Презентация лист и его строение. Презентация к уроку "Лист - орган растения" презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Презентация лист и его строение. Презентация к уроку







Внешнее строение листа 1. Познакомиться с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; 2. Научиться распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья. 3. Получить представление о клеточном строении листа, связи особенностей строения клеток с их функциями.









Простые листья Цельные листья состоят из цельнокрайной листовой пластинки или имеют неглубокие выемки (сирень, берёза, яблоня, тополь). Лопастные листья имеют вырезы не более 1/4 ширины листа (клён). Раздельные листья имеют вырезы более 1/4 ширины листа (одуванчик). Рассечённые листья имеют надрезы, доходящие до средней жилки (полынь, пижма, ромашка). Виды листьев


Сложные листья Тройчатосложные листья имеют три листовых пластинки (клевер, земляника). Пальчатосложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан). Перистосложные листья имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда. Непарноперистые заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник), Парноперистые оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация). Виды листьев


Жилкование у растений – это система пучков в листовых пластинках, через которые осуществляется транспорт веществ. Для растений класса Двудольные характерно перистое и пальчатое жилкование. Для растений класса Однодольные характерно дуговое и параллельное жилкование






Тема. Внешнее и внутреннее строение листа.

Задачи: сформировать у учащихся знания о листе как важной боковой части побега; познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа; сформировать умение распознавать простые, сложные листья, их жилкование и положение на побеге; раскрыть значение основных функций листа.

Оборудование: презентация, комнатные растения, гербарий.

Ход урока.

Организационный момент

Проверка и учет знаний

1. (Слайд 1) Дайте определения понятиям: узел, междоузлие, пазуха листа и определите их на схеме.

2. (слайд 2) Какие листорасположения встречаются у побегов. Приведите примеры растений.

3. (слайд 3) Какие различают почки по расположению на побеге?

Какие различают почки по внутреннему строению?

Каково строение вегетативной почки?

Изучение нового материала

Вспомните, что называется побегом?

(слайд 4) Тема урока. Лист – часть побега. внешнее и внутренне строение листа.

(слайд 5) Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение.

1. Функции листа: (запись в тетрадь)

Газообмен

Испарение воды

Вегетативное размножение

Образование органических веществ (фотосинтез)

В конце урока вы должны ответить на вопрос (слайд 6) Какие приспособления имеет лист для осуществления процесса фотосинтеза?

2. Лист может состоять (слайд 7) из листовой пластинки (!), черешка (!) , прилистников и основания, которым он прикрепляется к стеблю, а так же на листе хорошо заметны жилки.

3. У многих растений (слайд 8) листья простые, они имеют только одну листовую пластинку (примеры – клен, одуванчик, яблоня, сирень)

Есть растения, (слайд 9) у которых лист имеет несколько листовых пластинок. такие листья называются сложными (примеры – клевер, малина, земляника, шиповник, люпин) (слайд 10)

4. При осмотре внешнего строения листа, хорошо видно, что на листовой пластинке многих растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью. У разных растений жилки располагаются по-разному (слайд 11) Различают перистое и пальчатое жилкование, характерное для двудольных растений и параллельное и дуговое жилкование характерное для однодольных растений.

5. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Физ.минутка

6. Клеточное строение листа можно увидеть под микроскопом (слайд 12)

Снаружи лист покрыт кожицей (!). На нижней поверхности листа находятся устьица (строение). Через них происходит газообмен (!) и испаряется влага. Внутри листа имеется очень много клеток хлорофиллоностной ткани – мякоть (фотосинтез). По внешнему виду клеток и их расположению в мякоти листа различают столбчатую (!) и губчатую ткани (особенности строения и функции). проводящие ткани представлены пучками (жилками). Они состоят из древесины (ксилемы) и луба (флоэмы). Проводящие пучки окружены механической тканью, которая предохраняет лист от разрыва и придает ему эластичность и прочность.

6. У некоторых растений листья приобрели и другие функции (слайд 13)

Вегетативное размножение

Запас питательных веществ (алоэ)

Усики (горох)

Иглы (кактусы)

Колючки (барбарис)

Ловчие листья (мухоловка)

Закрепление

Какие приспособления имеет лист для осуществления процесса фотосинтеза?

БИОЛОГИЯ

РАСТЕНИЯ

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ПОБЕГ

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ГЕНЕРАТИВНЫЕ

ПОЧКИ

ЛИСТ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ


Внешнее строение листа

МБОУ «Едемская основная общеобразовательная школа имени Розы Шаниной»

учитель биологии Мирошникова Е.В.




