Кто такие евангелисты пятидесятники? Пятидесятники - кто они? Пятидесятники: вера Пятидесятники религия.

Кто такие евангелисты пятидесятники? Пятидесятники - кто они? Пятидесятники: вера Пятидесятники религия.

Факт 1. Пятидесятники – пацифисты

Среди традиционных пятидесятников распространены представления о непротивлении злу. В этой связи они не могут применять оружие против человека. Из-за религиозных убеждений многие пятидесятники не хотят идти в армию. Те же из них, кто не отказывается служить родине (а таких тоже немало), приходя в ряды вооруженных сил, объясняют, что готовы выполнять в армии любую работу, но только не могут взять в руки оружие. В советские времена некоторые из пятидесятников за отказ принять присягу были осуждены.

Факт 2. Пятидесятники не крестят детей

По мнению пятидесятников, человек должен сам принимать решение о крещении, будучи взрослым. Название этой церкви происходит от «пятидесятого дня» после воскрешения Христа, в который, по Библии, на апостолов снизошла сила Святого Духа. Поскольку в Крещении Святым Духом особое значение имеет духовное переживание и его эмоциональная сторона, пятидесятники предпочитают крещение в сознательном возрасте, когда человек уже может в полной мере осознать и проявить свои эмоции.

Факт 3. Проповедники церкви «общаются» с Христом

Во время массовых служб на многих пятидесятников снисходит «божественное откровение». Лидеры церкви не раз публично заявляли о своем собственном опыте прямого общения с Христом. Так, проповедник XIX века Чарльз Финней, который стал одним из первых значимых миссионеров церкви в Англии и США, писал, что однажды Христос явился к нему во время молитвы. Божий сын ни о чем не говорил с Финнеем, но якобы посмотрел на него так, что на проповедника моментом снизошла божественная благодать. Другой знаменитый пятидесятник , Моуди, в своих проповедях признавался, что был в «руках» бога.

Факт 4. Лидер пятидесятников Моуди в детстве работал за еду

Дуайт Моуди

Один из самых авторитетных лидеров церкви пятидесятников, проповедник Дуайт Моуди никогда не выглядел как выходец из бедной семьи. Однако мало кто догадывается, что в детстве в меру упитанный, элегантно одетый, харизматичный пуританин имел восемь братьев и сестер, а родители его едва сводили концы с концами. В 1841 году, когда Моуди было всего 4 года, отец мальчика, простой каменщик, умер, не оставив никакого наследства. Детей по достижении сознательного возраста мать отправляла на работу к соседям. Маленький Дуайт за свои услуги получал молоко и кашу. И хотя работать сыну не очень нравилось, мама все равно не разрешала ему бросить работу.

Факт 5. Пятидесятник может заговорить на любом языке

Способность говорить на языках – один из главных спорных фактов, за которые течение критикует христианская церковь. По мнению пятидесятников, крещенный Святым Духом верующий получает этот дар говорения. Чтобы талант проявился, во время экстатических сеансов одни верующие «возлагают руки» на голову других. Однако многие ученые считают, что пятидесятники «путают» божий дар с психическим расстройством – глоссолалией, несвязная речь больных при котором вряд ли может быть воспринята как иностранные языки.

Несмотря на это, многие пятидесятники продолжают практиковать эту способность во время коллективных молебнов. История церкви гласит, что в начале XX века в Библейской школе Чарльза Пархэма он и его ученики независимо друг от друга обнаружили в Деяниях Апостолов один и тот же факт. После Крещения Святым духом в День Пятидесятницы, в Самарии, Эфесе и других местностях на верующих снизошло знамение, которое проявилось в неожиданном говорении на иностранных языках. После ряда экспериментов одна из студенток школы якобы заговорила на китайском и продолжала «общаться» на нем три дня.

Практики глоссолалии в обрядах святости характерны для многих религий, и особенно часто встречаются в нехристианских культах (шаманских практиках в Сибири, в Индонезии, Малайзии, у народов крайнего Севера, в Китае и Корее, в африканских племенных религиях). Ученые, которые обстоятельно изучали этот феномен, не раз отмечали, что в Библии «дар языков» может выступать своего рода аллегорией. В сюжетах о Крещении Святым духом он символизирует необходимость проповеди слова божьего на разных языках и именно в этом смысле может толковаться миссионерами.

Факт 6. Пятидесятники в США стали «третьей государственной религией»

По конституции в Соединенных штатах, где вероисповедание свободно, никакая религия не может быть признана государственной. Однако если говорить о численности конфессий, то за последние десятилетия число пятидесятников в стране увеличилось в несколько раз. Считается, что сегодня они являются третьей по количеству последователей религиозной группой после католиков и баптистов . Всего в США более 23% «ревайвалистов», в том числе классических пятидесятников и харизматов. Огромную их часть составляют афроамериканские харизматические церкви. В христианском мире в целом, по данным Pew Forum, пятидесятников – около 12-13% (279 миллионов человек).

Факт 7. «Святой смех» и рок-концерты

Одно из нетрадиционных, но популярных направлений веры пятидесятников – теология харизматов. Последователи этого движения практикуют на совместных собраниях «святой смех», «падение» и групповые танцы. Как и рядовые пятидесятники, они «говорят на языках», получают божественные откровения и входят в транс. Однако, кроме того, на их собраниях можно услышать современный рок, диско и техно-музыку. Иногда танцевальные и хоровые программы харизматов напоминают скорее шоу, чем молитвы. Поэтому в «главной» церкви пятидесятников эти практики, как правило, осуждаются.

Ксения Жарчинская


Промышляет не только РПЦ, но и все остальные «кроткие последователи Христа». Однако поскольку федеральная власть не участвует в прямой поддержке «других христиан», им часто приходится находить другие источники дохода.

В данном случае речь идет о т.н. «Пятидесятниках». Т.е. группа протестантов-христиан. Вероятно, вся деятельность коих осуществляется при поддержке западных соратников, как это чаще всего бывает, если речь идет о протестантах вообще. Впрочем, им, как и всем остальным, денег всегда «мало», так что нужно искать всегда альтернативные источники дохода.

Хотелось бы чуточку рассказать о самой группе. Во-первых, появилось это все в начале XXвека в США. Сторонники культа считают важной частью «прямое общение с богом», т.е. они верят, что порой могут в буквальном смысле разговаривать с божеством. Не удивительно поэтому, что они часто «предсказывают» конец света, а также «лечатся молитвами».

Понятно, что их бы назвали полными психами, если бы они общались не с Иисусом, а, например, с другим божеством (с Мневисом, например). А раз они общаются с Иисусом, то все в порядке (особенно в США). К слову, называются они пятидесятниками лишь постольку, поскольку Иисус пришел навестить апостолов именно через 50 дней после «воскрешения». Кажется, все логично, не так ли?

Важным элементом культа является утверждение о том, что пятидесятники такие же христиане, как и апостолы Иисуса. Т.е. они утверждают, что бог их наделил свойством «говорить на разных языках», как было записано в библии. Однако на деле их разговоры на «иных языках» представляют лишь нелепое бормотание, и рассчитано на невежд. Они могут сказать: «абапоал выалаов поаоа» и уточнить, что это на арабском или венгерском, к примеру (конечно, только тем, кто не знает эти языки).

Не удивительно, что крестьяне российской империи достаточно быстро включились в данную организацию, поскольку бормотание проповедниках на якобы «других языках» для них казалось чем-то «уникальным». Такую уникальность может повторить любой человек, который умеет издавать звуки.

