Переход одних частей речи в другие. Переход слов одной части речи в другую Переход одной части речи в существительное примеры

Переход одних частей речи в другие. Переход слов одной части речи в другую Переход одной части речи в существительное примеры

Переход в разряд имен существительных слов других частей речи называется субстантивацией (от лат. substantivum - существительное). В имена существительные чаще всего переходят прилагательные (главным образом относительные) (см. § 157).
Многие прилагательные перешли в существительные сравнительно давно, и их связи с именами прилагательными в современном русском языке оказались утраченными, немотивированными (так называемая историческая субстантивация). Например, вестовой, портной, запятая, подноготная, родословная, мостовая, пирожное, приданое и т.д.
Наблюдается и процесс иного порядка, когда грамматические значения прилагательных варьируются в зависимости от лексического окружения в контексте. В этом случае субстантивированные слова сохраняют свои связи с именами прилагательными. Ср. употребление одних и тех же слов в роли прилагательных и в роли существительных: Почти ежедневно он проходил мимо кондитерской фабрики. - Объелся без меры конфет в кондитерской (Г.); В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик (Л. Т.). - Это была детская. Грустно повесив голову, черный одноглазый Мишка сидел на шкафу, роллер валялся в углу, на низеньком круглом столе стояли какие-то коллекции, игры (Кавер.).
В имена существительные переходят и отдельные качественные прилагательные. Например: кривой (кривая), молодой (молодая, молодое), жаркое, сладкое. Ср.: Пылко сердце молодое, нет любви его жарчей (Огарев). - Молодое тянется к любви естественно и просто, как цветы к солнцу (Мальцев).
Значительную роль в пополнении имен существительных (главным образом имен собственных) сыграли притяжательные прилагательные на -ин, -oe, -ино, например: Бородин, Гаршин, Пушкино (город), Петров, Иванов, Бородино (село), Голицыно (станция) и т.д.
В имена существительные иногда переходят и причастия (преимущественно действительные) в том случае, если они приобретают значение предметности. Ср.: Это были мастера, охотно трудящиеся над изготовлением новых изделий из дерева. - Все трудящиеся в нашей стране имеют право на ежегодный оплачиваемый государством отдых.
В роли имен существительных могут употребляться и отдельные страдательные причастия, например: убитый, недоступный, невысказанный и др. Ср.: Невысказанное долго мучило обоих. - Никем не высказанное предположение. Или: На поле брани осталось немало убитых. - Уток, убитых охотником, быстро подготовили для зажаривания.
В отдельных случаях функционально с существительными могут сближаться местоимения (например: я, сам) и междометия (например: ура! караул!). Ср.: Беседовать со своим «я» было для него высшею отрадою (Гонч.). - Я недостоин вас, я это знаю (Т.). Ср.: Стены от «ура» и тряслись и трепетали (Д. Давыдов). - Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали (Гр.).

Еще по теме 139. Переход слов других частей речи в имена существительные:

  1. 139. Переход слов других частей речи в имена существительные
  2. § 30. Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа.Функции категории единственного числа
  3. §30.Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа.Функции категории единственного числа

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)

Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.

Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.

Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.

Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.

Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.

Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .

Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.

Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.

Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.

Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:

Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:

Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:

рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:

золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).

Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе

Из какой части речи перешло и что обозначает В какую часть речи перешло и что стало обозначать Примеры
1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Рабочий инструмент, мороженое мясо Рабочий на стройке, вкусное мороженое
2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения Первый (лучший) студент в классе
3. Причастие (признак предмета по действию) Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид
4. Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно
5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом
6. Наречие (признак действия) Командир шел впереди Впереди отряда шел барабанщик
7. Деепричастие (добавочное действие) Предлог (выражает зависимость от глагола) Ушел, благодаря за помощь Благодаря помощи, выполнил работу
8. Местоимение (указывает на предмет, признак, количество) Частица (выражает ограничительное значение) Старик приехал один Один (только) старик не вышел встречать гостей

