Унизить роль героев. «Поиск положительного герояв романе Ф.М

Унизить роль героев. «Поиск положительного герояв романе Ф.М

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Начиная с V века до нашей эры наблюдается расцвет древнегреческой 
и древнеримской цивилизаций, ознаменовавшийся сравнительно высоким уровнем развития философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, военного искусства. (2)В этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире, выдвигается ряд идей, которые, как показало дальнейшее развитие событий, намного опередили своё время. (3) _____ была выдвинута идея о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. К эпохе античности относится время развития человеческой цивилизации на протяжении примерно пятнадцати веков, именно в это время наблюдается расцвет философии и выдвигаются идеи о сущности мироздания.

2. Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наблюдавшийся с V века до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства; в этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире и выдвигается ряд идей, намного опередивших своё время.

3. Первоначальные научные сведения об окружающем мире накапливались на протяжении нескольких веков начиная с V века нашей эры, в результате чего появились идеи атомного и молекулярного строения вещества, были разработаны основы алгебры и геометрии, возникли новые модели мира.

4. Если в период древнегреческой и древнеримской цивилизаций процветали философия, литература, изобразительное искусство и архитектура, то после эпохи античности своего расцвета достигли точные науки, такие как геометрия, физика и астрономия.

5. Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, начавшийся 
в V веке до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства, появлением намного опередивших своё время идей.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Несмотря на это,

4. Поэтому

5. Вопреки этому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. 
М. для литья. Модели для скульптур.

2. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3. Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.). 
М. атома. М. искусственного языка.

4. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ходатАйство

кУхонный

дешевИзна

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. МАСЛИЧНЫЕ культуры - это растения, возделываемые для получения масел.

2. После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

3. Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных переводов от клиентов.

4. Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над фашизмом.

5. ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ОБЕИХ руках

новые БУЛЬДОЗЕРЫ

ПЯТЕРО котят

САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток

ЛЯГТЕ на пол

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Обращаясь к творчеству А.П. Чехова, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
6) А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.
7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.
8) Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины, природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.
9) Директор попросил тишины и внимания.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

несг...раемый

м...стерская

закр...пление

пром...хнуться

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

на..кусил, по..тащил

бе..делье, в..плывать

пр..забавный, пр..зыв

раз..скал, по..грать

пр..бежище, пр..града

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

корч...вать

молодц...ватый

преодол...вать

находч...вый

игруш...чный

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

невид...мый

стро...вший

встрет...мся

увлека...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется И.

Дорога от города вела только в посёлок, н(1) дальше, н(2) ближе н(3)кто в ней н(4) нуждался.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прокуратор поглядел на арестова(1)ого, затем на солнце, неукло(2)о подымающееся вверх над ко(3)ыми статуями гипподрома, лежащего далеко внизу.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мы ощущали если не радость то приятное волнение.

2. Спасённый рыбак сидел на скамье ни жив ни мёртв.

3. Здесь в изобилии водятся коршуны и вороны и ястребы.

4. Кошки и собаки издавна не ладят друг с другом и очень редко живут в мире и согласии.

5. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги сладкий голосок малиновки и лепетание пеночки слышатся в песне скворца.

16

Под коркой льда (1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца (2) журчит (3) пробивающий дорогу к косогору (4) ручей.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Новая покупка будет как нельзя (1) кстати (2) в моём весеннем гардеробе.

Деревьев (3) кстати (4) за свою жизнь я посадил немало.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я пил чай в таком волнении (1) что не помню (2) ни с чем были эти булочки (3) ни почему вдруг я вскочил (4) и заторопился (5) а Нина больше не пыталась меня удерживать.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово - мамочка. (З)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское - «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы... (11)Но когда теплушка тронулась - не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)- Мамочка! (14)Мамочка...

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё - когда получали из дома письма.

(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось - всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ - неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.

(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё - за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце...

(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь...

(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

(62)Прости меня, родная!

(По Ю. Яковлеву *)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996) - русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.

25

«Размышления-воспоминания автора посвящены самому дорогому человеку - матери - и самому тяжёлому и страшному периоду его жизни - войне, которые неразрывно связаны. Текст заканчивается словами раскаяния и прощения, к которым может присоединиться каждый из нас. И обычные (А) ____ (в предложениях 13, 62) становятся выразительным приёмом, передающим состояние автора и его отношение к матери. А (Б) _____ (в предложениях 59-61) многократно усиливает эмоционально-взволнованный рассказ автора. Синтаксические средства изобразительности (В) _____ (предложения 11-12, 37-38, 57-58) и (Г) ____ (предложения 29, 42) также способствуют этому».

Список терминов:

1) обособленные члены

2) риторические вопросы

3) риторические восклицания

4) обращения

5) вводные слова

7) парцелляция

8) лексический повтор

9) публицистическая лексика

Герои этого произведения распадаются на две группы. (1). Старик Ихменев — Наташа, дочь Ихменева — Алёша (сын Валковского), в которого влюблена Наташа — Катя, в которую влюбляется Алёша (приемная дочь княгини). (2). Старик Иероним Смит — его дочь (мать Нелли) — Валковский (отец Нелли), которого любила дочь Смита — Нелли, внучка Смита — княгиня, близкая подруга Валковского.

Несмотря на запрет своего отца, Ихменева, Наташа сбегает к Алёше, но тот влюбляется в Катю. Алёша — плод брака между бедным и молодым тогда Валковским и дочерью состоятельного купца. Дочь Смита когда-то вопреки воле родителей ушла к Валковскому, от которого родила дочь Нелли, но Валковский оставил их, связав свою судьбу с княгиней. Несчастная мать Нелли умерла.

