учитель мой худ. Ибо сему-то Спаситель, несмотря на развращение книжников, так твердо ограждает права их власти... И всякий преступник достоин обвинения, тем более тот, кто имеет власть учить. Таковой заслуживает вдвое и втрое более осуждения, во-первых потому, что преступает закон; во-вторых потому, что, имея обязанность исправлять других, сам хромает и подвергает себя большему наказанию по важности своего сана, и в третьих потому, что он, как учитель, сильнее увлекает других к пороку своим худым примером" (Злат.). „Итак нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по Божественному закону, хотя бы он сам и не исполнял этого, (Феофил.).

4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

Связывают бремена тяжелые и пр.: образ выражения взят из обычая обыденной жизни-носить или накладывать на животных ноши и поклажи. Под этими тяжелыми ношами разумеются не суетные многочисленные предания фарисеев, которые Господь не одобрял и не предлагал народу исполнять, но вообще вся совокупность разнообразных и многочисленнейших постановлений Моисеева закона, которые Апостол Петр называет игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы (Деян. 15, 10). Фарисеи строго и сурово требовали от народа исполнения всех законных предписаний, „принуждая его исполнять мелкие и трудноисиолнимыя заповеди закона" (Феофил.); а сами не хотели споспешествовать ему в этом нисколько: пальцем не дотрагивались до возлагаемой на других ноши. „Сими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действовании, именно то, что они от подчиненных требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами без всякого опасения делают, что хотят; между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, т.-е. к самому себе быть судьею строгим и взыскательным, а к подчиненным-кротким и снисходительным. Но фарисеи поступали противно сему. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны к ближним, потому что не испытали, сколь трудно учить других делами... Не сказал: не могут, но-не хотят; не сказал-нести, но-перстом двинуть: т. е. не хотят даже и приблизиться, даже и прикоснуться" (Злат.). „Ибо когда учащий не только учит, но и делает, то он вместе с учащимся несет бремя и вместе с ним трудится. Но когда он возлагает на меня тяжкое бремя, а сам ничего не делает, то он более обременяет меня, показывая своим бездействием невозможность исполнить то, чему учит" (Феофил.).

В Толкование Евангелие от Матфея / Епископ Михаил (Лузин) есть такие комментарии 15го стиха 23й главы:

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Обходите море и сушу и пр.: употребляете всякие усилия и средства, чтобы обратить кого-либо в свою веру.- Обратить хотя одного: собственно - приобрести хотя одного прозелита. Прозелитами назывались обращающиеся в иудейскую веру из язычников. Было два рода прозелитов: 1) прозелиты правды, которые вполне принимали иудейскую веру, были обрезываемы или крещаемы и подчинялись вполне Моисееву закону, и 2) прозелиты врат, которые, отрекшись от язычества не вполне принимали закон Моисеев, не обрезывались и не крестились.-Делаете его сыном геенны: сын геенны значит повинный геенне, достойный вечнаго наказания (ср. 5, 22); „сын геенны тот, кто совершает дела, за которые достоин сожжения в геенне" (Феофил.).-Вдвое худшим вас: писатели иудейские сами говорят, что прозелиты были „язвою Израиля", что они замедляли даже пришествие Мессии. Фарисеи приобретали их частью и по ревности к своей вере, частью из своекорыстных целей, и, приобрев, не заботились о их наставлении в вере и об исправлении их нравов, а еще более развращали их своим примером лицемерной жизни. „Здесь Иисус Христос показывает, что книжники и фарисеи сугубо виновны: виновны во-первых в том, что ничего не могут сделать для спасения многих, и что им великого стоит труда привлечь к себе хоть одного человека; во-вторых в том, что совершенно не радят о сохранении того, кого приобрели, и не только не радят, но еще бывают его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже себя. Ибо когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что Он не останавливается на той точке зла, до которой дошел его учитель... Слова: вдвое худшим вас-сказаны для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они ни только были учителями беззаконной жизни, но и еще старались вложить в учеников своих больше зла и вовлекали их в большую порочность, нежели какой подвержены были сами, что служит признаком в высшей степени развращенной души " (Злат.).