Внешнее строение листа

основание листа

листовая пластинка

Лист растения

  • Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой.
  • От листовой пластинки у большинства листьев отходит черешок. Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Черешок может менять свое положение в пространстве, поворачивая при этом и листовую пластинку. Особенно хорошо это видно, когда листья колышутся даже при легком ветре. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей.
  • Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа.

Прилистники

Посмотри-ка на лист клевера. Что это? У основания листа, плотно прижавшись с двух сторон к черешку, притаились два маленьких листочка. Это тоже часть листа. Такие выросты у основания листа называются прилистниками. Они могут иметь очень разную форму и окраску. Прилистники встречаются не у всех листьев.

прилистники


Многообразие листьев

НАЛИЧИЕ ЧЕРЕШКА

ФОРМА ЛИСТА

ФОРМА КРАЯ ПЛАСТИНКИ

Листья очень разнообразны и по форме, и по строению.

Листья можно разделить по следующим признакам:

  • наличию или отсутствию черешка;
  • количеству листовых пластинок, прикрепленных к черешку;
  • форме листовой пластинки;
  • форме края листовой пластинки;
  • жилкованию листьев;
  • видоизменениям листьев.

КОЛИЧЕСТВО ЛИСТОВЫХ ПЛАСТИНОК

ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ


НАЛИЧИЕ ЧЕРЕШКА

ЧЕРЕШКОВЫЕ


ФОРМА ЛИСТА

ОВАЛЬНЫЕ

ОКРУГЛЫЕ

СЕРДЦЕВИД-НЫЕ

ИГОЛЬЧАТЫЕ


ФОРМА КРАЯ ПЛАСТИНКИ

ЗУБЧАТЫЙ

ПИЛЬЧАТЫЙ

ГОРОДЧАТЫЙ


КОЛИЧЕСТВО ЛИСТОВЫХ ПЛАСТИНОК


ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

ПАРАЛ-ЛЕЛЬНОЕ

СЕТЧАТОЕ


ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ

ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ

СЕТЧАТОЕ ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

ДУГОВОЕ ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ






  • § 23
  • 76-78 в тетради
  • Кроссворд (по желанию)

Презентация по биологии по теме «Внешнее строение листа».

Пояснительная записка.

Презентация по теме «Внешнее строение листа» является сопроводительным наглядным материалом для проведения урока в 6 классе по теме «Внешнее строение листа». Разработанная презентация ориентирована на работу по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», рекомендованного для учащихся 6 класса основной школы. К презентации прилагается сопроводительный материал в виде конспекта урока (приложение 1)

Приложение 1.

Внешнее строение листа.

Цель: Способствовать формированию представлений о многообразии листьев, создать условия для формирования умения распознавать простые и сложные листья, их жилкование..

Задачи:

Образовательные: познакомить с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования; учить различать простые и сложные листья.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с гербарным материалом, учебником и тетрадью; продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности; осуществлять анализ, синтез сравнивать, обобщать; формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать внешнее листа, его роль в жизни растения;

Уметь различать простые и сложные листья, особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Познавательные: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение.

Личностные:

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока : изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Что называют побегом?

Каково значение побега в жизни растений?

Что такое почка?

Какое строение имеет почка?

Чем отличается вегетативные (листовые) почки от генеративных (цветочных) почек?

За счет чего происходит развитие побега?

1. Из почки на побеге появляется:

А) корень; Б) лист; В) новый побег

2. Промежутки между листьями на побеге называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:

А) вегетативными; Б) генеративными

4. Почки - это:

A) зачаточный побег

Б) зачаточные листья

B) видоизмененный побег

Г) видоизмененные листья

5. Место прикрепления листьев к побегу называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

3. Мотивация учебной деятельности.

(Слайд 2) Отгадайте загадку:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят (щелчок 1,2,3)

Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).

Правильно. Познакомимся со строением листа

(Слайд 3) Тема урока. Внешнее строение листа.

Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны будете узнать.

Изучение новой темы.

(Слайд 4)

Листья бывают разные…

Желтые, зеленые, красные,

Перистые, округлые, овальные.

С зубчиками и цельнокрайние.

А могут быть простыми и сложными,

Сидячими и черешковыми.

А в прочем не важно какими…

Ведь растения питается ими.

В листьях фотосинтез идет,

А он органические вещества для жизни дает!

Ты понапрасну, дружок, лист не рви!

А лучше внешнее строение его учи!

Самый большой лист у виктории амазонской до 1 м. Лист виктории так велик, что на нем, как на плоту, может сидеть трехлетний ребенок.

Самый маленький лист у ряски диаметр листа достигает 3мм.

(Слайд 5) листья имеют различную форму, все они выполняют три основных функции.