Образование частей речи

Способ образования Примеры
1. Имя существительное
1. Суффиксальный Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота, учить - учитель, плавить - плавка
2. Приставочный Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье
4. Бессуффиксальный Заплывать - заплыв, глухой - глушь
5. Сложение (различные способы) Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход
6. Переход прилагательных, причастий в существительные (субстантивация) Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании - присутствующие встали
2. Имя прилагательное
1. Суффиксальный Комната - комнатный, солдат - солдатский
2. Приставочный Удалой - разудалый, добрый - предобрый
3. Приставочно - суффиксальный За городом - загородный, избежать - неизбежный
4. Сложение (различные способы) Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый
5. Слияние (сращение) Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент, блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности
3. Имя числительное
1. Суффиксальный Три - тридцать, один - одиннадцать
2. Сложение Три + сто = триста
4. Местоимение
1. Суффиксальный Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь
2. Приставочный Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько
5. Глагол
1. Суффиксальный Синий - синеть, умыть - умыться,
2. Приставочный Писать - написать, выполнить - перевыполнить
3. Приставочно - суффиксальный Столб - застолбить, бежать - разбежаться
6. Наречие
1. Суффиксальный Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком
2. Приставочный Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как
3. Приставочно - суффиксальный Далеко - издалека, новый - по-новому
4. Переход слов из других частей речи Лежа на диване (дееприч.) - читать лежа, медленным шагом (сущ.) - ехать шагом
7. Производные предлоги
1. Приставочный Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы
2. Переход слов из других частей речи Показаться впереди (наречие) - впереди отряда, благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи

Словообразовательные выразительные средства языка

СРЕДСТВО ПРИМЕРЫ
1. Суффиксы субъективной оценки: а) уменьшительно - ласкательные Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка; мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек
б) со значением преувеличения, преуменьшения Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший; холод - холодина; дом - домишко, домище
в) со значением пренебрежительности, презрительности, иронии Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя
г) со значением неодобрения и др. Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка; интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга
2. Приставки со значением преувеличения / преуменьшения (пре-, раз-, сверх- и др.) Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной; маленький - премаленький; весёлый - развесёлый
3. Удвоение слов (иногда с добавлением приставки, суффикса) Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый; зимушка - зима

Основные типы ошибок словообразования

Суффиксы Формы слов
-е-(выш-е); -ее/-ей (быстр-ее) -ше (рань-ше), -же (глуб-же) простая сравнительная степень прилагательных и наречий
- ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий) простая превосходная степень сравнения прилагательных
-л (чита-л) прошедшее время глагола
-и(пиш-и) повелительное наклонение глагола
-ть/-ти(писа-ть, пас-ти) (часто этот суффикс рассматривается как окончание.) неопределенная форма глаголов (инфинитив)
-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий) -ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий) -вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий) -ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый) -енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый) -т- (разби-т-ый) действительные причастия страдательные причастия
-а/-я (держ-а, нес-я) -в/-вши/-ши(удержа-в, удержа-вши, принес-ши) деепричастие

ТИП ОШИБКИ

ПРИМЕР ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт
2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха

Формообразующие суффиксы

(не образуют новые слова, образуют формы слова)

суффикс прошедшего времени – Л-

суффикс повелительного наклонения – И-

суффиксы причастия – УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -ЕНН-, -НН-

суффиксы деепричастия – А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, -ШИ-, -УЧИ-,

-ЮЧИ-

суффиксы степени сравнения – ЕЕ-, -Е-, -ШЕ-, -ЖЕ-, -АЙШ-, -ЕЙШ-

Например: пришёл , сшит ый, говорящ ий, подскочив , новее , идя , сильнейш ий, сидючи , будучи , умывши сь, скажи , расскажи те

ЩЕРБА Лев Владимирович (03.03(20.02).1880, г. Игумен (теперь г. Червень) Минской губ. – 26.12.1944, Москва). Филолог, специалист в области фонетики. Член-коррес-пондент АН СССР (1924). Академик АН СССР (1943).