Сегодня – беседа с председателем руководящего комитета управленческого центра «Свидетелей Иеговы» в России Василием Калиным.
«Свидетели Иеговы» - международная религиозная организация. По подсчётам самой организации, на август 2009 года число ее членов во всем мире достигало 7 313 173 человека, в России число последователей этой конфессии достигает 160 тысяч человек. Активными членами считаются те свидетели, которые проповедуют хотя бы 1 час в месяц.
- Я обратился к вам, чтобы понять, кто вы такие. Часто информация о вашей организации подается в негативном контексте. Моя цель – понять, есть ли для этого какие-то основания. Какими основными правилами, принципами руководствуются свидетели Иеговы?
- В Библии есть 10 основных заповедей - это правила морального поведения, и мы их придерживаемся. Из них можно выделить две главные заповеди: возлюби господа Бога в сердце своем и возлюби ближнего своего как самого себя. Это те законы, которые помогают людям существовать мирно и помогать друг другу.
- У вас есть приближенные и члены организации. Что отличает приближенных от свидетелей Иеговы?
- Свидетелем Иеговы человек становится тогда, когда он построил свою жизнь в соответствии с нормами Бога. Приближенный может приходить на собрания, может изучать Библию, но проповедовать не может. Крещение – это своего рода присяга. Не может солдат принять присягу, если он не знает устава. Человек не может креститься, если он не согласен выполнять нормы, заложенные в Библии. В среднем, приходящие к нам люди изучают Библию от года до трех лет. Все зависит от желания и силы человека. Большинству людей чтобы стать крещеным, нужно многое изменить в жизни: в привычках, характере, во взаимоотношениях с другими людьми. Очень многие люди любят себя, но не любят ближних. А любить их – это значит не делать зла, помогать другим.
- Какова структура вашей организации?
- Организация возглавляется Руководящим советом, который состоит из 9 человек. Руководство собраниями в странах мира осуществляется через местные филиалы, сейчас их 115. В каждом филиале назначается комитет, который наблюдает за деятельностью в странах, находящихся в ведении этого филиала. Страна или территория, подведомственная каждому филиалу, разделена на области, а они, в свою очередь, на районы, объединяющие около 20 собраний. Руководство в области или районе осуществляется областным или районным надзирателем. До 1993 года я служил в этой должности. У нас нет священства, нет различия между рядовыми членами организации и руководством. Мы считаем друг друга братьями и сестрами. Сейчас у нас 160 тыс. активных возвещателей, но в полновременном служении – очень малая часть. Например, в управленческом центре в данное время 360 человек. У всех одинаковые карманные деньги, условия жизни, питание. У нас нет той категории людей, которая была бы выше других.
- Есть ли у вас требования к тому, как должны одеваться руководители организации или ее представители?
- Мы одеваемся так, как одевается средний гражданин нашей страны. Конечно, ввиду того, что деньги, которые мы используем – это пожертвования, мы не можем позволить себе излишеств. Но у нас нет плохо одетых людей, все одеты чисто, опрятно.
- А что вы считаете излишеством, что человеку не нужно, на ваш взгляд?
- Каждый человек решает это для себя. У нас нет четких границ. В первую очередь, это то, что человек приобретает для себя. Я бы сказал так: неправильно тратить много времени и средств на приобретение излишеств. Конечно, если кому-то нужно пальто, а у него нет на это средств, мы выделим ему деньги на это. Но покупать на пожертвования мобильные телефоны, телевизоры или машины мы не будем.
- Некоторые люди говорят о том, что приход в вашу организацию чреват потерей жилья, собственности, денег… Эти слова имеют что-то общее с реальностью?
- Конечно, нет. Я всегда задаю вопрос таким людям, знают ли они тех, кто остался бы без жилья или денег. Таких просто нет. У нас нет принудительного сбора пожертвований. Тот, кто хочет пожертвовать, делает это в том размере, в каком захочет. Можно быть свидетелем Иеговы и ни разу не пожертвовать денег.
- Вы сказали о том, что часть верующих служат полновременно, то есть не зарабатывают в другом месте. Скажите, получают ли они за это какие-то деньги?
- Все, кто служит полновременно, не получают зарплату. Потому что мы посвятили себя служению с целью отдать свое время, свои усилия, знания, способности служении Богу. Организация обеспечивает этих людей жильем, питанием и скромными карманными деньгами. Это 2800 руб. в месяц для того, чтобы купить, например, зубную пасту. Да, это немного, но любой из нас, когда желал служить полновременно, знал, на что идет. Мы имеем все необходимое и этим довольны.
- Есть ли какие-то программы на ТВ, которые, на ваш взгляд, нужно запретить?
- Если бы меня попросили что-то посоветовать, то я бы сказал, что для нынешней молодежи опасен низкий уровень морали, транслируемый по телевидению. Показывать по телевидению нельзя жестокость и безнравственность. Это сцены насилия в фильмах, передачи о насилии. Это то, что разрушает устои подрастающего поколения. Поэтому, когда я смотрю телевизор со своими внуками, бывает очень неудобно. Хотелось бы, чтобы наши внуки учились добру, любви, морали, честности.