(слайд 6) (щелчок 1,2,3) листья испаряют воду,(щелчок 4,5,6,7,8) поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза, (щелчок 9,10,11,12,13) осуществляют газообмен, при этом поглощают кислород и выделяют кислород.

(слайд 7) Внешнее строение листа

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

большинство листьев зелёного цвета,

состоят из: (щелчок 1,2) - листовой пластинки - расширенной части листа, (щелчок 3,4) черешка - узкой стеблевидной части листа, (щелчок 5,6) основание листа - часть, которой черешок прикрепляется к стеблю, (щелчок 7,8,9) имеют жилки- проводящие сосуды листа.

(Слайд 8) У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

(щелчок 1) с прилистниками (щелчок 2) без прилистников

(щелчок 3,4) примеры

(слайд 9) Прикрепление листьев к стеблю

(щелчок 1) Черешковые (щелчок 2) Сидячие

(щелчок 3,4,5,6) примеры

Зарисуйте внешнее строение листа. Подпишите основные части.

(Слайд 10) Что общего в строении простых листьев? Дайте определение, какой лист называется простым?Простые листья состоят из одной листовой пластинки

(слайд 11) Что общего в строении сложных листьев? Дайте определение, какой лист называется сложным?Сложные листьясостоят из нескольких листовых пластин и одного черешка

Физкульминутка.

Из - за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный

Ветер стих. Вздохнули дружно

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

(слайд 12) простые и сложные листья имеют разную форму края листовой пластинки.

(слайд 13) (щелчок 1,2,3) листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками.

Жилки проводят питательные вещества и воду и придают листу прочность.

(щелчок 4,5) параллельное - жилки расположены параллельно друг другу (щелчок 6,7) сетчатое - жилки ветвятся, образуя сплошную сеть (щелчок 8,9) дуговое - жилки расположены в виде дуги

(слайд 14) среди листьев с сетчатым жилкованием выделяют (щелчок 1,2) перистое и

пальчатое (щелчок 3,4) примеры

(слайд 15) Лабораторная работа

« Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Цель работы: познакомиться с особенностями строения простых и сложных листьев, их жилкованием и типами листорасположение

Оборудование: гербарный материал или слайд 16

Ход работы по инструкции в учебнике на стр. 35-36.

Первичное закрепление знаний.

(слайд 17) Денису и Ане необходимо собрать гербарий. Ане необходимо собрать растения только с простыми листьями, а Денису - со сложными листьями? Помогите ребятам правильно собрать гербарий.

(слайд 18) Чтобы добраться до института, исследователю необходимо сфотографировать несколько растений с определенными видами листьев. Исходя из характеристик этих листьев, определите, какие растения и в какой последовательности сфотографирует исследователь.

Растение имеет:

Сложные листья.

Простые листья.

Сидячий лист.

Лист с прилистником.

Лист с дуговым жилкованием.

(слайд 19,20,21,22) В предложенном наборе листьев найдите одно лишнее. Аргументируйте свой выбор.

Домашнее задание.

§ 6. вопросы на странице 36

(слайд 23)

Рефлексия. Подведение итогов .

Там в зарослях лесных

Где все для сердца мило…

Загадками природа нас одарила.

Для всех умеющих их тайну разгадать -

«Спасибо за урок!» - я говорю опять.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЛИСТ - ЧАСТЬ ПОБЕГА. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА. ТИПЫ ЛИСТЬЕВ. Ерёмкина Е.В. – учитель биологии МОУ СОШ № 3 г.Вольска Саратовской обл.

ЛИСТ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЙ БОКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОБЕГЕ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА: 1 – ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА; 2 – ЖИЛКИ; 3 – ЧЕРЕШОК; 4 – ПРИЛИСТНИКИ; 5 – ОСНОВАНИЕ ЛИСТА.

 ЖИЛКИ - ДЛИННЫЕ ПОЛОСКИ СОСУДИСТОЙ ТКАНИ ВНУТРИ ЛИСТА. СНАБЖАЮТ ЛИСТ ВОДОЙ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПЕРЕНОСЯТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ПРОИЗВЕДЁННЫЕ В ЛИСТЕ. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

ПЕРИСТОЕ И ПАЛЬЧАТОЕ ЖИЛКОВАНИЕ – У ЛИСТЬЕВ ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ И ДУГОВОЕ ЖИЛКОВАНИЕ – У ЛИСТЬЕВ МНОГИХ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ.