Поскольку они считают, что якобы умеют говорить на всех языках мира, то, понятно, они умеют и исцелять, и воскрешать людей. В них ведь в теории вселяет сам «святой дух» и прямо-таки действует через них.

Говорить о безумии можно долго. Однако ясно, что питаются они не «духом святым». Соответственно, они быстро сообразили, что могут зарабатывать на пропаганде, «исцелении», «крещении», и «откровениях» духа. Ведь можно у «духа» что-то спросить или узнать за дополнительную плату. Т.е. если экстрасенс может «говорить» с «духом» покойного родственника, то эти могут говорить со «святым духом», причем дешевле, чем это делает экстрасенс. Про исцеления от самых опасных болезней и говорить не стоит. Зачем обращаться к врачу, когда сам святой дух лечить будет?

В общем, пятидесятники в челябинской области имеют свой приход, который называется «Исход». Помимо «исцелений» и прочего, они также занимаются «лечением» алкоголиков и наркоманов. Понятно, что за дополнительную плату.

Как оказалось, деятельностью общительных сумасшедших со святым духом заинтересовалась прокуратура, поскольку поступали неоднократные жалобы о том, что эти «кроткие» люди попросту удерживают силой наркоманов и алкоголиков в своем якобы «реабилитационном центре». Держат, понятное дело, не просто так.

Из сообщения прокуратуры:

"Совершеннолетние граждане оказались во власти приверженцев евангелического христианства не по своей воле. В религиозную организацию их привели родственники в надежде, что они вылечатся от наркомании и алкоголизма молитвами и покаянием"

Т.е. фактически этим людям вместо реального лечения «промывали мозги» безумием о том, что можно общаться со святым духом и говорить на разных языках. Сомнительное, надо сказать, лечение.

Самое интересное, что везли туда людей со всей страны. Неизвестно каким образом, но эта организация пользовалось неким «авторитетом». Вероятно, не все знали о том, что данная организация исключительно имеет отношение к «Пятидесятникам». Думали, видимо, что это просто реабилитационный центр.

Получилось так, что людей держали в частном доме, запрещали из него выходить, кормили очень скудно, навязывали безумный культ. Родственникам запрещали посещать, дабы «не мешать исправлению». Делалось это для того, чтобы родственники платили деньги. В месяц 12 тысяч. Сумма не кажется большой, но вытягивали ее со старушек и проч.

В данный момент «реабилитационный» центр закрыт, и прокуратура проводит проверку. Вероятно, учреждение ликвидируют. Однако важно отметить, что подобное мракобесие характерно не только для пятидесятников. Сегодня религиозных «реабилитационных центов» существует много. И если прокуратура занимается протестантами или католиками, то центрами, где стоит надпись «РПЦ МП» они, понятное дело, не занимаются. Но лучше ли там? Ведь тоже будут собирать деньги и промывать мозги вместо реальной помощи.

Доподлинно неизвестно, когда именно появились пятидесятники. Кто они? Откуда это странное название? Многие задаются этими вопросами. Обычные ли это христиане или сектанты, чьи учения отличаются от привычных для нас догматов православия? Попробуем в этом разобраться.

Кто такие пятидесятники?

Христиане веры евангельской - именно так назывались пятидесятники у нас в России. Если же дать точное определение, то можно сказать, что это христианская секта, возникшая в США в XX веке. В своем вероучении пятидесятники исходят из мифа, взятого из Евангелия. В нем говорится о «сошествии свыше духа на апостолов» спустя 50 дней после Светлой Пасхи.

О нем в своих проповедях говорят пятидесятники. Вера людей данного религиозного течения строится на постулатах греховности человека и его спасения через сошествие на землю Духа Святого. Что важно для служения? Личная вера, преданность учению и полное отречение от всех земных благ. Часто на коллективных молениях, устраиваемых приверженцами течения, люди доводят себя до экстаза. Они утверждают, что в этот момент на них нисходит дух святой, и они при этом получают возможность «говорить на иных языках». Эта «неземная» речь дает им возможность общаться с Богом.

Как появилось течение?

Пятидесятничество как таковое возникло в начале XX веке в Северной Америке. Его идейные корни лежат в религиозно-философском течении XVIII века, называемом ривайвелизмом. У нас возникает вопрос о том, откуда появилось такое странное название «пятидесятники»? Кто они, эти люди, считающие себя отдельной ветвью христианского учения? Как уже говорилось выше, особое значение приверженцы данной религии придают Крещению Святым Духом. Во время обряда верующие испытывают, по их мнению, те же эмоции, что и апостолы при сошествии на них Святого Духа, произошедшем на 50-ые сутки после Пасхи Христовой. В Евангелии этот момент назван днём Пятидесятницы. Отсюда и название данного течения. Из Америки пятидесятничество широко распространилось в Европу и скандинавские страны. В России оно появилось накануне Первой мировой войны в 1914 году. В годы НЭПа течение активизировалось. Наибольшим влиянием пользуются следующие организации подобного толка: «Ассамблея Бога» и «Союз божьих собраний».

Пятидесятники в России

Как уже отмечалось выше, в нашей стране течение возникло в начале прошлого столетия. Первым пятидесятником в России считается немец Вильгельм Эбель. Во время своего визита в Азию в 1902 году он по дороге остановился в Риге, где основал свое представительство миссионерского общества. Первые пятидесятнические организации в России возникли в 1907 году. Проповедником нового учения был норвежский пастор Т.Барат. Новое религиозное течение быстро нашло новых приверженцев. В него вошли и баптисты, и адвентисты, и христиане… Пятидесятники уверяли своих новых членов в том, что они получили благодать Духа Святого, сошедшего на землю во имя спасения людей от грехов. Первые русские последователи общины - Н. П. Смородин и А. И. Иванов. Стоит отметить, что в России, как и в других странах, где распространено пятидесятничество, приверженцы новой религии не отличаются единством основных догматов учения. Так, например, адвентисты говорят о Священной Субботе, молокане видят смысл бытия в переселении на гору Сион - и так далее. Существует условное разделение на отдельные группы пятидесятников: смородинцы, леонтьевцы, шмидтовцы, воронаевцы и другие.

Пятидесятничество за границей

В США пятидесятничество связывают с именем Чарльза Финнея. Он уверовал в него в 21 год. Далее в течение 50 лет он проповедовал новое учение в США, Шотландии и Англии. Финней утверждал, что перед ним однажды предстал образ Иисуса Христа. Снизошедший на Чарльза Дух Святой пронзил все его тело и душу. После этого Финней уверовал и стал проповедовать, рассказывая людям об этом чуде. В данном религиозном течении еще один человек сыграл важную роль. Это Дуайт Муди. Он жил и проповедовал во второй половине XIX века. Первый свой евангелизационный поход он осуществил в 38 лет. После проповедей этого человека люди образовывали пятидесятнические общины, говорили на иных «ангельских» языках, пророчествовали, исцеляли тяжелобольных и творили другие «чудеса». Говоря об истории данного течения, нужно отметить и Чарльза Фокса Пархэма. Он решил создать некую Библейскую школу и разослать приглашения всем желающим. На его письмо откликнулось 40 студентов из штата Канзас. 1 января 1901 года все последователи и их учитель усердно молились Богу в своей школе. Студентка Ангесса Озман, желая получить духовную силу, подошла к Чарльзу и попросила учителя возложить на нее руки. В этот момент, по утверждению проповедника, на девушку снизошло чудо: она забыла родной английский язык и стала говорить на китайском. 1 января 1901 года многие приверженцы религии считают датой основания своей общины.

