Что такое кунг-фу и как оно появилось? Этап формирования. История Шаолиня От боевого танца к самостоятельной науке

Что такое кунг-фу и как оно появилось? Этап формирования. История Шаолиня От боевого танца к самостоятельной
науке

Начиная с периода Северная Вэй и до эпохи Юань монахи-бойцы совершенствовали свое боевое мастерство, а в годы правления династии Мин (1368-1644 гг.) сложилась целостная система шаолиньского мастерства – кунфу (кунг-фу, гунфу). Только в эпоху Мин определилось название шаолиньского стиля ушу. Это значит, что впервые с тех пор как шаолиньские монахи-бойцы начали заниматься боевыми искусствами, их стиль стал формально называться "шаолиньским".

После воцарения династии Мин деятельность шаолиньских монахов-бойцов сосредоточилась на углублении содержания тренировок. К середине периода правления династии Мин вошли в обычай масштабные и регулярные показательные выступления бойцов. В 1513 году Ду Му написал "Записки о путешествии в горы Суншань" ("Ю Суншань цзи"), в которых рассказывал о боевых искусствах шаолиньских монахов. Другая легенда гласит, как монах Саньци, искусный в ушу, возглавил войска, ведшие боевые действия в различных регионах страны в годы правления под девизом Чжэндэ (1506-1521). Эти две записи показывают, что практика боевых искусств в монастыре Шаолинь к середине периода правления династии Мин достигла высокого уровня.

При династии Мин шаолиньское искусство боя с шестом стало известным раньше других приемов шаолиньского ушу. Согласно трактату "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" (“Шаолинь гуньфа чаньцзун"), написанному Чэн Цзунъю в годы правления под девизом Чжэндэ, преемник Цзиньнало Хамаши научил монаха Бяньтуня искусству боя шестом и без оружия. Хамаши - это лама Даоюань. Согласно летописному свидетельству, Даоюань был ламой в районе Чжанъе провинции Ганьсу. В пятом году правления под девизом Тяньшунь ("Следование Небу") (1461 г.) он пришел в монастырь Шаолинь и стал чаньским монахом. Затем он начал учиться искусству кулачного боя и владению шестом и долго жил в "Обители первого патриарха" (Чуцзуань). В последние годы правления под девизом Чэнхуа (1464-1487 гг.) в Шаолинь пришел Бяньтунь и поступил в ученики к Даоюаню. Через много лет Бяньтунь стал известным буддийским монахом и великим наставником боя с шестом. После того, как он прошел всю выучку у Даоюаня, он начал путешествовать по Поднебесной. Согласно легенде, когда он оказался на юге, в провинции Юньнань, в районе проживания народа мяо, он защищал местных жителей с помощью своего боевого искусства. За это мяосцы почитают его святым.

С развитием шаолиньского искусства боя шестом, в годы правления династии Мин под девизом Цзяцзин ("Образцовый порядок", 1521-1566 гг.) шаолиньский шест приобрел всеобщее признание. Тогдашний знаменитый полководец Юй Даю, который вел сражения с японскими пиратами, оставил на стеле "Новые десять буддийских обителей" ("Синь цзянь ши фан чань юань") запись: "Я слышал, что в монастыре Шаолинь существует чудесная традиция боя с длинным оружием, поэтому на сороковой год правления под девизом Цзяцзин я заехал в монастырь. Монахи, которые владели этим искусством, вышли на тренировочный двор и показали свое искусство". "Длинное оружие", о котором писал Юй, - это шест, "чудесная традиция" владения которым, согласно преданию, шла от того самого Цзиньнало, который жил в конце эпохи Юань. В XVII в. У Шу в "Записках о рукопашном бое" ("Шоу би лу") тоже описывал чудесное шаолиньское искусство боя с шестом, описывал несравненное мастерство Цзиньнало. Из этих двух текстов видно, что в конце династии Юань и начале династии Мин шаолиньские монахи уже начали упражняться в искусстве боя шестом. То есть шаолиньское искусство боя с шестом было создано в конце правления династии Юань и начале правления династии Мин, а в середине и в последние годы правления династии Мин оно достигло зрелости. С периода правления под девизом Цзяцзин (1521 - 1566 гг.) до годов правления под девизом Ваньли ("Десятитысячелетнее царствование", 1572- 1620 гг.) "великим наставником" (даши) боя с шестом был шаолиньский монах-боец Хунчжуань.

