Способы выделения ударного слова. Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению Ударные слова в точках перемены ритма примеры

Способы выделения ударного слова. Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению Ударные слова в точках перемены ритма примеры

Более громкое, низкое и долгое произношение - придает речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания.

При этом существует зависимость силы (интенсивности), длительности ударного слога.

1. Сравнение силы и длительности ударных и безударных слогов наиболее наглядно при сопоставлении гласных, которые составляют слогообразующую часть слога.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так в словоформах "пила", "пилот", или "вода", ударный гласный громче безударного.

Но экспериментально установлено, что в таких словах как "травы", "могу", "пали", ударный гласный тише безударного, однако безударный слог слабее (менее интенсивен). Это объясняется тем, что мы можем произносить слова громче и тише, но у каждого гласного есть собственная сила (интенсивность) и связанная с ней громкость. Она зависит от объема ртового и глоточного резонатора, а сам этот объем связан со степенью раствора рта.

Гласные узкие - верхнего подъема, обладают меньшей громкостью, чем гласные со средним раствором (о, э) или чем широкий гласный "а" (самый сильный и громкий).

Можно выстроить гласные в ряд И-Ы, У-Э, О-А.

У каждого гласного свой порог.

Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные (пилИ - громкость безударной "и" ниже порога).

2. 2 фактор - порог ударности. У каждого гласного этот порог - непостоянная величина. Он меняется в зависимости от места ударения в слове.

Существует такая хуйня:

Чем ближе ударение к началу слова, тем больше интенсивность гласного и меньше его долгота и наоборот.

На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, перед и после паузы, начало и конец фразы и фонетической синтагмы. Независимо от ударности\безударности выделяется особенно сильно начало - особенно высокой интенсивностью, конец - особенно большой долготой. То есть когда ударный гласный сильнее и длительнее безударного, конкретные ударные гласные в конкретном положении слова и фразы могут быть слабее и короче безударного. Но совокупность рассмотренный нами закономерностей все равно даст понять какой слог ударный.

Помимо этого ударные гласные зарактеризуются особым тембром: например во фразе "Я снял дом" ударение воспринимается на всех словах, хотя ударных слогов, с которыми можно было бы сравнить в этом предложении нет. Это объясняется тем, что "о" и "а" в словах "дом" и "снял" могут звучать так только под ударением, то есть у них отсутствует редукция.

Ударение может быть фиксированным, а может быть подвижным. В русском языке ударение может падать в любое место.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так по месту ударения могут различаться:

Разные слова во всех их формах (мукА - мУка).

Некоторые формы разных слов (пищА - пИща).

Разные формы одного слова (глАза - глазА).

Но существует и неподвижное ударение, остающее на одном месте в любой форме конкретного слова (филОлог). Оно может находиться на любой морфеме.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одной морфемы на другую (кОлос - колОсья).

Ударение в существительных:

2 типа неподвижного и 6 типов подвижного.

Неподвижное ударение на основе обозначается буквой А, неподвижное на окончании - В, подвижное - С.

Тип ударения существительного можно определить по трем формам (В.п. и любого другого с гласным в окончании в единственном числе и И.п с гласным в окончании во множественном числе).

1. АА - более 30000 существительных всех родов (книга).

2. ВВ - более 2000 слов всех родов (слон).

3. АВ - около 300 слов мужского и женского родов (слово, море).

4. ВА - около 150 слов. Главным образом женского и среднего родов (вино, лицо) и несколько слов мужского рода (глазок - глазки).

Также ударение может быть словообразовательным (и неподвижным и подвижным).

При словообразовании происходят процессы, тождественные формообразовательным (медведь - словообразовательное неподвижное ударение).

Место ударения исходного слова может зависеть от морфемы определенного типа (некоторые морфемы всегда ударны, некоторые всегда безударны, так же ударение может находиться всегда до или после определенной морфемы).

Теоретическое обоснование положений МФШ. Каким Вы видите будущее ЩФШ?