Пятидесятничество сегодня

В наше время данное течение в России по количеству верующих стоит на втором месте среди всех сектантских объединений. Сейчас у нас действуют три основные подобные организации:

  • Объединённая церковь христиан веры евангельской.
  • Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятников).
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

В 1995 году от Объединённой церкви христиан веры евангельской отделилась община под руководством С. В. Ряховского. Этим человеком позднее был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской. Существуют и другие организации подобного толка. Стоит заметить, что многие пятидесятнические общины очень активны в социальной сфере. Некоторые из них оказывают помощь детским приютам, содействуют медицинским фондам, устраивают юношеские лагеря.

Основные догматы

Во что верят пятидесятники? Кто они такие? Вопросов в связи с этим религиозным течением возникает масса. Попробуем разобраться. Приверженцы религии верят в животворящую силу Крещения Святым Духом, которая внешне проявляется в человеке способностью к говорению на других языках. Пятидесятники считают, что при достижении особого душевного состояния во время евангелизации через молитву у членов секты открывается особый дар говорить на различных языках. Кроме того, у такого человека может открыться талант к ясновидению, мудрости, чудотворениям. Важной стороной богословия секты являются так называемые «учения о благочестии», которые призывают последователей отказаться от того, что может помешать вести праведную жизнь: от курения, от алкоголя, от азартных игр, от наркотиков. Некоторые группы данного течения не признают оружия, придерживаясь доктрины «непротивления злу».

Обряды

Несмотря на закрытость и замкнутость общины, все больше людей в России приходят на собрания секты, чтобы послушать проповеди пятидесятников. Приверженцы религии признают авторитет Святого Писания. Однако они самочинно исказили Великие Таинства христианства, превратив их в более простые обряды. Неким подобием ритуала Причастия Божьего является церемония хлебопреломления, совершаемая в первое воскресенье каждого месяца. Членам секты предлагается взять с подноса кусочек хлеба и отпить глоток вина из чаши. В конце молитвы совершается обряд омовения ног, который мужчины и женщины проходят отдельно в разных комнатах. Есть у пятидесятников и свое «водное Крещение». Оно очень напоминает христианский ритуал. Но младенцев не крестят, а просто приносят на собрание для благословения. Вступающие в супружескую жизнь люди должны обязательно пройти в секте обряд бракосочетания. Причем союз с неверующим категорически запрещен. За ослушание члену общины грозит отлучение от церкви. Обряд рукоположения или елеопомазания над больными совершают христиане веры евангельской. Пятидесятники верят, что это поможет страждущим быстро восстановить силы и избавиться от «хворости». День отдыха для верующих - это воскресенье (кроме субботствующих). Как правило, в это время члены секты собираются на молитвенные сходки. Все церковные праздники (Сретение господне, Рождество, Крещение, Благовещение и так далее) отмечаются по старому стилю. Пасха приходится на пятницу Страстной седмицы.

Организация группы

Во главе секты стоит так называемый братский совет, который возглавляет пресвитер церкви. Общины же объединены в округа, каждый из них возглавляет старший пресвитер. При советской власти эта должность называлась по-другому - епископ. Вся территория СНГ пятидесятниками разделена на 32 региона, во главе каждого из которых стоит старший пресвитер.

Обыватели о движении пятидесятников

В последнее время все чаще критикуют данное движение. Люди считают, что церковь пятидесятников и их доктрины - это не более чем обман верующих. Многие называют данное образование сектой. По всей видимости, так оно и есть. Находится множество очевидцев того, как проходят собрания членов данного течения.

Люди пишут, что со стороны это выглядит как беснования загипнотизированной толпы, не замечающей вокруг себя ничего и занятой лишь усердным молением. Верующие при этом стоят на коленях и неистово кричат, обливаясь потом. Говорение на разных языках, или так называемые глоссалии, достигаемые путем усердной молитвы, представляют собой не что иное, как беспорядочное бормотание. Обряды совершаются зачастую ночью в переполненных и душных помещениях. Неудивительно, что в таких условиях в сильном нервном возбуждении у людей могут появиться галлюцинации, которые принимаются ими за «откровение Божье». Среди членов секты есть много психически больных. Главной задачей проповедников данной религии является привести каждого нового члена общины к такому неуравновешенному состоянию, когда человек не сможет адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее.

Мы ответили на основные вопросы, связанные с термином «пятидесятники». Кто они, во что верят, какие обряды совершают - обо всем было рассказано в этой статье.

Пятидесятничество - одно из рационально-мистических направлений протестантизма.

Таково определение христианских исследователей прошлого века, когда было принято делить еретические общества на рационалистические и мистические. Пятидесятников со всей определенностью можно было бы считать движением рационалистическим. Но их учение о крещении Святым Духом и переживания, сопутствующие этому акту, позволяют усматривать в этом движении заметно выраженный мистический момент.

Пятидесятники стоят в оппозиции не только к Православной и Католической церквам, но и ко всем протестантским направлениям. Основная их цель - восстановить в своих общинах форму и дух христиан Апостольского века. Отсюда - столь развитые у них институты пророков, евангелистов, учителей, проповедников. Отличившихся в проповеди Слова Божиего называют апостолами. Есть среди них "чудотворцы" и "исцелители". Все пятидесятники в нашей стране, кроме Евангельских Христиан в Духе Апостолов (ЕХДА), исповедуют Святую Троицу.

Особый акцент в своих проповедях пятидесятники делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.

В остальном оно соответствует главным протестантским догматам. Это, во-первых, признание исключительного авторитета Священного Писания, непочитание Божией Матери, святых, а также отсутствие молитв за умерших, непоклонение святому кресту и иконам, непризнание законного благодатного священства. При этом некоторые из них (ЕХДА) утверждают, что вечерю Господню (хлебопреломление), бракосочетание, крещение и др. может совершать только рукоположенный пресвитер (у ХВЕ в исключительных случаях "эти священнодействия могут совершаться и другими служителями").

Пятидесятники, исказив церковные Таинства, превратили их в простые обряды. По их убеждению, Господь не нуждается ни в каких материальных, видимых формах передачи Своей благодати, но в то же время они сохранили обрядовые действия, соответствующие описанным в Новом Завете событиям.

Как правило, в первое воскресенье каждого месяца они совершают хлебопре-ломление, которое для них есть только воспоминание о Тайной вечере. Верующим предлагается кусочек хлеба с подноса и глоток вина из чаши. Перед вечерей Господней у пятидесятников – омовенцах (последователей Воронаева) совершается обряд омовения ног. Этому придается огромное значение, так как полагают, что хлебопреломление без омовения ног не может являться полноценным исполнением заповеданного Спасителем. В связи с этим, между омовенцами и неомовенцами ведутся богословские споры о значимости этого обряда. Одни обвиняют других в отсутствии благодати при хлебопре-ломлении, другие - в гордыне от исполнения обряда. Обычно омовение ног совершается в конце богослужения. Верующие- мужчины - в одной комнате, женщины - в другой, собираются попарно, и один другому омывает ноги в тазах с теплой водой.

Обряд водного крещения является как бы видимым свидетельством принятия в Церковь и обещанием «служить Богу доброй совестью». Маленьких детей не крестят, но приносят в собрание для благословения.