 СТОЛБЧАТЫЙ (ПАЛИСАДНЫЙ СЛОЙ) КЛЕТОК. РАСПОЛОЖЕН ПОД ВЕРХНЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛИСТА, СОДЕРЖИТ МНОЖЕСТВО ХЛОРОПЛАСТОВ. СТОЛБЧАТЫЕ КЛЕТКИ КОЖИЦА  СНАРУЖИ ЛИСТ ПОКРЫТ КОЖИЦЕЙ. ГУБЧАТЫЕ КЛЕТКИ  ГУБЧАТЫЙ СЛОЙ. СЛОЙ КЛЕТОК, ИМЕЮЩИХ НЕПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ И СВОБОДНЫЕ ПРОМЕЖУТКИ, В КОТОРЫХ ЦИРКУЛИРУЮТ ГАЗЫ. МЕЗОФИЛЛ  НА НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛИСТА – ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ ПАРНЫЕ ЗЕЛЁНЫЕ КЛЕТКИ, МЕЖДУ НИМИ – ЩЕЛЬ. УСТЬИЦЕ – ПАРА ЗАМЫКАЮЩИХ КЛЕТОК И МЕЖКЛЕТОЧНАЯ ЩЕЛЬ. ЧЕРЕЗ УСТЬИЦЕ ПРОИСХОДИТ ГАЗООБМЕН И ИСПАРЯЕТСЯ ВЛАГА.

ФОТОСИНТЕЗ, ГАЗООБМЕН И ЛИСТОПАД – ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ЗЕЛЁНЫМ ЛИСТОМ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ ХОРОШО ПРИСПОСОБЛЕНО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ФУНКЦИЙ. ПРИОБРЕТАЯ НОВЫЕ ФУНКЦИИ, ЛИСТ ВИДОИЗМЕНЯЕТСЯ. ФУНКЦИИ ЛИСТА

ХЛОРОПЛАСТЫ СОДЕРЖАТСЯ ТОЛЬКО В РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТКАХ. ИХ НАРУЖНЯЯ МЕМБРАНА ГЛАДКАЯ, А ВНУТРЕННЯЯ ОБРАЗУЕТ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СКЛАДКИ. МЕЖДУ НИМИ НАХОДЯТСЯ СТОПКИ, СВЯЗАННЫХ С НЕЙ ПУЗЫРЬКОВ, НАЗЫВАЕМЫХ ГРАНАМИ. В НИХ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗЁРНА ХЛОРОФИЛЛА, ЗЕЛЁНОГО ПИГМЕНТА, ИГРАЮЩЕГО ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА. В ХЛОРОПЛАСТАХ ОБРАЗУЕТСЯ АТФ, А ТАКЖЕ ПРОИСХОДИТ СИНТЕЗ БЕЛКА. 2 1 – ТИЛАКОИД СТРОМЫ; 2 – ВНЕШНЯЯ МЕМБРАНА; 3 – ТИЛАКОИД ГРАНЫ; 4 – ВНУТРЕННЯЯ МЕМБРАНА. СТРОЕНИЕ ХЛОРОПЛАСТА ХЛОРОПЛАСТЫ – ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ. ХРОМОПЛАСТЫ – КРАСНЫЙ И ЖЁЛТЫЙ. ЛЕЙКОПЛАСТЫ – НЕОКРАШЕННЫЕ ЧАСТИ РАСТЕНИЯ.

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ: 1 – СИРЕНЬ; 2 – ЯБЛОНЯ; 3 – КЛЁН; 4 – КЛЕВЕР; 5 – ОДУВАНЧИК; 6 – ШИПОВНИК; 7 – МАЛИНА; 8 – ЗЕМЛЯНИКА; 9 – ЛЮПИН. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ФОРМ И РАЗМЕРОВ ЛИСТЬЕВ, НО ВЫДЕЛЯЮТ ТОЛЬКО ДВА РАЗЛИЧНЫХ ТИПА. ПРОСТЫЕ ЛИСТЬЯ СОСТОЯТ ИЗ ОДНОЙ ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ. СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ ОБРАЗУЮТСЯ НЕСКОЛЬКИМИ МЕНЬШИМИ ЛИСТОВЫМИ ПЛАСТИНКАМИ, НАЗЫВАЕМЫМИ ЛИСТОЧКАМИ, РАСТУЩИМИ ИЗ ОДНОГО ЛИСТОВОГО ЧЕРЕШКА.

ТИПЫ СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

ТИПЫ ЛИСТА ПО ФОРМЕ ЕГО ВЕРХУШКИ

ТИПЫ ЛИСТА ПО ФОРМЕ ЕГО КРАЯ

ТИПЫ ЛИСТА ПО ФОРМЕ ЕГО ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ

ОСОБЫЕ ЛИСТЬЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....


Самое обсуждаемое
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


top