В центре внимания мфш позиция фонемы, при этом мфш настаивает на изучении фонологии в тесной связи с другими ярусами языка, т.к. функция фонем различать и отождествлять не просто звуки, а значимые единицы языка, именно поэтому москвичи отстаивают морфолог. принцип в фонологии, который развивают идеи Бодуэна де Куртунэ, о фонеме, как о подвижном компоненте морфемы. В одну фонему объединяются звуки, которые позиционно, т.е. в зависимости от фон.условий, чередуются в пределах морфемы, при этом в одну фонему могут быть объединены звуки, вообще не имеющие фон.сходства. (и с призвуком е в составе А).

С позиции мфш фонема может быть представлена нулем (солнце). Мфш начала формироваться в 30 гг, однако окончательное ее становление происходит после войны. Продолжателем мфш стал Реформатский в своем учебнике «Введение в языкознание» и в ряде статей развил многие положения этой школы.

Сегодня идеи мфш продолжают развиваться в работах Н.Л.Касаткина, С.М.Кузьмина и Леонтьева.

Итак: Фонема-минимальная единица языка, служащая для отождествления слов и морфем. Различать значимые ед-цы языка (слова и морфемы) – способность фонем.

Иллюстрируется подбором звуков квадиомонимов: том-дом; том-там; том-ток.

Воды, вода, водонос (о, а и ер). Слова представляют собой некую функциональную общность, которую москвичи считают одной фонемой. Определить состав фонем – значит узнать число звуков, выполняющих смыслоразличительную функцию. Способ выявления фонем в языке – оппозиция. «Мыл» и «Мил», твердость и мягкость «м», «Ы» и «И» разновидности одной фонемы. Состав фонем не является одинаковым в языках.

Под влиянием фон.окружения фонема может сильно видоизменяться, оставаясь при этом все той же фонемой. Пример: предлог С состоит из одной фонемы. С Колей (с), с Тимошей (с"), с Галей (з), с Димой (з"), с Шурой (ш), с Женей (ж), с Чуком (щ)… Таким образом, фонема – ряд позиционно чередующихся звуков.

Однако, не всякие чередующиеся звуки объединяются в одну фонему. Следует разграничивать позиционные фонет. чередования и исторические (=граммат.) чередования.

  • IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
  • IV. Стилевое расслоение лексики. Стилистическая окраска слова.
  • Активный и пассивный словарь. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов. Стилистические функции.
  • В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа.

    Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.

    В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

    Сделалось смятение . Калитка заскрипела .

    Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

    Вдруг молния всю чащу озарила.
    Прибой шумит.

    Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

    Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
    Обжегся на молоке , дуешь и на воду .

    Противопоставление может подразумеваться

    И дурак это поймет (не только умный).

    Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие.
    Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:

    Я не трону его.
    И всё грустит она.

    Но при противопоставлении местоимение выделяется:

    Сегодня – ты , а завтра – я .

    Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.

    Слабый ветер тянул по верхушкам .
    Люблю молодца за искренность .

    Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

    На нее обратились взоры мужчин .
    Шум слился с говором гостей .

    Но при противопоставлении ударение не переносится.

    Навстречу северной Авроры
    Звездою севера явись!

    Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».

    Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.

    Черные тучи повислинад морем .
    В небольших комнатках тепло и уютно .

    Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.

    В небольших комнатках тепло и уютно.

    Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

    Он спокойный, рассудительный, положительный человек.

    Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.

    Он человек гордый и своенравный .

    Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные.

    Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .

    Ударение падает на слова, выражающие сравнение.

    Стонал, как зверь .
    Как лань лесная боязлива.

    Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

    Как походил он на поэта ,
    Когда в углу сидел один .

    Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия.
    Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

    Белинский – замечательный русский критик.

    При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться.

    Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).