Пятидесятники исповедуют различные формы покаяния. Общее покаяние - перед хлебопреломлением - совершается нерегулярно. Частное - перед всей общиной. Реже есть еще покаяние перед пресвитером и друг перед другом. Принятым в общину считается тот, кто покаялся перед членами местной церкви, но для участия в хлебопреломлении этого недостаточно - требуется еще и водное крещение. Для будущих супругов обязательно совершается обряд бракосочетания - в виде молитвенного напутствия общины. Причем мужем и женой молодые становятся не после акта записи регистрации в ЗАГСе, а после особого устраиваемого по этому поводу служения (обряда). У всех пятидесятников весьма нетерпимое отношение к браку с неверующими. Если подобное и допускается, то только в исключительных случаях. Непослушание грозит отлучением от церкви.

При особой необходимости над болящими совершается обряд с возложением рук или помазания больного маслом (елеопомазание).

Днем покоя почти все пятидесятники (кроме субботствующих) почитают воскресенье. В этот день все верующие собираются на молитвенные собрания, где нередко совершаются молитвы на "иных языках". Существуют направления, где молятся только на "иных языках" и членораздельную речь можно услышать лишь в проповеди Слова Божьего. Церковные праздники пятидесятники России отмечают по старому стилю. К ним относятся: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне. Праздник Пасхи у пятидесятников всегда приходится на пятницу Страстной седьмицы (по православному календарю). Праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы совпадают с днями Православных торжеств.

Во главе каждой общины стоит братский совет, возглавляемый пресвитером церкви, а общины объединены в так называемые округа. Округ возглавляет старший пресвитер. Самое название "старший пресвитер" было в свое время "предложено" Христианам Веры Евангельской (ХВЕ) Советом по делам религий, хотя в личных беседах при советском режиме члены ХВЕ предпочитали слово "епископ". Ныне термин "епископ" прочно вошел в употребление.

Зарегистрированные пятидесятники разделили территорию СНГ на 32 региона, во главе каждого из которых стоит епископ, ближайшим помощником которого может быть старший пресвитер. В отличие от них, незарегистрированные пятидесятники строго дифференцированного деления до недавнего времени не имели. Однако, в последнее время ими предпринято разделение всей территории бывшего СССР на 65 округов, во главе каждого стоит епископ. Наименование "старший пресвитер" они всегда отвергали.

Среди этого направления очень развиты институты "пророчества", "толкования языков" и т.д., что не часто встретишь в ранее зарегистрированных организациях. Теоретически эти служения и в зарегистрированных общинах всегда признавались, но на практике к "пророкам" и им подобным относятся очень настороженно.

Разделение в среде пятидесятников на зарегистрированных и незарегистрированных существует не сколько формально, сколько идеологически. Последние считают себя свободными от негативного влияния светской власти, от исполнения обязательств перед «безбожным государством», готовы нести гонения и всякого рода неудобства при определении места богослужения, которое совершается, как правило, по домам, подобно тому, как первые христиане служили Господу «имением своим», ради сохранения чистоты веры. В последнее время актуальность такого разделения снижается и зарегистрированные пятидесятники оказываются в более выгодных условиях т.к. с началом перестройки для них открылись источники финансирования со стороны их сторонников на Западе.

В "Вероучении Объединенного Евразийского Союза Христиан Веры Евангельской" (зарегистрированное братство) сказано: "Мы верим, что для совершения служения в церкви Бог поставляет: Апостолов (Еф. 4, 11, 12), Епископов (1 Тим. 3, 1 - 7), Пресвитеров (Тит. 1, 5), Пророков (Еф. 4, 11 - 12), Евангелистов (Еф. 4, 11 - 12), Учителей (Еф. 4, 11 - 12), Диаконов (1 Тим. 3, 8 - 13)". К священнодействиям в церкви они относят: бракосочетание, молитву благословения детей, молитву о больных, рукоположение.

На начальных этапах своего возникновения, приблизительно до 1908 года в пятидесятнических общинах при довольно единодушном одобрении преподавалась «трехступенчатая схема»:

1. Обращение (оправдание)

2. Окончательное освящение

3. Крещение Духом и говорение на языках

В 1907 году евангелист В.Х. Дархэм упростил эту схему на одну ступень, соединив обращение и освящение в одну ступень. Он учил о «крещении Духом» и «говорении на языках», как о второй ступени. Уже при жизни Дархэма это новое учение вызвало большие споры. Некоторые группы резко осудили его.

Представляется, что вопрос об освящении является принципиально важным, и здесь важно сделать акцент не на том, как его понимали пятидесятники в своих спорах, а то, как его понимает протестантизм в целом. А именно, освящение им понимается как некий момент в жизни человека, «метанойа» - обращение, который наступает или после покаяния, или после водного крещения и вступления в церковь, или после «духовного крещения». Так или иначе, после этого человек освящен, стал братом или сестрой во Христе, получил спасение раз и навсегда. Необходимости нести труд собственного освящения уже не существует, не нужны посты, исполнение различных послушаний, регулярные исповеди, приобщение к телу и крови Христовой, разве только лишь как обряд воспоминания о смерти и воскресении Христовом. Кровь Христа, Его Голгофская жертва и воскресение совершили спасение, нужно лишь только верить в это.

В контексте сказанного интересный случай приводит пятидесятнический пастор:

Вальтер Холленвегер в одном из своих сочинений сообщает о видении, которое в связи с этим было у сестры Рабли:

«Бесы стали советоваться, что им предпринять, ибо Дух Святой вновь сошел на землю. Наконец, один ужасно изуродованный бес нашел решение: «Дайте им крещение в жизнь неосвященную». Тут все бесы закричали от удовольствия и захлопали в ладоши».

То, что в США, согласно Холленвегеру, разногласия между «двухступенчатыми» и «трехступенчатыми» пятидесятниками продолжаются до настоящего времени, а в Германии существуют лишь немногие и маленькие группы, представляющие трехступенчатый путь веры, свидетельствует скорее о том, что вопрос об освящении человека только лишь верою принципиально не может быть решен в рамках протестантского вероучения.

Подводя итог общей характеристике движения пятидесятников, уместно привести мнение лидеров пятидесятнического движения на свою историю и особенности:

Лидеры современного харизматического движения, подразделяют свою историю на три больших периода, называя их «волнами Святого Духа». Под волной они подразумевают экстраординарное духовное движение, достигающее большого числа людей определенных слоев общества и существенно изменяющее его духовный климат.

Первая волна , как о ней говорят, поднялась примерно 90 лет тому назад на пороге нового столетия. Она всколыхнула христианство того времени почти на всех континентах и привела к возникновению пятидесятнических общин.

В то время теория и практика «крещения Духом», «говорения на языках» были приняты большой частью еван гельских христиан с благодарностью как ответ на их мо литвы о пробуждении.

Около 50 лет спустя, а именно, в 1960 году началось дви жение второй волны, возникшее в США, вскоре названное харизматическим движением и в первую очередь повлиявшее на Епископальную церковь, потом на Лютеранскую церковь, затем на большинство свободных церквей, а примерно с 1966 года распространившееся в Католической церкви. Опыт «крещения Духом», или иначе «обновления Духом» с того времени в этих церквах практикуется и преподается открыто.

Целью харизматического движения было не сколько основание новых харизматических общин, а скорее распространение хариз матического опыта во всех, уже существующих народных (традиционных) и свободных церквах.

