Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье

Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье

Эпиграф:

Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой... то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает...

Цели:

  • Знакомство учащихся с творчеством И.И.Шишкина;
  • Воспитание чувства любви к Родине, к родной природе, культуре своей страны через произведения выдающегося художника, посвятившего свое творчество, русской природе.

Задачи: погружение в мир удивительных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина.

Оформление: М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…», «Среди долины ровныя…» (песня), «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргский; репродукции картин: портреты И.И.Шишкина (Крамской), «Рожь», «Среди долины ровныя…», «Рубка леса», «В полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый бор», «На севере диком», «Разливы рек ее подобные морям…», « Лесные дали», «Бурелом» и т.д., презентация «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».

Возможные формы проведения: «выставочный зал» (репродукции картин), музыкально – художественная композиция с использованием презентации (классный час или урок истории, МХК).

Вступление:

Смена слайдов (слайд-шоу) с репродукциями картин Шишкина и музыкальное сопровождение – М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…». Слайд 2. (Презентация 2 )

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит удивительная встреча с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – выдающегося художника второй половины XIX века.

Портрет И.И.Шишкина.
1880г.,
(Крамской)
Слайд 4
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского.
Портрет И.И.Шишкина.
1873г.,
(Крамской)
Слайды 5,6
«В окрестностях Дюссельдорфа».
1865г.
Слайд 7
Родился Иван Иванович в 1832г. в городе Елабуга на Каме. Там провел детство и раннюю юность, туда возвращался не раз в пору зрелости и возмужания.
Учился Шишкин в Московском училище живописи и ваяния и в Петербургской Академии художеств.

В качестве пенсионера Академии, удостоенного Большой золотой медали, молодой художник был послан на три года в Германию и Швейцарию, где прославился своим мастерством рисовальщика.

«Рубка леса».
Слайд 8
Первой его крупной работой по возвращении на Родину стало полотно «Рубка леса»(1867г.). В нем ярко проявилось одно из главных свойств творческого метода Шишкина – интерес к деталям.
Ничто не ускользает от взгляда художника: ни особенности строения пня спиленного дерева, ни различные породы растущих у его подножия цветов и трав, ни вспугнутая лисичка…. Все, что определяет жизнь леса, привлекает внимание художника и удостаивается его тщательного изучения. Все это он воспроизводит в картине. Правда, композиционно она еще как бы распадается на отдельные куски, живущие вполне самостоятельной жизнью. Столь же условна и передача освещения, мало связанного с общим живописным строем полотна.
«В полдень в окрестностях Москвы».
Слайд 9
С картиной «В полдень в окрестностях Москвы»(1869г.) (мотив пейзажа был найден художником в селе Братцево, под Москвой) в творчество Шишкина вошла тема Родины. Широта полей и урожайных нив с островками деревень и сел, высокий шатер неба, взметнувшийся над бескрайним простором, вызывают чувство радостного приобщения к великому и вечному, что зовется Родной землей, Отчизной.
«Сосновый бор».
Слайд 10
Написанный через два года « Сосновый бор» явил собой силу возросшего мастерства живописца. Яркий образ могучего соснового леса выражен здесь в глубоко продуманной и четко построенной композиции. Подробная детализация уже не нарушает цельности изображения, и освещение выглядит естественным и натуральным: пространство кажется наполненным солнечным светом и воздухом.

«Рожь».
Слайд 11

70 -80-е годы – время наивысшей творческой активности Шишкина. Одна за другой создаются его лучшие работы. С ними приходят к художнику слава и всеобщее признание.

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь
Все кругом светло.
(Иван Суриков)

Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой,
Дремлет медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.

Классическим произведением русского искусства стала картина «Рожь».
Кажется, не окинуть взглядом огромного поля, в котором и дорога теряется, словно заблудившись в его бесконечности, и едва заметны из высокой ржи крестьяне. Не постичь высоты голубого неба, которого не могут достать вершины богатырских сосен… Есть в этих образах нечто от народной сказки, извечных представлений о красоте Родной земли. «Рожь» работа опытного и умелого мастера. Композиция поражает цельностью и ясностью построения. Низкая линия горизонта, позволяет ощутить высоту неба. Двойной изгиб дороги и ритмическое расположение, словно шагающих, по полю сосен уводят глаз в бесконечные дали.
Изображение едва заметных из – за высокой ржи крестьян, идущих по дороге, служит дополнительной пространственной вехой, одновременно внося в картину оживление.

Тихо встала рожь на цыпочки,
Потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось
По полянам, по лесам…

Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели…
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.