    1 | | |

    Логика устной речи – развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте, помогает организовать текст, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

    В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

    Произнося какой-либо текст, мы стремимся к тому, чтобы он был, прежде всего, понят адресатом, дошел смысл высказывания . Смысл высказывания это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, правила интонирования знаков препинания, которые усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и т.д. Эти привнесенные тексты выступают как аргументы в речи учителя, и хотелось бы, чтобы их смыслы были понятны ученикам. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика.

    Речевые такты и логические паузы. Их выделение в звучащей речи.

    Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

    Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

      / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

    «Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

      // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

    «Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

      /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

    «С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

      ‘ – люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

    Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

      Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.

    - «Притихшие ученики / слушали внимательно».

    - «Они слушали внимательно».

    - «Ученики слушали».

    - «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

      Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

    - «Елена распечатала письмо / и прочла».

    - «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

    - «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

      В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

    В инверсированных предложениях требуется иная расстановка логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

    Предложения с прямым порядком слов:

    1 2 3 4 5

    Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

    1 2 3 4 5

    Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

    Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

    Инверсированные предложения:

    4 5 3 1 2

    За ближайшим курганом / открывался вид городка.

    4 5 3 1 2

    В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

    Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

    Предложение с прямым порядком слов :

    1 2 3 4 5 6

    Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

    Инверсированное предложение :

    6 1 2 3 4 5

    Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

      На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

    - « Во всем доме / тишина».

    - «Идет направо - / песнь заводит,

    Налево - / сказку говорит».

      На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

    - "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

    - «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

      Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

    - «День выдался / на редкость / «удачным»».

      Паузами и ударением выделяется цитата или название.

    - «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».

    Психологические паузы

    Кроме логических пауз, передающих логико-грамматический смысл фразы, существуют психологические паузы . Она не подчиняется законам логического чтения текста, а относятся к области словесного действия. Психологические паузы не подчиняются грамматике и логике, а зависит от исполнительских задач, эмоционально интерпретирует текст. Логическая пауза пассивна и бездейственна, она служит уму, а психологическая пауза богата внутренним содержанием, она дает мысли жизнь. На письме такая пауза может быть обозначена многоточием.

    Виды психологических пауз:

      пауза припоминания,

      пауза умалчивания,

      пауза волнения,

      пауза напряжения

    «Весной 19… (психологическая пауза припоминания) 14-го года он гостил у нас в имении» (И.Бунин «Холодная осень»)

    «Я никого не люблю и … (психологическая пауза волнения) уже не полюблю». (А. Чехов «Дядя Ваня»)

    «Жена его… (психологическая пауза умалчивания) впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

    Паузы, поставленные не на свое место, разрушают смысл высказывания. В то же время, психологические паузы, умышленно поставленные неправильно, дают определенную трактовку образа. Если пауз слишком много, речь становится прерывистой, рубленной, появляется многоударность, которая несвойственна живой речи. Речь утяжеляется, становится сложной для восприятия, так как выделяются не только главные слова, а и второстепенные. Поэтому очень важно правильно определить место логических и психологических пауз.

    Выделение повторяющихся понятий.

    Обращение.

    Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

    «Из окон соседа / раздавалась музыка».

    «Отселе я вижу / потоков рожденье,/

    И первое / грозных обвалов / движенье»

    Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

    «Виктор , / подай мне мячик ».

    «Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

    «Не кричи (,) Лена».

    «Еду, еду в чистом поле;/

    Колокольчик динь-динь-динь …/

    Страшно, страшно поневоле /

    Средь неведомых равнин».

    Обобщающие слова принимают логические ударения.

    «Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».

    Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности. Исключение составляют некоторые запятые. И так как знаки препинания обозначают различную степень законченности мысли, они тем самым подсказывают и нужную длительность пауз.

    Точка показывает завершение мысли и законченность предложения. Она связана с постепенным, спокойным понижением тона к концу предложения. Точка требует после себя сравнительно длительной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли. Голос на точке опускается вниз к своему исходному тону.

    Станиславский говорил о завершающей точке так: "Вообразите, что мы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжелый камень и швырнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки при завершении мысли". На месте такой точки в звучащей речи должна обязательно возникнуть разъединительная пауза.