Родился в семье инженера. В 1898 г. он с золотой медалью закончил 2-ю Киевскую гимназию и поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1899 г. перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, который закончил в 1903 г. По рекомендации И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щерба был оставлен при кафедре сравнительной грамматики и санскрита. В 1906 г. после успешной сдачи магистерских экзаменов был отправлен в научную командировку в Германию и Италию. В 1907–1909 гг. работал в Париже, где в лаборатории Ж.-П. Руссло (Коллеж де Франс) изучал методы и приемы экспериментальной фонетики. В этот же период во время летних каникул занимался изучением лужицкого диалекта лужицкого языка.

После возвращения в 1909 г. на родину Щерба был избран на должность приват-доцента кафедры сравнительной грамматики Петербургского университета. Основное направление научных интересов Л.В. Щербы – фонетика и фонология. Ученый разработал оригинальную теорию фонемы, которая понималась им как звуковой тип, способный дифференцировать слова и грамматические формы и объединять более частные звуковые оттенки, не влияющие на целостность понимания слова всеми говорящими. Он показал, что характер фонем зависит от особенностей звукового строя языка, и предложил понятие типичного, т.е. наиболее независимого от позиции, оттенка. Одновременно ученый уделял большое внимание артикуляторно-акустическому аспекту фонетики. Наряду с В.А. Богородицким он заложил основы экспериментальной фонетики в России. В 1912 г. Щерба защитил магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», где представил акустический анализ звуков, который связал с отношениями фонем и их оттенков. В этой работе были использованы записи речи, сделанные в лаборатории Ж.-П. Руссло.

А.Х. Востоков Ф.И. Буслаев Г. П. Павский А. М. Пешковский [ Переход является «следствием того, что отдельные слова на почве звуковых изменений значения, происходящих в них самих и связанных с ними ассоциативно словах, медленно и постепенно переходят из одной категории в другую». ]

субстантивация – переход в имена существительные; адъективация – переход в имена прилагательные; нумерализация – переход в имена числительные; прономинализация – переход в местоимения; адвербиализация – переход в наречия; препозиционализация – переход в предлоги; конъюнкционализация – переход в союзы; партикуляция – переход в частицы; интеръективация – переход в междометия.

Иммиграционный потенциал имен существительных 1. «То-то чужими руками жар загребать любишь. Знаем мы вашего брата (т.е. таких) - Однажды утром мой младший брат подошел к моей постели (существительное).» 2. «Все мои одноклассники выше меня наголову (наречие) - Еловая шишка упала мне на голову (существительное с предлогом).» 3. « Вследствие дождя дорога стала очень неудобна(предлог) - В следствие по делу правонарушителей вмешался прокурор(существительное).» 4. Дежурного ученика просят зайти в учительскую(прилагательное) – Дежурный подал учителю список отсутствующих(существительное).

Иммиграционный потенциал имен прилагательных Сдавленный голос Поношенное платье Приподнятое н астроение Невидимые слезы Любимый цветок Год проходит и другой - нету вести никакой

Иммиграционный потенциал местоимений Тот сватался - успел, а тот дал промах Игроки согласились на ничью По улице бродило несколько куриц Расскажите, что вы делали вчера(«что» опустить нельзя, значит это местоимение) – Ему вдруг показалось, что кто- то позвал его(союз).

Иммиграционный потенциал числительных 1000 тысяча 1000000 миллион 1000000000 миллиард

Иммиграционный потенциал деепричастий Лежа на диване, он читал книгу - Лежа хлеба не добудешь Несмотря на плохую погоду, мы вышли на прогулку - Он вышел из комнаты, не смотря на отца

Иммиграционный потенциал наречий Они ломали лед сосредоточенно и молча - Он сидел у окна и смотрел вдаль, угрюмо молч а. Он тоже пришел на вечер, чтобы сказать то же самое.