(Янина Дягутите)

«Среди долины ровныя…».
Слайд 12
Эпические темы широты и раздолья, величия и могущества русской природы в творчестве Шишкина нередко вызывают у зрителей песенно-фольклорные аналогии.
К этим аналогиям художник стремится сознательно. Так, по мотивам известной народной песни «Среди долины ровныя…» в 1883 году им была написана картина того же названия. (Звучит песня «Среди долины ровныя …»)

(слова: А.Мерзлякова)

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.

Взойдет ли красно солнышко, –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка, –
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки вкруг него;
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота:
Кому их подарить?
Есть много славы, почестей:
Но с кем их разделить?

Однако в картине нет настроения тоскующего одиночества, свойственного этой песне. Полотно, по-шишкински, мажорно и обогащено огромными познаниями и беспредельной любовью к родной природе.

«На севере диком»
1891г.
Слайд 13
Не только к народным песням, но и к классической русской поэзии обращался Шишкин. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна» породило картину «На севере диком» (1891г.)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

«Разливы рек ее подобные морям…»
1890
Слайд 14
Другое стихотворение Лермонтова «Родина», вызвало к жизни интересно и сложно разработанный графический лист «Разливы рек ее подобные морям…»

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

« Лесные дали»
1884 г
Слайд 15
Понятие « шишкинский пейзаж» давно уже стало нарицательным – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина богато и разнообразно: от небольших этюдных набросков или зарисовок, каких-то незначительных на первый взгляд частностей… до серьезных композиций, содержащих в себе большие идеи и глубокие образы.

Дремлет лес: ни звука, –
Лист не шелестит…

(Иван Суриков)

Второй составной частью понятия « шишкинский пейзаж» является присутствие примет природы, могучей и сильной.
Творческий метод Шишкина, основан на пристальном изучении природы во всех ее деталях и частностях. Художник тщательно прослеживает объемы ствола и ветвей, фиксируя все изгибы и изъяны, которые оставили на старом стволе время и непогода.
Рука художника тверда, штрих и линия безупречно лепят форму с точностью и легкостью, доступной только очень большому мастеру.
На протяжении всего своего творческого пути и особенно в зрелые годы, Шишкин – мастер эпического повествования – стремился овладеть тайной лирического постижения жизни природы.

«Бурелом»
1888г.
Слайд 16

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился.

(Алексей Васильевич Кольцов)

Темы гибели, увядания были абсолютно чужды творческому мироощущению художника. Лесная глушь поражала его не страхом тления, а силой жизни природы: мощностью стволов, пышность мохового ковра.

Во лесу, во лесочке
Росла трава – мурава.
До пояса доросла,
Березку обвила.

(Потешки)

«Дождь в дубовом лесу»
1891г.
Слайд 17
Очень редко на картинах художника встречаются изображения людей. В своих работах художник общается с природой.
Так в картине «Дождь в дубовом лесу(1891г.) образ по – шишкински могучей дубовой рощи обогащен настроением лирической задумчивости, недосказанности: серая пелена дождя смягчает краски, а фигурки идущих куда – то по лесу людей придают изображению интимность.
«Сосны, освещенные солнцем»
1886г.
Слайд 18
Много работая на натуре и непосредственно сталкиваясь с проблемой взаимодействия света, цвета и воздуха (пленэр), Шишкин создал лучшие пленэровские этюды, например «Сосны, освещенные солнцем». Лесная опушка кажется действительно наполненной светом и воздухом, напоенной сухим запахом хвои. Словно воочию ощущаешь летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем лета.
«Зима».
1890г.
Слайд 19

Идет волшебница зима…
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

(А.С.Пушкин)

У Шишкина редко встречаются зимние пейзажи, лучший из них «Зима» очень точно передающий впечатление «звенящего» морозного воздуха, иллюзию свежевыпавшего снега.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

(Сергей Есенин)

Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

(Загадка)

Утро в сосновом лесу.
Слайд 20
«Шишкинский пейзаж» – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. С картиной Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» сложилась ситуация, похожая на историю картины «Осенний день. Сокольники» Левитана. Медведи на картине написаны другим художником. Это Константин Аполлонович Савицкий (Ошибка Шишкина?).
В 1951 г. известный деятель природоохраны, профессор Одесского университета И.И.Пузанов посвятил знаменитой шишкинской картине специальное стихотворение, которое так и назвал «Утро в лесу»:

Лес только что проснулся утром рано…
Еще лежит в низинах сизый пар,
Но солнце встало: утренний пожар
Заполыхал в вершинах рдяно.
Студеный воздух тих и дышит пряно
Смолой, грибами. Бор дремучий стар:
Завален буреломом ветхий яр,
Зарос малинником откос поляны.
Какая тишь! Лишь робкий дятла стук
В ветвях сосны высокой медвежонка
Насторожиться заставляет вдруг.
Но зря он слух свой напрягает тонкий,
Встав на дыбы, его спокойна мать;
И братьям любо на стволе играть.