Можно сказать, что на сегодняшний день Евангеличес кая, Католическая церкви и большинство свободных общин открылись восприятию харизматического движения, хотя отдельные поместные общины придерживаются иного мнения и противостоят проникновению этого учения.

Третья волна , известная под названием «пауэр-ивэнжелизм», поднялась в начале 80-х, прежде всего, из движения за рост общин. Любопытно, что эта волна берет свое начало (как и обе предыдущие) в Калифорнии (США), и в дальнейшем избегает таких понятий, как «пятидесятнический» или «харизматический» и избирает своей целью группы до сего времени не охваченные двумя предыдущими волнами: фундаменталистов и консервативных евангельских христиан, до сих пор не поддававшихся харизматическому влиянию.

«Одним из отличительных признаков третьей волны является отсутствие элементов, вызывающих разногласие. Многие общины, не имевшие в прошлом связей ни с пятидесятниками, ни с харизматиками, начинают вдруг молиться за исцеление больных и получают опыт исцеляющей силы Божией». С помощью третьей волны, как полагают, должны пасть последние бастионы, оказавшие сопротивление двум первым волнам. »

В консервативных кругах протестантизма (баптизм) опыт проповедников «пауэр-ивэнжелизма классифицируется как «игра с огнем» т.к. открывает двери восточным религиям и языческим верованиям для проникновения в среду христианства, создает между христианством и этими верованиями взаимосвязывающий мост.

В целом «традиционные пятидесятники» трезво оценивают события, развивающиеся в харизматическом движении и в движении «пауэр-ивэнжелизма». Им также неприемлемы связи вождей харизматического движения с экуменией (в понимании её как смешение религий), экстатические методы воздействия на собрание, хлопанье в ладоши «во славу Божию», «танцы духовного ликования», «святой хохот», падение на пол «сбитых Святым Духом» и другие явления, далеко выходящие за рамки того, что можно объяснить Священным Писанием. «Евангелие успеха и благосостояния», «позитивное мышление», «визуализация», «созидательная сила изреченного слова» - все это не может быть воспринято духовно мыслящими пятидесятниками. Практика этих движений не соответствует учению Библии.

2.2 Учение пятидесятников о Священном Писании.

Пятидесятники строят свое вероучение на трех главных основаниях: исключительном авторитете Священного Писания, спасении личной верой и принципе всеобщего священства. Каждое из этих положений у пятидесятников помимо общепринятого протестантского содержания имеет еще и свои конкретные особенности.

С самого своего появления пятидесятники бросили вызов остальным протестантским направлениям: баптистам, адвентистам, методистам. Не исключение и остальные христианские деноминации. Они, по их мнению, не обладают полнотой истины и утратили глубину апостольской веры и жизни в Духе по вере. Харизматиками (пятидесятниками) было выдвинуто и "богословски обосновано" неизвестное до того времени учение о крещении Духом Святым. Только крещенный Духом Святым признается вполне спасенным, хотя Священное Писание ничего не говорит об этом, как учат пятидесятники. Напротив того, исполнено свидетельств, отрицающих их догматические притязания.

Все положения пятидесятников строятся на неверном, искаженном понимании Слова Божия.

Впервые учение об исключительном авторитете Священного Писания было сформулировано католическим монахом доктором богословия Мартином Лютером. Таким образом он решил "отречься от заблуждений Римско - Католической Церкви", ибо многие, как он полагал, заблуждения Католической Церкви происходят из спекулятивных измышлений ее богословов, утративших почтение к авторитету Слова Божия. Он неустанно напоминал о том, что в Писании нет (что совершенно верно) учения о чистилище, индульгенциях и многих иных плодах суемудрия католических богословов. Но на этом Лютер не остановился. Вместе с ложным преданием он отверг и саму необходимость предания как такового, провозгласив единственным источником вероучения Священное Писание. Вместе с ложным преданием Лютер отвергает и предание истинное, без которого невозможно понять Священное Писание. Реформатор не стал утруждать себя ответственнейшей богословской работой отделения плевел от пшеницы (Мф. 13, 23), а с корнем вырвал и то и другое.

Едва Лютер объявил, что разум свободен в истолковании Священного Писания, как в одном лишь XVI столетии возникло около 270 новых сект, столько их было в христианском мире за 15 предшествующих веков. Сектантское разномыслие воистину лишний раз доказало самой историей своих заблуждений, что без «Священного Предания нельзя сохранить единства понимания Священного Писания, а следовательно, и религиозного единомыслия.»


Учение пятидесятников о Священном Писании

Следуя за Лютером, все протестанты, равно как и пятидесятники, учат, что Библия - единственный истинный источник богопознания, открывающий волю Божию каждому человеку и указывающий путь спасения. Только Священное Писание есть кладезь христианской веры и духовное руководство для верующих.

По мнению пятидесятников, Писание содержит все, что потребно человеку для спасения. И каждый, если захочет, сможет найти путь ко Христу: "Сие же написано, дабы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31).

Возникает, однако, закономерный вопрос. Если в Священном Писании для пятидесятников все ясно и понятно, то почему же их движение раздроблено на сотни сект и каждая претендует на абсолютно правильное понимание Слова Божия? Отчего, например, у пятидесятников возникло несколько взаимно противоречивых богословских концепций о проявлении дара языков, а рассмотрение какого-либо конкретного положения Библии неизбежно порождает десятки мнений?

Даже в рамках одного направления существует множество толкований Библии, превращающихся со временем в особое "предание".

Православное учение о Священном Писании и Священном Предании

Православная Церковь учит, что Священное Писание невозможно отделить от Священного Предания. История показывает, что даже жизнь в Церкви без должного знания Предания не спасает от заблуждений, а история представляет нам множество примеров, подтверждающих это. Древние еретики заблуждались нередко именно из-за того, что при объяснении Писания отвергали Предание. Так, еретик Манес (II век) на словах Священного Писания "Я и Отец - одно" (Ин. 10, 30) основал целое учение, отрицавшее троичность Лиц Божества. Ныне еретику наследуют пятидесятники- единственники. Слова Писания "Отец Мой более Меня" (Ин. 14, 28) послужили поводом к тому, что Арий и его последователи отвергли догмат о равенстве Сына Божиего с Богом Отцом.

Но о Лицах Святой Троицы все же есть сообщения в Священном Писании, на основании чего мы можем делать богословские выводы. Но как быть с такими сложными вопросами, как соединение двух природ во Христе, и другими? Для сохранения внутрицерковного мира и разрешения этих сложнейших богословских вопросов собирались Вселенские соборы.

Протестанты, не способные к глубокой творческой вероучительной догматике, используют определения Вселенских соборов, являющихся истинными выразителями Апостольского Предания, хранящегося в Церкви. Так, было, например, в вопросе, что во Христе соединены две природы и две воли - человеческая и Божественная.. В Священном Писании сведений об этом нет.

Историческое предание свидетельствует о том, что сотворив первых людей, Адама и Еву, Бог не дал им никакого писания, а преподавал Свое Божественное научение устно. Далее, Бог через праведного Авраама. Исаака и Иакова руководил жизнью своего народа. Так продолжалось от Адама до Моисея, при котором появилась первая из книг Священного Писания Ветхого Завета. Но и с появлением Библейских книг устное научение божественным истинам нисколько не утратило своего первоначального значения.