Повествование о персонажах первой группы (старик Ихменев, его дочь Наташа, ее любовник Алеша) ведется в настоящем времени. Сюжетная линия второй группы героев, где действие строится вокруг Валковского, относится к прошлому времени и имеет такое же несчастливое разрешение.

Повествование о двух поколениях отцов, дочерей и их возлюбленных, их чувствах, соперничестве и предательстве представлено в форме записок, авторство которых принадлежит Ивану Петровичу. Иван — бывший любовник Наташи, которого она оставила ради Алёши, в настоящее время выступает в качестве ее друга и советника. Поскольку Ивану случайным образом удается спасти похожую на малолетнюю девочку Нелли, он узнает от нее историю взаимоотношений ее отца и матери, то есть персонажей второй группы.

В конце романа Алёша уходит к Кате, Нелли (она называет себя еще и Еленой) от тяжести пережитого умирает. Перед смертью Нелли удается помирить Ихменева и его дочь Наташу. Однако прежние отношения между Наташей и Иваном не восстанавливаются. Иван до самого конца продолжает преданно заботиться о своей прежней любовнице.

Роман кончается на том месте, когда описавший все эти перипетии Иван, прикованный болезнью к койке, ожидает скорой смерти.
Достоевский выстраивает такую сюжетную конструкцию, которая легко понятна простому читателю: Ихменев, который из-за своей отцовской любви проклинает дочь, покинувшую его ради любовника; Валковский, который соблазняет чистую девушку и бросает ее вместе с ребенком ради карьеры; впечатлительная и несчастная девочка Нелли. То, что соблазнители Валковский и его сын Алёша имеют своими партнершами падчериц, усугубляет искусственность сюжета. Видимо, Достоевский хотел изобразить отношения между героями максимально доступным образом.

Приверженец «чистой литературы», требующий выверенности структуры и ненавидящий пошлую мелодраму, вероятно, был вправе оценить «Униженных и оскорбленных» как произведение «низкого» пошиба. Тем не менее, простой читатель по достоинству оценил мастерство писателя. Роман приобрел широкую популярность, Достоевский приобрел новых читателей. Конечно, «Униженные и оскорбленные» — роман, рассчитанный на признание массового читателя, но внимательный взгляд различит в его персонажах и «настоящего» Достоевского с присущей ему проблематикой.

Иван Петрович: характеристика героя

Повествование романа ведется от первого лица, это — «заметки» Ивана Петровича. Он — писатель, герой его дебютного произведения — мелкий и нищий чиновник (точно так же, как это было и в «Бедных людях» — дебютном произведении самого Достоевского). В рассказе Ивана Петровича появляется и критик Б. (ясно, что это намек на Белинского), который, по прочтении рукописи Ивана, радуется, «как ребенок». То есть и здесь мы наблюдаем те же обстоятельства, что и в жизни самого Достоевского. Получается, что Достоевский вспоминает свою молодость, которая и служит материалом для создания образа Ивана Петровича.

Характер Ивана Петровича не отличается запутанностью. Он предстает в качестве молодого человека, который сочувствует несчастным и, не думая о своем пошатнувшемся здоровье, протягивает им руку помощи.

Наташа бросает родителей, порывает любовную связь с Иваном и уходит к своему новому любовнику — Алёше. Но она не может удержать его. Иван же становится верным советчиком и другом несчастной и отчаявшейся Наташи. Для ее любящего и преданного отца, который мучается от полной потерянности и гнева, он тоже становится верным слушателем его откровений. Иван оберегает и спасает из рук сводни и юную Нелли, которую одно за другим постигают несчастья. Таким образом, он исполнен жертвенного служения.

Вспоминая свои молодые годы, Достоевский выводит филантропа и альтруиста, полного сочувствия к несчастным людям и желающего им помочь. То есть в писателе и герое продолжает присутствовать тот уже упоминавшийся поборник «социализма как нового христианства», в которое так свято верил Достоевский в дни своей молодости. Этот «социализм» выставляет в качестве идеала «нового Христа», исполненного сочувствия к растоптанным и обесчещенным женщинам. Подражание Христу, принесение себя в жертву ради несчастных женщин и страдающих детей, спасение их через любовь — вот в чем состоит высшее предназначение человека.

В 40-е годы XIX в. это учение было горячо воспринято в качестве «новой истины» образованной российской молодежью. Как говорит В. Л. Комарович в «Юности Достоевского», писатель был «человеком 40-х годов», то есть глубоко впитал в себя эти гуманистические идеалы. В «Дневнике писателя» («Одна из современных фальшей», 1873 г.), Достоевский прямо говорит о «святости» этого учения и о готовности погибнуть за него. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния».

Пройдя через каторгу и солдатчину, в декабре 1859 г. Федор Михайлович после десятилетнего перерыва возвратился в Петербург. Он приписал Ивану свои идеалы филантропии, которые сам исповедовал в молодости, но судьба Ивана трагична. Поборник идеи добра, Иван ничего не может предпринять, чтобы сделать счастливыми несчастных людей. Сам он брошен людьми и пишет свои «заметки», ожидая смерти на больничной койке.

В журнальной публикации романа ему был предпослан подзаголовок «Из записок неудавшегося литератора». Он прямо свидетельствует о замысле автора: «Униженные и оскорбленные» возможно прочесть как «отчет»» о крахе Достоевского-филантропа.