    Часто встречаются случаи, когда точка, стоящая в конце предложения, предполагает развитие мысли в следующих предложениях. В этом случае голос обязательно понижается, но не падает так резко вниз, как при "настоящей" точке. Различные по длительности паузы на точке создают ритм.

    «Пестреют шапки. Копья блещут.

    Бьют в бубны. Скачут сердюки.

    В строях ровняются полки.

    Толпы кипят. Сердца трепещут.

    Дорога, / как змеиный хвост,

    Полна народу, / шевелится.

    Средь поля / роковой помост».

    Запятая обычно показывает, что мысль не закончена. Наличие запятой говорит о соединительной паузе, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

    «Проходили дни за днями , / а диспутам карася с ершом / и конца было не видать».

    Ударное слово, предшествующее запятой, может находиться не обязательно непосредственно перед запятой, но повышение голоса приходится именно на ударное слово.

    Существует несколько интонаций, разных по степени повышения голоса, передающих «звучание» запятой.

    · При наличии временных и условных придаточных предложений голос перед запятой повышается активно.

    «Когда бьют тричаса , / он тушит лампу и уходит в спальню».

    «Михайлов , / кисло улыбаясь и потирая руки , / повел гостей по другую сторону дома».

    · Если предложение начинается деепричастным оборотом, то голос повышается на деепричастном обороте, чаще всего – на самом деепричастии.

    «Перебив его,/Синцов /спросил , /как он после всех поездок смотрит на общее положение».

    · Перед союзами «а», «но», «да» (в значении «но») перед запятой голос повышается и пауза более длительная (противопоставление).

    «Мал, / да удал».

    · При перечислениях запятая требует повторяющихся, почти однотипных повышений голоса на каждом из перечисляемых слов, а на последнем слове понижается к точке.

    «Они изумлялись , / смеялись и лепетали , / играли в карты , / в мячик , / искали грибы , / ромашки ».

    В некоторых случаях на запятых пауза снимается:

    · На вводных словах, если эти слова находятся в середине речевого такта. Если же вводное слово стоит в начале или в конце речевого такта, то не выполняется пауза только на одной из запятых, на границе с соседним речевым тактом.

    «Ей (,) вероятно (,) не понадобится пропуск».

    «Да, / вероятно (,) не понадобится».

    · На обращениях, если оно стоит внутри или в конце речевого такта. Но если обращение стоит в начале фразы, оно всегда выделяется в самостоятельный речевой такт и требует после себя паузы.

    «Вот (,) Таня (,) такие дела!»

    «Москва! / Как много в этом звуке…».

    · Часто не требуется паузы перед союзами «как», словно», точно», «будто» и др., с помощью которых образуется сравнительный оборот.

    «Покойно (,) как лодка, / скользит по каменной глади / автомобиль».

    · На запятых внутри оборотов: «то, которое»; «Ну, что же»; и др. пауза не нужна.

    «Я надела платье - / то (,) которое ты подарил».

    · Не нужна пауза на запятых между союзами и деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями.

    «Хорь, / присел на скамью / и (,) преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, / вступил со мной в разговор».

    · Когда запятая стоит перед сравнительным оборотом.

    «Герман / трепетал (,) как тигр, / ожидая назначенного времени».

    Точка с запятой разделяет и в тоже время соединяет в одно целое части единого. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу. Эта паузы короче, чем перед точкой.

    «Москва гуляет до четырех часов ночи и на другой день не поднимается с постели раньше второго часа; // Петербург тоже гуляет до четырех часов, но на другой день, как ни в чем не бывало, в девять часов спешит, в своем байковом сюртуке, в присутствие».

    Двоеточие – означает, что определенный отрезок мысли завершен, но одновременно знак является сигналом ее продолжения в совершенно определенном действии: это может быть перечисление (завершенное или не завершенное), разъяснение того, о чем говорилось в предыдущем отрезке. Определение, разъяснение почти всегда влечет за собой действие.