Так и после Пришествия Христа Спасителя евангельское благовестие распространялось и сохранялось главным образом, особенно в первые десятилетия, посредством устной проповеди или, что то же самое, посредством Священного Предания. Мы знаем, что Господь Свое учение излагал устно и никаких писаний не оставил. Известно также, что и святые Апостолы, которых было двенадцать и семьдесят, всю жизнь свою проповедовали людям устно. И только спустя годы по Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо появилась первая новозаветная книга - Евангелие от Матфея.

Нам известны писания апостолов Иоанна, Петра, Павла, Марка, Иуды, Луки, Иакова - брата Господа. Таким образом, только семь из общего числа апостолов оставили нам свои писания. Что же делали остальные? Разумеется, они не бездействовали, но всю свою жизнь проповедовали истину устным словом. Святой апостол Павел говорит, что "три года день и ночь непрестанно со слезами" (Деян. 20, 31) учил он каждого из ефесских пресвитеров, причем не упускал им, по возможности, возвестить всю волю Божию (Деян. 20, 27). Но где же записано это учение Апостола, если послание к Ефесянам содержит всего шесть глав?

В книге Деяний говорится, что Господь, по Воскресении Своем, в течение сорока дней, говорил Своим ученикам о Царстве Божием (Деян.1, 3). Но нигде это речение не записано. А то, что многое из учения христиан не нашло отражения в книгах Священного Писания Нового Завета, по-видимому, объясняется тем, что Апостолы не ставили себе цели дать исчерпывающие ответы на вопросы о Церкви, спасении и т.д., а писали для назидания тех, кому уже возвещены словеса истины.

Священное Писание запрещает нам самовольное истолкование его без назидания Церкви. Это под силу только глубоко верующим, прожившим подлинно духовную жизнь. Вот почему многие святые Отцы пишут, что Евангелие нужно "читать жизнью".. Только после того, как пройден путь, указанный в Священном Писании, можно этот опыт передать другим. Тогда можно воскликнуть подобно апостолу Павлу: "Мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе" (2 Кор. 2, 17).

У пятидесятников каждый считает себя спасенным, способным наставлять других. Вот почему среди них такая, едва ли не болезненная тяга к миссионерству. Проповедуют все - и старые и молодые. И это - при поверхностном знании Писания, обусловленном молодостью. Они повторяют только те цитаты, которые в отрыве от контекста и духа Писания будто подтверждают их учение.

Излюбленная цитата пятидесятников их дискуссиях о Писании звучит так: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10, 17). Можно ли утверждать, что апостол Павел под Словом Божиим подразумевает только писаное учение Спасителя, ведь полного собрания новозаветных книг тогда еще не было. Пятидесятники же эти слова толкуют так, будто для обретения веры истинной достаточно только читать Святое Писание.

Господь Иисус Христос постоянно учил Своих учеников, изъясняя все сказанное о Себе в Писании (Лк. 24, 27), которое свидетельствует, что "многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг", - пишет святой Иоанн Богослов (Ин. 21, 25). Именно поэтому многое из учения Христа передается устно и не записано в Священных книгах.

Господь наш Иисус Христос учил Своих учеников не только словом, но непременно и делом, и это еще одна существеннейшая сторона предания Церкви. Спасителю следовали и Его ученики - Апостолы.

Апостол Павел одобряет держащихся предания (1 Кор. 11, 2) и повелевает удаляться от тех, которые поступают бесчинно, а не согласно преданию Апостолов (2 Фес. 3, 6).

В православное Предание органично входят и постановления Вселенских и Поместных соборов, правила святых Отцов и учителей Церкви. Этим как бы документально проведена черта между Православием и инославием. На Лаодикийском соборе (2-я пол. IV века) был установлен канон священных книг. После этого лица, не признающие его полностью или включающие в него что-либо, считаются некафолически мыслящими. А разве самое составление канона подлинных Новозаветных Писаний не стало возможно только благодаря кропотливой работе епископов первых веков, проверивших и собравших письменные труды святых Апостолов в сборник книг, именуемый Новым Заветом? Книги спорные, не во всем согласные с апостольской традицией, выдаваемые за апостольские, отвергались как подложные, апокрифические. Совершенно очевидно, что Апостольское Предание имело решающее значение для формирования канона Новозаветного Писания.

Только в свете Предания оказалось возможным разрешить сложнейшие богословские вопросы, как то не раз бывало и в прежние века. Образно говоря. Предание есть та ограда, выходя за которую человек оказывается вне Церкви.

Мы знаем, что Евангелия и Апостольские Послания появились не вдруг и не всюду, до них многие десятилетия после возникновения Церкви источником наставления в вере было не Священное Писание, а Священное Предание. Для православного сознания слово Божие и устная проповедь Апостолов изначально равноавторитетны. Апостол Павел пишет к солунянам:

"Братья, стойте и держите предание, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15).

Итак, Предание есть совокупность всего богооткровенного учения - устного и письменного, и только вся их полнота позволяет постичь тесную взаимосвязь и смысл Писания и устного Предания.

Священное Писание утверждается на основании Священного Предания посредством углубленного изучения и духовного испытания на предмет его соответствия каноническим книгам. В свою очередь, и Предание церковное для отличия истинного Апостольского Предания от ложного, человеческого, нуждается в Священном Писании как точном выражении воли Божией. Отсюда следует вывод, что Священное Писание - это записанная часть Священного Предания. Такова сущностная связь Священного Писания и Предания.

Как видим, совершенно необоснованны претензии пятидесятников, утверждающих, что они руководствуются исключительно Словом Божиим, напротив, отвергнув истинное Предание Церкви, они выдумали свое, с помощью которого и толкуют Писание, лишая себя при этом глубинно исторического его понимания.

Духовный мыслитель III века Ориген, отмечая сугубую важность Священного Предания, пишет: "Мы должны хранить церковное учение, преданное от Апостолов через порядок преемства и пребывающее в Церквах даже доселе: только такой истине должны веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и Апостольского Предания".

Православному христианину пристало во всем следовать Слову Божию, которое в нужной для спасения полноте раскрывает святая Церковь Христова, и удаляться от всякого человека, поступающего по преданию человеческому (Кол. 2, 8), а не Преданию Апостольскому (1 Тим. 6, 20; 2 Тим. 1, 13).

2.3 Учение пятидесятников о Церкви

"Церковь есть основанное Господом Иисусом Христом, искупленное Его крестными страданиями общество верующих людей, соединенных между собой, под главенством Христа, единою истинною верою, законным, преемственно от Апостолов рукоположенным священством, участвующее в принятии святых Таинств, в которых подается благодать Святого Духа для получения Вечной Жизни".

Церковь состоит из земных и небесных жителей. Земная Церковь - воинствующая - осуществляет свою миссию под благодатным покровом небожителей во главе с Иисусом Христом - истинным Богом и истинным человеком. С другой стороны, и земная Церковь оказывает помощь и поддержку через молитвенные ходатайства за всех умерших.

Истинное вероучение одно. Спаситель везде и всегда учил об одной Церкви: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18). Христос учил об одной виноградной лозе (Ион. 15, 1 - 6), об одном овчем дворе (Ин. 10, 1), об одном стаде (Ин. 10, 7 - 17). "Одна вера - одно крещение" (Еф. 4, 6), - учит святой Апостол

Известно множество сообществ пятидесятников, баптистов, адвентистов и других, именующих себя христианскими церквями, но где же тогда единая Церковь? Создаются такие абстрактные понятия как церковь «невидимая», к которой принадлежат верные или святые, которых знает Господь «по именам». Все они утверждают, что спасает только вера, но при этом каждый понимает веру по-своему. Отсюда необъяснимое, на первый взгляд, обилие "церквей", не способных объединиться. В них нет единства духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Внешне связанные ересью, они обречены на взаимное отчуждение.