Но все не так просто. Если мы воспримем эти записки о поражении в их целостности, мы увидим интересную деталь: да, Иван проиграл, но он вовсе не похоронен. Иван возрождается в наших глазах как человек теплый и прекрасный. Иван отказывается от себя, он протягивает руку помощи своей возлюбленной Наташе, он последовательно выступает в качестве великодушного и несчастного спасителя и жертвователя, он терпит поражение... В этом отношении он подобен Мечтателю из «Белых ночей», который приносит себя в жертву своим прекрасным идеалам. Достоевский стремился вернуться к литературной жизни. Возможно, он рассчитывал на то, что такой типаж, как Иван — терпящий неудачу человек с прекрасной душой — будет встречен благосклонно и окажется созвучен настроениям тех читательских кругов, с нетерпением ожидавших отмену крепостного права, среди которых все большее распространение получали гуманистические идеалы. Расчет оказался верен: «Униженных и оскорбленных» ждал грандиозный успех, Достоевский вновь оказался в гуще литературной жизни в качестве автора «Бедных людей» и «Униженных и оскорбленных».

Князь Петр Валковский: характеристика героя

Исследователи и критики единогласно отмечают, что среди персонажей романа появляется новый для Достоевского типаж — это князь Петр Валковский. Несчастья, обрушивающиеся на героев романа, имеют своей причиной именно его. Он насмехается над Иваном, который всегда стоит на стороне слабого, который, отринув себя, протягивает руку помощи даже отвергнувшей его Наташе. Валковский говорит ему: вы — филантропы по Шиллеру, вы полагаете, что нет для человека более высокого предназначения, чем постоянно помогать другим; но на самом деле вы играете недостойную пьесу, поскольку выставляете напоказ свое великодушие и мне это надоело; моя же истина заключается в том, что есть личность, «это я сам. Всё для меня, и весь мир для меня создан. Послушайте, мой друг, я еще верую в то, что на свете можно хорошо пожить. А это самая лучшая вера...».

Если вдуматься в рассуждения Валковского, то мы заметим и определенную дистанцию, которую держит Достоевский по отношению к «социализму как новому христианству».

Мечтатель Вася из «Дядюшкиного сна», который грезит о прекрасном сообществе, превращается в Ивана из «Униженных и оскорбленных»; М. из «Маленького героя», который презирает «романтизм», становится князем Валковским — поединок продолжается. Амбивалентность отношения Достоевского к социализму как форме филантропии отражена в противоборстве его персонажей.

На первый взгляд кажется, что аргументы Валковского уничтожают идеалы «социализма» (филантропии). Но в своих позднейших произведениях писатель пошлет поражение персонажам типа Валковского. Эгоист Валковский, гордящийся тем, что «весь мир для меня создан», превратится в человека безжизненного и бессильного. Подобно ему, и Свидригайлов из «Преступления и наказания», и Ставрогин из «Бесов» — противники Шиллера и его идей. Но они, в отличие от Валковского, не воспевают свой эгоизм. Им недоступен свет филантропических идеалов, они страдают от холодного и мрачного ощущения «другого мира». Они испытывают страдания и движутся к краху. Это показывает, что «социализм как новое христианство» был для Достоевского обещанием светлой и теплой загробной жизни.

Алеша Валковский: характеристика героя

Сын князя, Алёша Валковский, оставляет сложное впечатление. Как это ни странно, но в Алёше совершенно отсутствует сознательная интенция (а, может быть, именно потому, что в нем такая интенция отсутствует) обидеть и оттолкнуть другого человека, но без всякого зазрения совести он разрывает отношения с другими людьми, он разрушает эти отношения и заставляет людей страдать. «Он был вполне невинен. Да и когда, как этот невинный мог бы сделаться виноватым?» Он был «мальчик, наивный эгоист».

Алёша абсолютно безволен — так считает Иван. Добро и зло должны оставлять в сердце человека хоть какой-то след, но в Алёше он не обнаруживается. А потому, хотя у него нет никакого желания сделать человеку зло, он его приносит: он портит отношения между Иваном и Наташей, между Наташей и ее отцом. Алёша рассуждает так: я не хотел этой трагедии, просто Наташа влюбилась в меня, а я полюбил ее — вот и все. Когда же он поддался новому очарованию и полюбил Катю, Алёша не стал скрывать это от Наташи. То есть, как он сам считает, он — человек откровенный и действует по побуждению сердца. Алёшу можно определить как «наивного эгоиста». В юноше Алёше есть какая-то странная чистота. В случае неблагоприятных обстоятельств он не впадает в депрессию — по тем же самым причинам. Когда его постигает неудача, ему становится по-настоящему грустно, но грусть не длится сколько-нибудь долго. Иван пишет об этом юноше: «Мне кажется, этот ребенок никогда, даже и в шутку, не мог бы солгать, а если б и солгал, то, право, не подозревая в этом дурного».

Необычайная «чистота» Алёши представляет огромную опасность для мира, который управляется самыми разнообразными эмоциями и интенциями. Этот безвольный юноша-ребенок, который не способен на ложь, диктуемую чувством ответственности и заботы о человеке, является для мира обычных человеческих отношений «опасным ребенком», он — злодей, у которого нет намерения быть злодеем.

Как это ни странно, но Достоевский не осуждает Алёшу. В Достоевском заметно, что в его душе находил больший отклик человек, похожий на Алёшу — с его отсутствием интриганства — чем человек, который, определившись со своими эмоциональными и душевными предпочтениями, начинает действовать независимым образом. Федор Михайлович бессознательно стремился приблизиться к такому «детскому» типу человека, который не обладает ни силой, ни душевной ответственностью осуждать других, — человеку незлобивому, не отличающему добро от зла.