    «Все там было: дома, люди, звери…»

    Голос при двоеточии чуть выше, чем при точке с запятой. На двоеточии всегда должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части, перед двоеточием, идет повышение тона.

    «Никитину / с тех пор (,) как он влюбился в Манюсю, / все нравилось у Шелестовых: / и дом , / и сад при доме, / и вечерний чай , / и плетенные стулья , / и старая нянька , / и даже слово «хамство », / которое любил произносить старик».

    «Управляющий сказал мне: / «Держу вас / только из уважения!»».

    Многоточие – показывает, что мысль не закончена, и для него характерна интонация незаконченности. Нужно умение на многоточии переключать звучащую речь в речь мысленную, а потом снова продолжать говорить. К.С. Станиславский говорил о многоточии: «Наш голос не поднимается вверх, и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а, оставляя ее висеть в воздухе». Обычно многоточие требует длительной паузы. Причин, вызывающих перерыв в речи, много. В зависимости от причины изменяется интонация многоточия.

    · При перечислении.

    «Чего только у него не было: и дом, и сад, и огород…»

    · Многоточие в середине предложения подразумевает паузу прерванной речи – паузу молчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием. При прерванной, недосказанной мысли, пауза умалчивания стоит в середине или конце фразы.

    «Не изменись, / мой нежный друг,/

    А я.…/// Одно мое желанье/

    С тобой делить любовь…»

    «Виден только один картузик, / но…/// вдруг Егор/ круто поворачивает/ направо в сечу, и картузик/ исчезает в зелени».

    · Иногда многоточие ставится для обозначения физического или психологического состояния говорящего, может объясняться волнением и остановкой в момент кульминации, или скудостью мысли.

    «Улыбка,/ локоны льняные,/

    Все в Ольге…///но любой роман/

    Возьмите / и найдете(,) верно,/

    Ее портрет…///»

    «Маменька… испеки пышек… я бы отнес энтим, которые сидят… пленным».

    · Многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.

    « Я вернулся домой;// но образ бедной Акулины/ долго не выходил из моей головы,/ и васильки ее,/ давно увядшие,/ до сих пор хранятся у меня…///».

    · Многоточие может стоять и перед началом абзаца. В этом случае, оно показывает начало нового сюжетного куска.

    Тире – знак, показывающий, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. Тире встречается и в простых и в сложных предложениях и показывает соединительную паузу приготовления, за которым идет неожиданность, важность. Тире требует значительной паузы с большой психологической нагрузкой, повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове, ярких и выразительных интонаций. В словах стоящих до тире голос повышается, а в словах стоящих после тире – понижается.

    « Поэт–// художник».

    «Жизнь вне Родины –// пытка».

    · Тире может указывать на итог предшествующего.

    «Столы, /шкафы, /стулья, /диваны – //все было расставлено без вкуса /и смысла».

    · Тире часто заменяет пропущенное слово.

    «С одной стороны стола /сидел граф;/ с другой –// молодежь…»

    · Иногда тире обозначает начало прямой речи в печатном тексте. Иногда заменяет скобки, иногда запятую, у некоторых авторов – многоточие.

    «Дед мой - / (отец моей матери) - / был человек небогатый ».

    Если два тире или тире с запятой показывают вводные слова , группы слов или предложения, то перед тире голос обычно повышается, потом на протяжении вводных слов несколько понижается (вводные слова берутся «в скобки»), а после второго тире голос вновь возвращается почти к той же высоте, которая была перед тире в первой части предложения.

    Скобки – обозначают вводные слова. Они обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Иногда, взятое в скобки произносится тоном ниже, чем тот, на котором прервалась предыдущая речь, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию. Слова, заключенные в скобках, звучат как самостоятельная мысль, уточняющая ту или иную деталь сообщения.

    «И сейчас / (в карете) / ни одна жилка на лице / не дрогнула ».