Иммиграционный потенциал частиц Ещё Единственно Определённо Уже Исключительно П росто Только Именно Р овно что то это себе как там тут Было бывало дай пусть знай пускай

Иммиграционный потенциал междометий батюшки, матушки, дудки, марш, добро… хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуйте, смотри, скажи, подумаешь… вперед, вон, горько, полно, прямо, довольно… что, так…

Иммиграционный потенциал союзов что, как, когда, потому что, невзирая на то что, вопреки тому что, благодаря тому что, так как, тогда как, по мере того как, с тех пор как, между тем как… едва, пока, только, лишь, ровно, словно, точно, чуть … раз, правда, благо… хотя (хоть).

Иммиграционный потенциал предлогов вблизи, вдоль, возле, вокруг, впереди, кругом, мимо, навстречу, накануне, около, после, против, раньше, относительно, согласно… во время, в течение, в продолжение, за счет, по поводу, по причине, насчёт, ввиду… благодаря, включая, спустя…

Спасибо за внимание!

3) В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?

а) Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.

б) Каменное лицо Василия не выражало никаких эмоций.

в) Каменная почва с трудом поддавалась обработке, поэтому переселенцам приходилось очень туго.

13) В каком предложении вместо слова дождевой нужно употребить слово дождливый?

а) На темном листе блестела одна-единственная дождевая капля.

б) День обещал быть ветреным и дождевым.

в) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз дождевые потоки.

5) Какое слово образовано суффиксальным способом?

а) Никудышный

б) Безлошадный

г) Напарник

15) Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) Заправка

б) Безграмотность

в) Сбережения

г) Налокотник

7) Перепишите слова, расставьте ударения.

Баловать, звонит, клала, начала, не дал, повторит, свёкла, аэропорты

12) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) подОшва

б) избАловать

в) неправЫ

г) дозвОнимся

Ударение передвигается на частицу НЕ в формах прошедшего времени (за исключением формы ) с такими глаголами:

    быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА; дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА; жить – нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили; но: не жилА;

10) Выпишите из предложения слово, образованное переходом из одной в другую.

а) Родные, чувствуя неладное, начинают бросаться к ученым врачам за помощью.

20) Выпишите из предложения слово, образованное переходом из одной части речи в другую.

Корейко улыбнулся, взял слепого человека под руку и помог ему сойти на мостовую


Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами - ов -
и - ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи ибездетные).

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в субстантивированные прилагательные в форме ? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

    приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж; могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения; сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные; могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными; какие функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м. р., горничная – ж. р., заливное – ср. р.,часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения:просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т. д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная?(Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в и местоимений в другие части речи

Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С. Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия:последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Вот некоторые примеры.

Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов(значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение(этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).

Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.

Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова(известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьмаизвестный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.

Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?

Лексическое значение выделенных слов

1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.

Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.)случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!

Переход причастий в прилагательные и существительные

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный.

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т. д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

Переход в наречия

1. Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.

а) Поезд шел не останавливаясь.
б) Она говорила об этом улыбаясь.
в) Он говорил запинаясь.
г) Они шли не торопясь.
д) Он вбежал во двор крича.
е) Шли вперед не оглядываясь.

Выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными утратили.

2. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?

а) Безостановочно. б) С улыбкой. в) С запинкой. г) Неторопливо. д) С криком. е) Без оглядки.

3. В функции какого члена предложения они выступают?

(В функции обстоятельства образа действия.)

4. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова? (Постпозицию.)

5. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов. (Это наречия, восходящие к деепричастиям.)

6. Сделайте вывод об условиях, способствующих такому переходу. (Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия.)

7. Сравните попарно приведенные примеры.

В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

8. Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись он упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись зашел ко мне на дом. Возмутившись он отказался отвечать. Утомившись они делали остановки на пути.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность. Обомлев, стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись, зашел ко мне на дом. Возмутившись, он отказался отвечать. Утомившись, они делали остановки на пути.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные

1. В данных примерах определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Верить в правду – быть вправду счастливым, отдать сапоги в растяжку – говорить врастяжку, по твоемусовету – быть по-твоему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2. Сделайте вывод, какие части речи могут переходить в наречия.

(Имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.)