(М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве реке»).

«Корабельная роща».
1898 г.
Слайд 21
Творчество Шишкина не зало периода усталости или упадка. И в последние годы своей жизни живописец работал с прежней неутомимостью, с прежним стремлением к совершенству.
Картина «Корабельная роща» («Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги») была написана незадолго до смерти художника и вобрала в себя все лучшие стороны его таланта.
Картина показывает потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета – на своем месте.
Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Картина прозвучала мощным заключительным аккордом торжественного гимна в честь русской природы.

Заключительное слово учителя:

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры. В каждой из его работ прослеживается масштаб личности и таланта могучего художника. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность. Не случайно современники называли Ивана Ивановича Шишкина – «лесной богатырь – художник».

1. Тестовое задание Слайд 22
2. Напишите синквейн по картине. Слайд 23

Используемая методическая литература:

  1. «Художественная галерея» Шишкин.№ 065, 2005.
  2. «Великие художники» Шишкин. М.: Директ-Медиа, 2009.
  3. «50 художников. Шедевры русской живописи» № 01.2010г.
  4. Студия Диафильм «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».
  5. gallerix.ru

1 слайд

Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса. ШИШКИН Иван Иванович (13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан - 8 (20) марта 1898, Петербург), русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

2 слайд

Современники называли его «царем леса». Характерны и названия картин Шишкина: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», самая известная - «Утро в сосновом лесу». Полотна его отличаются солнечностью, ясностью, радостью, в них он раскрывает поэтические черты русской природы. Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной.

3 слайд

«Сосновый бор» Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе так: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, Шишкин-это «человек школа» .

4 слайд

«Дождь в дубовом лесу» В сюжете картины мы видим трех путников. Закрадывается мысль, что вдали, на втором плане, в глубину леса уходит сам художник. Шишкин в этой работе выступил как виртуозный исполнитель в станковой живописи. Истинную ценность этого произведения составляет прекрасно выраженное состояние природы: начавшийся мелкий, моросящий дождь; мокрые, скользкие тропинки; серо-водянистый воздух. Полотно передает влажность лесного воздуха, запах мхов и травы, пение птиц, тишину и покой.

5 слайд

«Утро в сосновом лесу». Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в сосновом лесу. Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

6 слайд

«Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Монументальная картина - последний торжественный образ леса, символизирующий богатырскую силу русской природы.

7 слайд

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла. Картина сразу покоряет национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью.

8 слайд

«Дубовая роща» 1887 г. Мы словно читаем «историю» дубов, этих «персонажей», подобных героям произведений бытового жанра. Мы рассматриваем их изогнутые ветви и кору, покрытую трещинами. Поляна оживает в разнообразии травяного покрова; она естественно сливается с дальним планом, а впереди выписаны четко различимые травы и цветы.

9 слайд

«Зима» 1890 В сюжете полотна все сковано морозом и погружено в тень, лишь в глубине холста лучик солнца освещает небольшую поляну, слегка оттененную в нем розоватым цветом.От этих проблесков снег на земле и ветвях стройных сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой.

10 слайд

«Полдень в окрестностях Москвы» Пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Небо на картине огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. Оно наполнено серебристо-пепельными облаками, сквозь которые пробивается радостный солнечный свет. Именно небо, чистое и великое, является в «Полдне» главным объектом изображения. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и крестьянских работ. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.

11 слайд

«Рожь» Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за мков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Н. А. Некрасов Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. "Рожь" – это песня земле, симфония на тему самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих, природная благодать.

12 слайд

«Солнечный день. Мерикюль» 1894 Картина выполнена Шишкиным в очень интересной гамме светло-зеленых и желтых тонов. Она изображает ветхий домик-землянку на берегу ручья.

13 слайд

В картинах «Солнечный день. Береза»» 1894г., «Березовая роща» 1896 г., художник добился необычайно-декоративного эффекта, создав образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

14 слайд

«На севере диком…» 1883 Одиночество... На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломить, согнуть. С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

16 слайд

Б.Успенский: «Шишкин – великорусский талант по преимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей... Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы. Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами». В.Манин: «Его изобразительное изъяснение – прямое и непосредственное – нельзя считать лишенным своей философии, своего волнения и восторга, своей подпочвы». В.В.Васнецов: «Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать»

Слайд 2

Биография

Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.) талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв.