Почти во всех произведениях Достоевского присутствует милый писателю типаж, которому практически всегда приданы черты «детскости», в чем проявляются инстинктивные предпочтения писателя. Мышкин из «Идиота», как и Алёша, — это юноша-ребенок, он больной, но он чист, и именно в нем Достоевский чувствует «прекрасного» человека.

В основе эстетических представлений автора лежит тяга к человеку, в котором отсутствует персонализм и действенно-практическая моральность, но присутствует абсолютная чистота.

Наташа Ихменева: характеристика героини

Наташа Ихменева не видит в юноше-ребенке Алёше ветреного и отвратительного молодого человека, она видит в нем обладателя детского сердца редкостной чистоты и красоты. О Наташе говорится, что она любит Алёшу, но это придуманная Достоевским любовь, такой любви не бывает в мире обычных людей. Она сама признается Ивану: «Видишь, Ваня: ведь я решила, что я не любила его как ровню, так, как обыкновенно женщина любит мужчину. Я любила его как... почти как мать». Но эта «материнская любовь» тоже необычна: она не ставит своей целью «вырастить» и научить «ребенка» Алёшу быть самостоятельным в этом грешном и опасном мире. Она знает, что у Алёши недостает сил для того, чтобы «свить гнездышко» и поселиться там вместе с женщиной. Она заранее решила, что он — «чистый» ребенок, который не имеет ничего общего с заботами этого мира. Поэтому она приносит себя в жертву — чтобы оградить его прекрасное детское сердце от этих забот. Когда Алёша влюбляется в Катю, она отвечает на его восторги по поводу Кати со смешанным чувством боли и радости. Ей кажется: поскольку Алёша не скрывает от нее, своей любовницы, свое новое увлечение, является доказательством его исключительной честности и искренности. Наташа не воспринимает эту любовь как камень на сердце и, переживая за будущее Алёши, поощряет его новое увлечение.

Если посмотреть на Наташу беспристрастным взглядом, то нельзя не прийти к выводу, что ее любовь по отношению к этой «детской душе» есть вещь, замкнутая в самой себе, это театр одного актера, который довольствуется отведенной ему ролью. Как и Зина в «Дядюшкином сне», Наташа Ихменева — обладательница «литературного» характера. Мать Зины упрекает ее в том, что она любит не живого человека, а свою прекрасную мечту. Ее слова можно адресовать и Наташе. Думается, что прототипом Зины, видимо, являлась первая жена Достоевского — Мария Исаева. Наташа скроена по той же мерке.

Любовная драма Достоевского состояла в том, что сердце Марии разрывалось между ними учителем Вергуновым, и на какое-то время она склонялась в пользу Вергунова. И в это время Достоевский находился точно в таком же положении, как и Иван. Достоевский выступал в качестве участливого старшего брата, помогал влюбленным. Он старался утишить страдания Марии, помогал устроиться Вергунову на работу. И вот эти отношения Достоевский-писатель перетолковал на литературный лад, и на свет явились Зина из «Дядюшкиного сна» и Наташа в «Униженных и оскорбленных». Неизвестно, была ли Мария «матерью», которая решила оберегать «чистоту» молодого учителя, но сам Достоевский интерпретировал любовь женщины к мужчине именно как любовь матери к незамутненной «детской» душе. Желание видеть любовь в таком ключе было в Достоевском чрезвычайно сильно.

Тот тип любви, которую испытывает Наташа, был явлен уже в Катерине из «Хозяйки». В своих путаных и страстных монологах она говорит о «чистой душе» Ордынова, о любви старшей сестры и младшего брата. В «Идиоте» Наташа разовьется в Настасью Филипповну. Когда «ребенок» Мышкин влюбится в Аглаю, она будет желать принести себя в жертву. В этом отношении можно считать «Униженных и оскорбленных» предтечей «Идиота».

Все эти «женщины по Достоевскому» весьма далеки от «земной любви» и ее реалий, они являются продуктом преклонения Достоевского перед «чистым сердцем», преклонения, которое, подобно ядовитому газу, туманит голову. «Чистое детское сердце» представляется этим женщинам высшим проявлением «красоты». Они полагают, что нельзя допустить того, чтобы этому сердцу была нанесена рана, а потому они предпочитают принести себя в жертву.

Как видно по поведению Марии Александровны из «Дядюшкиного сна», Достоевский относился к желанию принести себя в жертву не без критики. Но это наивное желание имело отношение к высшим идеалам, оно было составной частью утопизма 40-х годов, оно являлось «хроническим заболеванием» Достоевского. Как и его женские персонажи, сам он тоже не мог избавиться от этой болезни. Всякий, кто прочел поздние романы Достоевского — «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», — подтвердит, что Достоевский был очень чуток к социальным и политическим проблемам тогдашней России. Но он не был «социальным» писателем, который просто «вставляет» газетную хронику, свидетельствующую об общественном разброде, в свои произведения для описания психологии российской молодежи. Как свидетельствовал молодой друг Достоевского — Владимир Соловьев — писатель был озабочен поисками «царства правды» (см. «Три речи в память Достоевского»). Сам Федор Михайлович говорил о том, что «истина поэтичнее всего, что есть в свете».

«Чистое детское сердце» Алёши, для которого Наташа готова принести себя в жертву, — это фрагмент той «поэтической истины», к которой Достоевский стремился всю свою жизнь. Эта истина может называться по-разному. В ранних произведениях это — счастливая жизнь, подобная бесконечному празднику («Неточка Незванова»), братско-сестринская любовь («Хозяйка») — образы, навеянные образностью утопических идей; в поздних произведениях—это «новый Иерусалим» («Преступление и наказание»), «рай на земле» («Подросток»).