- Как вы относитесь к власти, к законам, к тем же правилам дорожного движения?
Мы подчиняемся властям, признаем власти. Но есть другая, более высокая власть, которую мы признаем – это Бог. То есть если законы государства не противоречат законам божьим, мы являемся самыми лучшими исполнителями этих законов. Свидетели Иеговы – это честные люди, добросовестные труженики, они не скрывают налогов, подчиняются всем законам. Но если законы государства противоречат законам Бога, мы выполняем законы Бога. Например, когда был еще Советский Союз, нам запрещали собираться, но мы собирались. Нам запрещали проповедовать, но мы проповедовали. Нам запрещали иметь библейскую литературу, но мы ее имели. Потому что это наша духовная часть, которая нам необходима для служения Богу. В данное время нет ничего такого, что бы мы нарушали из законов нашего государства.
- Какие шаги членов вашей организации считаются плохими? За что вы исключаете людей из вашей организации?
- Прежде всего, человек сам решает, быть ему свидетелем Иеговы или не быть, готов ли он выполнять требования Библии и законов Бога. Если он нарушает одну из 10 заповедей, он уже не является служителем Бога. Но бывают моменты, когда человек совершает ошибки. Мы признаем, что каждый из нас не совершенен. Лишение общения – это крайняя воспитательная мера. Вот вы, например, являетесь членом организации, и Библия не запрещает употребление спиртных напитков. Но Библия осуждает пьянство, потому что оно несет много проблем обществу. Если вы стали злоупотреблять спиртными напитками, духовные пасторы будут с вами беседовать. А если вас увидели пьяным на улице раз, другой, третий – это дает уже определенные основания думать, что вы - злостный нарушитель божьего закона.
- Вас притесняют?
- Начиная с 90-х годов, государство дало нам некое послабление по сравнению с 50-60-мы годами. Раньше за один журнал «Сторожевая башня», который мы имели дома, людям давали по 25 лет лишения свободы. После смерти Сталина стали давать не 25, а 10 лет, потом 5 лет, потом 3 года, потом уже совсем ничего. С 1985 года нас перестали преследовать, позволяли нам собираться хотя бы на квартире. Сейчас все иначе. Как только мы получили регистрацию на уровне Минюста, мы стали признанной организацией. Последний конгресс мы проводили в «Лужниках», там побывало 25,5 тысяч человек. После перестройки нам сначала все разрешали, но потом нам перестали давать помещения в аренду без объяснения причин. Сейчас мы уже не можем провести конгресс в «Лужниках». Официального запрета нет, но есть негласная борьба против нас. Например, директора стадиона «Лужники» могут предупредить сотрудники ФСБ о том, что после следующего конгресса «Свидетелей Иеговы» он больше не будет работать директором.
- Почему это происходит?
- Все, наверное, уже знают, что возник вопрос конкуренции. Хотя мы ни с кем ее не ведем. У нас нет цели переманить прихожан из другой церкви – из Русской Православной Церкви или у баптистов. Не секрет, что РПЦ является основным двигателем борьбы против «Свидетелей Иеговы». Недавно было решение Верховного суда по поводу признания некоторых наших публикаций экстремистскими. Что такое экстремизм? Это призывы к свержению власти, или к разрушению другой религиозной организации. Мы этим не занимаемся. Но суд провел экспертизу нашей литературы и нашел в ней экстремистские выпады. Например, это то, что свидетели Иеговы не верят в Троицу, а этого придерживается Русская Православная Церковь. Также мы считаем, что Иисус Христос был распят не на кресте, а на дереве. Это суд счел экстремизмом. Однажды мы уже были признаны жертвами политических репрессий, свидетелей Иеговы официально реабилитировали. Таким образом, государство извинилось за свою политику. Сейчас репрессии начинаются снова. Сейчас все религии помимо православия – вне моды. Фактически православие заменило государственную идеологию.
- Усилилось ли давление на «Свидетелей Иеговы» после прихода на патриарший престол Кирилла?
- Именно в последний год мы ощущаем сильное давление. Мы не имеем возможности проводить конгрессы, - нам не сдают помещения. В 2010 году исполняется 59 лет, когда сослали Свидетелей Иеговы и конфисковали у них имущество. Тогда все забрало государство и сослало нас в Сибирь. 1 марта этого года в демократической России был конфискован первый Зал Царства «свидетелей Иеговы» в Таганроге.
- Если бы у вас была возможность о чем-то попросить президента или премьер-министра, руководителей МВД, о чем бы вы их попросили?
- Я бы сказал представителям государства, что свидетели Иеговы не являются угрозой для государства ни в каком смысле. Поэтому я бы просил президента и правительство дать нам наслаждаться той свободой, которая предложена нам конституцией. Мы также как и другие созидаем для нашего государства. Большинство наших людей учатся, работают, производят какие-то блага. Пусть они спокойно живут и верят в то, что они хотят.