В "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" ("Шаолинь гуньфа чань цзун") Чэн Цзунъю говорится, что когда автор в годы правления под девизом Ваньли учился в Шаолине искусству владения шестом, Хунчжуаню уже было более 80 лет, но его техника боя с шестом была "божественной", и он пользовался всеобщим почитанием среди монахов. Согласно записи на стеле, установленной на 27 году правления под девизом Цзяцзин (1548 г.), Хунчжуань был преемником известного монаха-бойца Чжоую Саньци, у которого он научился искусству боя с шестом. Хунчжуань не только в совершенстве овладел этим искусством, но и написал трактат, в котором соединяется опыт боя с шестом и копьем, - “Способы боя с копьем из беседки Записей грез" ("Мэнлюйтан цянфа") в одном цзюане (томе), дошедший до последующих поколений. Этот трактат знаменитый мастер боевых искусств У Шу включил в свои "Записки о рукопашном бое". Кроме того, в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" упоминаются и другие монахи-мастера боя с шестом, такие как Хунцзи, Цзунсян, Цзундай, Гуанъань и др. Известный полководец Хэ Лянчэнь в годы правления Цзяцзин в своей книге "Записки о ведении боя" ("Чжэнь цзи") тоже описывал шаолиньское искусство боя с шестом.

Другой известный полководец периода Цзяцзин, Ци Цзигуап, сражавшийся против японских пиратов, в своем трактате описал некоторые приемы искусства боя с шестом, в том числе шаолиньское искусство боя шестом. А самые первые названия определенно шаолиньского искусства шеста появились в книге "Сочинения об искусстве боя" ("У бянъ"), написанной Тан Шуньчжи в середине годов правления под девизом Цзяцзин. В ней есть рифмованные речитативы для упражнений с шестом "иньского" стиля.

Шаолиньский шест славился и в правление династии Мин. Участвовавшие в войнах монахи-бойцы почти всегда пользовались шестами. Хотя в исторических хрониках, повествующих об охране границы монашеским отрядом численностью более тысячи человек под руководством Чжоуто Саньци в годы Чжэндэ, не упоминается, каким оружием они пользовались, нам нетрудно догадаться, что они пользовались шестами, поскольку позднее, в период правления под девизом Цзяцзин, оказывая отпор японским пиратам, они применяли именно шесты. В текстах книг "Особое положение в Цзяннани" ("Цзяннань цзинлюэ"), "Трактат о событиях, связанных с японскими пиратами" ("Вэй бянь чжи"), "Разнообразные записки о переданном" ("Юнь цзянь цза цзи"), "Записи о повседневно познаваемом" (“Жи чжи лу") рассказывается, что шаолиньские монахи-бойцы бились шестами, окованными железом. Так, в "Трактате о событиях, связанных с японскими пиратами” повествуется о том, как монах-боец Чжинан, сражаясь в составе организованного для борьбы с пиратами отряда монашеских войск под командованием Юэкуна, в бою ударом железного посоха, нанесенным в прыжке, убил японского пирата. Эти рассказы об использовании шаолиньского шеста в войне с пиратами свидетельствуют о его популярности.

Развитие шаолиньского искусства боя с шестом было тесно связано с войнами. В военных походах, в боях монахи использовали технику работы с шестом, так что военное искусство повлияло на развитие боевого искусства монахов. В надписи на каменной стеле, посвященной монаху-бойцу Саньци, описаны совершенные им подвиги, когда в середине годов правления династии Мин отряды монгольских князей постоянно вторгались в земли династии Мин на северных границах. Правители династии собрали военные силы, в том числе и монашеский отряд, для обороны и охраны своей территории. В годы правления под девизом Чжэндэ ("Совершенная добродетель", 1506- 1522 гг.), по указу императора У-цзуна Саньци возглавил более тысячи монахов-воинов для охраны границ северных провинций Шаньси и Шэньси. Потом Саньци с армией совершил поход в юго-западную провинцию Юньнань. За свои военные подвиги он получил высокий пост от императорского двора. С периода Чжэндэ до периода Цзяцзин отряды шаолиньских монахов участвовали в подавлении крестьянских восстаний.