«Униженные и оскорбленные» — это роман, адресованный массовому читателю, в котором повествуется о сложных отношениях городских отцов и дочерей в тогдашней России 60-х годов, но и в этом произведении Достоевский не мог удержаться, чтобы не порассуждать о своем понимании «истины».

Нелли: характеристика героини

Начиная с «Бедных людей» и кончая «Дневником писателя», Достоевский многократно описывает судьбы безгласно страдающих детей с искалеченными судьбами. Обилие детских страданий и смертей составляет характерную особенность творчества писателя. Но эти дети часто умеют понимать психологию взрослых лучше самих взрослых; они умеют противостоять отчаянию, с которым сами взрослые не могут справиться; в них таится такая горячая любовь, которую не испытывают взрослые.

Нелли из «Униженных и оскорбленных» — представительница именно такого детского «племени», но и среди него она выделяется своей «недетскостью». В романе имеются сцены, где она не знает, как выразить свои чувства по отношению к Ивану — первому мужчине, который отнесся к ней по-доброму. В результате она выражает свою любовь в форме враждебности и даже пытается убежать от него. Поведение Нелли — такое «темное» и такое буйное — сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в литературе, описывающей девочек.

Нелли находится в одном ряду с Лизой («Вечный муж»), Илюшей («Братья Карамазовы»), девочкой-женой («Кроткая») — в том смысле, что Достоевский с присущим ему «жестоким талантом» изображает страдания маленьких и слабых существ. Для Федора Михайлвоича более свойственно изображать больных и слабых, чем сильных и здоровых. В его произведениях несчастные мальчики и девочки с поразительной силой переживают человеческую слабость.

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Бывают моменты, когда мы видим единственную возможность постоять за себя в умении оскорбить собеседника. Стоит признать, что этот метод не всегда оправдан, и, порою, может даже привести к негативным последствиям. Но все же бывают ситуации, когда без этого весьма непросто обойтись.

Таких ситуаций может быть немало, и некоторые из них мы рассмотрим подробнее.

Важно! Прежде, чем кого-то оскорблять, необходимо ознакомиться со и узнать: какие могут быть последствия, кого ни в коем случаи нельзя оскорблять, что считается оскорблением в законодательстве и т.д.

Самозащита

Когда кто-то позволяет себе оскорбительно высказываться в нашу сторону, зачастую, мы «закипаем» в ответ. Редко кому удается сдержать эмоции в такой ситуации и проигнорировать выпады агрессивно настроенного собеседника. Конечно, если человек сумел достичь высшей степени самоконтроля или просто не может решиться на ответную оскорбительную реплику, то он способен проигнорировать негативные слова в свой адрес. И все же, чаще всего, сдержать себя оказывается нелегко. Как правильно поступать в таких случаях вы можете прочесть в нашей статье .

Защита слабого

Бывают ситуации, когда мы не в силах не обращать внимания на тот факт, что некто позволяет себе оскорбительное отношение к другому человеку. Особенно за этим невыносимо наблюдать, когда под обстрел обидных слов попадает супругу, свой ребенок, стеснительная девушка или даже незнакомая пенсионерка. В общем, во многих из нас просыпается агрессия, когда страдает более слабый человек, которому сложно постоять за себя. Безусловно, в этом случае пострадавшая сторона нуждается в защите, и, несомненно, будет испытывать глубокое чувство благодарности, получив ее.

Защита животного

Этот пункт несколько схож с предыдущим, но разница в том, что на сей раз речь идет не о слабом человеке, а о животном. Некоторые из нас, видя, например, как подростки мучают кошку или пьяный человек пинает собаку, стараются сделать вид, что попросту не замечают происходящего, но большинство все же не может смотреть равнодушно на страдания «братьев меньших». Конечно же, в данном случае оскорбления с вашей стороны будут более, чем оправданы.

Как морально унизить человека без мата

Не каждому из нас под силу унизить человека, не прибегая к матерным словам. Однако если вы научитесь этому, то можно будет сказать, что вы постигли искусство самых «тонких» оскорблений.

Умные фразы, чтобы заткнуть человека

Если вам хочется поставить человека на место, каким-то завуалированным оскорблением, возьмите на заметку несколько фраз.

  • Рот открывай у стоматолога!
  • Обычно в чужую жизнь лезут те, у кого собственная не удается.
  • Не попадайся под горячую руку, дабы не улететь под горячую ногу.

Прикольные и смешные оскорбления

Такие оскорбления могут показаться прикольными и смешными не только человеку, который произносит их, но и тому, к кому они относится. Впрочем, все зависит от того, насколько обидчив ваш собеседник. Если он слишком чувствителен к малейшим намекам на оскорбления и чрезмерно раним, то, безусловно, смешно в этой ситуации ему не будет.

  • Да закрой ты уже свой хохотальник!
  • Хватит уже трепать языком, будто флагом на параде.

Обидные колкие фразы

Если вы хотите обидеть кого-то колкой и обидной фразой, то, видимо, этот человек действительно сумел вас задеть и вы жаждите . Конечно, вам ни в коем случае не стоит показывать, что вы обижены или злы – в таком случае желаемого эффекта вам не достичь. Произносите колкие фразы спокойным тоном, который вполне можно сопровождать легкой ухмылкой.

  • Похоже, кого-то аист уронил по дороге. И не единожды.
  • Тебя бы в кунсткамеру взяли еще при жизни.
  • Еще одна подобная фраза, и по жизни тебе придется передвигаться рывками.
  • Вам бы подумать о спасении природы, стерилизовав себя.
  • Наверно, тебе сложно любить природу, после того, что она сотворила с тобой.