3. Вправе ли мы говорить, что выделенные слова представляют собой формы? Если да, то какими критериями нужно руководствоваться для их разграничения? Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1) При образовании наречий от других частей речи остается ли неизменным значение слова? Какая закономерность при этом прослеживается?

2) Понаблюдайте, не происходят ли изменения (изменение ударения).

3) Попробуйте между предлогом и именной частью речи вставить прилагательное. Допускают ли такое наречия с приставкой и наречия, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно?

4) Произведите замену существительного, прилагательного, местоимения, наречия другой частью речи. Сделайте вывод о том, замена какими частями речи возможна.

5) Проанализируйте синтаксические связи данного слова с другими словами в словосочетании и предложении, поставьте вопросы. Может ли быть при существительном пояснительное слово? А при наречии?

6) В функции какой части речи употреблены выделенные наречия в следующих предложениях? Какими членами предложения они являются?

Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

1) При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную, прикрепить к низу платья – согнуться книзу, по зимнему лесу – одеваться по-зимнему, консервироватьпо старому рецепту – консервировать по-старому.

2) Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями (изменения ударения): войти в чистую комнату – проиграться вчистую, надеть на голову (и на голову) – разбить наголову, по своему следу – поступить по-своему.

3) Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую, отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.

Невозможно это сделать и с теми наречиями, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно. Например: до отвала, до смерти, до упаду, с ходу, без просыпу, в придачу, но: на (полном) скаку.

4) Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.

5) В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

В темную (какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло.

При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь.

6) Выделенные наречия употреблены в функции существительных. Слова удовлетворительно, отличноимеют значение оценки. Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

Переход других частей речи во вводные слова

Найдите вводные слова и определите, какой частью речи они являются.

1) Они ехали по переулкам, и, видимо, дорога была хорошо известна водителю. () 2) Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю мой кабинет. () 3) Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. () 4) Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит. 5) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. () 6) Вам до меня, конечно, нет никакого дела.() 7) Вы, верно, переведены сюда из России. () 8) Квартира, правда, небольшая, но удобная. 9) Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск.() 10. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. 11) Дела у него, видно, не ладятся. 12) Это был разговор, бесспорно выходящий за рамки обыкновенной беседы.

1) Краткое причастие. 2) Глагол. 3) Глагол. 4) Наречие. 5) Краткое прилагательное. 6) Наречие. 7) Наречие. 8) Существительное. 9) Краткое прилагательное. 10) Наречие. 11) Краткое прилагательное. 12) Наречие.

Вывод. Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. () – Потугин, точно, и любил, и умел говорить. () Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому.

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы

Кто больше? Заполните таблицу «Производные предлоги».

Составьте несколько предложений с производными предлогами.

Из данных примеров выпишите примеры с производными предлогами. Ответ обоснуйте.

Двигаться впереди колонны. Ехать впереди. Находиться внутри троллейбуса. Расположиться внутри. Остановиться вблизи памятника. Находиться вблизи. Иду на встречу с писателем. Спешить навстречу опасности. Разрешается поворот при отсутствии движения навстречу. При обгоне посмотреть вокруг. Обойти вокруг памятника. Накинуть поверх пальто. Брось поверх. Ошибаться вследствие незнания. В следствие по делу включены новые факты. Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник. Несмотря на дождь, поход состоится. Благодаря за поддержку. Благодаря инициативе председателя.

Сравните следующие примеры. Что происходит при введении определения?

Находиться на пути к успеху – на верном пути к успеху. (В первом примере на пути предлог, во втором – имя существительное, при введении определения имя существительное восстанавливает все свои предметные свойства.)

Существует прием, помогающий разграничивать самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительное – существительным, прилагательное – прилагательным, деепричастие – деепричастием. Приведите примеры.

Поговорить насчет (предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке.
Отвечайте, не смотря (деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя (деепр.) в учебник.

Составьте три предложения так, чтобы слово относительно в первом было прилагательным, во втором – наречием, в третьем – предлогом. Изменился ли при этом состав слова?