Согласно трактатам великого воина Юй Даю, в 1561 г. он сам побывал в Шаолиньском монастыре в надежде встретить там великих мастеров. Но его постигло жестокое разочарование - к своему удивлению, он не обнаружил никаких откровений в монашеском боевом искусстве. Посмотрев выступление монахов с шестами, Юй Даго с грустью заметил: "Традиции Шаолиньского шеста, славившиеся с древности, утрачены.". Тогда руководитель монастыря решил отправить двух монахов-бойцов - Цзунцина и Пуцуна вместе с войсками под руководством Юй Даю на юг. Три года монахи находились в действующей армии, а вернувшись в монастырь Шаолинь, обучили около ста человек искусству ведения поединка с шестом. Шаолиньские монахи участвовали во многих войнах, среди которых самой масштабной считается война с японскими пиратами во времена годов правления династии Мин под девизом Цзяцзин. Эта война длилась десятки лет. Благодаря участию монахов в многочисленных сражениях с японскими пиратами шаолиньское искусство боя с шестом стало быстро развиваться.

Во времена династии Мин многие занимались искусством боя с шестом; возникла даже целостная теоретическая система этого искусства. Так, в годы правления под девизом Ваньли народный мастер ушу Чэн Цзунъю с Юньшуем, Цзюньсинем и Ханчу пришли в монастырь Шаолинь учиться этому искусству. Более десяти лет они учились у разных монахов-мастеров - Хунчуаня, Хунцзи, Цзунсяна, Гуанъаня, овладевая искусством владения шестом. В 1616 г. Чэнь Цзунъю написал уже упоминавшийся трактат "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" на основе техники, которой он научился в монастыре Шаолинь.

В разделах "Обзор сборников" (“Цзилюэ") и "Вопросы и ответы" ("Вэньда") он подробно рассказывал об истории шаолиньского искусства боя с посохом (шестом): его особенностях, технике, методах тренировок и т.д. Трактат был снабжен иллюстрациями. Кроме того, в нем были описаны разные индивидуальные комплексы - таолу, например, с малой рогатиной-шестом (сяо ечагунь), с большой рогатиной-шестом (да ечагунь), с шестом "иньской” руки (иньшоугунь), "хлопающим шестом" (пайгунь), шестом снующего челнока" (чуаньсогунь) и т.д. Поэтому "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" представляет собой сводный теоретический и практический трактат о шаолиньском шесте. Данный трактат сыграл важную роль в изучении происхождения, развития, специфики и содержания шаолиньского искусства боя с шестом. Он и является самой ранней книгой о шаолиньском шесте, дошедшей до нас.

Выдающийся военный теоретик и компилятор конца периода Мин Лао Юаньи написал в своем трактате "Энциклопедия боевой подготовки" ("У бэй чжи", 1621) о "шаолиньском шесте": "Все боевые искусства берут начало в шесте, а шест берет начало в Шаолине".

"Шаолиньский кулак" стал известен чуть позже, чем "шаолиньский шест". Но если говорить с точки зрения развития ушу, то "шаолиньский кулак” является самым ранним боевым искусством, которым занимались монахи-бойцы Шаолиня. Например, в первые годы существования монастыря, при династии Северная Вэй, монах Сэнчоу обучался кулачному искусству. Хотя "шаолиньский кулак" и передавался монахами из поколения в поколение, целостная система этого искусства не сформировалась до династии Мин.

Системы "шаолиньского кулака" и "шаолиньского шеста" сформировались примерно в одно время. В "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" написано, что учитель Даоюань научил монаха Бяньтуня не только искусству боя с шестом, по и кулачному искусству. В годы правления под девизом Цзяцзин "шаолиньский кулак" был также широко известен, как и "шаолиньский шест". Тан Шуньчжи, выдающийся военный и политический деятель эпохи Мин, написал трактат "Собрание сочинений Синчуаня" ("Синчуань вэнь цзи"), где в разделе "Речитативы даосов с гор Эмэй" ("Эмэй дао жэнь гэ") похвально отзывался о шаолиньском кулачном искусстве. О развитии "шаолиньского кулака" в период династии Мин рассказывают и другие исторические записи. В 9-м году правления минского императора под девизом Ваньли (1581 г.), чиновник Ван Шисин составил "Записки о путешествии в горы Суншань” ("Сун ю цзи"), где писал о выступлении монахов-бойцов, что они совершенны в боевом ремесле и владели кулаком и шестом так, что казалось, будто они летали. Среди этих монахов-бойцов были мастера, которые имитировали движения обезьяны, подпрыгивая и крутясь на месте. Из этого описания нетрудно заметить, что в то время монастырь Шаолинь был знаменит не только искусством боя с шестом, но и кулачное искусство тоже достигло высокого уровня. Появились многие направления кулачного искусства, в том числе "кулак обезьяны".