Как культурно послать человека, обозвав остроумными словами

Вы вполне сможете оскорбить человека, даже будучи с ним на «Вы». Для этого вовсе не обязательно переходить на матерные слова или прямые оскорбления. Вполне достаточно одной остроумной фразы. Поэтому можно даже сказать, что, таким образом, вы пошлете человека культурно.

  • Уже уходите? А почему так неспешно?
  • Я слишком занятой человек, чтобы обращать внимание на ваши комплексы.
  • Шокируйте меня, скажите наконец-то хоть что-нибудь умное.
  • Похоже, у вас так и не прошел юношеский максимализм.
  • Вам бы почаще молчать, за умного сошли бы.
  • Надеюсь, что вы не всегда так глупы, а лишь сегодня.

И все же, скорее всего, вы понимаете, что в случае, когда мы оскорбляем кого-то другого, довольно трудно говорить о каком-либо уровне культуры. Нередко подобные разговоры просто скатываются в некрасивую перебранку.

Сыграть на его слабых местах и комплексах

Если ситуация складывается так, что вам приходится оскорбить женщину (отметим, что все же это самые крайние ситуации), то, конечно, вы можете сыграть на ее комплексах. Чаще всего, слабым местом женщины является ее внешность. Даже если она не покажет, что ваши слова ее как-то задели, скорее всего, вы все равно достигнете цели – она запомнит то, что вы сказали и ее это будет тревожить. Также стоит отметить, что некоторых мужчин тоже можно задеть, упомянув их внешний вид или физические параметры. Хотя чаще всего представителя мужского пола можно задеть, упомянув его незавидные умственные качества – большинство мужчин довольно болезненно реагируют на эти замечания. Списки для мужчин и женщин.

Итак, некоторые примеры:

  • Увы, красотой тебе мир не спасти. Впрочем, и умом тоже.
  • Женщина, вы не настолько красивая, чтобы хамить людям.
  • Только глядя на тебя, я могу поверить, что человек реально произошел от обезьяны.
  • Не переживай, возможно, однажды и ты скажешь что-то умное.
  • Где ты научилась делать макияж в стиле Валуева?
  • Что, жениться никто не хочет, поэтому такая злая?
  • Совсем всё туго? Ну, попробуй хотя бы костным мозгом раскинуть.
  • Сразу видно, что ваши родители мечтали, чтобы вы сбежали из дома.
  • Правду говорят, что мозг – это еще не все. В твоем случае это и вовсе ничего.

Создавать длительное систематическое давление на противника

Важно помнить! Систематическое психологическое давление на более слабого человека, его преследование, травля и унижение называется . Такое поведение недопустимо и остро порицается в обществе.

Естественно, в этом пункте речь зашла о психологическом давлении – влиянии на собеседников, которое происходит с целью изменения их психологических установок, решения и мнения. Зачастую этот метод применяется в ситуациях, когда вы, по каким-то причинам, не можете открыто нахамить человеку, но и не в силах никак не реагировать на его поведение. Итак, какие виды психологического давления существуют?

Моральное давление

Еще это можно назвать уничижением, которое выражено в стремлении морально подавить собеседника. Систематически вы указываете на какую-то особенность человека, даже если ваши слова не соответствуют действительности. Таким образом, вы намерено сеете комплексы в оппоненте. Например, вы всегда можете намекать или прямо говорить кому-то: «Как же ты все-таки глуп», «Ты очень неуклюжая», «Тебе нужно еще сбросить вес» и тому подобное. В таком случае собеседнику становится нелегко совладать с собой, и если первое время он практически не обращает внимания на ваши слова, то впоследствии они начинают его всерьез задевать. Важно отметить, что этот прием уместно применять к людям, которые страдают от неуверенности в себе.

Принуждение

Такой метод может быть использован человеком, который наделен какой-либо властью – финансами, информацией или даже физической силой. В таком случае оппонент не в силах оказать достойный отпор, понимая, что в таком случае может пострадать в финансовом плане, не получить нужной информации и так далее.

Убеждение

Такой вид психологического давления можно назвать самым рациональным. Применяя его, вы пытаетесь апеллировать к логике человека и его разуму. Этот метод применим к людям, обладающим нормальным уровнем интеллекта, которые способны понять, то вы пытаетесь им донести. Человеком, который пытается действовать методом убеждения, должен подбирать максимально логичные и доказательные фразы, не допуская в своем тоне сомнений и неуверенности. Важно понимать, что как только «жертва» начнет замечать какие-либо нестыковки, сила такого давления начнет ослабевать.

Отстранение

В этом случае человек предпринимает попытку как бы «взять измором» собеседника. Вы пытаетесь оказать давление на кого-то, но когда вас пытаются уличить в этом, то вы отстраняетесь или переходите на другие темы. Также можно в ответ обвинить оппонента в том, что он все выдумывает, перекручивает и так далее.

Внушение

Такое способ психологической атаки может применить лишь человек, который в чем-то является для своей «жертвы» авторитетом. Так или иначе, вы пытаетесь что-то внушить собеседнику, говоря намеками или прямо.

Допустимо ли использовать матерные обзывания и ругательства

Безусловно, далеко не всегда мы способны контролировать себя, и совладать с собою в пиковых ситуациях, но вам следует прикладывать максимальные усилия для того, чтобы этого достичь. Если дело дошло до того, что вы не видите другого способа, кроме как нахамить человеку, то постарайтесь сделать это тонко и красиво. Как говорится, не нужно опускаться до уровня «базарных баб». Конечно, если вы не сдержались и перешли на мат, то тут уже ничего не поделать, и все же постарайтесь не допускать этого, и ставить человека «на место» другими способами.