    Скобки всегда окружаются паузами. Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон – безударность. Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса, однако, значительно меньше, чем перед скобками.

    Иногда эти слова читаются на той же высоте, на которой звучало слово предыдущего такта, как бы «прицепившись» к нему.

    «Арина Петровна /собрала у себя молодежь/ (не без цели что-нибудь выведать/) и беседует с ней».

    Кавычки – выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть и выделить с помощью пауз . Обычно цитата произносится с изменением высоты голоса сравнительно с основным текстом, т.е. выше или ниже основного текста, и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

    «Выпрямляясь, /Александров /с удовольствием почувствовал, /что у него /ʺвытанцевалось ʺ».

    Кавычками также выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае перед и после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

    Восклицательный знак – явный указатель действия. Он может выражать вскрик, указывает на крайнюю степень тревоги, указывает на утверждение говорящим своей правоты. Чаще всего восклицательный знак указывает на действие активно, категорично, определенно.

    Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже – понижения) голоса. Голос не повисает, а несет интонацию конкретности и законченности.

    Вопросительный знак – тоже указатель действия. Значение прямого вопроса – узнать, выяснить, уточнить. Интонация вопросительного знака должна содержать активное желание получить ответ на задаваемый вопрос. Знак вопроса – сигнал, указывающий на необходимость найти скрытое во фразе действие.

    Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

    Вопросительные предложения бывают нескольких видов:

    «Правы вы перед самим собой?»

    · С вопросительным словом. Здесь повышение голоса на слове, несущем вопрос несколько меньше.

    «Кто учится в этом институте?» - здесь вопросительное слово может быть любое.

    В вопросительном предложении после слова, несущего вопрос, уже не может быть повышения голоса, все остальные слова звучат ниже ударного слова. В тех предложениях, в которых содержится несколько ударных вопросительных слов, обычно сильнее повышается голос на слове, стоящем ближе к концу предложения.

    Логико-грамматический анализ текста выявляет только первичный смысл, и ни в коем случае не заменяет действенный анализ текста. Подчиненность правил логики, связанных с грамматической структурой предложения, внутренним законам словесного воздействия и является причиной того, что все эти правила могут быть опровергнуты, изменены законами контекста, сравнения, противопоставления и т. д.

    Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

    Сила гласного проявляется в его громкости.

    Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударно­го. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выде­ляя его как более сильный. Объясняется это следующим.

    Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. За­висит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъе­ма) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) - самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как гром­кость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

    Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В пред­ложении «Вот брат взял нож» ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах во/д и нож и гласный [а] после мягкого со­гласного в слове взял - [вз ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

    В некоторых случаях один из признаков ударности может быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отли­чаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударно­сти выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными по­казателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

    Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции
    всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

    Место ударения в слове

    В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: вы­пустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

    Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударе­ния различаются:

    1. Разные слова во всех их формах: замок и замок, замка и зам­ка, замку и замку, парить и парить, парю и парю, мука и мука, му­ки и муки и т.п.

    2. Некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (деепр.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу.

    3. Разные формы одного слова: ноги и ноги, волос и волос, ходи­те и ходите.

    Варианты слов различаются местом ударения:

    Общенародный и профессиональный: добыча и добыча, ком­пас и компас, искра и искра, шасси и шасси",

    Литературный и диалектный: вьюга и вьюга, дикий и дикой, холодно и холодно, крапива и крапива",

    Литературный и просторечный: магазин и магазин, красивее и красивее, квартал и квартал, километр и километр",

    Нейтральный и разговорный: приговор и приговор, повторишь и повторишь, звонишь и звонишь, занята и занята",

    Литературный и народно-поэтический: девица и девица, се­ребро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый",

    Современный и устаревший: библиотека и библиотека, музы­ка и музыка, кладбище и кладбище, служащий и служащий.

    Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незна­чима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кру­жится и кружится.