Шаолиньский кулак периода Мин является техникой реального поединка. В 36-м году правления Мин под девизом Ваньли (1608) чиновник Цзинь Чжунши описал в "Записках о путешествии в монастырь Шаолинь, что в горах Суншань" ("Ю Суншань Шаолиньсы цзи"), как монахи принимали его и демонстрировали перед ним свои поединки. В 39-м году периода Ваньли Юань Хундао в своих "Записках о путешествии в горы Суншань" ("Сун ю цзи") тоже упоминал о выдающемся мастерстве монахов в "шаолиньском кулаке". Система кулачного искусства сложилась не позднее искусства боя с шестом. Но "шаолиньский кулак" стал известным гораздо позже, чем шест. К тому же он не вызвал такого широкого признания. Данный факт можно заметить из отрывка "Разъяснения истоков шаолиньских методов владения шестом" в разделе "Вопросы и ответы". В нем Чэн Цзуныо утверждал, что искусство боя с шестом создал Цзиньнало, который славился в Поднебесной, тогда как кулачное искусство не имеет конкретного родоначальника, и потому его нельзя сравнивать с техникой владения шестом. Прочитав этот отрывок, многие могут подумать, что "шаолиньский кулак" сложился после формирования искусства боя с шестом. На самом деле Чэн Цзуныо имел в виду не то, что искусство шеста возникло раньше кулачного искусства, а то, что оно стало популярным раньше, чем кулачное искусство.

Есть и другие факты, доказывающие зрелость шаолиньского кулачного искусства в период правления династии Мин. В период правления под девизом Цзяцзин выдающийся военный деятель Тан Шуньчжи в своей книге оценил шаолиньское кулачное искусство как большую редкость. Кроме этого, Хуан Цзунси - выдающийся историк, живший на рубеже эпох Мин и Цин, в знаменитой "Надписи на могиле Ван Чжэннаня" ("Ван Чжэннань му чжи мин") написал: "Удалые кулачные бойцы Шаолиня славятся по всей Поднебесной". Эти похвальные слова отражают зрелость шаолиньского кулачного искусства и его влияние в обществе.

В период династии Мин в шаолиньском кулачном искусстве, так же как в шаолиньском искусстве боя с шестом, сформировалась целостная теоретическая система. Монах Сюаньцзи пришел в монастырь Шаолинь в годы под девизом Ваньли и всю жизнь изучал кулачное искусство, став впоследствии известным мастером, возглавившим шаолииьских монахов-бойцов. Он обучил шаолиньскому кулачному искусству своего мирского ученика Чэнь Сунцюаня, который затем передал это искусство Чжан Минъэ. В начале правления династии Цин Чжан Кунчжао составил знаменитый шаолиньский "Канон кулачного боя" ("Цюань цзин"), базируясь па кулачном искусстве от Сюаньцзи. "Канон кулачного боя" знакомит читателя с техникой передвижений, ударами, выполняемыми руками, локтями, ногами: в трактате давались указания относительно правильного положения туловища, движений рук, ног, техники взгляда, управления "жизненной энергией" ци. В нем были проиллюстрированы разные комплексы шаолиньского кулачного искусства. Можно сказать, что "Канон кулачного боя" - это теоретическая работа о "шаолиньском кулаке", ознаменовавшая формирование системы шаолиньского кулачного искусства.

В комплексы шаолиньского кунфу (гунфу, кунг-фу) эпохи Мин входили не только искусство боя с шестом и кулачное искусство, но и многие другие виды боевых искусств. Например, в "Записках о странствии к Суншаньским вершинам" ("Сун гао то цзи"), приписываемых Вэнь Сянфэну, к 43 году под девизом Ваньли относится запись о том, что среди шестнадцати монахов-бойцов были те, кто владеет искусством боя без оружия, кто владеет прямым мечом, кто владеет дубинкой-"плетью" бянъ, кто владеет трезубцем-цзи, и т.д. В "Хрониках уезда Денфэн" (“Денфэн сянь чжи") о монахе Хао Жучэне, жившем в эпоху Мин, сказано: «Монах-боец в монастыре Шаолинь, владеющий кулаком и шестом, особенно хорошо умеет пользоваться алебардой "большой меч" (да дао)». В 1625 году ревизор двора в провинции Хэнань Чэн Шао оставляет стихотворение, в котором описывает свои впечатления от сверкания алебард и окованных посохов, удары которых неуловимы глазом. Эти записи подтверждают многообразие комплексов и видов оружия шаолиньского кунфу.