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения. Вы убедитесь в этом, выполнив следующие задания.

1) Составьте предложения, отражающие стадии процесса переходности слова точно: --> наречие --> вводное слово --> союз (сравнительный); слова раз: имя существительное --> (количественное) --> наречие --> союз (условный).

2) Подумайте, на какой стадии произошли существенные изменения в семантике слова. (На последней. Только в союзе точно появилось сравнительное значение, в союзе раз – условное значение.)

3) Составьте предложения, в которых бы слова правда, благо, лишь, едва выступали в разных частях речи, в том числе и в роли союза. Например: Общее благо (сущ.) – наша цель. Он трудится на благо (предл. = в интересах) окружающих. Гуляет, благо (причинный союз = благодаря тому что) погода хорошая. Бери, благо (условный союз = если, раз) дают.

4) Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. На примере следующих слов покажите процесс перехода частей речи в частицы: наречия просто, слова состояния ясно, местоимения оно, глагола бывало, вводного словаконечно, союза тоже, предлога вроде. Обратитесь за помощью к «Толковому словарю русского языка» и. Как изменяется функция предлогов и союзов при переходе в частицы? (Предлоги перестают сочетаться с именами существительными в условиях двусторонних синтаксических связей, союзы – связывать члены предложения и части сложного предложения.)

Производные предлоги

Переход других частей речи в междометия

Даны предложения: «Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!» и Батюшки вошли в храм. В каком из предложений слово батюшки имеет лексическое значение, а в каком потеряло лексическое значение и просто выражает чувства и эмоции? (В первом предложении слово батюшки утратило лексическое значение и служит для выражения чувств и эмоций, следовательно, является междометием. Произошел переход существительного в междометие. Во втором предложении слово батюшкиявляется существительным.)
Вспомните как можно больше имен существительных, которые могут употребляться в функции междометий. Подтвердите примерами. (Беда, матушки, боже, ужас, страсть, господи, черт, караул, марш.)

Выставить караул (сущ.), почетный караул (сущ.) – Хоть караул (межд.) кричи. Помогите, караул (межд.)!(Междометие караул выражает призыв о помощи при опасности.) Марш (сущ.) мира, военный марш (сущ.) – Кругом марш (межд.)! Сейчас же марш (межд.) домой! Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... () (При помощи междометия марш выражается команда, приказ двигаться, идти.) Театр – его страсть (сущ.). – Дождь льет вторую неделю. Страсть (межд.)!(Междометие страсть выражает страх, ужас.) Боже (сущ.), дай мне силы. – Боже (межд.), как здесь красиво! (Междометие боже выражает восторг.)

Произведите сравнительный анализ следующих примеров и сделайте выводы о частеречной принадлежности выделенных слов.

Горько (сл. сост.) в этом сознаться. Во рту горько (сл. сост.). – «Горько! Горько!» (межд.) – кричали молодым. (Междометие горько – возглас гостей на свадьбе, призывающий молодых поцеловаться.)Дорога идет прямо (нареч.). Попасть прямо (нареч.) в цель. – Он просто герой! – Прямо (межд.)!(Междометие прямо выражает противодействие, возражение.) Извините (глагол) за ошибку. – Гулять под дождем? Нет уж, извините (межд.)! (Междометие извините выражает протест, несогласие.)Подумаешь (глагол) хорошенько, и пример у тебя получится. – Отец рассердится. – Подумаешь (межд.)!(Междометие подумаешь выражает иронию, пренебрежение, насмешку.)

О чем свидетельствуют следующие примеры? Какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова?

Далече грянуло «ура». () Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе. (В данных примерах междометия употреблены в роли имени существительного и глагола. Междометия утратили свою семантику, сочетаются с другими словами и выполняют функцию члена предложения. Далече грянуло «ура». () Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе.)

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовьте сообщение на тему «Переход одних частей речи в другие», показав при этом переход слов из одной части речи в другую на конкретных примерах.



Самое обсуждаемое
Что такое мифология определение кратко Что такое мифология определение кратко
Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль


top