Дело не в том, что вы можете матом как-то особенно ранить собеседника. Просто считается, что человек, который «опустился» до матов, не в состоянии отстоять свое мнение обычными словами – в какой-то мере, так мы демонстрируем собственную несостоятельность. Конечно, совеем другое дело, если вы в принципе всегда общаетесь с обильным употреблением матерных слов, но это уже совсем иной разговор.

Как научиться сарказму, используя дерзкие смешные слова

Научившись к месту употреблять дерзкие и смешные выражения, вы, наверняка, сумеете в близком кругу обрести славу человека с хорошим чувством юмора и владеющего техникой сарказма. Но важно не забывать, что дерзость может быть чревата последствиями, и подобными фразами вы можете спровоцировать собеседника на непредсказуемую реакцию.

  • Иди, приляг, отдохни. Да вот хоть бы на рельсы.
  • Можно было бы тебя и обидеть, конечно, но природа уже справилась за меня.
  • Никто тебя не пугает, пугаться будешь у зеркала.
  • Вашему рту нисколько не помешал бы степлер.
  • Ну что, позвенел цепью, теперь в будку иди.

Постигаем искусство сарказма

И все же, важно заметить, что люди, умеющие изъясняться в саркастичной форме, далеко не всегда применяют этот навык, пытаясь кого-то оскорбить или унизить. Зачастую, сарказм звучит в случае, когда комментируется какая-то нетривиальная ситуация – тогда это выглядит забавно и органично.

Практически невозможно постичь искусство сарказма тому человеку, чей словарный запас не отличается особым разнообразием, а кругозор довольно ограничен. Именно поэтому стоит больше читать и узнавать. Вбейте в поиск: «Авторы, которые пишут с юмором». Как вы и сами понимаете, что по-настоящему «острые» фразы в любом случае составляются из слов, разнообразие которых вы вполне можете почерпнуть из интеллектуальных фильмов и книг. Кстати, примеры, некоторых остроумных фраз также можно увидеть в книгах. В крайнем случае, обучайтесь сарказму у людей, которые зарабатывают на жизнь своими шутками – речь идет об участниках и ведущих различных комедийных телевизионных шоу.

Если вы хотите прослыть действительно остроумным человеком, то не повторяйте ошибку, которая свойственна многим начинающим шутникам или людям, мнящим себя такими. Услышав или вычитав какую-нибудь интересную шутку или смешное выражение, они периодически повторяют ее, дабы рассмешить собеседника. Первые пару раз это может быть действительно забавным, но впоследствии люди уже начинают улыбаться просто из вежливости, да и это до поры, до времени. Как вы понимаете, мастеру сарказма просто недопустимо ассоциироваться у кого-либо с заезженной пластинкой.

Если вы хотите нахамить красиво, то уместно использовать фразы, которые ваш собеседник, вероятно, еще не слышал или же те, на которые он не сразу сориентируется с остроумным ответом. В таком случае, наверняка, вы будете смотреться более выигрышней. Итак, возможно, какое-то из этих высказываний вам покажется уместным.

  • Если с твоей платформы и дальше будут идти эти гудки, то твоему зубному составу придется тронуться.
  • Ты заболел или у тебя всегда такой вид?
  • Тебе бы сейчас в тюбик сбиться.
  • Обрати внимание на плинтус, чтобы не забыть про свой уровень.
  • Я бы посмеялся над тобой, но жизнь это уже сделала за меня.

Учитываем возможные последствия

Вступая в перепалку с агрессивно настроенным собеседником, было бы глупо не учитывать возможные последствия этого шага. Вы должны понимать и быть готовы к тому, что от слов придется переходить к делу, если вы, например, угрожаете кому-то физической расправой. Если оппонент будет провоцировать вас на дальнейшие действия, а вы просто начнете игнорировать его, то все ваши угрозы просто теряют смысл. Конечно, может сложиться и иначе – человек испугается ваших слов, и замолчит. Тем не менее, вы должны быть готовыми к разным развитиям событий, если все же решились вступить в конфликт.

Когда не стоит переходить на оскорбления

Все ваши «колкие фразы» и «красивые оскорбления» не имеют никакого смысла, если вы решили воспользоваться ними, общаясь с невменяемым человеком. Итак, какого человека можно назвать невменяемым. В первую очередь, имеется в виду собеседник, который находится под сильным алкогольным или наркотическим воздействием. Наверняка, такой человек будет попросту не в силах оценить всю тонкость ваших оскорблений – он их просто не услышит, или же отреагирует неадекватно, даже если ваши слова будут не слишком обидными. С такими людьми действительно лучше не связываться, даже если они всячески пытаются вас задеть. Ваша задача вовсе покинуть их поле зрения, и не вступать в бессмысленный конфликт. Если пьяный человек обижает более слабого, то, безусловно, вам нужно помочь обиженной стороне, но словесные перепалки вряд ли дадут какой-либо положительный результат.

В любом случае, если вы уверены, что в сложившейся ситуации можно обойтись без оскорблений, решив проблему каким-либо иным методом, то лучше все-таки не доходить до ругательств. Не исключено, что впоследствии вам придется пожалеть о своей несдержанности. Как мы уже упоминали, на этот шаг уместно идти лишь в случае защиты (себя или близкого). Если же вы сами будете инициатором подобных бесед, то очень скоро получите репутацию хама и скандалиста.

Сочинение

Произведения Ф. М. Достоевского отличаются глубоким психологизмом. Достоевский не только писатель, но и философ. И жизненные ситуации, которые рисует он, реальны и близки всем нам. Его герои не просто вымышленные персонажи: они живут, они страдают, они любят.