Пятидесятники утверждают, что Церковь не нуждается в Апостольском преемстве. Написано же: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Без всякого сомнения, эти слова относятся только к истинным чадам Церкви и говорят, вероятно, о некоем частном собрании верующих. К тому же "двое или трое" - это еще не Церковь, о чем убедительно свидетельствует евангелист Матфей (Мф. 18, 15 - 17).

Тем не менее, пятидесятники имеют свои критические аргументы в пользу того положения в каком пребывает церковь в настоящее время:

Для лучшего понимания, как пятидесятническое движение видит себя посреди христианского исповедания, сделаем маленький обзор:

Уже вскоре после времен апостолов началась роковая деформация первой общины. Признаки этого мы видим уже в обращении к церквам в книге Откровение.

Как ни как до 250 года нашей эры не было еще разграничения между священниками и мирянами. Так Ирэнеус (умер в202 году нашей эры), причисляемый к «апостольским отцам церкви», еще мог сказать: «Все праведники имеют священнический ранг». А Тертуллиан: «Не все ли мы, верующие, являемся священниками?»

Но вскоре начинается искажение первоначального состояния: из «пресвитера» (греч. старший) в конце становится священник; община переживает небиблейское разделение на дающих спасение священников и получающую спасение «паству».

Одновременно на место личной веры, покаяния с переживаниями веры все больше вступает дающее спасение таинство. К примеру: на место личного решения к покаянию и следующего за этим возрождения, становится таинство крещения, на место духовного крещения - таинство конфирмации.

Таким образом, возникает небиблейская народная или государственная церковь. Если римский цезарь Диоклетан (284 - 305) был еще жестоким преследователем христиан, то один из его последователей Константин Великий в 313 году издает так нызываемый «указ терпимости», который разрешал христианство. И, наконец, Теодозиус Великий (378 - 395) объявляет христианство государственной религией. Теперь преследуют уже тех, которые противятся принудительному крещению в христианство. Какая деформация того, что Библия показывает как общину Христа!

В настоящее время пятидесятнические сообщества делают попытки объединиться и назвать себя церковью Христа. 27 марта 1991 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Церковь Союза ХВЕ России (свыше 100 тыс. учтенных приверженцев Церкви, более 600 общин). Национальный состав Союза ХВЕ России: русские, украинцы, белорусы и представители более 100 национальностей России. Общины есть во всех 78 субъектах Российской Федерации. В марте 1991 г. в Москве состоялся съезд пятидесятников. На нем был образован Союз Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников) СССР, избран Президиум в количестве 13 человек, образованы республиканские Советы, областные Советы и Совет Союза из старших пресвитеров. В 1994 г. Союз был преобразован в Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской, зарегистрированный Минюстом РФ. Провозглашаемая цель Союза - донести свое понимание Евангелия до всех наций на их родном языке.

В структуру Союза ХВЕ России входят 23 региональных объединения, охватывающих области, края и республики Российской Федерации. Только 10% общин имеют молитвенные дома, остальные проводят богослужения в арендуемых помещениях. Организуются духовные учебные заведения: Московский теологический институт, Иркутский теологический институт, Библейские школы в регионах. В Новосибирске действует семинария, занимающаяся подготовкой молодых членов к пасторскому служению. Союз издает журналы: "Примиритель", "С верой, надеждой, любовью", имеет объединенную редакцию Христианских радиотелепрограмм.

Со всей очевидностью можно говорить, что созданная структура лишь сугубо административное объединение. Доказательством тому – существование внутри самой среды пятидесятников большого количества «церквей» не признающих это объединение. Например:

Российский Союз Христиан Веры Евангельской ("ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ") - Не входит в Союз ХВЕ Российской Федерации, имеет государственную регистрацию;.

Ассоциация Христианских Миссий - Не входит в Союз ХВЕ и является межрегиональным координационным центром общин пятидесятников, считающих неприемлемой практику регистрации религиозных организаций в государственных органах.

Союз Христиан Веры Евангельской в духе апостолов : отрицают троичность Божества и верят в единого Бога Иисуса Христа. Из-за этого их иногда называют "единственниками", насчитывают 70 обществ (более 10 тыс. членов). Единого центра не имеют. Есть зарегистрированные в самом Союзе (на 1 января 1996 г. - 21 община), так и незарегистрированные общества, действующие самостоятельно.

2.4 О тысячелетнем царстве-хилиазме

Во всех общинах пятидесятников в нашей стране и за рубежом обязательно присутствует догмат о тысячелетнем царстве Христа со Своими избранниками. Он вошел в их "символ веры" ввиду того, что при возникновении этого протестантского толка в США в прошлом веке участники "Движения святых" ждали скорого конца света. Все знамения, казалось, были налицо. Недавно закончилась война между Севером и Югом. Повсеместно царили жестокость и разврат, сопровождавшие бурный рост американского капитализма. Газеты и журналы того времени (70 - 80-е годы XIX века) пестрили статьями и предсказаниями о Втором Пришествии Христа.

Исповедуя хилиазм (от греч. chilias - тысяча), они ожидают перед концом света наступления тысячелетнего царства Христова на земле или на небе. Сами хилиасты внутри себя разделились. Одни убеждены, что Второе Пришествие Христа случится после тысячелетнего царства. Другие убеждены, что Христос возвратится до "тысячелетия". Именно последние имеют наибольшее число последователей, объединившихся в общины христиан евангельской веры, евангельских христиан в духе Апостолов, христиан веры евангельской.

Истоки этого учения пятидесятники видят в 20-й главе Откровения святого Иоанна Богослова: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет... И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20, 1 - 6).

Пятидесятники, однако, заблуждаются, относя это пророчество к будущим векам, ибо оно есть не только указание о будущем, но и повествование о настоящем. Только в этом случае пророчество открывает волю Божию и значение Его Промысла в мире. Об этом говорит нам само Писание, в том числе и книга Откровения. Ангел обращается к Иоанну: "Напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего" (Откр. 1, 19). Из чего следует, что Иоанн записал многое такое, что уже было в его время.

Очень часто причиной заблуждения пятидесятников является буквальное восприятие написанного. Слова Откровения, где сказано, что Ангел взял дракона и сковал его, нельзя понимать в буквальном смысле. Ангел этот, имеющий ключи от бездны, есть Христос, имеющий, как говорится в Откровении, "ключи от ада и смерти" (1, 18). Только Бог может иметь такую власть. Написано, что Господь Иисус Христос сковал диавола. Это значит, победил его, лишил силы, о чем в Писании есть множество свидетельств.

Апостол Павел в послании к Евреям пишет, что Христос для того воспринял плоть и кровь, чтобы "смертию Своею лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2, 14).

Диавол господствовал над всем миром, над всем народом (Еф. 2, 2), введя в мир грех и грехом смерть (Рим. 5, 12). Господь победил диавола, уже лишил его власти над миром и людьми. Апостол Павел, имея это в виду, восклицает в первом послании к Коринфянам:

"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15, 55). Апостол Иоанн говорит, что Христос для того и пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8).