Мы созданы Богом для счастливой жизни. Библия многократно говорит об этом. Нам в Писании даны духовные принципы, направляющие нас к полноте Божьих благоcловений. Но часто люди сами лишают себя благословения, игнорируя законы Божьи. Впоследствии они пытаются понять причину ворвавшихся в их жизнь разрушений. Хорошо, если человек увидел корень своей проблемы. Тогда он может исправить ошибку и начать строить счастливую жизнь на твёрдом основании Божьего слова. Собственные падения могут послужить серьезным уроком, после которых человек уже руководствуется не желанием своей плоти, но ясным и конкретным водительством Святого Духа.
В своей нагорной проповеди Иисус дал нам чёткие принципы для строительства успешной духовной жизни. Один из этих принципов касается нашего отношения к недостаткам и падениям окружающих нас людей. Иисус сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:1-5).
Здесь мы видим принцип, нарушение которого приведёт нас к краху, а его верное применение сделает нас способными проявлять любовь, великодушие, сострадание людям, проходящим через сложный период борьбы с искушением.
Иисус затрагивает проблему суда и осуждения. Мы каждый день сталкиваемся с недостатками других людей. Часто мы невольно становимся свидетелями чьих-то падений. Какая в этот момент реакция бывает у нас на происходящее? Обычно в этот момент в человеке рождается осуждение. Судить - значит сосредотачивать внимание на недостатках других, критиковать, порицать и разглашать негативные стороны наших ближних. А Иисус говорит: «Не судите». Осуждение - это дело плоти. Ей нравится превозноситься над кем-то, выставлять себя в лучшем свете. Человек, живущий по плоти, переполнен осуждением, недовольством, сварливостью, раздражением и едкой критикой. А живущие по плоти Богу угодить не могут. Иисус призывает нас к богоугодной жизни, к хождению по духу. Христиане, живущие по Писанию, не должны поступать так, как свойственно поступать всем обычным людям.
Осуждение является посягательством на суверенитет Самого Бога!
Власть судить принадлежит только Ему. Иаков пишет: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12). Другими словами, апостол говорит: «Ты забываешь, кто ты есть, человек. Ты сделан из глины и несовершенен. Безгрешен только Бог, Который может судить человека». «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).
Если человек даёт место осуждению в своём разуме, то скоро это проявится в его речи. То, что долго копилось внутри, однажды выйдет наружу. Уста заговорят от избытка сердца. И тогда греха не миновать.
Что движет человеком, который судит других? Чаще всего это происходит с тем, кто допустил гордость в своё сердце и уже считает себя лучше, совершенней, успешней других людей. Он очень зорок к каждой детали в жизни других, но абсолютно слеп в отношении к своим порокам. Заметьте, что чаще всего нас раздражает в других то, что является нашей основной проблемой. Иисус назвал это огромным «бревном» в нашем глазу.
Сердце, судящее других, становится немилосердным и законническим.
Акцент на чужих недостатках делает нас нечувствительными к собственным изъянам. Царь Саул являет собой пример человека, который был жесток к недостаткам других, но своих пороков не замечал. Он готов был убить собственного сына в «борьбе за святость», желая доказать своё рвение к Богу. Но когда Самуил вновь и вновь обвинял Саула в непослушании, он находил множество слов, чтобы оправдать и выгородить себя.
Если мы не разделываемся с нашими собственными «брёвнами», не ищем освящения, то вскоре превращаемся в духовно слепых людей. Тогда мы способны учить других тому, что сами не исполняем, а сердце становится холодным и жестоким. «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). Мы считаем себя вправе критиковать окружающих, забывая, что сами нуждаемся в снисхождении и милости. Екклесиаст предупреждает: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» (Еккл. 7:16). Суд и критика становятся причиной многих падений. Осуждающий другого уже утратил бдительность, перестал работать над собой, впал в чрезмерное самомнение, которое ведёт к крушению. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).
Наше отношение к чужим немощам во многом определяет отношение Бога к нам. Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. Мера нашей строгости или снисхождения становится мерой, которую Бог применяет к нам. «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Человек, судящий другого, неминуемо будет пить чашу своего осуждения!