Возможно, именно поэтому все, созданное Достоевским, до сих пор очень актуально.
В реальной жизни нет резких границ между добром и злом. Может быть, на свете и бывают жестокие, бесчеловечные люди, но не бывает идеально добрых, искренних и благородных. Нет человека, в котором были бы собраны лишь положительные качества. Такое можно встретить лишь в сказках и в произведениях раннего классицизма. Что же касается романов Достоевского, то хотя в них и есть положительные и отрицательные герои, но это деление практически незаметно, условно.

Например, в романе «Униженные и оскорбленные» писатель прочувствовал характеры своих персонажей. Кто здесь положительный герой? Конечно, при ответе на этот вопрос нельзя просто перечислить имена действующих лиц, потому что однозначного ответа нет.

Иван Петрович, главный герой романа, возможно, слишком идеализирован автором. Разночинец, значит бедный человек, занимающийся чем-нибудь профессионально (в данном случае - начинающий писатель). Эта принадлежность Ивана Петровича к литературному труду автобиографична. Подробности написания романа й перипетий его редактирования в чем-то перекликаются с такими же подробностями в жизни Достоевского. Это благородный человек, в реальной жизни мало кто похож на него. С другой стороны, будь у Ивана Петровича другой характер, сам роман воспринимался бы по- другому, потому что Иван Петрович не только главный герой, но и рассказчик. Интересно, что главный герой в произведении совершенно инертен, даже по отношению к любимой женщине, его отстраненность от воздействия на происходящие в романе события кажется более чем странной. Наверное, он прекрасный человек, в чем-то повторяющий нравственные и художественные искания Белинского и самого Достоевского, но гуманизм его пассивен до такой степени, что вызывает раздражение.

Наташа, безусловно, положительный и очень сильный персонаж. Может быть, в ее пюбви к Алеше видна какая-то детская наивность, присущая первой любви. Она не верит Алеше, считает его ребенком, но продолжает утверждать, что любит. И хоть Наташа мне не очень симпатична, я просто не имею права осуждать ее за поступки и тем более за чувства, ведь каждому свойственно ошибаться. Лично у меня создается такое впечатление, что она сознательно ломает свою жизнь. В окружающих ее людях она не видит ни одного достойного ее человека.

Да, она очень ценит нравственные качества Ивана Петровича, но их отношения не имеют никакого продолжения по той простой причине, что она является очень активной личностью, которой настоятельно необходимо влиять на кого-либо, изменять что-то в другой жизни к лучшему. Видимо, этим и объясняется ее любовь к Алеше. Это удивительно: она прекрасно сознает, что избранник не достоин ни ее, ни ее любви, что он малодушен, безволен, совершенно бесхарактерен. Ведь она хорошо понимает его неспособность противостоять трудностям, решиться на изменения - и сознательно делает это сама. Полнейшая безответственность, глупейший эгоизм и непростительное легкомыслие Алеши, кажется, не могут привлечь к нему Наташу. Но именно в этом и состоят причуды ее характера: она сама совершает действия, порою даже гордясь собственным поступком (интересно, что у Достоевского поступки совершают чаще всего женщины). Может быть, гордая и сильная натура Наташи даже сознательно ищет способы самоуничижения, перенося от Алеши упреки и унижения. Пожалуй, главные, доминирующие черты Наташи - готовность к самопожертвованию и способность к совершению поступка. Что же касается ее взаимоотношений с родителями, то, по-моему, Достоевский очень ярко нарисовал картину взаимоотношений отцов и детей. Здесь никогда не бывает деления на добрых и злых, на виноватых и невиновных. Есть лишь родители и дети, любящие их, но разошедшиеся с ними во взглядах.

Именно понятия любовь-жертва, судьба-жертва являются преобладающими в философии героев Достоевского, в их отношении к жизни. Жертвует собой Наташа, ухсщит из дома, понимая, что ее совместная жизнь с Алешей продлится недолго. Жертвует своей любовью Иван Петрович.

Страдания и несчастья преследуют семью Ихменевых. Наверное, в этом и состоит особенность творческого метода Ф. М. Достоевского, подвергающего своих героев сложнейшим психологическим испытаниям и достаточно твердо утверждающего, что в «униженных и оскорбленных» людях много истинного чувства и нравственной правды. Его герои, как правило, очень ограничены в общении, целиком и полностью сосредоточены на какой-нибудь личной проблеме. Углубившись в себя, в разрешение конфликтов, они замыкаются в собственных размышлениях, задыхаются от невозможности изменить свою судьбу и судьбу родных им людей. В наше время это кажется парадоксальным, необъяснимым.

Может быть, анализируя это произведение, легче было бы описать отрицательных героев, чем перечислять всех положительных. Но, на мой взгляд, все они люди, и им свойственно одинаково любить, уважать, ненавидеть, страдать. Например, Алеша, по описанию автора, человек легкомысленный, слабый, не имеющий силы воли. Это просто большой ребенок. Но разве можно его осуждать за это? Боюсь, что я даже не могу назвать отрицательными персонажами родителей Нелли. Да, эти люди погубили свою дочь, именно из-за них Нелли умерла. Их можно осудить за то, что они не хотели понять Нелли. И хоть я таких людей понять не могу, я не хочу однозначно называть их отрицательными героями только потому, что в романах принято все делить на позитивное и негативное. Я считаю, что произведения Достоевского - это жизнь. А в жизни, как известно, такого деления не существует.


Самое обсуждаемое
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль
Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский Past Perfect – прошедшее совершенное время в английском языке If будущее время английский
Факторы, влияющие на формирование прибыли Факторы, влияющие на формирование прибыли


top