Фарисеи обвиняли Спасителя в том, что Он творит дела Свои силой Вельзевула, на что Он отвечал: "Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?" (Мф. 12, 29). Это указывает нам на то, что Господь связал диавола, о чем сказано в двадцатой главе Откровения.

Сам Господь Иисус Христос говорит: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк., 10, 18). Точно так же и апостолы Петр и Иуда в своих посланиях одинаково указывают, что "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2 Пет. 2, 4).

Так, из Слова Божия совершенно ясно следует, что Господь уже связал диавола, низверг и заключил его в бездну. Это Он сделал Своим Пришествием, Своею смертью, Воскресением и Вознесением.

Пусть диавол как лев ходит вокруг нас, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8), пусть нам предстоит постоянная борьба с ним и его силами. Для нас, если мы вооружены силою Христовою, диавол должен представляться низверженным , обессиленным, заключенным в бездну. Итак, тысячелетнее царство уже началось с того времени, когда Господь связал диавола и основал Царство Божие на земле, т.е. Церковь Свою, которая и есть Царство Благодати. О нем и говорит Апокалипсис (Откр. 20, 1 - 6).

Тысяча лет - это не календарная дата. В Библии в повествовании о сотворении мира говорится, что был день и ночь, вечер и утро, день первый, второй, третий. Но кто станет утверждать, что до акта творения Земли и Солнца сутки были суть земными - в двадцать четыре часа? (Быт. 1, 5, 8).

Нет, не должно воспринимать тысячу лет, упомянутых в Откровении, как обыденную хронологию. "У Господа, - пишет апостол Петр, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8). У Творца Свой особый счет времени, не такой, как у людей. "Тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний", - пишет святой царь и пророк Давид (Пс. 89, 5).

Царство Христово уже началось, и тому есть немало свидетельств Священного Писания. Так, Спаситель говорит, что Царство Божие уже достигло нас, о чем учил и Иоанн Креститель, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Бесплодны ожидания сектантов какого-то очевидно явленного тысячелетнего царства. Царство Божие не придет приметным образом, оно внутри нас (Лк. 17, 19), и есть праведность, "мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17).

Упорствуя в своем заблуждении, пятидесятники указывают на повествование Откровения, где говорится о первом и втором Воскресении (Откр. 20, 5 - 15). Первое Воскресение, по их мнению, будет для ожидающих тысячелетнее царство.

Что ж мы, православные, знаем, что для вступления в начавшееся со Дня Святой Пятидесятницы благодатное земное царство Христово надо прежде воскреснуть от "воды и Духа" (Ин. 3, 5), пробудиться от греховного сна. Таинство Крещения поэтому в Священном Писании называют "нашим воскресением". Мы в крещении погребены с Господом Иисусом Христом и в Нем "совоскресли" верою в силу Бога, "который воскресил Его из мертвых" (Кол. 2, 12). Так, и в Послании к Ефесянам говорится, что Бог оживотворил со Христом нас, мертвых по преступлениям, и "воскресил с Ним" (Еф. 2, 1 - 6).

Православные верующие умерли для греха и воскресли со Христом. Это наша первая смерть и наше первое воскресение, о котором говорится в Откровении.

Для истинно верующего смерть вторая (Откр. 20, 6), т.е. разлучение души с телом, не будет прискорбным событием. "Мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3, 13). После Второго Пришествия мы воскреснем с обновленной плотью, которая уже не будет подвластна болезням и страданиям.

Слово Божие ясно учит, что будет Воскресение мертвых с праведными и неправедными (Деян. 24, 15). Когда Господь придет во второй раз и воссядет на своем престоле, то соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31), которым должно предстать перед Судилищем Христовым и дать ответ за свои дела (2 Кор. 5, 10). После чего пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную (Мф. 25, 46).

Справедливости ради отметим, что в настоящее время пятидесятники (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) обходят молчанием догмат о тысячелетнем царстве. По-видимому, некоторые из них следуют наказу руководителя ЕХДА - Н.П.Смородина, завещавшего напоминать об этом только высокодуховным христианам.

Как это не раз бывало, пятидесятники склонны толковать тексты Писания сугубо в будущем залоге небесной жизни, пренебрегая настоящей, земной. Для православного очевидно, что если он ведет благочестивую христианскую жизнь, то перестает быть в числе чад гнева Божия. Слова "верующий в Него не судится" указывают на настоящий момент текущей жизни человека. "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, - говорит Господь, - на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24). Вполне очевидно, что здесь сказано о земной жизни, а не о будущей, равно как и о смерти духовной, но не телесной.

Священное Писание со всей определенностью учит о всеобщем суде Христовом. Поистине удручающа заблуждение пятидесятников, не разумевших слова Спасителя о том, что все покоящиеся во гробах "услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28 - 29).

О том же свидетельствуют и Апостолы. "Всем нам, - пишет святой Павел, - должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (Кор. 5, 10). "Все мы предстанем на суд Христов... Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим. 14, 10 - 12).

Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.

Пятидесятничество – что это?

Пятидесятничество как религиозная группа, отделившаяся от христианства, появилось на заре двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. Почему именно там? Идеи пятидесятников были не новы. С подобными явлениями Христианская церковь сталкивалась на заре своего существования в 50-60 годы второго века от Рождества Христова. Монтан – грек по происхождению, создал секту монтанистов и свое учение о поклонении Духу Святом и обретению дара пророчества. Во время молитв люди впадали в состояние транса, они падали без чувств, бормоча слова «непонятного языка».

Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.

Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.

Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.

Признаки пятидесятников

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

  • Пятидесятники не поклоняются иконам, следуя заповеди: «Не сотвори себе кумира». Хотя истинное значение данной заповеди в том, что нельзя поклоняться чему-либо материальному, «земному». На первом месте должны быть духовно-нравственные законы.
  • Они не произносят молитв (обращений к святым) на обычном языке. Во время службы паства молится на псевдоязыке, так называемой «глоссалии» (греч. glossa - «речь», lalia - «пустословие», «болтовня»). Это бормотание лишь «на слух» схоже с реальным живым языком. В Священном Писании в Новом Завете, в Деянии 2 рассказано, как Апостолы получили дар языков. Они получили этот дар, чтобы доносить Слово Божие для людей на понятном родном им языке. Поэтому глоссалия пятидесятников не имеет ничего общего с апостольским даром. Кроме того, по некоторым исследованиям, глоссалия – нейропсихологические изменения, а проще «транс», в который входят молящиеся на службах пятидесятников. Как используется такое состояние людей, известно лишь адептам церкви. Дар языков Апостолов не имеет ничего общего с «ангельским» языком пятидесятников.
  • Пятидесятники убеждают свою паству, что любое их желание выполнимо Богом. Понятно, что это приводит к появлению «чудотворцев» и «целителей».
  • Из предыдущего положения вытекает, что чудо – это каждодневное дополнение к жизни, что развивает человеческую гордыню. Человек перестает реально оценивать свое поведение, делать выводы из своих проступков и т.д.
  • Теория процветания – то есть приобретение богатства. Руководители секты активно призывают молящихся к пожертвованиям. Принесенные деньги, или имущество контролируются счетной комиссией. При этом прихожанам не дается финансовый отчет о том, куда же пошли денежные средства. Хотя ряд общин участвует в помощи детским домам, в разного рода благотворительных акциях.

Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.


Самое обсуждаемое
Что такое мифология определение кратко Что такое мифология определение кратко
Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль


top