Давид был царём, совершившим тяжёлый грех перед Богом. Чтобы обличить его, Бог направил к нему пророка Нафана. Давиду была рассказана завуалированная история о жестоком и нечестивом богаче, который отобрал у бедняка последнее его утешение. Царь потребовал взыскания с богатого человека в четырехкратном размере! О, как он негодовал на его грех! Но через минуту он увидел палец пророка, направленный прямого на него: «И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек» (2 Цар. 12:7). Пророк сказал: «Давид, я рассказывал о тебе. Ты являешься этим жестоким богачом. Неужели ты не понимаешь, что сам осудил себя своим приговором?» Давид смог увидеть и осудить грех в другом человеке, но он не осуждал свой собственный грех!
Мы часто не замечаем, что наши слова осуждения, сказанные против грехов других, выносят приговор нашим порокам. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 12:1).
Бог может допустить до нас падение, чтобы научить нас не судить других. Какие чувства возникают у нас, когда мы споткнулись и где-то согрешили? Ищем ли мы строгости и требовательности со стороны окружающих? Нет! Скорее мы ищем поддержки, милости и прощения. Наше сердце уже изранено грехом, сожалением и самоосуждением. Мы каемся и сокрушаемся, понимая, какую боль мы причинили Иисусу нашим непослушанием. И как нам тяжело и трудно в этот момент видеть чьи-то злорадно осуждающие взгляды, слышать слова обличения! Нам невыносимо, когда нет рядом того, кто перевязал бы наши раны, утешил, покрыл любовью. А как мы относились к тем, кто согрешил и упал у нас на глазах? Возливали ли мы на их раны елей милости? Были ли наши слова ободряющими и утешающими для них? Иисус сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12). Если наше сердце взывает о милосердии в момент наших падений, то пусть же и мы не станем строгими судьями тех, кого подкараулил грех.
Петр был человеком, низко упавшим пред Богом. Его уста использовал сатана, пытаясь обольстить Иисуса и увести Его от креста. Он был очень высокого мнения о себе и считал себя вправе осуждать других учеников. В трудный час он оставил Господа и трижды отрёкся от Него. На дне своего падения Пётр осознал свой грех, он плакал и сокрушался. И вот Иисус, когда воскрес, пришёл к нему. Осудил ли Он его? Вынес ли ему строгий приговор? Напротив, уже заранее Он дал Петру обещание прощения и восстановления: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:32). Другими словами, Он сказал Петру: «Я знаю о твоём предстоящем падении. В данный момент ты ослеплён гордостью и самомнением, полон осуждения других Моих учеников. Ты считаешь себя сильным, но ты не в состоянии противостоять искушению. Пётр, ты согрешишь. Но знай, что Я люблю тебя, Я милостив к тебе! И когда ты будешь прощён, я хочу, чтобы ты был поддержкой для упавших. Познав Мою милость прощения, являй её другим!» Иисус, как никто другой, переживает всю боль и горечь наших падений. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
Павел пережил этот период разочарований в молодые годы своего становления. Он писал: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:15, 19). Впоследствии, войдя в жизнь победы духа над плотью, он был способен поддерживать и поднимать тех, кто переживал эту борьбу: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29).
Итак, что ты будешь делать теперь, когда увидишь кого-то в борьбе с искушением? Что будет происходить в твоём сердце, когда ты увидишь брата упавшим? Апостола Иоанна справедливо называют апостолом любви. Он призывает: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5:16). Любовь никогда не радуется чьему-то падению, она покрывает, снисходит и помогает встать. По твоим молитвам Бог может вырвать многих обманутых дьяволом из пут греха.
Духовная сила заключается не в сверхъестественных проявлениях, но в познании Божьей милости. Познав ее, твои уста будут свободны от злословия и осуждения, в сердце не будет тайного злорадства, когда кто-то упал. Ты будешь наполнен состраданием, любовью и великодушием. Твоя духовная высота проявится в способности снисходить к чужим немощам. Мы - не судьи чужих пороков, но ходатаи за упавших, если только знаем сердце Иисуса, Которое наполнено великим милосердием!

А. Мельников, г. Саратов

Самое обсуждаемое
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


top