    При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется не­подвижным. Например: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают; книга, книги, книге, книгу, книгой, о кнгзге, книги,
    книг, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 99%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (карта, красный, дубовый, работать, прыг­нуть) или окончании (очко, статья, молодой, нести).

    В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встреча­ется очень редко: озеро - озёра, дерево - деревья, колос - колосья, бороться - борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.

    В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ. рук, вод. Быва­ют и неслоговые основы: зло. сна. льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставле­ния этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не­условное ударение.

    Подвижное ударение в русском языке бывает не только у суще­ствительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоиме­ний, числительных.

    Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее \ потребительным, входят в основ­ной словарный фонд русского языка.

    При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так. ударение про­изводного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга - книжка, медведь - медведица, береза - березовый, богатый - богач, голосовать - голосование, обледенеть - обледенелый.

    Это словообразовательное неподвижное ударение.

    В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звезда - звездочка, избавить - избавле­ние, лошадь - лошадка - лошаденка, глухой - глухость - глухота. Это словообразовательное подвижное ударение.

    В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примы­
    кают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

    Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бы­вают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, напри­мер: на горе, от стола, ко мне, nod окном; сестра /и брат; сказал чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги частицы могут при­нимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятель­ное слово оказывается энклитикой, например: на спину, на два, под руки, из лесу, за нос, без вести, не было.

    Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сада и досада, на силу и насилу, при вольном и привольном, лей-ка и лейка, так же и также, окреп ли и окрепли.

    Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударе­ния и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают неко­торые фонетические признаки самостоятельного слова, заключаю­щиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носонцъ]; ср.: на солнце [насонцъ]. У некоторых безудар­ных местоимений произносятся гласные, не характерные для без­ударных слогов: те леса [т"эл"иса], ср.; телеса [т"ил"иса]; вор он [ворон], ср. ; ворон [ворън] и др.

    Слабое ударение

    Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обыч­ное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком ("), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (")

    Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трех­сложные предлоги и союзы, например: перед отходом, через окно, между нами, сквозь туман, около дома, вокруг стола; если смо­жешь, сделай; когда приедешь, позвони; надень, потому что хо­лодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, от­куда мы вышли; письмо, которое прислали", простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей", некото­
    рые местоимения: тебя искали, он приехал, его сестра, у того чело­века; связки быть, стать: утро было морозное, он стал учителем; слова с модальными значениями: знай себе нахваливает, собирался было уехать, придет бывало и молчит.

    В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а ос­новное ударение - на втором. Такое ударение бывает у слов много­сложных. К ним относятся:

    Некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самоле­тостроение, железобетон, стопроцентный, древнерусский, четы­рехклассный;

    Многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пединститут, профбилет, соцсоревнование, партсобрание, стройматериалы, драмкружок;

    Слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-, послевоенный, сверхъестест­венный, окололитературный, межконтинентальный, внутрикле­точный, внеслужебный, архиреакционный, антиобщественный, ультразвук, суперобложка, транссибирский, контратака, прогер­манский.

    Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющими­ся частями. Например, широкоупотребительные слова зверобой, водопровод, старомодный с одним основным ударением и слова звероферма, водонепроницаемый, старославянский с двумя ударе­ниями.

    При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения - два первых побоч­ных и последнее основное: аэрофотосъемка, теплоэлектроцен­траль, профтехобразование, мосгорисполком.

    Фразовое, тактовое, логическое ударение.

    Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одно­го из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на по­следнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет по­
    следний такт фразы. Например: Лизавета Ивановна сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде/ погруженная в глубокие размышления (А.С. Пушкин); тактовое ударение помечено знаком (/), фразовое - (//). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударени­ем, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объе­динении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

    Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, то есть новое, что сообщается в предложе­нии. Например, в предложении «Грачи улетели » новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое уда­рение будет выделять это слово.

    Выделение в речевом такте более сильным ударением како­го-либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением.


    Самое обсуждаемое
    Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
    Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
    Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


    top