В период династии Мин в монастыре часто проводились, показательные выступления мастеров ушу, что способствовало повышению мастерства шаолиньского ушу. Многие знатные люди того времени, такие как Ду Му, Юй Даю, Гун Дин, Чэн Шао, Ван Шисин, Цзинь Чжунши, Юань Хундао, Вэнь Сянфэн, были свидетелями выступлений в Шаолине и восхищались высоким мастерством монахов-бойцов.

В 8 году правления под девизом Чжэндэ (1513 г.) заведующий придворным ведомством приема посольств Ду Му в сопровождении начальника уезда Дэнфэн Ли Цзюйжэня прибыл в монастырь Шаолинь с инспекцией. Посмотрев выступление монахов-бойцов, он оставил запись, в которой похвалил высокое мастерство шаолиньского ушу. Это первая запись о показательном выступлении монахов. В 40 году под девизом Цзяцзин (1561 г.) известный военачальник Юй Даю в монастыре Шаолинь смотрел выступление тысячи монахов-бойцов, демонстрировавших искусство боя с шестом. В июне 9 года правления под девизом Ваньли (1581 г.) чиновник Ван Шисин из ведомства церемониала заезжал в монастырь, где ему также показывали разнообразные боевые искусства. В июне 36 года правления под девизом Ваньли (1608 г.) чиновник Цзинь Чжунши, будучи с инспекцией в провинции Хэнань, заезжал в монастырь Шаолинь. Монахи устроили ему прием и показали ему боевое искусство. В 38 году правления под девизом Ваньли (1610 г.) чиновник Ли Сысяо посещал Шаолинь и оставил знаменитые стихи о шаолиньском кунфу. В 39 году правления под девизом Ваньли (1611 г.) Юань Хунтао, направленный в провинцию Шэньси для руководства государственными экзаменами, проездом побывал в монастыре и видел показательные выступления монахов-бойцов. В апреле 43 года правления под девизом Ваньли (1615 г.) знаменитый писатель Вэнь Сянфэн посетил Шаолинь. Специально для него было устроено выступление, в котором участвовали 60 монахов-бойцов.

Другой деятель периода под девизом Ваньли - высокопоставленный чиновник из ведомства церемониала Гун Дин под впечатлением устроенного для него представления написал о нем восторженные стихи. В 5 году правления под девизом Тяньци (1620 - 1627 гг.) ревизор двора в провинции Хэнань Чэн Шао составил стихи "Наблюдаю занятия ушу в Шаолипе". Эти стихи образно отражают живые картины показательных выступлений монахов-бойцов:
"Лишь на время решил я здесь отдохнуть, посмотреть на монахов-бойцов.
Сверкают алебарды и металлические посохи, кажется, их удары громоздятся один на другом.
Мощные удары обладают силой воспаряющего духа,
а обучение этому позволяет обрести способности тигра".

Эти слова были вырезаны на камне в монастыре Шаолинь, сохранившемся до наших дней. Шаолиньские монахи выступали не только перед высокопоставленными сановниками. Рядовые чиновники, такие как Чжоу И, Фу Мэй и другие, тоже посмотрели показательные выступления и запечатлели увиденное в стихах. Масштабные выступления шаолиньских монахов-бойцов не только демонстрировали шаолиньское боевое искусство, но и способствовали его развитию.

После того как шаолиньское кунфу получило славу в годы правления династии Мин, оно начало широко распространяться по всей стране. Учеников известных шаолиньских монахов-бойцов можно было встретить во многих районах Китая. Кроме того, многие приезжали в монастырь для обучения кунфу, например, Чэн Цзюньсинь, Чэн Ханьчу, Чэн Цзунъю. Книга "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом", написанная Чэн Цзунъю через 10 с лишним лет усердной работы, стала символом шаолиньского искусства боя с шестом, способствуя его распространению по Поднебесной. Благодаря монаху Сюаньцзи, жившему в период правления династии Мин, шаолиньское кулачное искусство широко распространялось в народе. Кроме того, военачальники при династии Мин не раз приглашали монахов-бойцов тренировать свои войска. Это и помогло монастырю Шаолинь завоевать всеобщее признание.

Магазета представляет обзор 10 самых известных стилей, а точнее, видов традиционного китайского ушу.

Кунг-фу или гун-фу (от кит. 功夫) - термин, в современном значении использующийся за пределами Китая для обозначения китайского и является его синонимом. В буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д). Оригинальным термином «китайское боевое искусство» является 中国武术 (чжунго ушу).

1. Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь) 少林拳

Шаолиньское ушу хорошо известно у себя на родине в Китае и за границей. Зародилось в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. Характеризуется мощными ударами, а также наличием многочисленных акробатических приемов, прыжками и кувырками.

  • : беседа с Машей Пипенко об ушу, тайцзицюане и уданских пацанах
  • : тысячи школ кунг-фу здесь!

2. Тайцзицюань 太极拳

Происхождение тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии (даты создания варьируются от VII до XIV века). Многими это искусство воспринимается упрощённо - либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя. Современные виды характеризуется медленными, плавными движениями с глубоким и контролируемым дыханием.

3. Вин Чунь (Кулак Вечной Весны) 咏春拳

Вин Чунь одна из самых сильных, целенаправленных и популярных форм ушу. Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Известные последователи: (Е Вэнь) и Брюс Ли.

Основателем стиля был Дун Хайчуань из провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу. Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое.

Один из старейших представителей китайских внутренних боевых искусств. Имеет долгую историю использования китайскими военными. Характеризуется прямыми движениями и взрывными ударами, при этом без использования грубой силы.

Стиль южно-китайского кунг-фу, выработанный мастером Чэнь Хэном в 1836 году. Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями. Брюс Ли положительно отзывался об этом стиле, говоря, что это единственный стиль китайского кунг-фу, который мог противостоять в боях против тайского бокса.

Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит ещё дальше. Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман (хуэйцев). Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе.

Один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. По легенде стиль основал Ван Лан, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Скорость и беспрерывность движений — визитная карточка стиля.

Современный вид ушу, созданный в 60-х годах двадцатого века. Смесь техник из различных южных стилей. Ведется на ближней и средней дистанции. Огромное разнообразие техник работы руками и обилие коротких ударов руками, при низких и устойчивых позах.

10. Чанцюань (длинный кулак) 长拳

Семейство стилей ушу с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара (иногда используется как синоним всех северных стилей). Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции.

По материалам China Whisper , Википедии и других открытых источников.

Материалы по теме

, фу - время . Таким образом, Кунг фу - это любое приобретённое мастерство или достижение, полученное в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою .

Сам термин "кунг-фу" появился лишь в XX веке . Ни в одном из классических китайских текстов это название не встречается ни разу. Боевые искусства обозначались в китайских текстах как "у-йи" и изредка как "у-шу" .

История

Считается, что основателем Кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Та Мо (Tat Moh), также известный как Дамо. Согласно легенде, он был принцем южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии , проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай , распространяя буддийское учение.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кунг фу" в других словарях:

    КУНГ - кузов унифицированный грузовой Источник: Новая газета. № 36. 23.05.2002 КУНГ КУГ КУнГ кузов универсальный герметический; кабина универсальная герметизированная; кузов унифицированный герметичный авто КУНГ КУГ КУнГ … Словарь сокращений и аббревиатур

    На шасси ГАЗ 66 … Википедия

    Нескл. ср. 1. Вид китайской системы самозащиты, основанной на резких ударах руками и ногами по болевым точкам противника с целью направления против него его же собственной энергии. 2. Самооборона без оружия, основанная на такой системе самозащиты … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., кол во синонимов: 1 борьба (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    кунг-фу - кунг ф у и кун ф у, нескл., ср … Русский орфографический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 будка (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Показательные выступления мастера кунг фу в китайском квартале Лос Анджелеса, 2006 год. Кунг фу или Гун фу (кит. трад … Википедия

    - (1881 1967), китайский премьер министр, финансист. Кунг (подлинное имя Гун Сянси) родился в 1881 в провинции Шаньси и являлся прямым потомком Конфуция в семьдесят седьмом поколении. Приехав в Пекин, стал искать возможность для учебы за рубежом.… … Энциклопедия Кольера

    КУНГФУ, КУНГ ФУ, неизм.; ж. Система китайской оздоровительной гимнастики и спортивной борьбы; разновидность способа самозащиты без оружия, основанная на резких ударах ногой или рукой по болевым точкам противника … Энциклопедический словарь

    кунг-фу - (кин.) стара кинеска борачко боксерска вештина, слична на каратето и боксот … Macedonian dictionary

Книги

  • Кунг-фу Панда 2 (DVD) , Нельсон Дженнифер Ю.. Пандамания продолжается! Панда По, которого великолепно дублирует Михаил Галустян, снова с нами в анимационном фильме студии DreamWorks Animation "КУНГ-ФУ ПАНДА 2", ужасно смешном продолжении…

Cодержание статьи:

Вплоть до середины прошлого века, термин «кунг-фу» использовали только в одной стране – Китае. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов. Именно тогда, фильмы с участием известного спортсмена и артиста Брюса Ли рассказали об этой древней системе боевых систем всему миру. Но полагать что такие понятия как кунг-фу, айкидо и дзюдо одно и то же – большая ошибка. Почему так, можно прочитать ниже.