Слайд 3

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга».

Слайд 4

В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Слайд 5

Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., до истечения срока своего стипендиатства. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1859

Слайд 6

В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины: «Рубка леса» 1867

Слайд 7

«Сосны, освещённые солнцем» 1886 «Зимой в лесу» 1877

Слайд 8

«Утро в сосновом лесу» 1889 (медведи написаны К. А. Савицким)

Слайд 9

«Корабельная роща» 1898 и многие другие.

В данной презентации собраны картины знаменитого художника И.И.Шишкина. К каждой картине есть объяснение или в прозе, или в стихах. Можно использавать презентацию на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный». В.В. Стасов В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

«Сосновый бор» (1872) «Сосновый бор» – это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник.. На картине изображена уральская природа. На полотне молодые, но уже крепкие и стройные сосны тянутся ввысь, мелководный лесной ручей тихо журчит у их подножия. В этой картине Шишкин достиг большой органичности всех объектов на картине.

«В лесной глуши» (1872) На Второй выставке передвижников Шишкин представил картину «В лесной глуши», за которую в 1873 г. получил звание профессора. Пространственно выстраивая композицию от затененного переднего плана до глубины, где среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью.

Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности. «Лесной пейзаж» (1874)

«Рожь» 1878год 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников. Среди выдающихся полотен И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко К. А. Савицкого, А. И. Куинджи. выделялся пейзаж Шишкина "Рожь". Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. Н.А. Некрасов "Тишина".

«Ручей в лесу» (1880) Родной земли прелестный уголок. Таинственно шумит сосновый бор. Течёт промеж деревьев ручеёк, Ведёт с травой и мхами разговор. В бору ослабевает летний зной – Здесь царство полумрака и теней. Здесь ощущаешь запах смоляной. Ручей, журча, течёт среди камней. Когда ему перегородит путь Валун, поток пытаясь задержать, Ручей его сумеет обогнуть И продолжает весело бежать. Как хорошо! И исчезает грусть, Проходит безо всякого следа. Нагнусь к ручью и из него напьюсь. Как сладка желтоватая вода! Здесь тень, а дальше виден яркий свет – На дальнем плане всё озарено… Милей родной земли на свете нет! Об этом говорит нам полотно! Иван Есаулков.

«Дубы».(1887) Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Потому в картинах Шишкина привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.

«Бурелом» (1888) Мой зритель, вспомни о былом, Когда ты в отрочества годы, В час единения с природой, Забрёл в такой же бурелом. Прислушиваясь к тишине, Здесь лишь охотник пробирался, Да иногда шатун скитался Перед весной, забыв о сне. Деревьев стройные ряды Уходят в сумрак величаво, Как витязи на поиск славы, На отражение беды. Непроходимые углы Тайги, где всюду ели, ели И где изгнили, обомшели Давно упавшие стволы. Ковром на каждом мох лежит, А рядом группами и порознь Прелестная младая поросль С грибами весело бежит. Она торопится туда, Где через редкие просветы Между стволами солнце светит И отражается вода. Родной природы нашей жизнь В картине мрачной и суровой Изображает Шишкин снова. И как неутомимо кисть Рисует дикие места, Непроходимость бурелома. Как сердцу русскому знакома Таких вот дебрей красота! И. Есаулков

«Утро в сосновом лесу» (1889) Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказала Шишкину поездка в вологодские леса. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

«На севере диком…» (1891) Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

«Корабельная роща» (1898) В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Срезая рамой верхушки деревьев художник усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватое небо, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью.

Литература: 1 . Шишкин И.И. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1964-150с.: ил. Всего 39 картин. 3.И. Есаулков http://www.stihi.ru 2 . http://ru.wikipedia.org



Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (). Как пенсионер Академии жил в в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.


Раннее творчество Для ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства; "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и "Рожь" (1878; обе Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально- романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888)].


С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя…»(картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" (Сосны, освещенные солнцем»,1886; «Утро в сосновом лесу»,где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.


















Самое обсуждаемое
Что такое мифология определение кратко Что такое мифология определение кратко
Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия Весь мир в сознании. Мир ложной реальности. Любовь как космическая сила и энергия
Когда употребляется нулевой артикль Когда употребляется нулевой артикль


top