Кунг-фу: значение термина и история его возникновения

Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.

Так появился самый известный буддийский монастырь – Шаолинь. Его первый патриарх Бодхидхарма (годы жизни 440–528 гг.) заметил, что почти все монахи физически слабы. Внедренная им система медитации и развития физического здоровья, известная как шаолиньское ушу , стала основой учений кунг-фу.

В переводе с китайского языка, кунг-фу – индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.

Самые известные стили кунг-фу:

  • Шаолиньцюань – акробатические приемы и прыжки сочетаются с мощными ударами;
  • Тайцзицюань – здесь движения медленные и плавные;
  • Вин Чунь – мгновенные атаки при помощи рук. Бой происходит на близком расстоянии;
  • Танланцюань – техника копирует движение богомола: раскачивания и уклоны сочетаются со скоростными зацепами руками типа «крюк».

Любой боевой стиль кунг-фу стоит на трех китах – техника, сила, скорость. Развивать их следует равномерно. Например, если боец обладает отличной техникой и скоростью, но его тело физически слабо, то значительный урон противнику он нанести не сможет.

Как научиться кунг-фу в домашних условиях

Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.

Необходимо тщательно подготовиться:

  • Место для занятий . Идеальная площадка для тренировок – пустая комната. Если таковой не найдется, следует освободить пространство с размерами 2 на 2 метра;
  • Спортивный инвентарь . Для отработки ударов руками и ногами понадобится боксерская груша. Хотя на первом этапе удары можно наносить «по воздуху»;
  • Инструкция. Наставника нет, поэтому материалы о тренировочном процессе следует искать самостоятельно. Как вариант – ролики на одном из каналов YouTube;
  • Выбор техники. Направлений кун-фу огромное множество. Есть школы оборонительного плана, которые делают упор на равновесие и гибкость, а есть агрессивные техники, направленные на развитие мышечной массы и выносливости. Что выбрать – решать вам.

После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.

Китайские боевые искусства: правильно тренируемся

Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:

  1. Разминка . Важнейший этап в любом спорте. Начиная с шеи и заканчивая областью голеностопа, боец улучшает циркуляцию крови в теле и прогревает мышцы. Следует следить, чтобы ритмичные движения не приносили спортсмену дискомфорта;
  2. Основные стойки . Через стойку выполняют различные блоки и удары. Всего их, если считать базовые позиции, около дюжины. Начинать нужно со стойки «мабу» (позиция наездника – ноги широко расставлены и согнуты в коленях, ступни полностью соприкасаются с полом, спина прямая, руки на уровне пояса), затем, когда позиция отработана, переходить к «гун-бу» (взведенный лук ) и т.д.
  3. Отработка ударов . Удары ног (с выпрямленной ногой, круговая подсечка, боковой мах, удар пяткой и т.д.), рук (тыльной частью кулака, рубящий удар, прямой удар ладонью и т.д.), составляют основу системы кунг-фу. Технику исполнения ударов, во избежание травм, следует практиковать в конце тренировки, когда мышцы разогреты.

Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.

Чем отличается кунг-фу от карате?

Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:

Каратэ

Кунг-фу

Происхождение и родина

Япония, 19 век.

Китай, 5 век.

Краткое описание

Форма безоружного боевого искусства.

Включает в себя не только боевые стили, но и упражнения, связанные с концентрацией и самодисциплиной.

Отличительные особенности

Резкие удары ногами, коленями, локтями и руками.

Состоит из множества стилей имитирующих атаки животных. Большинство стилей включают удары и блоки.

Синонимы

Каратэ-до

Движения

Линейные и точные

Циркулярные и круговые

В двух словах отметим: кунг-фу красивый и эстетичный вид борьбы, а каратэ имеет более жесткий стиль. Оба боевых искусства настолько различны, что ни одно из них не имеет преимущества перед другим.

Древнее учение кунг-фу развивалось таким образом, что стало для китайцев не столь боевым искусством, как наукой о самосовершенствовании в любом аспекте жизни. Соединив в одно целое «усилие» и «терпение», можно развить нужные для человека навыки и стать мастером своего дела. Будь то саморазвитие, занятие бизнесом, хобби и те же боевые техники единоборств: проделав большую работу и достигнув высоких достижений, в чем либо, китайцы говорят просто – «кунг-фу».

Видео: реальные возможности стиля кунг-фу

В данном ролике будет показано, на что способен боец, практикующий данный стиль:

В Китае все методы психофизического тренинга, достижение мастерства в различных видах деятельности, в том числе и в боевых искусствах получили обобщающее название гун фу. Кун фу, кунг фу, конг фу пошло от искаженного прочтения транскрипции этого слова. Исторически сложилось, что для западного человека наиболее понятно и привычно слышать термин кунг фу, поэтому мы не будем нарушать этих традиций.

Спектр значения слова кунг фу очень широк. Образованные китайцы понимали его прежде всего как «подвиг», «высокое деяние», «мастерство» подразумевая под этим достижение предела в любом виде деятельности.
На западе, а затем и в странах СНГ термин кунг фу стал использоваться для обозночения китайских боевых искусств. Он является синонимом таких терминов как цюань шу (искусство кулачного боя), УШУ (воинская техника), УИ (воинские искусства).

В основе понятия кунг фу лежит работа (многократное повторение и тренировка), в результате которой, после достижения определенного количества выполнений происходит качественный скачок. Это может быть многократное увеличение силы удара у занимающегося боевыми искусствами, мастерство мастера цигун, владеющего искусством телекинеза и левитации, т.е. мастерство в любом его проявлении. Достижение мастерства в поварском деле, музыке, каллиграфии и в любой другой профессии это тоже кунг фу.

Кунг фу это мировоззрение и образ жизни позволяющий раскрывать свои способности добиваясь успеха в различных жизненных областях, в течении всей своей жизни продвигаться вперед, становиться более совершенным.

Занятия и семинары по ушу для взрослых

УШУ-ЭКСПЕРТ

Cеминар на тему: "Чанбин - фехтование на копьях".

Темы семинаров:

1. Оздоровительные методики ушу
2. Дуаньбин - фехтование на коротком оружии
3. Чанбин - фехтование на длинном оружии
4. Традиционные направления ушу
5. Самооборона и рукопашный бой
6. Борьба шуайцзяо

Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ www.wushu-expert.ru

Занятия и семинары по традиционному УШУ для взрослых.

Руководитель школы УШУ Ма Ши Тунбэй Уи Олег Морозов,
руководитель Московского клуба УШУ Сергей Николаев
приглашают на занятия и семинары по традиционному УШУ.

12 лучших приемов системы тунбэй.

На протяжении 24 лет работы с китайскими мастерами, мы выделили 12 лучших приемов системы тунбэй на основе главного критерия изучения традиционного ушу и восточных единоборств «хэ ли» - эффективность. Как сказал один из мастеров: «Это цветы боевых искусств».

Эффективная самооборона для женщин на основе системы тунбэй.

В программу уроков самообороны входят приемы не требующие большой физической силы, удары в самые опасные для человека зоны, важные принципы и методы использования силы противника, а также изучение техники опережающего удара. Этот семинар будет полезен не только для женщин, но и для всех тех, кто заботится о своей безопасности.

Основы и базовая техника стилей входящих в тунбэй: бацзи, пигуа, фаньцзы, чоцзяо.

Понимание взаимосвязи этих стилей УШУ, хорошая тренировка базовой техники, поможет вам не только хорошо изучить и эффективно использовать эту систему, но и на ее основе создать свою уникальную методику самообороны.

Фехтование на короткой (меч дао, цзянь) и длинной дистанции (копье цян).

За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приема фехтования на копьях - "ла на чжа". Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела.

Фехтование с использованием двуручного меча мяо дао и палки бянь ган.

В программу семинара включены 16 приемов меча мяо дао на основе знаменитой техники, составленной патриархами традиционного ушу Ма Фэн Ту и Го Чан Шэн - мяо дао против копья, а также техника бяньгана у ин ци шоу, ши сань фа.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы.

Движения в тунбэй да цзя цзы выполняются в медленном ритме с небольшими ускорениями, естественно и свободно, с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы включает более 100 приемов. На этом видеоролике демонстрируются основные приемы этой системы. Это видео можно использовать как учебное пособие.


Самое обсуждаемое
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


top